![]() |
|
|
Реферат: Политическая эволюция южных штатов в период РеконструкцииПретворению в жизнь американских проектов опеки мешала, а к концу войны в еще большей степени, боязнь империалистов нарастающей волны национально-освободительного движения. Как, в Вашингтоне, так и в Лондоне пытались как-то сгладить американо-английские расхождения по проблемам опеки. Тенденции к компромиссу с державами Запада во внешней политике США стали весьма заметными во время международных конференций союзников конца войны. На конференции в Сан-Франциско 5 мая 1945 года американская делегация выступила с проектом главы, посвященной международной опеке, где, конечно, были успешно забыты обещания США 1943 года даровать колониальным народам "независимость". В 1943 г., когда еще не был окончательно предрешен конец войны и в официальных внешнеполитических декларациях США преобладали "антиколониалистские" тенденции, американский проект, декларации Объединенных Наций провозгласил долгом и целью Объединенных Наций подготовить народы колониальных стран к тому, чтобы они были способны получить статут национальной независимости...". К концу же войны, когда инициаторы внешней политики США по многим международным проблемам все больше склонялась к компромиссу с колониальными державами Запада, в американском планировании стала преобладать другая тенденция использования опеки: в США стали рассматривать этот международный институт в основном не как средство вытеснения своих европейских конкурентов из Азии, а в качестве своевременной и наиболее удобной ширмы для подавления национально-освободительных движений и прикрытия своих колониальных захватов на Тихом океане. На конференции в Сан-Франциско авторы выдвинутых проектов по опеке США, Англии, Франции, Австралии и Гоминдана не видели нужды быть последовательными, всячески старались обойти молчанием принцип самоопределения и необходимость достижения народами независимости в качестве конечной цели новой системы. Новые американские предложения в отличие от предложений 1943 г. не содержали и намека на "статут национальной независимости". Это, конечно, не означало, что все англоамериканские расхождения были устранены. Английские политики, когда дело касалось интересов британской империи, становились на редкость дальновидными; они понимали, что хотя и вычеркнуты из проектов формулировки, вызывающие бешеную злобу сторонников колониальных империй Запада, опасность со стороны их главного конкурента - США нисколько не уменьшается, тем более, что в любых американских проектах находились все новые и новые лазейки для претворения в жизнь в еще более широких масштабах принципа "равных возможностей", "открытых дверей". Не могли англичане принять со спокойной душой и новые проекты США, выдвигавшие тезис о стратегических территориях. Этот тезис является итогом долгих раздумий американских политических мыслителей над тем, как юридически обосновать предполагаемый захват Соединенными Штатами тихоокеанских островов. Формулировка о т.н. стратегических территориях не могла быть безоговорочно принята державами, известными своей старой приверженностью классическому колониализму. Англичане понимали: на этот раз будет чрезвычайно трудно, далее невозможно накинуть очередное покрывало невинности на свою колониальную политику, ибо обширные территории английской империи нельзя было зачислить в категорию стратегических. Форин Оффис предложил своей делегации подчеркнуть на конференции бесполезность попыток провести четкую границу между территориями, имеющими стратегическое значение и не имеющими такового. Французская буржуазия также как и английская считала бы для себя непростительной роскошью уход из тихоокеанских владений; даже перед лицом постоянного давления и угроз. Твердое желание Франции не уступать своему могущественному союзнику подтвердил и де Голль. За день до того как в токийской бухте был подписан акт о капитуляции де Голль на своей пресс-конференции говорил: "В настоящее время США используют морскую базу в Ну-мее, которую мы передали в распоряжение союзников на время войны даже при отсутствии настойчивых требований с их стороны. Очевидно, что это временное соглашение, которое не может быть постоянным, ибо Франция обладает бесспорным суверенитетом над этими территориями . Американские планы ликвидации французской колониальной империи наталкивались на упорное сопротивление европейской буржуазии. Лидеры европейского колониализма смотрели на военные действия с точки зрения возможности своего возвращения в Азию. Генерал Ведемейер, верховный главнокомандующий вооруженными силами США в Китае, сообщал 15 ноября 1944 года свои