рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Исторические взгляды Н.В. Шелгунова

Кроме работы над своими воспоминаниями Шелгунов ведет в журнале обзор провинциальных газет под рубрикой «Очерки русской жизни». Текущие российские события особенно интересуют его в период смоленской ссылки. Главное внимание Николай Васильевич уделяет вопросам экономического развития страны. В статьях «Женское безделье», «Государственное хозяйство» и других, он, обращаясь к историческому прошлому России, пытается объяснить существующее положение вещей, а где возможно, проследить историю того или иного экономического явления. Прекрасное знание различных сторон русской жизни и личный талант Н.В.Шелгунова как писателя сделали «Очерки…» весьма популярными у российских читателей. Об общественной значимости произведений Шелгунова говорит следующий факт. В период с 1884 по 1905 год распоряжением министра внутренних дел статьи Николая Васильевича наряду с сочинениями Чернышевского, Герцена, Добролюбова, Писарева для публичного чтения были запрещены. ¹

В Петербург Н.В.Шелгунов возвращается в 1890 году, но возвращается человеком глубоко больным. Сыграли свою роль ссылки, постоянные материальные затруднения, не сложившаяся личная жизнь, поистине огромная работа. Но и в таком состоянии он продолжает писать статьи, постоянно встречаться со студентами, представителями передовой интеллигенции и, что особенно важно, с рабочими.

1.   Сунцов Н.С. Указ.соч. с. 6.

В последнее двадцатилетие ХIХ века в общественной жизни России происходят новые явления: из общего демократического потока выделяется рабочее движение, начинают свою деятельность различные социал-демократические группы, проходят стихийные стачки.¹ В революционном движении появляется новая сила – рабочий класс.

В своих взглядах на историю Николай Васильевич, казалось бы, приближается к историческому материализму, отправляясь в своих суждениях от материальной основы. Но все эти положения объясняются им как результат действия нравственных сил, и общественная жизнь оценивается с точки зрения здравых экономических понятий. Исторические воззрения Шелгунова идеалистичны, но иными в условиях крепостной эпохи они быть не могли.

         Возможно, что новые исторические условия подвели бы его и к более глубокому пониманию хода общественного развития. К сожалению, 12 апреля 1891 года Николай Васильевич Шелгунов скончался, и вопрос о том, встал бы он на материалистические позиции или нет, остается в области предположений. По крайней мере, необходимые условия для этого, как представляется нам, были.

Похороны Шелгунова превратились фактически в тысячную демонстрацию с участием рабочих, которая имела большое политическое значение для Петербургской социал-демократии. Александр III был вынужден признать, что похороны явились смотром «революционных сил».²

Эти факты говорят о большом авторитете и популярности Николая Васильевича как общественного деятеля и публициста. К сожалению, историческое наследие Шелгунова должным образом его современниками оценено не было, но он получил высокое признание как один из наиболее видных

1.   Троицкий Н.А. Царизм под судом прогрессивной общественности: 1866-1899 гг. М., 1979. с. 22.

2. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 53.

писателей своего времени. Так, публицист В. Гольцев указывал: «С годами энергия и литературное влияние Шелгунова все возрастали. Своими «Очерками русской жизни»…Шелгунов занимал едва ли не первенствующее место в нашей публицистике». ¹ Очень важна для нас оценка Шелгунова своим учителем и соратником Н.Г.Чернышевским: «Честнейший и благороднейший человек Николай Васильевич, такие люди редки. Прекрасно держал себя в моем деле». ² Как известно, «дело» было не из легких и потребовало огромной выдержки, ума и сил в единоборстве с самодержавной властью. Познакомившись с сочинениями Шелгунова о положении европейского пролетариата, российские рабочие с благодарностью написали автору: «Мы поняли, что нам, русским рабочим, подобно рабочим Западной Европы, нечего рассчитывать на какую-либо внешнюю помощь, помимо самих себя, чтобы улучшить свое положение и достигнуть свободы. Те рабочие, которые поняли это, будут бороться без устали за лучшие условия. Вы выполнили вашу задачу,- Вы показали нам, как вести борьбу». ³

Николай Васильевич Шелгунов внес свой вклад в развитие исторической науки и его значение как историка еще предстоит установить. И хотя его методология во многом идеалистична, ряд проблем, которые Шелгунов поставил в своих трудах, не потеряли актуальности и сегодня, они требуют дальнейшего осмысления.

1.   См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 9-10.

2.   Н.Г.Чернышевский в воспоминаниях современников: Т.2. Саратов, 1959. с. 268-269. 

3.    См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 51-52.

