рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: История индийского права и государственного устройства в период правления Ашоки

Победа царя одержана повсюду, куда дошли его посланцы - дута (dūta - тринадцатый большой наскальный эдикт). И даже там, куда им не удалось добраться, но донеслась слава о соблюдении им дхармы (dhaŗmavuttam), о правиле (vidhanam) и наставлении в дхарме (dhaŗmānusatthi) - тем самым также одержана победа. Царь ставит своей целью благодеяния всему человечеству (savvalokahite - шестой большой наскальный эдикт) - далеко за пределами собственной державы (vijita). Более того, он оказывает милость всем двуногим и четвероногим (pasumunissānam - второй большой наскльный эдикт, шестой колонный эдикт), тем живым существам, которые плавают в воде или летают в небе (dupadacatuppadesu pakkhivālicalesu - второй колонный эдикт). Ашока не просто глава государства, он - царь природы. [35]

Царь изображается как Вселенский правитель, представление о действительных пределах его государства оказывается размытым. Судя по надписям, энергичная деятельность по обустройству мира распространялась далеко за пределами державы, что не могло соответствовать реальности, но в пределах Вселенной, что понятно в контексте.

Надписи Ашоки[36] дают возможность полагать, что маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Причем, если установившаяся правовая практика не согласуется с правительственными указами, то последним должно быть отдано предпочтение, т.к. интересы государства выше сложившихся правовых норм.

Царь считался командующим армией, назначал чиновников, сам являлся главой фискальной администрации, верховным судьёй; выбирал себе помощников, но за ними всё же устраивалась тайная слежка, а особо приближенным устраивались испытания. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежащий к влиятельному брахманскому роду.

Огромное значение придавалось службе надзора: под надзором находились должностные лица, а также жители городов и деревень. Царевичи, управляющие главными провинциями, находись под особым наблюдением. Ашока с гордостью говорил, что если "в прошлом не было постоянного расследования и оповещения"[37], то теперь вестники обязаны докладывать царю о делах народа. [38]

По данным эдиктов известно о том, что маурийские правители имели право освобождать от налогов целые деревни или уменьшать долю налогов[39]. Подробнее отражены их судебные функции. Царь мог выступать верховным судьей. Согласно надписям, Ашока ежегодно объявлял амнистии и ввел трехдневную отсрочку осужденным на смерть, "дабы родственники и близкие могли похлопотать за их жизнь". Маурьи придавали большое значение вопросам судопроизводств и заявляли о своем стремлении к тому, "чтобы в судебном процессе и при установлении меры наказания торжествовала справедливость".

В древней Индии правитель считался организатором всех общественных работ. Ашока продолжал деятельность своих предшественников по строительству многих важных объектов, в том числе ирригационных систем. "Ведь различные мероприятия для того, чтобы сделать [людей] счастливыми, [осуществлялись] также и прежними царями"[40]. Под руководством царя проходило освоение новых областей, возводились здания и крепости

С точки зрения некоторых учёных - маурийская империя времен правления Ашоки - "абсолютная монархия в правовом и политическом смысле слова". [41]. Однако, учитывая важные особенности государственного строя империи, её стоит охарактеризовать как ограниченную монархию. Власть правителя в столице была ограничена царским советом, состоявшим из его родственников и представителей наиболее знатных фамилий. В областях державы продолжали править местные династии или олигархические объединения. Нередко на службу приглашались племенные вожди.

Ашока в своих надписях не именует себя самраджа, адхипатья, махараджа, свараджа[42], а называет себя просто царем, а в малом наскальном эдикте из Байрат-Бхабру - царем Магадхи. Принятие Ашокой данного титула можно считать верностью обычаю, согласно которому все предшественники величали себя по названию домена или даже столицы/ Ашока был царем в первую очередь одной из индийских народностей - магадхов. Реальная власть правителей Магадхи к III в. до н.э. распространялась на всю долину Ганга, которая была непосредственно "царским владением"[43]. Но Ашока объявлял своей "завоеванной" территорией, своей "державой" любые земли, где размещены были "эдикты о дхарме": Гирнар на Западе и Шахбазгархи на Севере, Дхаули на Востоке и Суварнагири на Юге. Ашока высказывает ту идею, которая нередко встречается в санскритских текстах, где конечной целью царя объявляется "завоевание всей земли"[44]. Это отражается и в символичном исполнении капителей колонных эдиктов, четырех львов или четырех животных, обращенных по сторонам света. Для царя оказывалось достаточно, чтобы говорить о своей "победе", одержанной на всей Земле, того, что маурийские дипломаты должны были сообщить монархам других стран о том, что далекий правитель Магадхи - "царь дхармы"