наблюдения в Вашингтон: колониальные интересы Англии, Франции, Голландии объясняют интенсивные усилия этих держав, направленные на восстановление их предвоенных политических и экономических позиций на Дальнем Востоке.130 Американские наблюдатели видели, как активизировала свою деятельность специальная французская миссия в Индии, готовая в любую минуту перебраться на территорию Индокитая. Планы французской буржуазии, направленные на возвращение своих колониальных владений покоились на англо-французской общности колониальных интересов. Колониальные интересы Великобритании стали в свою очередь одной из важнейших движущих сил английского внешнеполитического курса, направленного на спасение колониальных империй Запада, в том числе и Франции. Англия открыто благоприятствовала французскому участию в войне на Тихом океане, ее политики подыскивали необходимые предлоги для участия французов в войне на Тихом океане, наконец, просили у американцев одобрить участие французов в освобождении Индокитая. И если у англичан приближенные де Голля находили взаимопонимание, то в США на французских представителей смотрели в основном как на надоедливых бедных родственников, которые могут доставить единственное удовольствие окружающим - избавить от своего присутствия. Это, в конце концов, уяснили многие из его соотечественников. Осенью 1944 г. французская военная миссия, во главе которой стоял генерал Блезо, появилась на Цейлоне. В Вашингтон поступили известия о намерении французов добиваться от американцев официального признания своей деятельности и равноправия с другими миссиями при командовании в Юго-Восточной Азии. Точка зрения президента, не считавшего Францию "перворазрядной державой", подкреплялась и делами американского правительства. в меморандуме военно-морскому министру Форрестолу (17 ноября 1944 г.) Рузвельт категорически отмечал: никакое одобрение со стороны американцев но должно иметь место в отношении аккредитования любой французской миссии при командовании района Юго-Восточной Азии и что никакие военные или гражданские представители США не должны быть уполномоченными принимать решения по политическим вопросам с французской миссией или с кем-либо другим. Французским военным приходилось мужественно преодолеть горькое чувство унижения и обивать пороги правительственных учреждений Вашингтона. Адмирал Фенард - глава французской военно-морской миссии в США - обратился 19 сентября 1944 года к адмиралу Кингу с письмом. Он пытался убедить своего американского союзника в необходимости обеспечить участие французского флота в войне с Японией.131 Однако адмирал Фенард взял на себя непосильную задачу. В Вашингтоне не раз возвращались к проблемам будущего устройства на Тихом океане. Когда в марте 1945 г. за одним столом встретились Рузвельт, Хэрли и Ведемейер, вновь обнаружились опасения относительно возрождения колониальных империй Запада. Хэрли хорошо осведомленный в делах мировой политики, напоминал, что французы, англичане, голландцы кооперируются с целью предотвращения установления опеки Объединенных Наций для Индокитая; его наблюдения приводили к парадоксальному выводу: союзники надеялись использовать ленд-лиз и людские ресурсы США для восстановления своего имперского контроля в Азии. Иными словами проповедники американского "антиколониализма" становились жертвой политики правительства США. В марте 1945 г. когда Ведемейер и Хэрли посетили Вашингтон, Рузвельт просил Ведемейера проявить решимость и предотвратить политическую активность англичан и французов в Индокитае. В беседе с Хэрли Рузвельт призвал мобилизовать силы дипломатии против Франции, при этом он сослался на устав Объединенных Наций, который, по мнению президента, должен был помочь народам "освободиться от колониальной зависимости.132 Президент со своей стороны напутствовал своих представителей на Дальнем Востоке "внимательно следить за тем", чтобы "вовремя предотвратить политические действия Англии и Франции в этом районе" и предоставлять лишь ту поддержку англичанам и французам, которая потребуется для обеспечения необходимых операций против Японии.133 Стоило Маунтбеттону сообщить о своем намерении послать в Индокитай самолеты и попытаться внушить американскому союзнику, что это должно быть предпринято для поддержки "партизанских групп", как штаб Ведемейера не преминул выступить с грубым протестом против решения англичан. Веде-мейер выполнял строгие предписания президента, тем самым еще больше усугубляя и без того тяжелое положение французов в Индокитае. Угроза перед лицом усиления национально-освободительного движения на оккупированных территориях заставляла Японию лихорадочно