III  Проблемы всеобщей истории в творчестве Н.В.Шелгунова

3.1       Китай в творчестве Н.В. Шелгунова

История Китайской цивилизации особенности национальной культуры, её многогранность и неповторимость дают обширное поле деятельности для исследований и разработок. Столь интересная тема не могла не привлечь внимания Николая Васильевича Шелгунова. В своей книге он писал: «История Китая есть одна из любопытнейших и наивных хроник, дающая мыслящему читателю богатый материал для поучительных размышлений и сравнений». Больше всего его заинтересовала  эпоха первобытнообщинного строя Китая. Особенно много внимания в книге обращено непосредственно на правителей, методы правления и нововведения прославившие их. Верховная власть в Китае принадлежала правителю и, как считали древние, требовала полного отречения от личных целей, интересов и посвящения всех сил народу и его благу.

Время существования северокитайских неолитических племен совпадает с периодом легендарной династии Ся. До этой династии и во время её правления в Китае якобы был «золотой век». Как сообщают древние легенды и мифы, первыми носителями мудрости «Небесного пути» на земле стали «три императора»  –  Фуси, Шэньнун и Хуан-ди – и затем пять правителей, наиболее известными из которых были Яо, Шунь и Юй.

 Шэн – «совершенная мудрость», традиционное для китайской культуры обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства, реализуемого главным образом в способности к идеальному правлению. Согласно Конфуцию «совершенно мудрыми» были полумифические и исторические правители древности – Яо(2356-2255 год до н.э.), Шунь (2255-2205 год д н.э.), Юй ( основатель династии Ся,2205-2197 год до н.э.), Чэн Тан (основатель династии Шан, 1766-1753 год до н.э.), Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, 12-11 вв. до н.э.). Китайские мифы и легенды, вошедшие в ранние исторические памятники, приписывают этим героям изобретение необходимых вещей. Фуси, например, создал сети и силки для ловли птиц, животных и дал древним китайцам знаменитые восемь триграмм (графические фигуры из трех черт). На протяжении тысячелетий сочетания этих триграмм считалось вершиной философской мысли, понять которые может только «совершенно мудрый» человек. О времени правления императора Хуан-ди в традиционной китайской истории, хранятся конкретные, хотя и легендарные сообщения, имена «Желтый император» или «Желтый предок» по традиции приписываются ему как «основателю» китайской цивилизации. В системе религиозно-мифологических представлений он – изобретатель топора, ступы, лука, и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы, лодки, музыкальных инструментов. В «Гуань-цзы» (3 в.) говорится, что «пять стихий»- правильнее будет сказать пять действий, были созданы Хуан-ди, наряду с пентатоникой и  пятью чиновничьими рангами. Огонь, дерево, почва, вода, металл – универсальная схема, согласно которой, все основные параметры мироздания – пространственно- временные и двигательно-эволюционные имеют пятиконечную структуру. Причем, Хуан-ди является одним из пяти божественных сторон света, представляющее центр, то есть главенство, что соответствует элементу «земля». Также его считали покровителем портных, архитектуры и наряду с Шэньнуном, и Фуси, - медицины. Самой распространенной легендой о деятельности Хуан-ди является его борьба с вождем южных племен Чию. Люди этих племен, гласит легенда, питались галькой, лбы у них были железные, головы медные, а волосы как острые мечи. Племена Чию напали на мирных землевладельцев в долине Хуанхэ, и тогда, Хуан-ди призвал свой народ. Вождь южных племен просил богов послать на землю ураган с дождем, но Хуан-ди попросил послать засуху. Утих ураган, Хуан-ди разбил племя Чию и убил их вождя. Хуан-ди, добившись победы, справедливо правил на китайской земле, а после него правили Яо, Шунь и Юй, ¹

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

тоже справедливые правители – его потомки. Потомками Хуан-ди древние летописи считали правителей династий Инь и Чжоу.¹

Время его правления охарактеризовано Шелгуновым положительно. Хуан-ди приписывают введение десятичной линейной меры, создание присутственного места для ведения национальной китайской истории. Так же считается, что он

собрал штат астрономов для составления календаря и наблюдения за звездами, в это же время были построены дороги, введена монета, учреждены школы.

 Его преемникам (Яо, Шунь, Юй) приписывается установление обычая отречения от власти в пользу более достойного, выдвинутого народом. Яо, Шунь, Юй – испрашивали совета глав семей и родов, вели борьбу с другими племенами и давали древним предкам китайцев возможность жить в мире и согласии. Приведу цитату из книги: «Привилегия императорской крови существует только до тех пор, пока она оправдывается действительными заслугами, в противном же случае или в случае вины член императорской фамилии может не только лишиться своих титулов и привилегий, но и снизойти до положения простолюдина, не имея в этом случае права носить даже знак мандаринского достоинства». На основании этих данных необходимо отметить, что в первоначально императорство в Китае не было наследственным.

