рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: История индийского права и государственного устройства в период правления Ашоки

Помимо деления на главные провинции было деление на обычные провинции - джанапады, области - прадеши, округа - ахале, окружные области - висавы. Низшая единица провинциального округа - деревня - грама.

Джанапада - термин, традиционно переводимый как "заселенная область", "царство", в некоторых текстах синонимичен термину раштра, иногда - то же, что и грама - "поселение"; в широком смысле провинция государства, в более узком - сельская местность. Согласно Панини, под джанападой можно было подразумевать как область, так и территорию всей страны. Территория лежащая за пределами джанапады[66] считалась землей, устроенной не должным образом, или же неустроенной вообще, к примеру, не имеющей царя, населенной лесными племенами и лесными жителями и пр. За пределы джанапады, то есть за пределы благополучного мира, выселяются преступники, прежде всего, опальные брахманы[67]

По КА джанапада делится на четыре части: стханию - 800 деревень, дронамукху - 400 деревень, кхарватику - 200 деревень, сангхрану - 10 деревень. [68] Главами джанапад являлись раджуки[69] - крупные государственные чиновники. Из сельских чиновников они превратились в глав провинциального управления, также стали обладать судебной властью в своих провинциях. Раджуки периода Ашоки тождественны агораномам Мегасфена[70], хотя, как упоминалось ниже, их функции изменились, а полномочия увеличились. В их обязанности входило руководство над общественными работами, они должны были следить за рытьем водоемов, наблюдать за каналами и оросительной сетью в целом, под их руководством строились дороги и места отдыха, должны были инструктировать погонщиков слонов, писцов, колесничих, брахманов; также собирали налоги, обладали судебными функциями, хотя не были специально судебными чиновниками, должны были знакомить население и подчиненных с указами царя. Раджуки делились на три группы: сельские, городские и военные. В их подчинении находились главы округов.

Существовали более самостоятельные джанапады, в предшествующий период они упоминаются в качестве самостоятельных государств, а в рамках империи, не входившие в виджиту и располагавшиеся на юге Индостана. Управлением занимался наиболее авторитетный клан, в эдиктах о клане говорится во множественном числе.

Округа - ахале[71] неоднократно упоминаются в эдиктах Ашоки, и предполагается, что термин "ахале" обозначает определённую административно-территориальную единицу и является устойчивым образованием, единым обозначением определённого административно-территориального деления для всей империи. Деление на ахале было не только в виджите, но и в других больших провинциях, управление в которых производилось царевичами. Однако, в целом в державе не существовала единая унифицированная административно-территориальная структура, особенно на низком уровне. Но нельзя отвергать отсутствие ахале как такового.

Окружные махаматры должны были объезжать округ с царским приказом, а также следить за своевременным оглашением указов в отдаленных районах, а также дальних укреплённых лагерях и посылать туда специальных чиновников - котависавесу[72]. Окружные области - висавы представляли собой укрепленные лагеря и составляли более мелкую административную единицу, подчиненную округу.

В обязанности окружных махамантров не входил контроль за действиями других чиновников. Объезд был частью повседневной работы с целью распространения царских приказов, тогда как участие в инспекционной поездке высших чиновников не было главным занятием, а скорее дополнительной нагрузкой. Также император возложил на окружных махамантров обязанности по охране и целостности буддийской сангхи и распространению принципов дхармы, но это было дополнительным по отношению к главной обязанности - управлению округом.

В главных городах округов находились канцелярии, где существовал целый штат переписчиков - липикаров, которые изготовляли копии царских указов, а также вырезали их на камне и на колоннах. Существовали несколько разрядов писцов - писцы-резчики, высекающие указы, переписчики, выполнявшие копии указов на удобном материале, для последующего распространения по всему округу. В канцеляриях регулярно происходили сборы окружных чиновников для ознакомления с указами. А согласно Сарнатхской надписи, царские приказы должны были также оглашены в общине монахов и монахинь, а переписи отправлены последователям буддизма, ещё одна копия должна храниться в канцелярии, чтобы с ней мог ознакомиться любой желающий. Писцы канцелярий, должны были знать несколько вариантов письма - брахми, кхароштхи и греческое. Большинство текстов было написано на шрифте брахми - понятном для населения, а имя писца зачастую было на кхароштхи. Существовала и практика устной передачи указов, традиционно проходила под звуки барабана. Устные указы имели чёткую форму для удобства оглашения и восприятия.

