рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Исламские банки в мировой финансовой системе

«Салям» - инструмент, позволяющий клиенту, обычно это крупное промышленное предприятие, быстро получить оборотный капитал для закупки средств производства. В этом случае банк несет существенные риски, так как по сути выдает деньги клиенту в долг, а долг не может являться предметом договора; клиент фактически продает, а банк покупает несуществующий товар. Поэтому структура «саляма» на первый взгляд подпадает под понятие «гарара», однако шариат демонстрирует «способность гибко применяться к реальным потребностям экономики, учитывая особенности производственного цикла, в частности в отраслях с выраженной сезонностью спроса на оборотные средства. Поскольку речь идет о физическом продукте на выходе контракта, степень «гарара» признается несущественной в силу высокой вероятности того, что означенному сроку товар будет наличествовать»[28].

«Истисна» - вид контракта, предлагаемый исламскими банками, для современной крупной промышленности. Банк в этой сделке действует как генеральный подрядчик в строительном проекте, который будет передан потенциальному клиенту, а строительная компания выступает субподрядчиком, который обязывается завершить проект в определенные сроки и за определенную цену для конечного клиента.[29]

«Музараат» (с арабск. можно перевести как «издольщина»). Исторически сложилось, что под «музараатом» понималось соглашение одного лица обрабатывать землю другого за определенный процент от стоимости урожая обрабатываемой земли.

В настоящее время, это понятие получило более широкий, современный смысл – предоставление оборотного капитала на основе раздела прибыли двумя сторонами.[30]

«Мусакат» - инструмент, использующийся для заключения контракта для краткосрочного финансирования сельскохозяйственного сектора.[31]

«Таварак» - контракт продажи, согласно которому покупатель приобретает товар в кредит и продает его другому лицу за наличные деньги, но по меньшей стоимости. Целью такой сделки является получение наличных денег, а не коммерческая выгода.[32]

Очевидно, что данный набор инструментов, основанный на предписаниях ислама, обеспечивает стабильность исламского общества в целом, и каждого члена этого общества в частности. Пользователь исламских банковских услуг получает более широкие возможности в осуществлении финансовых сделок и операций, нежели в традиционной банковской системе.

Моральная система, которая влияет на внутреннее сознание человека, делает его знающим о трастовой[33] природе ресурсов и обеспечивает критерии, необходимые для их эффективного и равноправного распределения и распространения.[34]

В заключение первой главы можно сказать, что исламская финансовая система имеет определенный потенциал для устойчивости во время экономических потрясений и кризисов. Вместе с тем исламские банки предлагают обширный круг инструментов для осуществления широкого спектра услуг, что делает их конкурентоспособными в мировой банковской системе. Весь набор инструментов исламской финансовой системы предупреждает возникновение кризисных явлений, как в финансовой системе, так и в обществе. Ресурс не должен оставаться не у дел, например, обращаться в сокровище, равно как и направляться на спекулятивные операции, а должен рационально использоваться на благо всего общества, для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, но не денежной массы.


ГЛАВА 2. ИСЛАМСКИЕ БАНКИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ

2.1 Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе

В настоящее время исламские финансовые институты действуют более чем в 75 странах мира. Самая большая их концентрация находится в исторически обусловленном регионе Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (Бахрейн и Малайзия – самые большие центры), а также в Европе и США (см. в Приложении 2). [35]

Независимо от того, говорим ли мы о развитии исламских банков в исламской финансовой системе или мировой финансовой системе на современном этапе, нельзя не учитывать тех глобализационных процессов, которые оказывают неоспоримое влияние на любую финансовую систему, существующую в какой бы то ни было стране мира. В попытках объяснения глобальных изменений современная наука предлагает различные концепции и подходы для понятия глобализации.

В объяснениях К. Омэ, «современная глобализация означает новую эру, отличительная черта которой состоит в том, что люди повсюду во все большей степени попадают в зависимость от порядков, царящих на мировом рынке (K. Ohmae, 1992).»[36] Несомненно, что под это влияние попадают и исламские банки, как те, которые действуют на исторически обусловленной территории, так и банки за ее пределами.