Также Шелгунов пишет о нововведении Яо, которое принесло ему славу хорошего правителя. Идея состояла в следующем: Яо приказал повесить у ворот дворца доску, на которой каждый китаец мог написать свое мнение об управлении, об улучшении благосостояния, так же мог указать ошибки императора. После удара в висевший рядом с доской барабан, император тотчас приказывал принести доску.

         По мнению, Николая Васильевича, это новшество показывает, с каким вниманием правитель относился к мнению простых людей. Только таким образом

          1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

можно было выяснить истинное положение народа.

Своего преемника Яо выбирал в течение нескольких лет с большим вниманием и особой тщательностью. Главными считались личные качества претендента, а не его положение. Шунь был низкого происхождения, но независимо от этого Яо отдал ему двух дочерей, показав свое расположение, но это стало своего рода проверкой, и через несколько лет назначил своим последователем.

         Шунь показывал положительный пример высокой нравственности, и этого же требовал от своего народа. Вот пять правил или обязанностей, которые, по мнению правителя, должны были выполняться: «…между родителями и детьми, между императором и подданными, между супругами, между старцами и молодыми, между друзьями». Эти правила положили начало юридического закрепления иерархической подчиненности, так же Шунь преобразовал календарь. Ввел единые меры, вес, провел реформы уголовного законодательства, что до него не делал ни один правитель. В результате реформ появилась новая система наказаний, вместо клеймения и других варварских методов, наказания постепенно становились боле гуманными: ссылка, конфискация, палки. Были сделаны послабления, и прощение заслуживали те, кто совершил преступление случайно без намерения навредить, но одновременно, увеличивались наказания для тех, кто злоупотреблял властью, или неисправимых преступников.

Правление Яо и Шунь осталось в памяти народа, временем правления великих, справедливых и наиболее почитаемых императоров.

          Юй, считается основателем легендарной династии Ся, во время наводнения, как рассказывает предание, усмирил воды поразившие «Поднебесную» и урегулировал течение реки. Однако он первый стал и нарушителем справедливости – отменил принцип «отречения от власти».

         Цзю-чоу – «девять предначертаний Великого плана», обозначающие 9 принципов поддержания гармоничного общественного порядка, изложенных в главе «Хун Фань» («Великий план») конфуцианского канона «Шу цзин»; Согласно «Шу цзину», Цзю-чоу были дарованы Небом «совершенно мудрому» правителю древности Юю. По преданию, изложенному в комментарии к «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.), Цзю-чоу открылись Юю в узорах на спине волшебной черепахи, вышедшей из вод реки Лошуй. После падения государства Шань-инь и воцарения династии Чжоу Цзю-чоу были якобы сообщены князем удела Цзи чжоускому  У-вану. Цзю-чоу заключается в следующем:

1.   «пять элементов», то есть взгляд на связи между вещами в окружающем мире сквозь призму классификационной схемы у син.

2.   «Почтительное использование пяти дел», то есть возможностей которые дают человеку его внешний облик, речь, зрение, слух и мышление; им соответствуют такие должные качества, как строгость поведения, аккуратность, прозорливость, осмотрительность и мудрость.

3.   «Неукоснительное исполнение восьми дел управления»:

- дела, связанные с продовольствием

- с товарами

- жертвоприношения

- дела, назначенные ведомству общественных работ

- ведомству ритуалов и просвещения

- ведомству суда и наказаний

- прием гостей

- военные дела

4. «Упорядоченное использование пяти источников исчисления времени»: лет, месяцев, дней, созвездий и знаков зодиака, календарных вычислений

5. «Создание Священного предела», то есть предельное укрепление монаршей власти посредством добродетелей правителя, приближения им добродетельных и способных людей, беспристрастности  и т.п.

6. «Соблюдение трех добродетелей»: «[делать вещи] правильными и прямыми», «быть твердым» в случае противления воле правителя и «быть мягким» в отношении послушных, «знатных и просвещенных»

7. «Разрешение сомнений» посредством гадательной практики, совещаний с сановниками и народом

8. «Использование указаний», предоставленных [явлениями природы] – течение природных процессов и знамения – говорят об ошибках правителя или

о должном его поведении

9. «Стремление к пяти [проявлениям] счастья и избегание шести крайностей», где к проявлениям счастья отнесены долголетие, богатство, здоровье и спокойствие, любовь. К целомудрию относится, спокойная кончина, а к «крайностям» (несчастья) – сокращенная бедствиями жизнь, блоезни, горести, нищета, телесное уродство и слабоумие.  Цзю –чоу стало выражением материальных ценностей.