Низшая административная единица - деревня - грама. Глава деревни со временем превратился в представителя государственного аппарата. Органы самоуправления сохранились в рамках традиции, но потеряли свою самостоятельность и силу. Существовал и целый ряд чиновников, занимавшихся различными вопросами, от судебных до финансовых. Прадешики были областными чиновниками с широким кругом обязанностей. Выполняли инспектирующие поездки вместе с раджуками.

Существовали также специальные чиновники по охране границ-анамахаматры, которые упоминаются в эдиктах Ашоки. Анамахаматры занимали довольно высокое положение и получали высокое жалование, равное жалованью члена совета паришада царевича.

Не смотря на политику централизации, одной из особенностей системы управления империи являлось то, что в её рамках сохранялись автономные объединения, многие из которых являлись республиками, хотя они включались в общую систему государственного управления. Немонархические образования сумели сохраниться в рамках империи в силу нескольких причин. Многие из них помогли одержать Чандрагупте победу над династией Нандов; преемники Маурьи не хотели открытого столкновения. Во время правления Ашоки их власть уменьшилась, но в целом положение не претерпело значительных изменений.

9. Экономическое развитие. Система налогообложения

Социальная структура.

Эпоха маурьев была очень важным этапом в экономическом развитии Древней Индии; развились основные черты социально-экономического строя, которые получили развитие в последующие периоды.

Земледелие становится основной отраслью производства. Наряду с возделыванием полевых культур - риса, пшеницы, ячменя, а также проса, бобовых, сахарного тростника, хлопка, кунжута - большое значение приобретают садоводство и огородничество. Развивается система искусственного орошения. Работами по орошению занимались как частные лица, так и сельские общины в целом; велись государственные работы по орошению. Большую роль играло скотоводство. Скот, помимо сельских работ, использовали как транспорт, он был необходим в военное время. Технический прогресс ко времени образования империи Маурьев в Индии привел к серьезным сдвигам в развитии производительных сил. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие материалы.

Происходит рост городов. Они становятся центрами ремесла и торговли. Высокого развития достигло ткачество, обработка металлов, ювелирное дело. Ремесленники имели свои профессиональные организации - шрени. Ремесленники, входящие в шрени, подчинялись уставу этих организаций, в случае необходимости, шерни вставали на их защиту. Во главе каждой организации стоял старейшина - шрештхинами. Государство старалось установить контроль за деятельность ремесленных организаций: требовалась регистрация, ремесленникам запрещалось без ведома властей переселяться в другие области. Ремесленники главным образом занимались обслуживанием нужд государства и потребностей знати в предметах роскоши и в предметах, которые не производились рабами и челядью в домашнем хозяйстве этой знати. Город и деревня были слабо связаны товарообменом. Сельские жители в своем большинстве в свободное от полевых работ время обычно занимались каким-нибудь ремеслом, чаще всего прядением и ткачеством. Кроме того, имелись сельские ремесленники: кузнецы, гончары, плотники и другие специалисты, полностью удовлетворявшие несложные нужды деревни.

В торговле, как и в ремесле, существовала специализация. Каждая область занималась продажей какого-либо определенного товара. Между областями строятся дороги, специальные торговые пути связывают с другими государствами. Известно, что велась и морская торговля с Шри-Ланкой, Бирмой, суда ходили в Южную Аравию. Главным портом по торговле с Месопотамией и Египтом был Бхригукачха[73]; торговля с Цейлоном и Юго-Восточной Азией велась в основном через порт Тамралипти[74]. Торговые сделки, купцы и купеческие караваны упоминаются в литературных источниках очень часто.

В империи Маурьев торговля подвергалась строгой регламентации со стороны государства. Специальные чиновники следили за правильностью мер и весов, за порядком на рынке. За мошенничество, за продажу недоброкачественных продуктов и т.п. виновные подвергались наказаниям, чаще всего - денежным штрафам. Торговлей занимался и сам царь; его товарами и от его имени торговали специальные царские служащие, в ведении которых находился целый штат торговцев. Существовала царская монополия на торговлю некоторыми товарами: продуктами горных разработок, солью, спиртными напитками.