маневрировать, идти на более решительные действия против Французских властей в Индокитае. После того, как устами императора Бао Дая японцы провозгласили, наконец, право Индокитая на "независимость", французы в поисках надежного убежища стали впопыхах покидать страну. Французская разведка насчитала до 5.000 своих соотечественников, покинувших пределы Индокитая. Очевидцы, участники этих событий, стали свидетелями первого, но знаменательного признака поражения французской колониальной политики в Индокитае. С 9 марта 1945 года Тонкий стал по существу концентрационным лагерем для всех французов. Американцы покидали этот район для того, чтобы все же прийти сюда снова с чанкайшистами; гоминдановцы настойчиво оспаривали преимущества оккупации Северного Индокитая и всеми средствами старались потеснить французов, проникавших в этот район. Чунцин своими действиями по-прежнему демонстрировал горячее желание осуществлять когда-нибудь преобладающее влияние на Индокитайском полуострове. Много тяжких непредвиденных лишений выпало на долю французов, немного позже члены французской миссии, сброшенные на парашютах в Ханой, оказались фактически на положении пленных; с приходом китайских подразделений на Север Индокитая французы, находившиеся там, разоружались.134 Обострялась тайная война в этом районе и между союзниками, активное участие в которой приняли сотрудники УСС. Даже видавшие виды английские разведчики дивились наглости, с какой действовали их американские коллеги в зоне английского влияния. Англичане и французы были взбудоражены чрезмерной активностью американской разведки на Индокитайском полуострове. 10 офицеров УСС под командованием майора Бэнкса накануне ухода японцев из Таиланда высадились на аэродроме "Наунг Кхай", не имея на то разрешения командования СЕАК. Город Наунг Кхай, расположенный на границе Таиланда с Лаосом, не случайно привлек внимание УСС. Отсюда американское командование стремилось следить за событиями во французских колониях. В одном из первых распоряжений, исходящих от американских офицеров, французам предписывалось держаться вне города, не мозолить глаза "освободителей" из США, "прекратить агрессию против аннамитов и свободного Лаоса". Один из руководителей американской разведки майор Бэнкс постарался как можно более определенно сформулировать цели прихода в Индокитай гоминдановской армии; последняя, по его словам, должна была разоружить французов, взять управление страной, чтобы способствовать установлению национально-демократического правительства в Индокитае, свободного от господства Франции.135 Как мы видим, борьба за Индокитай, за восстановление колониальных порядков в этой стране имела серьезные отличительные особенности на значительном этапе войны на Тихом океане. В Индокитае с точки зрения общих и частных интересов монополистических кругов империалистических держав завязывался, пожалуй, наиболее сложный узел противоречий. В других районах Южной и Юго-Восточной Азии единство перед угрозой национально-освободительного движения союзники пытались использовать и, надо сказать, в большинстве случаев успешно в качестве ведущего звена, на котором закреплялась общность их политических и экономических интересов. В Индокитае политические взаимоотношения между США, Англией, Францией, гоминдановским Китаем складывались иначе. В этом районе идеи сотрудничества в борьбе с национально-освободительным движением встречались в конце войны с явными разногласиями по поводу будущего Индокитая между Англией и Францией, с одной стороны и США - с другой. В других районах Юго-Восточной Азии, например, в Таиланде, американские представители лезли из кожи вон, лишь бы предотвратить массовые вооруженные выступления народа против Японии, договаривались о совместных действиях против сил национально-освободительных движений не только со своими западными союзниками, но с японскими оккупантами. В Индокитае асе выглядело по-другому. Поскольку во внешней политике США брали верх силы, стоявшие за лишение Фракции Индокитая, американские представительства надеялись использовать любое патриотическое, националистическое движение в этой стране в качестве своего союзника. В Индокитае не США, а прежде всего, англичане обратились к японцам за помощью. В среде военного командования США раздавались солидные голоса, идущие в разрез с пожеланиями американских антиколониалистов относительно будущего устройства в Индокитае. Если Управление стратегической службы делало все для того, чтобы увидеть, наконец, французов изгнанными из Индокитая, то генерал Ченнолт, придерживался другого взгляда. По мнению осведомленного Сандени, Ченнолт был, пожалуй, единственным военный, кто понимал "интересы союзников", необходимость поддержки французской армии в Индокитае, которая пыталась "зацепиться" на Индокитайской территории. Однако против своей воли и желания Ченнолт, повинуясь указаниям из Вашингтона", вынужден был отказать в воздушной поддержке французским войскам. Более того, этот командующий подразделением американских "воздушных тигров" вдруг оказался в немилости и должен был 7 августа 1945 г. оставить командование. Ченнолт вспоминал о своем двусмысленном положении: "...