Эпоха от Хуанди до Юя представлялась летописцами такой, как её описал один из древних философов, Чжуан-цзы: «все люди имели одинаковую и неизменную природу. Они ткали и делали себе одежду, они возделывали поля и добывали себе пищу. Это было общим для всех. Они были едины и не образовывали обособленных друг от друга групп…Действительно, в век совершенства разве могли люди в своем обществе различать высших и низших? »¹  Образцом «справедливого» правления для Мо Ди являлись Яо, Шунь, Юй,                   Тан, Вэнь-ван и У-ван, осуществившие единство государственной власти и общественной справедливости. Критерием должного социального порядка он считал такое положение, когда каждый занимался тем делом, которое соответствует его способностям. Согласно взглядам Мо Ди и его школы, «совершенно мудрые» установили принципы жизни социума, создали институт государства, дабы покончить со «звериным» образом жизни людей; поэтому почитание «совершенно мудрых» является одним из десяти главных принципов учения Мо ди.

Необходимо упомянуть также правителя Ши-хуан-ди, «китайского Наполеона», как по праву его назвал Шелгунов. С249 года до н.э. династия Чжоу перестала существовать. В 246 году до н.э. на престол Цинь вступил Чжэн, при его вступлении в Китае царствовала раздробленность, желая усилить свою власть он продолжил объединение страны. Подчинив остальные уделы и объединив страну, он провозгласил себя в 221 году до н.э. Цинь Ши-хуан-ди – первым циньским императором. Китай становится единым централизованным государством. Завершается длительный процесс сложения единой китайской народности, чему способствует экономическое, культурное и политическое единение страны. Во главе каждой провинции был назначен губернатор.                    Одним из важных мероприятий Цинь Ши-хуан-ди была унификация начертания иероглифов и введения мер и весов, единых для всей страны. Для улучшения ирригации было создано несколько оросительных каналов. Большое значение он придавал развитию торговли, всячески способствуя этому. Также Ши-хуан-ди приказал  проложить через все государство широкую, выровненную дорогу, по бокам которой должны были расти деревья, образуя две аллеи для пешеходов, начал строительство «великой стены». ¹

Во время правления Ши-хуан-ди было построено множество великолепнейших дворцов, необузданная роскошь, развлечения, при этом под страхом смертной казни запрещено было говорить о том, что происходило за стенами этих дворцов. Ши-хуан-ди можно назвать великим новатором, но нельзя забывать, что достижения императоров даются ценой огромных потерь народа. В последствии, его правление назвали варварским, он приказал уничтожить все книги, которые, как считал Шихуанди, поддерживают заблуждение, веру в старые истины. Этим решением, Шихуанди призывал отречься от прошлого, выйти на

путь прогресса, отказаться от почитаемых всеми законов, которые издавались в течение тысячи лет династиями Чжоу и Инь, от догм, которыми были пропитаны законы. Китайский народ был не готов к подобного рода переменам.

         Решение императора привело в негодование всех ученых, не побоявшихся за свою жизнь и выступивших против подобного решения. Свое недовольство они выразили в дерзком памфлете, который был распространен в множестве экземпляров по всему Китаю. В ответ, император разрешил всем желающим высказать свое мнение, в соответствии с содержанием памфлета. Таких

1.  Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

смельчаков оказалось немало, более четырех сотен литераторов, которых Ши-хуан-ди приказал казнить. «Казнь была исполнена с таким варварством, что возмутила даже сына императора…», так написал Шелгунов в своей книге.

При Цинь Ши-хуан-ди территории Китайского государства расшились за счет областей, населенных не китайскими народами на севере, западе и юге страны. Присоединение окраин способствовало широкому проникновению достижений китайской культуры в другие области азиатского континента. Китайская империя простирала свои владения на север до центральных районов Монголии, на западе до пустыни Такламакан и Тибета, на юге до Вьетнама, на северо-востоке до Кореи. Империя Цинь, несмотря на успехи в войнах и усиление центральной власти, уже к концу правления Ши-хуан-ди переживала тяжелый внутренний кризис, выражавшийся в борьбе крестьян против деспотической власти императора и против крупных землевладельцев. Войны, которые продолжались беспрерывно тридцать пять лет, строительство Великой Китайской стены, городов, каналов – все это тяжелым бременем ложилось на плечи крестьян и рабов.