Существует ряд гипотез, таких ученых как П. Маркузэ, Дж. Розенау, Э.Гидденс, Дж. Томпсон, Дж. Альдо, которые могут быть сведены к тезису о том, что глобализация «является высшей стадией капиталистической интеграции мировой экономики или «современным вариантом капитализма» (Munsk R., 1999).»[37]

Немаловажным в развитии исламских банков остается и тот факт, что правящие элиты большинства стран регионов распространения ислама зачастую подвергаются политическому и экономическому давлению со стороны стран Запада и вынуждены развивать экономики своих государств с учетом общемировой ситуации.[38]

Общемировой тенденцией на сегодня стало стремительное сокращение природных ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения развитых стран постиндустриального общества, что приводит к изменению их геополитики.

Развитие исламских банков в различных регионах мира также связано с особенностями различных моделей экономического поведения народов в зависимости от их социальной, культурной и религиозной принадлежности. В Таблице 1 (см. Приложение 1) приведены наиболее распространенные модели экономического поведения в мире. «Исламский мир медленно, но неуклонно внедряется в северном полушарии. Это подтверждается не только экспансией в финансовой сфере, но и активным процессом миграции населения исламских государств в развитые неисламские страны. Рассматривая такой индикатор глобализации, как миграция рабочей силы, необходимо отметить, что Европа – Англия, Германия, Франция, другие страны – и ранее испытывала на себе сильное миграционное и культурное влияние арабского мира, где сейчас очень сильны позиции ислама, то теперь и в финансовую сферу европейских государств начинают просачиваться исламские финансовые институты».[39] Поэтому продукты исламского финансирования в разных странах будут востребованы в разной степени. Например, о востребованности исламских банков на территории стран СНГ говорит начальник отдела экономических программа Совета муфтиев России Мадина Калимуллина: «Люди ждут, когда же, наконец, в России и других странах СНГ откроются исламские финансовые институты, исламские банки… В тоже время понимание сути операций исламского финансирования на очень низком уровне. 3-5% опрошенных людей действительно понимают, в чем заключается суть, смысл операции».[40]

В 1974 г. исламскими странами был учрежден Исламский банк развития (ИБР), который успешно развивается по настоящее время. Главной задачей ИБР является поддержка исламских банков в мире и пропаганда идей исламизации экономики, повышение благосостояния населения в странах-участницах Организации Исламской Конференции (ОИК), поддержка и продвижение человеческого развития, науки и технологий, исламской экономики, финансов и банковского дела. ИБР признан международными организациями. Прежде всего, банк осуществляет специальную программу технической помощи, направленную на поддержку стран ОИК в их деятельности, относящейся к Всемирной торговой организации (ВТО). Банк международных расчетов в июне 2004 г. в соответствии с Новыми соглашениями по капиталу отнес ИБР к категории безрисковых многосторонних банков развития. В свою очередь, рейтинговое агентство Standard’s and Poors в 2004 г. присвоило ИБР наивысший рейтинг – AAA/A1+, что свидетельствует о его высокой надежности.[41]

Исламский динар, являющийся единой расчетной единицей ИБР, эквивалентен по стоимости 1 SDR Международного Валютного Фонда (МВФ), так как ИБР был признан МВФ в качестве официального держателя SDR, в результате чего он получил право на покупку и использование SDR в своих операциях и транзакциях с МВФ и центральными банками стран-участниц МВФ, а также с другими держателями SDR на тех же условиях, что предоставлены странам-членам Фонда.[42]

«ИБР проводит, по сути, политику патронажа по отношению к развивающимся странам-участницам ОИК, нуждающимся во внешнем финансировании принятых ими национальных планов и программ хозяйственного развития. Одновременно, ИБР выступает главным идеологом и безусловным лидером в пропаганде исламской экономики… Процесс создания новых исламских банков продолжается достаточно стабильными темпами, что отражает их экспансию как в арабских странах, так и вне границ мусульманского мира, в том числе в немусульманских странах, включая ряд ведущих индустриально-развитых государств (Великобритания, США, Дания, Швейцария, Канада, ЮАР и др.)»[43]