правительство США хотело бы видеть, как французы будут изгнаны из Индокитая, дабы таким образом изоляция Франции от ее колоний была бы облегчена...".136 Действия США в Индокитае заставляли деголлевское окружение идти на всевозможные увертки, еще более активизировать свою деятельность за спиной англичан. Англичане же, используя французов, внимательно следили за событиями в Индокитае и пытались нейтрализовать японскую и американскую пропаганду, провозгласившую тезис о независимости Индокитая. Даже после поражения гитлеровской Германии французы оставались еще в неведении: разрешит ли им могущественный союзник принять участие в военных действиях на Тихом океане, наконец, позволит ли им вернуться в Индокитай победителями и принять капитуляцию у поверженной Японии. В США к тому времени пришли к выводу: возникшая вновь официальная вереи;" указывала на отсутствие необходимости вести широкую антияпонскую борьбу в Индокитае, так как японцы эвакуируются из этого района с целью концентрации в северных районах Китая для встречи Красной Армии".137 Эта версия должна была бы освободить союзников от излишних антияпонских акций, но не устранить острейшие противоречия, возникшие в Индокитае в конце второй мировой войны. США готовились самым серьезным образом использовать гоминьдановцев для распространения своего влияния в этом районе мира, эта возможность должна была бы быть претворена в действительность благодаря выполнению англо-американского решения в Потсдаме о разграничении сфер оккупации в Индокитай В осуществлении своих проектов установления послевоенного господства на тихоокеанских территориях США встречали противодействие и Австралии. Когда события войны повернулись в пользу союзников, австралийские лидеры решили пересмотреть свою позицию по ряду важнейших вопросов внешней политики; они правильно сочли устаревшими свои прежние установки, направленные лишь на то, чтобы "выжить и спасти страну от угрозы японского вторжения". Того же, взгляда придерживались дальновидные представителя новозеландского правительства. Если в начале войны Австралия и Новая Зеландия видели спасение от казалось бы неминуемого вторжения японской армии на континент в тесном союзе с США, то после перелома в ходе войны, когда удачи стали сопутствовать союзникам на Тихом океане, отношение к этому союзу резко изменилось. Оправившись от первых потрясений, уверовав в полную для себя безопасность со стороны Японии, правительства Австралии и Новой Зеландии стали проявлять недовольство по поводу того, что руки американского спасителя все больше прибирают рычаги экономики их стран и, конечно, обретают новые силы, которые в нужное время пригодятся и для мертвой хватки. В январе Австралия и Новая Зеландия вступили в соглашение. Статья 16 Соглашения безоговорочно выражал мнение тихоокеанских доминионов относительно будущего ряда островов и баз, на которые хотели водрузить свой флаг США. Статья предусматривала лишение США права пользования базами доминионов после войны.138 В Вашингтоне расценивали новое соглашение не иначе как угрозу планам тихоокеанской экспансии США; Джо Старнес открыто заявил в конгрессе, что соглашение ущемляет "законные послевоенные цели и намерения США, их безопасность и их долг в эксплуатации воздушных и морских дорог".139 Конгрессмены получили повод для пессимистических предположений относительно будущих отношений США с Австралией и Новой Зеландией. Весной 1944 г. австралийский премьер увидел, что тихоокеанскому военному совету не удалось "действовать таким путем, как предполагало правительство Австралии".140 Тихоокеанский совет получал благоприятную возможность ознакомиться со стратегическими военными планами для Тихого океана, но лишь посла того, как они формулировались американским комитетом начальников штабов. США, по-прежнему, смотря свысока на союзников, и не думали выпускать поводья из своих рук. Австралия и другие тихоокеанские страны в Совете, не имеющие статута военной державы, были, конечно, ке в состоянии осуществить какой-либо контроль над военным планированием на Тихом океане. Тогда-то и обнаружились сначала