рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Исламские банки в мировой финансовой системе

Курсовая работа: Исламские банки в мировой финансовой системе

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Челябинский Государственный Университет

Факультет Евразии и Востока

Кафедра Политологии и регионоведения

Курсовая работа

ИСЛАМСКИЕ БАНКИ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Студента 2 курса группы ЕВ-201

Бет А.Н.

Челябинск 2010


Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности исламской экономики и банковской системы

1.1 Специфика исламской экономики

1.2 Основные инструменты исламской банковской системы как метод формирования исламского финансирования

Глава 2. Исламские банки в современной мировой финансовой системе

2.1 Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе

2.2 Перспективы развития исламских банков

Заключение

Источники и литература

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время мировой финансовый кризис заставляет все большее число экономистов задуматься о путях выхода из него.

Наряду с преобладающей мировой финансовой системой существует и так называемая «исламская финансовая система». Есть ли в мире перспективы для экономики «по Шариату»? Имеет ли религия какое-либо влияние на экономические процессы? Исламский мир подает тому пример. В Коране запрещены сделки с использованием ростовщического процента. Однако экономика большинства мусульманских стран далека от идеалов Ислама.[1] Тем не менее, по всему миру, в том числе и в России, создаются банки, работающие согласно нормам Шариата, а уже существующие финансовые институты исламизируются.

Интерес к данному явлению вызван в большей степени тем, что современная мировая финансовая система, основанная на теориях и практике западных экономистов, все чаще дает сбои и порождает кризисы мирового масштаба. В связи с этим, среди экономистов в самих США и Европе возникают сомнения в ее универсальности и применимости ко всем странам мира. До недавнего времени теория исламской экономической модели в западном мире вызывала лишь научный интерес среди узкого круга ученых. Однако в наши дни исламская экономическая модель, ее устройство, механизмы актуальны, так как только в исламских странах сейчас наблюдается рост ВНП и экономический подъем. Мировое экономическое устройство переживает новую фазу развития, в ходе которой затруднительно спрогнозировать последствия в мировой глобализирующейся экономике, все более отчетливо проявляющей свою нестабильность из-за зависимости в большей степени от одного государства – США.

Актуальность темы исламской экономики в целом и банковской системы в частности набирает обороты, т.к. сложившаяся в наше время финансовая ситуация в мире заставляет все большее число экономистов и политиков задуматься о необходимости нахождения новых принципов и инструментов. Более того, в некоторых западных странах, таких как США и Великобритания, исламские банки получили наиболее широкое распространение. Данной проблемой занимаются не только ученые Ближнего и Среднего Востока, но и российские и западные ученые-экономисты, такие как Гейдар Джемаль, политолог, председатель Исламского Комитета России; А.Ю. Журавлев, кандидат экономических наук, независимый эксперт в области исламской экономики; Р.И. Беккин, преподаватель МГИМО, кандидат юридических наук; Л.Р. Полонская, профессор, историк-востоковед; Мунзир Кахф, Б. Маурер, С. Хайс, Н. Шнайдер, шейх Х. Хассан, а также ряд политических деятелей, таких как Т.Черниенко, председатель Шиитского координационно-аналитического центра; Х. Рафсанжани, Президент Ирана в 1989-1997г.; М. Юсуф Адиль; А. Касрави; А.Джабиев, председатель правления Московского кредитного банка «Бадр-Форте».

Несмотря на освещение темы вышеизложенными авторами и многочисленными экспертами в области экономики и права, экономический и, в большей степени, политический аспекты не получили должную оценку. Имеющаяся теория исламской экономики в основном предлагает описание того, как должна быть организована хозяйственная жизнь общества, но реальное развитие и политическое положение исламских банков и исламских экономических организаций в мире с научной позиции практически не рассмотрено.