Развивается денежное обращение. Еще в первые века I тыс. до н.э. в качестве денег использовались куски или связки кусков меди, серебра или золота определенного веса - нишка. Позднее, кусочки металла постепенно получали определенную форму и дополнялись изображениями. В маурийский период имели обращение клейменые монеты. В областях, входивших в империю Ахменидов, получили хождение персидские сигли, на северо-западе - греческие тетрадхармы. В источниках встречаются различные названия монет: каршапаны - серебряные и золотые, какани - медные, суварна - золотые и т.д.

В КА излагаются обязанности чиновников, следивших за чеканкой монет, а также денежным обращением. Денежные отношения были широко развиты - были известны заклады, кредиты, проценты.

Налоги. Одной из важнейших функций царя являлся сбор налогов, ведь основу сильной власти составляет казна, поэтому необходимо постоянно следить за ней. Доля собираемых налогов была весьма велика, но в древнеиндийских источниках проводилась идея о том, что царь собирает налоги ради защиты самих подданных[75], что это своего рода небольшая награда ему за заботу о населении страны.

К периоду Маурьев старая система налогообложения претерпела значительные изменения. Прежние, часто добровольные подношения царю приняли форму обязательных и строго фиксированных налогов. Основным видом налога был бхага - доля царя, обычно составлявшая 1/6 часть сельскохозяйственной продукции. Царь даже назывался шадбхагин, т.е. "получающий шестую долю". Некоторые области с особо хорошей почвой, где выпадали обильные осадки, могли облагаться значительно более высокими налогами - до 1/4 и даже 1/3 урожая. Доля царя могла быть увеличена и при финансовых затруднениях в государстве. Царь получал налоги с земли частных собственников, и, естественно, он пристально следил за состоянием полей. В случае если собственник во время посева или сбора урожая бросал свой участок, царь мог наложить на него штраф. За неуплату налога государство штрафовало, осуществляя свою публичною функцию, но отнять землю у собственника не имело права.

Основной податной группой были земледельцы - свободные общинники, владельцы небольших участков земли. Кроме них налоги царю уплачивали также ремесленники, торговцы, владельцы скота.

Судя по источникам, некоторые слои населения были освобождены от налогов. Мы находим свидетельства и у античных авторов, и в шастрах о том, что брахманы, как знатоки священных текстов и как представители высшей варны, освобождались от уплаты налогов. Более того, в некоторых сочинениях даже отмечается, что за взимание налога с знатоков Вед, с отшельников и царских жрецов полагался штраф. Брахманские источники старались объяснить это тем, что брахманы уже своей деятельностью и религиозными заслугами как бы вносили свой вклад в государственную казну и способствовали расцвету страны.

Некоторые тексты включают в список освобожденных от налогов "людей царя", т.е. находящихся на царской службе. Таким образом, основное бремя налогов ложилось на земледельцев и ремесленников и еще более обостряло противоречия между классами, сословиями, различными социальными группами.

Царь по своему желанию мог уменьшить эту долю или вообще освободить кого-то от налога, но это бывало очень редко и в особых случаях. В КА сообщается, что селения, поставляющие воинов, местности с невысокой урожайностью, территории, важные в стратегическом отношении могут быть освобождены от уплаты налогов. "Царь Пиядаси (Ашока) - любимец богов - на двадцатом году коронации лично нанёс сюда царский визит. Здесь родился Будда Шакьямуни. В знак того, что Бхагаван был рождён здесь, была построена каменная ограда и возведена каменная колонна. Селу Лумбини снизили налоги, дано право [взимать с Лумбини только] восьмую часть"[76].

В КА дается подробное описание функций финансовых чиновников и деятельности специального налогового ведомства, перечисляются все типы обложения и обязанности чиновников фиска. Налоги взимались с пахотных земель, рудников, лесов, торговли и т.д. Во главе соответствующего ведомства стоял главный сборщик, устанавливавшим единицы обложения, проводивший полную регистрацию и подразделявший селения по различным категориям. В его подчинении находился многочисленный штат чиновников. Квартальный инспектор контролировал поступления с пяти или десяти деревень. Туда направлялись специальные агенты, призванные собирать сведения о землях, домах, семействах.