На тридцать третий год правления Цинь Ши-хуан-ди, пятисоттысячная армия вступила в пределы области Линнань. Власть вождей юэ была упразднена, и вместо страны «множества юэ» учреждены три округа Циньской империи – Гуйлинь, Наньхай и Сяньцзюнь. Особенно отличился во время последнего похода военачальник циньской армии Чжао То, возглавивший все пять армий после гибели китайского главнокомандующего. Указом императора Чжао То назнаначили управителем трех новых округов. Чжао То оказался не только талантливым полководцем, но и умным политиком. Он наладил добрососедские отношения с побежденными племенами, самостоятельно отменил смертные приговоры некоторым вождям и стал с ними советоваться. В Китае это был период внутренних неурядиц, и воспользовавшись моментом Чжао То провозгласил независимым от Китая государство Наньюэ, а себя его ваном –правителем. Мирные отношения Китая и Наньюэ объяснялись слабостью Ханьского Китая (в 111году до н.э. Наньюэ прекратило свое существование) и лишь при императоре Венди наладились. ¹

Коренные перемены требовали разработки новых реформ. Отказываясь от

старых истин, Ши-хуан-ди не подготовил им равноценной замены, то есть желая

изменить суть, император не желал менять форму правления, в результате, оставив после себя более жесткую доктрину власти. Современные китайские историки считают империю Цинь деспотической феодальной монархией.

Далее Шелгунов пишет о деятельности императора Вен-ди, отводя ему немаловажную роль, хотя, например, современные авторы определили для него другое место.

         «С царствованием Вен-ди (194 до 188 года до Р.Х.) началась эпоха литературного возрождения…», пишет Шелгунов. Первоначально император приказал восстановить старые книги, чем заслужил уважение всего народа. Ни один правитель не мог сравниться с Вен-ди по почитанию, так приближенные любили своего императора. Император отвечал взаимностью своему народу, он отменил «налог на соль и половину обыкновенных податей, он приказал, чтобы бедных стариков каждой провинции содержали на общественный счет». Также Вен-ди написал множество манифестов, обращенных к народу, в содержании которых видно насколько высоки его нравственность и чувства, побуждающие оказывать помощь народу. Он первым показал пример умеренности, не окружал

себя роскошью, старался ввести в обиход простоту без лишней блистательности,

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

которая была присуща правлению Ши-хуан-ди. Своих жен и даже императрицу

заставил носить платья из разноцветных материй, украшением являлось шитье.

(В современной литературе дата правления Вен-ди – 179-157 год до н.э.)

         Для сохранения хронологической точности нужно упомянуть, что после императора Вен-ди  правил Цзин-ди (156-141 год до н.э.).

Не менее значительным было правление императора – У-ди, продолживше-

го начинания Вен-ди в области древних знаний и выбора доктрины власти. Он

приблизил к двору знаменитых историков и литераторов, почитал древние традиции. Также из «ста школ» в качестве официальной идеологии император выбрал конфуцианство, то есть произошло фактическое становление Цзин сюэ – каноноведения.  Каноноведение вошло в идеологический инструментарий империи, в котором конфуцианские каноны составили основу системы образования и подготовки административных кадров, а литературные памятники и даже официальные документы оценивались с точки зрения сообразности канонам и по содержанию, и по форме. Цзин сюэ отражало процессы изменения идеологических доктрин, связанные с социально-политическим состоянием общества, ход эволюции философской и общественно-политической мысли.

Как и Яо, У-ди, на важные общественные должности назначал лишь способных и достойных лиц, вне зависимости от их происхождения и знатности. До правления, У-ди в Китае существовал закон майората, то есть такая форма наследования при которой вся власть и имущество отца переходят по наследству старшему сыну. Император посчитал этот закон несправедливым, потому как младшие сыновья после наследования старшим братом всего имущества, ставились в «положение близкое к нищете», У-ди, уничтожил этот закон.

Наибольшую известность во времена правления У-ди получил чиновник и ученый Тунчуншу, предоставивший на суд императору «три рассуждения об искусстве управления». Суть этих рассуждений сводилась к тому, что спокойствие и добродетель, законопослушание народа в первую очередь зависят от самого императора, а народ лишь повторяет его деяния.

При императоре У-ди Ханьская империя начинает большие завоевательные походы, именно в это время, в 111 году до н.э., в области Линнань огромная армия наносит поражение государству Наньюэ. Традидионно принято считать, что столетний Чжао То погиб в бою.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.