Для понимания проблемы исследуемого объекта необходимо уяснить, что такое «исламская экономическая система»/ «исламская экономика» и «исламский банк». Термин «исламская экономика» появился в обращении недавно. Впервые об «исламской экономике» заговорили в конце 50-х – начале 60-х годов XX века в исламских университетах в ходе дискуссий относительно экономической доктрины ислама с точки зрения того, как идеи, заложенные в Коране и пророком Мухаммадом, могли бы сочетаться с практикой капитализма и социализма в экономической области. Данные идеи затрагивались с раннеисламских времен учеными того периода Абу Юсуфом (690-760г.), Аль-Газали (1028-1082г.), Абдурахманом ибн Хальдуном (1332-1466г.), Таки ад-дином аль-Макризи (1364-1416г.)

Частой ошибкой понимания термина «исламская экономика» становится прямолинейная ассоциация с национальными экономиками государств-членов Организации Исламской Конференции. Следуя конфессионально-географическому принципу, экономика государства объявляется исламской лишь потому, что ее субъекты являются «этническими мусульманами», т.е. представителями тех народов, которые исторически исповедуют ислам. Хотя зачастую экономики этих стран далеки от соответствия исламским принципам. Саудовский ученый экономист Мухаммад Умар Чапра отмечает, что «ряд исторических фактов… послужил причиной образования широкой пропасти между шариатом и образом жизни исламских стран. Мусульманские государства не отражают дух ислама, и в действительности среди их подавляющего большинства не существует даже осознания необходимости перемен, требующихся… мусульманскому обществу».[2]

В общепринятом научном понимании экономика – 1) способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; 2) наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности[3].

Экономические системы – формы организации хозяйственной жизни общества, которые различаются по:

1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;

2) типу собственности на экономические ресурсы.[4]

В данной работе под термином «исламская экономика» понимается наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов в соответствии с нормами ислама. «Под термином «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса…. Эта специфическая черта данной модели не упраздняет базовые законы, которые действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой».[5]

Предметом данной исследовательской работы является исламский банк как институт.

Объектом исследования является действие исламских банков в мировой финансовой системе.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что исламская экономика и банки перспективны не только в странах с доминирующим мусульманским населением, но и в неисламских странах Запада и Востока.

Исходя из этой проблемы, мы ставим следующие цели и задачи:

Цель исследования: оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Выявить особенности исламской экономической системы и исламских банков;

2. Рассмотреть пути интеграции исламских банков в мировую финансовую систему.

3. Дать прогноз перспективам развития исламской банковской системы.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Специфика исламской экономики

Специфика исламской экономики заключается главным образом в том, что основы для ее осуществления и функционирования не могут идти вразрез с предписаниями Корана и Сунны пророка Мухаммада и полностью с ними согласуются.

Выделим основные отличительные черты исламской экономической модели от мировой:

- Исламская финансовая система имеет четкую социальную направленность с приоритетом морально-этических принципов. Исламская экономика рассматривается учеными и богословами мусульманского Востока со времен расцвета Халифата (Аль-Газали, Аль-Фараби, Ибн Таймийа) и понимается как часть общественного устройства, законы которого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков: Авраама, Моисея, Иисуса и в завершающем учении о мироздании пророка Мухаммада. В этом понимании исламская экономика имеет еще одно название – «таухидная экономика» (от араб. «таухид»-единобожие). Социальная ориентация предполагает основную цель развития экономики – обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности. Средством для достижения этой цели являются развитие экономики и хозяйственный рост. Наряду с этим, теологи и экономисты подчеркивают особую роль исламской этики и присущую ей способность ограждать хозяйственную деятельность от злоупотреблений и беззаконий. Все экономические категории, такие как: деньги, капитал, прибыль, богатство, производство, рассматриваются сквозь призму моральных норм и ценностных ориентиров ислама.

- Справедливость является приоритетной целью экономической деятельности. В исламском понимании это не только моральная категория, но и адекватная экономическая категория. Она не тождественна западному эгалитаризму, социальному устройству общества, где все имеют равные условия, (level playing field), принятого в западной модели, поскольку в шариатском контексте носит характер всеобъемлющего морального императива».[6]

- Все виды отношений (в том числе и экономических) между людьми с точки зрения исламского права рассматриваются как договор или контракт, под которыми подразумевается наличие прав и обязательств сторон в различного вида отношениях с приоритетом установлений Шариата.