Успешное развитие и распространение исламских банков за пределами регионов, большая часть населения которых исповедует ислам, обусловлено еще и тем фактом, что исламское банковское дело предполагает наибольшую прозрачность своей деятельности, нежели традиционные банки. То, что исламские банки выступают главным образом партнерами между своими клиентами – вкладчиками и заемщиками, диктует необходимость их транспарентности, чтобы сократить моральные риски вкладчиков и инвесторов, объективно связанные с тем, что исламский банк обычно вообще не дает никаких гарантий вкладчику по привлеченным долгосрочным инвестициям. Вместе с тем, наибольшая прозрачность деятельности исламских банков, нежели традиционных западных играет положительную роль в экономике государств. Исламские банки предоставляют информацию для контролирующих органов и общества о долгосрочной инвестиционной стратегии банка, видах ценных бумаг, мониторинге факторов риска, внутреннем финансовом контроле, данных о финансовом состоянии банка, квалификации персонала и др. Считается, что, «чем менее прозрачна страна, тем в больших масштабах наблюдается отток капиталов из нее во время кризисов»[44] Поэтому проблема транспарентности финансовых структур и банков в разных странах стоит очень остро. Данный негативный факт имеет место быть и в РФ. В 2008году в оффшорные зоны ушло 2/3 бюджета РФ в том числе и из-за непрозрачности финансовых схем и отсутствия необходимой реакции Правительства. Данные потери сопоставимы с потерями Советского Союза во время Второй мировой войны и составляют 2 трлн. долларов США. Многие эксперты в области экономики полагают, что такие зоны являются одной из причин мирового финансового кризиса.[45] Вместе с тем, в шариате данные области рассматриваются как запретные и действие исламских финансовых институтов в них запрещено.

Существенно и то, что исламские банки, действуя по принципу разделения убытков и инвестиционных рисков с вкладчиками, вынуждены постоянно поддерживать ликвидность своего баланса на существенно более высоком уровне, чем обычные банки западного типа, что дает значительный запас устойчивости во время кризисов и болезней экономики.

Занимая второстепенное место в мировой финансовой системе, исламские банки играют большую роль в изменении взглядов на устоявшуюся финансовую систему.

Сформированная по законам Шариата, исламская финансовая система менее всего подвержена возникновению кризисных явлений.

2.2 Перспективы развития исламских банков

Некоторые аспекты и нормы исламской банковской системы позволяют ей успешно противостоять обстоятельствам, которые привели западную финансовую систему к кризису.

Создание в 1975 году Исламского банка развития и Дубайского исламского банка положило начало официальному развитию исламских банков. На сегодняшний день принципы исламской банковской системы успешно применяются не только в мусульманских странах, но также в странах Европы и в США. Многие западные банки открыли и поддерживают так называемые «исламские окна» (отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам Шариата) для оказания подобных услуг, которые существуют параллельно со стандартным набором услуг в таких банках.

Основными причинами столь бурного развития исламских банков стали значительный приток нефтедолларов в мусульманских странах, обеспечивающий большое количество временно свободной ликвидности[46], не перенаправленной на финансирование инвестиционных проектов внутри этих стран, и интенсивное развитие финансовой инфраструктуры путем создания финансовых центров в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. Подобные гиперликвидность и рост качества финансовой инфраструктуры в этих странах стимулируют инвестиции свободных ресурсов в проекты за рубежом, что усиливается также кризисом ликвидности в Европе и США[47].

На сегодняшний день насчитывается около 300 крупных исламских финансовых институтов, управляющих портфелем активов, оцениваемым примерно в 500 млрд долларов США. Если на Востоке основными центрами развития исламского банкинга являются Малайзия и государства Среднего Востока, то на Западе таким центром становится Великобритания. Данный факт является результатом развитой финансовой инфраструктуры Великобритании и стремления правительства страны вывести систему законодательства и юридических норм на такой уровень, который позволит исламским банкам успешно функционировать наряду с традиционной банковской системой.