Земельная собственность. Происходит дальнейшее развитие частной собственности па землю. Понятие собственности было связано с местоимением "свой" и производными от него (свое, собственное, собственник и т. д,), а для обозначения права временного владения применялся глагол "бхудис" (пользоваться, наслаждаться) и связанные с ним термин "бхога". [77]

Земельный фонд страны делился на частные земли, общинные, государственные и царские.

Среди частных собственников земли существовала значительная дифференциация: наряду с очень богатыми землевладельцами, где применялся труд рабов и наемных работников, были и бедные собственники маленьких участков земли. Права собственника охранялись. За незаконное присвоение чужой собственности - чужого участка земли взимался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Согласно шастрам, штраф за присвоение земли был равен налагаемому за грабеж.

Община стремилась ограничить частное землевладение, особенно продажу земли нечлену общины. В случае продажи преимущественное право покупки предоставлялось родственникам и соседям Их мнение учитывалось, прежде всего, и при опорах о границах селений и земельных участков. Вместе с тем община защищала права собственников земли - членов общины. В её распоряжении находились общеобщинные земли - пастбища, строительные сооружения, дороги на территории общины.

Часть земельного фонда составляли государственные земли и личный царский фонд. К категории государственных земель относились леса, пустоши, рудники, необрабатываемые земли. Царь не был собственником всей обрабатываемой земли в государстве. На территории царских земель свабхуми находились царские хозяйства. Специальные чиновники - надзиратели наблюдали за царскими поместьями. Небольшие участки земли царь мог иметь в деревнях. Этими участками он распоряжался как собственными: мог их дарить, продавать, сдавать в аренду.

Статусы государственных и негосударственных (частные, общинные) земель отличались друг от друга. В древнеиндийских источниках ясно различаются две категории земель по собираемым с них доходам: сита - поступления с царских земель и бхага - налог с частных земель.

Сельская община не была одинаковой по своей форме в различных частях страны. В общины объединялась значительная часть населения - свободные общинники-земледельцы. В наиболее отсталых районах община была родовой, с коллективной собственностью на средства производства, коллективным трудом и равным распределением продуктов. В относительно более развитых районах земля и источники орошения и водоснабжения находились еще во владении общины, - но коллективной обработки земли уже не было; во многих случаях пахотная земля периодически делилась между семьями полноправных общинников, а в нераздельном пользовании оставались пастбища, выгоны и т.д.

Другой основой общины, помимо коллективного владения землей, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, превращавшее общину в самодовлеющее экономическое целое. каждая община была очень мало связана экономически с другими общинами и с городами, что значительно замедляло развитие товарно-денежных отношений в стране.

Государственная администрация во внутренние дела общины почти не вмешивалась. У общины была своя сельская администрация, иногда выборная, но иногда наследственная. Государственные повинности, которые община выполняла, накладывались не на каждого общинника в отдельности, а на всю общину в целом. Это в свою очередь тормозило разложение общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: ларяду с общинниками, которые работали сами на своих участках, выделилась общинная верхушка, эксплуа-тировавшая и рабов, и наемных работников

Рабства, как мы его в Индии не было. Рабовладению в Индии был присущ ряд особенностей. Слово даса или дасья[78] передавало значение слова "раб", но означало также "слуга". Особого наименования для понятия "раб" у древних индийцев не выработалось, и термин "даса" обозначал людей с разной степенью личной зависимости до рабской включительно. В древнеиндийских сборниках законов упоминаются разные категории даса (до 15), причем людей, принадлежавших к некоторым из них, никак нельзя считать рабами в точном смысле слова.

Рабы принадлежали государству, частным лицам или были коллективной собственностью (например, собственностью общины). Труд рабов использовался в хозяйстве царя и рабовладельческой знати, на строительствах общественных сооружений, в рудниках. Есть известия о существовании крупных царских хозяйств, в значительной мере основанных на рабском труде. Наиболее популярной сферой применения рабского труда было домашнее хозяйство. Естественно, что численность женщин-рабынь, которые имелись в каждой состоятельной семье, была значительно большей, чем численность рабов-мужчин.