- Важная роль концепции «наместничества», в соответствии с которой владелец какого-либо имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса является не собственником, а поверенным истинного владельца – Аллаха. «Предполагается, таким образом, что чем больше богатства/ресурса имеется в распоряжении конкретного лица, тем выше его ответственность как уполномоченного Всевышнего, в том числе за обеспечение роста благосостояния как своего, так и общества в целом.» [7]

Важный аспект состоит в том, что доверенный человеку ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств. Для борьбы с этим еще во времена пророка Мухаммада был применен сугубо экономический механизм – неработающие активы облагались специальным налогом в пользу бедных, который по-арабски называется «закят»[8].

- Запрещение ряда действий, называемых по-арабски «гарар»[9], что означает «опасность», «вводить в заблуждение», «подвергать риску». Под гараром подразумевается проведение операций купли-продажи товара, которого нет в наличии, и производство которого планируется в будущем; купля-продажа ценных бумаг без раскрытия реального актива, который служит содержимым ценных бумаг; купля-продажа товара без исчерпывающей спецификации; сделки без указания точной цены; сделки с указанием неконкретных сроков исполнения договоренностей.

Стоит отметить, что в западной/мировой экономической системе все вышеперечисленные элементы, понимаемые как «гарар», разрешены и повсеместно используются без каких либо ограничений. Данное явление объясняется духом авантюризма, присущим западной экономической традиции. Однако шариат отнюдь не отрицает риск, а, напротив, риск поощряется в том смысле, что обе стороны, вступая в экономические отношения, осознают возможные потери и не претендуют на их возмещение за счет друг друга. Вместе с тем, шариатом запрещается бессмысленный риск, следовательно, «гарар» интерпретируется как неоправданный риск, т.к. невозможно с наибольшей вероятностью просчитать возможные потери.

- Еще одно понятие, связанное с «гараром» - «мейсир»[10] (с араб. – «азартная игра»). Запрещение азартных игр в исламской экономической модели сводится к двум основным пониманиям:

1. Получение дохода, возникающего в результате стечения обстоятельств. Такой доход является запрещаемым, так как его получение не связано с производством и использованием труда. Примером может служить игра в казино.

2. Глобальное понимание «мейсира» как одной из отличительных черт современной капиталистической экономики. По мнению Журавлева А.Ю., «мейсир» понимается как трансграничные миграции колоссальных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства денежных средств без производства реального богатства, материального и нематериального.[11] Азиатский кризис 1997-1998г. ярко продемонстрировал негативное влияние на мировую экономику. Наиболее успешный игрок на биржевых рынках Дж. Сорос признал паразитирующую роль валютных рынков: «Я сделал состояние на мировых финансовых рынках и, тем не менее сегодня опасаюсь, что бесконтрольный капитализм и распространение рыночных ценностей на все сферы жизни ставят под угрозу будущее нашего открытого и демократического общества… Сегодня главный враг открытого общества – уже не коммунистическая, но капиталистическая угроза.»[12]

- Деньги рассматриваются как служебный, технический инструмент и не могут являться предметом купли-продажи.

- Запрет «риба»[13] (с араб. «приращение», «превышение»). В русском языке арабскому понятию «риба» наиболее соответствует слово «ростовщичество» в понимании прироста суммы долга против его изначального размера. В исламе «риба» рассматривается как грех. Пророк Мухаммад считал взимание процентов явлением в 36 раз худшим, чем супружеская измена, за которую по шариату полагается смертная казнь. В Коране взимание процента приравнивается к наиболее злостным грехам и расценивается как прямой вызов Аллаху, о чем говорится во многих айятах (стихах). «И кто снедаем лихоимством, предстанет (в Судный День) никак иначе, как тот, кого поверг в безумство Сатана своим прикосновеньем, - и это потому, что говорит он: «Ведь лихоимство то же, что и торг». Но запретил Господь вам лихоимство и разрешил вам торг вести…»[14]

«…а коль удержитесь (от лихоимства), ваш капитал останется при вас; ущерба и обид другим не причиняйте; тогда и сами вы не пострадаете от них.»[15]

Стремясь к созданию экономической системы, основанной на честности и справедливости, ислам считает, что деньги не могут прирастать по стоимости сами по себе, как это происходит, когда они ссужаются под процент. Кроме того, взимание процента с долга кредитором или получение заемщиком определяется как прибыль, полученная без приложения производственных усилий.