Государство Маурьев нельзя рассматривать как теократическую монархию, концепция божественного происхождения царской власти еще не получила окончательного оформления. В эдиктах Ашока часто величается Деванампия - "милый (угодный) богам", а не называет себя богом[45]. В титуле прослеживается лишь традиционность в подчеркивании определенной связи царской власти с богами. Отсутствие таковой концепции, возможно, объясняется укреплением буддизма[46]. В надписях Ашоки излагаются не традиционные брахманские идеи о божественности власти. Царская деятельность была переосмыслена в терминологии дхармы - религиозно-этических норм. Царь выступает в роли наставника дхармы, Вселенского учителя. Надписи о дхарме он рассылает по четырем сторонам света, а распространение дхармы рассматривает как свою "победу".

5. Паришад

Паришад - совет царских министров играл большую роль в управлении государством. Паришад существовал и в другие, более ранние, эпохи, и во время правления династии Маурьев он не приобрел нового значения и заключал в себе функции политического совета, с которым приходилось считаться в силу древней традиции этого органа. Подробно его деятельность изложена в КА, где он называется мантрипаришадом[47]. В грамматике Панини и у комментаторов, для обозначения царя встречается термин - паришадвала - "окруженный паришадами"[48].

Количественный состав паришада зависел от нужд государства. Как политический орган власти, он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и права, а также ограничить власть правителя. [49] По сведениям джатак, членами царского совета были чиновники-аматьи. Жалованье советников составляло 12 тыс. пан и приравнивалось жалованью царевичей и главных военачальников. [50]

При Ашоке паришад контролировал выполнение норм дхармы и устанавливал обязанности для чиновников, выезжавших в инспекционные поездки по стране, которые после должны были отчитываться пред паришадом. Также в его компетенцию входило установление начала работ и завершение уже ведущихся, предупреждение неудач и т.д.

Паришад мог собираться и в отсутствии царя в экстренных ситуациях, но царь требовал, чтобы в таких случаях ему об этом сообщалось[51]. Нередко возникали противоречия между царём и паришадом, особенно сильно это проявилось в последние годы правления Ашоки - сложилась сильная оппозиция царю, и Ашока был фактически лишен власти царскими сановниками.

Кроме паришада существовал тайный совет ашадакшина - "невидимый шестью глазами", состоящий из узкого круга людей, представленный несколькими особо приближенными доверенными лицами. [52] Тайный совет созывался в связи с решением особо срочных дел - атьяяика. В случае неотложных дел могли собираться члены обоих советов.


6. Сабха

Сабха - "собрание" или "совет", состоял исключительно из полноправных мужчин, женщины, чужеземцы и рабы не допускались на собрание. Сабха - самостоятельный институт государственной власти, отличный от паришада и тайного совета, это широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполняющее политические функции. В эпоху правления династии Маурьев приобретает характер царского совета - раджа-сабхи и представляет собой совет главных в своей области деятельности чиновников, но в неё по-прежнему могут входить некоторые представители городского и сельского населения. Царь, в ряде случаев, обращается за поддержкой к раджа-сабхе. О привлечении народа к обсуждению государственных дел сообщают также раннебуддийские и раннеджайнские источники и даже эпиграфические документы послемаурийского периода. Таким образом, представители городского и сельского населения в государственном управлении играли значительную роль. Но в эпоху Маурьев практика привлечения народа к участию в государственных делах стала употребляться лишь в исключительных случаях.

В наскальных эдиктах Ашоки сабха не упоминается, но можно предполагать, что этот орган, наряду с паришадом сохранил свою деятельность. По свидетельствам Мегасфена[53] в сопоставлении с данными древнеиндийских источников позволяет говорить о ее существовании в маурийский период.