Следует также отметить, что в процессе обсуждения бюджета Соединенного Королевства 2008 года было отмечено намерение работы с исламским финансированием в рамках стратегии казначейства по обеспечению статуса Лондона как ведущего финансового центра[48]. Согласно мнению экспертов, Лондон, с его почти двухмиллионным мусульманским населением и доминирующим положением на рынке капитала, является тем самым связующим звеном, которое позволит направить избыточные средства мусульманских стран на Запад.

В своем развитии исламская банковская система сегодня сталкивается со следующими основными проблемами.

Кадры. Расширение существующих финансовых институтов и создание новых в связи с развитием исламских банков создает потребность в квалифицированных кадрах. Текущие возможности учебных заведений, занимающихся воспитанием специалистов в области исламского финансирования, не в состоянии удовлетворить такую потребность. В связи с этим исламские финансовые институты должны сконцентрироваться на воспитании кадров собственными силами. Для успешной работы данного механизма необходимо наличие хорошо организованной кадровой функции, финансового стимула, здоровой и привлекательной рабочей атмосферы.

Конкуренция. Несмотря на растущий интерес к исламским банкам, он все еще находится на ранней стадии своего развития. Выход на рынки сопряжен со все возрастающей конкуренцией со стороны традиционных банков, начавших предлагать продукты исламских банков (путем открытия «исламских окон»), трансформацией традиционных банков в исламские и появлением новых игроков на рынке. Текущее падение цен на нефть и снижение уровня временно свободной ликвидности также сказывается на возможностях исламских банков конкурировать с традиционными на западных финансовых рынках.

Многие западные банки открыли «исламские окна» — отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата. Например, в условиях отсутствия соответствующего законодательства и международной системы финансовой отчетности, соответствующей шариатской форме отчетности, у банков есть возможность создать отдельный филиал, который работает по своим особым принципам. Такой филиал называется «окном».[49]

Избыточная ликвидность. Отсутствие эффективной альтернативы традиционному межбанковскому валютному рынку, работающей в соответствии с принципами шариата, приводит к серьезным затруднениям в сфере управления ликвидностью исламскими финансовыми институтами. Ограниченные возможности для инвестиций, согласно принципам ислама со стороны банков, в свою очередь приводят к необоснованному завышению стоимости активов.

Управление рисками. Работа в соответствии с принципами ислама подвергает исламские финансовые институты дополнительным рискам по сравнению с общими для банковской индустрии. Такие риски включают в себя риск соответствия принципам шариата, правовые риски и т. п. Принимая во внимание расширение института исламской банковской системы, функция управления рисками в исламских финансовых институтах должна обеспечить не только управление такими рисками, но и стабильное развитие индустрии.

Стандартизация. На данный момент не существует единых стандартов формирования финансовой отчетности и нормативно-правовой базы для исламских финансовых институтов. В результате в некоторых странах они работают согласно стандартам AAOIFI (Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов), в то время как в других они используют стандарты, предписанные для традиционных финансовых институтов.

Наличие специальной законодательной базы – залог того, что опыт исламских банков и исламских филиалов-«окон» не останется абсолютно маргинальным. В России такой базы не существует. Но примером законодательства, если не разрешающего создание исламских банков, то хотя бы не запрещающего это, может служить Великобритания.[50]

Следование Шариату. Следование принципам Шариата является основным условием работы исламских банков. Данный вопрос напрямую связан с проблемами воспитания квалифицированных кадров и управления рисками, описанными выше. Исламские учебные заведения не в состоянии удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах возрастающего числа исламских финансовых институтов. Различия в интерпретации положений Шариата также вызывают необходимость в квалифицированных кадрах для выработки единой позиции по механизмам работы продуктов исламских банков.

Согласно принципам Шариата, сделка, как правило, должна быть подкреплена реальным активом, то есть актив должен существовать, находиться во владении продавца и иметь конкретное описание.

Данные факты говорят о том, что исламская банковская система представляет собой комплексный механизм, которому еще предстоит пройти определенные этапы на пути своего развития. Однако, несмотря на существующие вопросы, он является тем самым институтом, который доказал свою состоятельность и способность работать во время глобального финансового кризиса.