Исламская экономическая система признает как частную собственность, основанную на личном труде, так и общественную – государственную и кооперативную. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. Вместе с тем, что согласно исламу имущество любого человека принадлежит Аллаху, неприкосновенность частной собственности возведена до уровня неприкосновенности и ценности жизни. Лишение имущества кого-либо недопустимо, за исключением крайних случаев при условии выплаты полноразмерной, справедливой компенсации.

Таким образом, основываясь на предписаниях Корана и Сунны, специфика исламской экономики заключается в следующем:

- собственник какого-либо блага является поверенным истинного владельца этого блага – Аллаха;

- исламская финансовая система имеет ярко выраженную социальную направленность;

- исламская экономика основывается на моральных принципах, изложенных в Коране и Сунне;

- ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств;

- запрещение проведения финансовых операций, которые контрагентов вводят в заблуждение;

- запрещается получение прибыли, не связанное с использованием труда и производства.

- деньги – это инструмент, а не предмет купли-продажи;

- запрещение ростовщического процента;

- признание как частной, так и общественной собственности на средства производства;

- основой производительной деятельности является труд, а не капитал;

- частная собственность неприкосновенна, так как опосредована собственностью Аллаха.

1.2 Основные инструменты исламской банковской системы как метод формирования исламского финансирования

В исламской экономической системе банки выполняют ту же функцию, что и в традиционной западной – компенсация негативных факторов финансовых рынков: пространственной и временной неравномерности спроса и предложения, искажения информации. Функция банков также заключается в обеспечении работы национальных платежных систем и финансовом посредничестве.

Примечательно то, что беспроцентная банковская система уходит своими этическими корнями в христианство, где она существовала вплоть до эпохи крестовых походов. Фома Аквинский учил, что «процент подрывает стабильность денег как меры стоимости через придание денежному предложению стоимости, отличной от номинала и зависящей от временного фактора…».[16] В 1545г. в Англии был пересмотрен закон, запрещавший взимание процента и трактовавший его как ростовщичество; ростовщичество было определено как завышенная процентная ставка, а низкие ставки были «легализованы»».[17] Из трех авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) лишь ислам полностью запрещает процент, не подвергая изменениям первоначальные предписания. Запрет ростовщичества имеется в Торе: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост»[18]. Трактуя данные высказывания в своих целях, еврейские мудрецы и богословы объявили разрешенным взимание процента с представителей других национальностей и вероисповеданий.

Первая и главная отличительная особенность инструментов исламского банка от традиционного заключается в его фундаментальном расхождении с работой западного банка по части финансового посредничества.

Выполняя роль финансового посредника, любой банк аккумулирует денежные средства вкладчиков, которые в данный момент не используются их распорядителями, и формирует за их счет пассивы в источник финансов для тех лиц и предприятий, которые испытывают дефицит средств. Таким образом, за исполнение роли посредника банк должен иметь возможность возместить свои затраты и получить вознаграждение за проделанную работу.

В традиционной экономике банк получает прибыль с разницы процентных ставок, с одной стороны взимая с заемщиков более высокий процент, и, с другой, отдавая вкладчикам невысокий.