Паришад и сабха имели лишь совещательные функции. Для управления государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство. Высшими должностными лицами были: главный мантрин, возглавлявший царскую администрацию, сенапати - командующий войсками, пурохита - главный жрец, дхармадьякша - глава по вопросам судопроизводства и толкованиям законов, астролог и др. Судя по организации отдельных ведомств, в частности военного, для управления ими существовал специализированный штат чиновников, группы которых отвечали за свою сферу деятельности: одни ведали пехотой, другие - боевыми колесницами, третьи - боевыми слонами, четвертые - снабжением и снаряжением войска, пятые - флотом и т.д. Можно предполагать, что аналогичным образом выглядел бюрократический аппарат и в других ведомствах, сведений о которых нет. Косвенно об этом свидетельствуют, в частности, данные об административном управлении городами. Часть городов управлялась чиновниками центра, другие - провинциальными администраторами. Принцип управления был тем же: ведомство делилось на группы специализированных чиновников, каждая из которых отвечала за свой участок работы - будь то контроль над ремесленниками, взимание налогов и пошлин, надзор за ценами и рынками, сохранностью общественных зданий, регистрацией населения и т.п.

Центральному аппарату подчинялись провинциальные, причем характер их варьировался в зависимости от степени важности, уровня развития либо отдаленности того или иного района. В империи было четыре-пять главных наместничеств, управление которыми осуществлялось как наместниками из центра (ими бывали преимущественно царевичи), так и прежде существовавшей там местной администрацией, иногда во главе с местными правителями-раджами. Аналогичным образом, т.е. в форме сочетания централизованной системы администрации с местной, вплоть до общинных органов самоуправления, обстояло дело в провинциях и областях в том числе в тех районах, где сохранялась местная автономия, как, например, в ганах и сангхах с ненаследственной выборной властью правителей.


7. Городское управление

В эдиктах Ашоки имеется указание на деление городов на группы - бахира внешние и хида внутренние. Города, находящиеся в виджите считались внутренними, остальные - внешние. Эта особенность важна для характеристики городского управления. В городах сохранились некоторые черты самоуправления, особенно сильно прослеживаются во внешних городах. Столицей империи был город Паталипутра, входящая в состав внутренних городов

Столица управлялась центральным аппаратом. Городам, принадлежащим территории виджиты, лишь в незначительной степени удавалось сохранить определенную автономию, так как центральная власть лишала городские советы независимости, контроль был достаточно жестоким и систематичным.

Внешние города управлялись преимущественно провинциальными властями. Управление в городах было коллективным и осуществлялось городским советом. Члены городского совета назначались или утверждались центральной или провинциальной администрацией[54]. Происхождение органов местного самоуправления сохраняло традицию политических институтов более раннего времени. В связи с этим, в состав этих советов входили, помимо назначенных из центра чиновников, утвержденные представители региональной политической элиты. Политическая идеология требовала именовать всех носителей власти - независимо от их ранга - царскими "слугами"[55]. Но положение утвержденных городских махаматров определялось не царской милостью, а их происхождением и социальной поддержкой на местах. В четвертом колонном эдикте Ашока провозглашает, что доверяет местным властям и дарует им право на полную самостоятельность, возможность вершить по собственному усмотрению "суд и расправу". Однако, декларации центра о даровании провинциям автономии призваны не столько закрепить права последних, сколько, заявить о собственных притязаниях. Посланцы царя появлялись с его "указами" на местах с интервалами в несколько лет и не могли осуществлять повседневный контроль за деятельностью управления. Они лишь знакомили местный совет с эдиктами. Адресатом послания могли значиться как чиновники - махаматры, так и совет, что тождественно.

В городах были специальные чиновники, которых древнегреческие источники называли астиномами[56]. В их функцию входило создание шести небольших советов - 5 человек в каждом. Советы были надзирательным органом. Каждый совет осуществлял надзор за определенными сферами жизни народа, как то 1. надзор за ремесленниками;

2. надзор за чужеземцами - расселение, наблюдение за поведением, сопровождение чужеземцев, здравоохранение, погребение, а также отправка их имущества на родину в случае кончины;

3. регистрация рождаемости и смертности - расследование обстоятельств, при которых произошло рождение или смерть, преимущественно для учёта налогообложения, также простой учет;

4. регистрация торговых операций;

5. регистрация клеймения товаров, производимых ремесленниками;

6. сбор десятины с продаваемых товаров - укрывающему товары от уплаты налога полагается смерть.