Как известно, согласно принципам функционирования исламских банков запрещено начисление ссудного процента и финансирование запрещенных видов деятельности (например, торговля алкоголем, свининой, игорный бизнес). Наряду с этим исламские экономические принципы также требуют от финансовых институтов непосредственного участия в рисках финансируемого проекта, что подразумевает разделение прибыли и убытков по проекту с заемщиком средств. Такие требования стимулируют исламские финансовые институты уделять должное внимание анализу рисков, сопряженных с предполагаемым проектом, и мониторингу над расходованием средств. Таким образом, в отличие от западных финансовых учреждений, которые в последние годы выдавали средства заемщикам с повышенным уровнем кредитного риска без проведения достаточного и полного анализа такого риска, принципы исламского банкинга устанавливают строгую дисциплину, что приводит к отсутствию безответственного кредитования и позволяет существенно снизить кредитные риски.

Запрет на спекуляцию и неопределенность (Gharar) также помог исламским банкам успешно функционировать в условиях кризиса. Шариат предписывает финансирование реальной производственной деятельности. Согласно его принципам, сделка, как правило, должна быть подкреплена реальным активом, то есть актив должен существовать, находиться во владении продавца и иметь конкретное описание, а не указываться как теоретический объект (например, рыба, находящаяся в водном пространстве). Таким образом, исламский банк стимулирует развитие экономики, предоставляя средства для покупки/производства реальных активов. Также следование этим принципам сводит к минимуму спекулятивные операции с ценными бумагами, подобные тем, которые происходили в США с CDO (обеспеченное долговое обязательство) и CDS (дефолтный своп) [51], спекуляция которыми стала одной из причин ипотечного кризиса.

Как видно, ведение работы на основании принципов исламских банков позволило исламским финансовым институтам по большей части избежать рисков и проблем, приведших западное финансовое сообщество к кризису. Данное утверждение подтверждается не только теоретическими исследованиями, но и продолжающейся даже в условиях кризиса мировой экспансией исламских финансовых институтов и распространением продуктов исламского банкинга.

Исламский банкинг стимулирует развитие экономики, предоставляя средства для покупки/производства реальных активов. Следование его принципам сводит к минимуму спекулятивные операции с ценными бумагами, подобные тем, которые привели к ипотечному кризису в США.

В сложившихся условиях институт исламских банков является тем самым альтернативным источником, который способен обеспечить потребности бизнес-сообщества в капитале и финансовых ресурсах. Не следует забывать тот факт, что исламские финансовые институты, как правило, выделяют средства для финансирования какого-либо конкретного проекта и покупки конкретного актива. Данный факт дает уверенность, что полученные средства не будут направлены на затыкание так называемых «текущих дыр», существующих у банков и предприятий. Напротив, они будут направлены в реальный сектор, тем самым стимулируя развитие экономики. В условиях текущего экономического спада этому должно придаваться особое значение как с точки зрения развития экономики в целом, так и с точки зрения создания новых производств и обеспечения населения рабочими местами.

Тесное сотрудничество с исламскими финансовыми институтами и заимствование опыта и механизмов их работы могут стать одними из критических факторов успеха для экономик стран СНГ и Запада в качестве предполагаемых мер по выходу из кризиса.

Для такого сотрудничества финансовым учреждениям в первую очередь необходимо обеспечить работу в соответствии с принципами шариата, заложенными в основу исламского финансирования, основными из которых являются:

запрет на начисление ссудного процента;

запрет на финансирование деятельности, не соответствующей принципам ислама (например, торговля свининой или алкоголем);

разделение прибыли и убытков;

запрет на спекуляцию и неопределенность.

Следует также уделить особое внимание изучению разнообразных видов исламского финансирования для обеспечения потенциальных клиентов полным спектром имеющихся услуг. Осуществлять работу могут как сами финансовые учреждения (в случае принятия решения о полном переходе на принципы работы в соответствии с шариатом), так и специально созданные для этого в их составе «исламские окна» или дочерние предприятия.

Учитывая серьезные проблемы с привлечением долгового финансирования на европейских и американских рынках, а также пока еще свободную нишу исламской банковской системы в странах СНГ, горизонты развития данного института являются весьма перспективными. Основными выгодами от такого развития в условиях текущего кризиса и спада объемов производства могут быть:

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.