В исламской модели процесс происходит несколько сложнее. Вкладчик и заемщик, в сущности, выступают как агент и принципал соответственно. В шариате такая форма контракта называется «мудараба»[19] и представляет собой партнерство в прибыли. Одна сторона, владелец денег, вносит в какое-либо предприятие капитал, вклад второй стороны (мудариба – агента) заключается в его физическом, умственном труде или управленческой деятельности, благодаря которым предприятие реализуется.[20] Банк является посредником между вкладчиком и заемщиком так же, как и агентство недвижимости несет посредническую функцию между продавцом/арендодателем недвижимости и покупателем/арендатором. В случае, если предприятие терпит неудачу в силу причин, не зависящих от заемщика (мудариба), то потери несет вкладчик, так как шариат полагает, что затраченные силы, время, физическая и нервная энергия второй стороны не менее весомы, чем потерянные деньги. Однако это не означает, что мудариб не связан обязательствами в отношении потерь. Он может быть привлечен к ответственности в случае, если доказана его прямая вина в некомпетентных действиях, халатности, злонамеренности и пр. Полученная прибыль в результате успешной реализации проекта, делится между банком, заемщиком и вкладчиком в тех пропорциях, которые были установлены в результате договоренностей при обоюдном согласии сторон.

Второй отличительный инструмент исламских банков проявляется в проведении активных операций в форме безвозмездных займов, которые по-арабски называются «кард аль-хасан», что обозначает кредит, выданный из добрых чувств, сострадания, милосердия, в качестве безвозмездной помощи, если для заимодавца очевидно, что заемщик заведомо не в состоянии возвратить долг. В этом случае средства предоставляется как добровольное или обязательное пожертвование.[21]

«Кард аль-хасан» также может быть выделен как беспроцентная ссуда правительству или организации для осуществления именно общественных проектов таких как, например, строительство дорог, завода, жизненно важных объектов.[22]

Третий основной инструмент, отличающий исламские банки – формирование пассивов. Вклады в исламский банк могут быть двух типов – «кард хасан» и «амана» («Амана» буквально означает «вещь, отданная на хранение», а в практическом контексте – сама функция или действие по ответственному хранению»[23]). В зависимости от того, по какой форме создаются обязательства, «кард хасан» или «амана», до востребования, создается ресурсная база банка или банковской системы. Если за основу для формирования пассивов банка для последующего кредитования берутся вклады системы «амана», то банк обязан обеспечить 100% резерв под данные вклады. Клиент также вправе определять, имеет ли право банк вкладывать его средства в какой-либо инвестиционный проект или нет, что для западной банковской системы непостижимо.

Помимо «мудараба» в исламской банковской системе существует еще один инструмент, предназначенный для тех же целей, - «мушарака»[24] (с арабск. – партнерство, соучастие). В случае использования «мушарака», капитал может вносить как клиент, так и сам банк. Прибыль и убытки подлежат распределению между банком и клиентом в соответствии с их долями финансирования проекта. Здесь банк выступает не только как посредник, но и как партнер.

«Мурабаха» (с арабск. – перепродажа, биржевая игра) – еще один инструмент, присущий только исламским банкам. Применяется для кредитования какой-либо покупки клиентом. Банк покупает сырье или оборудование от имени клиента и впоследствии перепродает ему же в рассрочку, но по повышенной цене. Разница оговаривается заранее.[25]

«Иджара» - одна из наиболее распространенных операций исламских банков. «Фактически это соглашение о лизинге. Банк покупает имущество, например самолет или оборудование, и сдает их в лизинг потенциальному покупателю. В ряде случаев эта операция может быть квалифицирована как лизинговый контракт купли-продажи, согласно которому клиент имеет право выкупить имущество во время действия контракта на лизинг».[26] Движимое и недвижимое имущество исламский банк не может сдавать в аренду, если его использование арендатором предполагается для запрещенных шариатом целей, таких как: организация питейного заведения, торговля спиртным, размещение банка западного типа (в случае аренды недвижимости) и т.п.

С контрактом «иджара» в случае аренды с последующим выкупом, т.е. финансового лизинга, связано положение исламского закона, несоблюдение которого влечет за собой «гарар». С точки зрения шариата аренда и выкуп имущества – это две, связанные между собой, но в то же время сугубо различные сделки. Включение их в один договор приведет к двусмысленности и создаст ситуацию «гарар». Поэтому два договора заключаются отдельно друг от друга, и при выплате арендной платы в размере стоимости имущества, включающей долю банка, право собственности переходит к клиенту - выполняется договор купли-продажи.[27]

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.