По данным КА город делится на четыре части. Каждая часть возглавляется чиновниками - стханиками, которые, в свою очередь, подчиняются главному городскому чиновнику - нагараке. В зависимости у стханников находились гопы - квартальные инспекторы, обязанность которых было следить за 10,20 или 40 городскими семействами. [57]

Квартальные инспекторы, как и представители третьей группы чиновников у Мегасфена, должны знать жителей своего квартала - их имена, род занятий, доходы и расходы, кастовую принадлежность, число их ближайших родственников.

Чиновникам шестой группы по Мегасфену соответствуют стханики, занимающиеся слежением за сбором налогов. Наказанием за контрабандный товар было взыскание высшего штрафа. Для продажи были установленные места, а также время. Купцам должны были доносить о тех торговцах, которые не соблюдают эти правила.

В обязанности городских чиновников входило также наблюдение за частными государственными делами - контроль за общественными постройками, в том числе и за ремонтом общественных зданий, за чистотой на улицах города, за храмами, храмовыми комплексами и святилищами, за гаванями, за рынками и за ценами на товары.

Население делилось на группы в зависимости от варны и профессии. Каждая группа проживала в определенной части города.Г.М. Бонгард-Левин связывает это с "пережитком очень древней традиции племенной организации"[58]

Жизнь в городе подлежала строгому регламенту. Существовали запреты на разведение огня в летнее время, также все жители должны иметь противопожарные средства. Хождение по улицам города после так называемого ночного сигнала запрещалась, а прохождение в это время мимо царского дворца каралось арестом и штрафом. Каждый вечер ворота в город закрывались, и никто не мог войти в него. С тех, кто задерживался за чертой города, брался штраф в четырёхкратном размере. В любое время суток могли передвигаться лишь обладатели специальных документов, родильницы, врачи, люди, несущие труп, или направляющиеся на пожар. Специальные агенты проводили облавы и задерживали неизвестных. На домохозяина налагался штраф, если он не сообщал о приехавших к нему людях.

С дозорных взимался штраф в двойном размере за несвоевременное появление на улице, в случае не задержания лиц подлежащих задержанию, а также при задержании лица не подлежащего задержанию.

8. Система провинциального управления

Империя включала в себя различные по своему составу и уровню развития области; объединяла различные по языку, религии, социальному строю племена и народы.

Провинциальные аппараты подчинялись центральному, причем характер их варьировался в зависимости от степени важности, уровня развития либо отдаленности того или иного района. Провинциальное управление было построено не без учёта традиционных институтов, но имели место и нововведения, которые изменили старую систему, приспособив ее к новым условиям - были созданы новые институты управления.

Система управления строилась с учётом особенностей отдельных территориальных единиц. Общая система представляет собой некую форму сочетания централизованной системы администрации с местной, вплоть до общинных органов самоуправления, а в некоторых районах сохранялась и ненаследственная выборная власть правителя.

Ядро империи - виджита. В виджиту входил собственно царский домен, а также некоторые области, находящиеся под особым надзором государственного управления, перечисление которых обычно происходило по племенам: гандхарцы, калингяне, андхры и др. каждая область ранее представляла собой племенную территорию и называлась по господствующей народности. Эдикты Ашоки, преимущественно, рассказывают об управлении виджиты, система администрирования которых отличалась от других провинций.

Основываясь на них и на свидетельствах первого наскального эдикта можно предполагать о “провинциальной структуре" державы Ашоки, принимая царевичей за наместников. Соответственно территория государства делилась на провинции. Особым статусом обладали четыре из них. Высокий статус именно этих областей связан с их положением и ролью в политической и экономической, а также культурной жизни страны. Главные провинции - Северо-западная со столицей в Таксиле, Западная со столицей в Уджаяни, Восточная, она же провинция Калинга, с центром в Тосали и Южная с центром в Суварнагири. Главами этих провинций были царевичи. Положение царевичей было различным. Но в 1976 г. была найдена версия I МНЭ. В Пангурарии, где упоминается пятый царевич.Ж. Фюссман высказал предположение о том, что могли существовать и другие царевичи[59].