Рабы были такой же собственностью своих хозяев, как и всякое другое имущество. Раб - двуногое двипада - так же мог продаваться, закладываться, обмениваться и т.д., как и домашний скот - четвероногое чатушпада, но в своей производственной деятельности раб был тесно связан с младшими членами большой патриархальной семьи и прочей домашней челядью. Вследствие этого и в повседневной жизни его отношения с хозяевами отличались патриархальной простотой; недаром древнеиндийскими законодателями положение раба определялось как соответствующее положению замужней женщины. Наличие патриархальных отношений между рабом и хозяином вовсе не умаляло власти последнего в отношении раба, так как власть главы семьи была и по отношению к членам семьи почти безграничной, вплоть до права продажи жены и детей и применения по отношению к ним любой меры наказания, включая предание смерти. Во всяком случае, рабы обязаны были беспрекословно повиноваться, и жестокие наказания рабов, особенно потомственных, - избиения, заковывание в цепи, клеймение - были явлением обычным.

Обращение свободного человека в рабство не могло сразу оборвать семейные и родовые связи. Поэтому раб сохранял, по крайней мере, иногда и в некоторых частях страны, право на владение имуществом (приобретенным, полученным в дар, унаследованным), на передачу его по наследству; он часто имел семью; хозяин при обращении с рабом должен был учитывать его принадлежность к той или иной варне.

Наличие различных категорий рабов с неодинаковым положением, распыленность их по мелким рабовладельческим хозяйствам, патриархальная простота отношений хозяина к рабу, преобладание среди рабов женщин - все это неизбежно должно было затруднять активную борьбу против рабовладельцев, в частности, развитие таких высоких ее форм, как открытое восстание. Борьба рабов против рабовладельцев характеризуется примитивными формами: уклонением от работы, побегами, разбоем и т.п. Не исключено, что рабы сопротивлялись и более активно, но источники не дают на этот счет прямых указаний. Несмотря на свою относительную примитивность и неразвитость, рабовладельческие отношения определили структуру древнеиндийского общества.

Сословно-кастовый строй. К периоду правления Ашоки сословно-кастовый строй уже был одним из важнейших факторов в структуре общества. Выработанная веками система варн на рубеже нашей эры уже во многом изменилась. Изменения шли в ряде направлений. Намечалась заметная дифференциация, как имущественная, так и социальная. Деление на варны существовало наряду с делением на классы. Имущественное положение зачастую играло большую роль, чем принадлежность к той или иной варне. Из источников мы узнаем, что именно богатство приносит человеку славу и уважение, не смотря на то, что варна определяла место индийца в обществе.

Сама схема варнового деления в различных источниках представлена по-разному. В брахманских текстах говорится о том, что брахманы занимают первое место, за ними следуют кшатрии; в буддийских текстах на первый план поставлены кшатрии, и только затем брахманы.

Брахманы сохраняют свое высокое положение, влияние в идеологической сфере и культе. Они занимают посты советников царя, при царских дворах, в судебных организациях, но происходит и изменение традиционных обязанностей и образа жизни. Количество брахманов росло, и далеко не все они требовались для ритуально-культовых жреческих нужд, не все были склонны или способны к этого рода деятельности. Немалое количество брахманов, оставаясь по варне именно брахманами, начинало заниматься иными делами, вплоть до весьма непрестижных. Среди брахманов встречаются земледельцы, торговцы, ремесленники, лекари, актеры, пастухи и даже слуги[79]. В случае, если брахман занимается физическим трудом, он лишался особой привилегии - освобождения от уплаты налогов.

Политическая власть находилась в то время в руках у кшатриев, в чьих руках находилась армия. В то же время они получают многие экономические привилегии.

Разбогатевшие вайшиьи по своему положению стали приближаться к высшим кастам, обедневшие фактически опускались до статуса шудр. В целом политическая роль вайшьев падает, они теряют право на владение оружием. Положение шудр осталось неизменным. Лишь у тех немногих, кому удавалось разбогатеть, получалось изменить свой статус в обществе.

10. Ганы и сангхи

В маурийский период республиканские объединения играли немалую роль. В индийских источниках они обозначаются терминами "гана" и "сангха"[80]. Античные авторы упоминали некие автономные области и полисы, которые пользовались определенной самостоятельностью, где нет власти царя, а выбирается предводитель, под которыми можно понимать ганы и сангхи. Буддийские источники упоминали и некоторые республиканские государства среди "великих стран". Они вели упорную борьбу с монархиями и не раз одерживали внушительные победы. Немонархические образования смогли сохранить автономию и в рамках империи Ашоки.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.