Царевичи Таксилы, Уджаяни, Тосали - носили титул "кумара"[60], царевич Суварнагири, по эдиктам Ашоки, зовется аяпута[61], и имел особый, более высокий статус. Об этом можно судить не только исходя из того, что он именуется особым термином, но и основываясь на формулировках южных версий I МНЭ. Суть и содержание южных версий, отличающихся особой формулировкой оповещения не меняется, но аяпута выступает, как промежуточное звено, через которого излагается даже общее поучение Ашоки, адресованное всем подданным. Можно предполагать, что при Ашоке здесь находилась ставка наследника престола. Создание специальной Южной провинции говорит об остроте политической активности в связи с "южным вопросом", который был особо актуален начиная с правления Биндусары - отца Ашоки и его предшественников на престоле Магадхи.

Система главных провинций, возглавляемых царевичами, не была новой для данного региона, и ранее правители ставили царевичей в особо важные регионы. Царевичи в эпоху правления Ашоки занимали промежуточное положение в социально-политической иерархии общества и их можно характеризовать, как местных крупных вождей, в том числе зависимых царей, посредников между верховной властью царей Магадхи и локальными социальными и политическими организациями.

Важным звеном в системе управления были махаматры, чиновники государственного аппарата. Махамантрином в период правления Ашоки - любой чиновник государственного аппарата, не обязательно высший чиновник или министр. Положение махаматра определялось сферой его деятельности и выполнением определенных государственных функций. В I особом указе из Дхаули махаматры характеризуются как “наблюдающие за правопорядком”, там же установлен порядок публичного чтения указов - 1 раз в месяц в обязательном порядке. В XII колонном указе говорится о разделении махаматров на наблюдающих за сангхой; за брахманами и адживиками; нигрантхами (джайнистами); последователями разных вероучений. В обязанности махаматров входит распределение царских даров. Царь Магадхи реализовывал свою власть через местные структуры традиционно сложившуюся иерархию лидеров.

Главные провинции обладали немалой автономией царевичи во всех провинциях посылали специальных инспекторов по управляемой ими территорией. Такие инспекции служили проверкой действий местных чиновников. Исключения составляла Южная провинция-Калинга. Правитель Клинги не обладал правом инспектировать провинцию. Такие поездки организовывались центральной властью. В I СЭ[62] Ашока говорит, что сам будет высылать в объезд[63] чиновника-махаматра. Даже непосредственно к чиновникам обращался сам Ашока. Иногда Ашока отдавал приказания судебным чиновникам в Тосале напрямую, минуя царевича. [64] Данную ситуацию спровоцировало то, что Калинга была присоединена недавно и получила статус главной провинции, была включена в виджиту и находилась под непосредственным императорским контролем. Таким образом, правитель Калинги обладал меньшей свободой по сравнению с правителями Таксилы и Уджаяни, которые не подвергались такому жесткому контролю.

По одной из версий, главные провинции делились на две группы - провинции, находящиеся под властью царевича; другая - провинции, находящиеся под властью царевича и махаматров, исполняющих приказы царя. Однако, правитель Юга не был более зависим от царя, нежели правители других провинций, более того, он имел более высокий статус, что подразумевало более высокие полномочия, нежели у правителей Таксилы и Уджаяни. Приказания царя в Южной провинции отдавались царевичу, а не непосредственно чиновникам, что являлось закономерным в Калинге. Также не подтверждено отсутствие махаматров в других провинциях, в то время как в эдиктах не было о них упоминания, в других источниках говорится о крупных чиновниках - аматьях.

Инспекторские поездки должны были регулярно осуществлять царские чиновники. В виджите инспекции осуществлялись раз в 5 лет, в остальных регионах - раз в три года. В III БНЭ говорится о трёх разрядах государственных чиновников: юты, раджуки и прадешики. Все перечисленные чиновники входили в разряд махаматров. Имелось несколько разрядов чиновников, выполнявших сходные функции, но в различных регионах - либо в областях непосредственно подчиненных центральной власти, либо в областях, находящихся под властью царевичей. Правители Уджаяни и Таксилы были обязаны высылать чиновника такого же ранга, какого высылал царь для инспекции по виджите. Участие в объездах не было постоянной функцией махаматров. В их обязанностях был контроль за городскими чиновниками, а также распространение принципов дхармы[65].

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.