едва заметные, а затем и видимые трещины в американо-австралийско-новозеландском союзе, в прочности которого до того времени мало кто сомневался. Когда начались дебаты в Сан-Франциско, отношения между США с одной стороны, Австралией и Новой Зеландией с другой, стали еще более натянутыми. Постоянные поиски в США новых форм колониального угнетения не проходили мимо внимания заинтересованных в колониализме кругов правящей Австралии. Австралийская буржуазия движимая эгоистическими интересами, была охвачена сильной тревогой за будущее своих колоний. Американо-английские проекты не получили вдруг австралийской поддержки, в которой может быть не особенно нуждались, но на которую надеялись США и Англия. Австралия в Сан-Франциско выступила за распространение принципа опеки не только на территории, отмеченные в Ялте, но и на все зависимые территории. В то же время лидер оппозиции в австралийском парламенте Роберт Мензис цитировал американскую прессу, которая приписывала Австралии ведущую роль в борьбе против американо-английской линии по опеке. Австралийское правительство продолжало хладнокровно настаивать на своей точке зрения, несмотря на возрастающее в связи с этим недовольство в Англии и США. Тогда, когда к концу войны для американской политики становилось чрезвычайно невыгодным публично отстаивать свои военные "антиколониалистические" лозунги и необходимость распространения принципа опеки на колониальные владения западных держав, такая непримиримая позиция Австралии особенно раздражала ее тихоокеанских союзников. Представитель австралийской делегации в Сан-Франциско Фредерик Егглестон назвал поведение американских политиков "весьма разочаровывающим" в свете прежней критики "колониального империализма со стороны американских ученых и публицистов.141 Почему же Австралия неожиданно пошла даже дальше американских антиколониалистов? Казалось, планы австралийской буржуазии были удивительно просты: распространение режима опеки на все "зависимые" территории, по замыслам ее лидеров, позволило бы модифицировать в духе времени свое господство на Папуа и в Новой Гвинее. Вместе с этим правительства Австралии и Новой Зеландии, считавшие себя равноправными участниками в войне, вряд ли могли удержаться от того, чтобы лишний раз не подчеркнуть свою возросшую роль в делах Тихого океана. Для США, привыкшим не стеснять свободу своих рук, ничего не оставалось делать как игнорировать интересы своего партнера. В то время, как Госдепартамент выбивался из сил, чтобы создать впечатление перед колониальными народами своими "ан-тиколониалистскими" декларациями, перед союзниками - благожелательным отношением и верностью обязательствам, правительственный аппарат, прежде всего, военное ведомство занимались более земными делами. В итоге этой деятельности и появилось "исследование" относительно будущего тихоокеанских территорий. Этот документ, подготовленный Подкомитетом правительственного Комитета по военно-морским делам, в августе 1945 г. был представлен конгрессу и содержал рекомендации, абсолютно противоположные пожеланиям западных и тихоокеанских союзников США. "... I. Установить доминирующий контроль над бывшими японскими мандатными островами: Маршальскими, Каролинскими, Марианскими... а также над японскими островами Бонин и Рюкю. 2. Закрепить особые, существенные права в районах, где американские базы были созданы на островных территориях союзных наций. 3. Полное право контроля над Манусом, Нумеа, Эспириту-Санто, Гуадалканал и другими американскими опорными пунктами, расположенными в местах или на островах, которые являются подмандатными, или объектом претензий для других наций, должно быть передано США, так как: а) эти нации не способны защищать " указанные острова, б) эти базы связаны с нашей цепью обороны".142 К концу войны в США все более четко проявлялось глубокое противоречие между "антиколониалистскими" заявлениями США и реальной ситуацией в бассейне Тихого океана, а также практической деятельностью организаций послевоенного планирования. Усиливались расхождения между союзниками по войне с Японией. Будущее тихоокеанских территорий, открытая борьба за столом международных конференций вокруг проблемы опеки стали тем толчком, который обнажил подлинные устремления американской политики на Тихом океане. 3.2. Политика США в отношении Японии. Администрация Ф.Рузвельта унаследовала внешнюю политику с ее традиционными основными направлениями и соответствующими им доктринами: Монро в Латинской Америке, "открытых дверей" в Азии и изоляционизма в отношении Европы. Особенно велико было значение изоляционизма, который, возникнув преимущественно как политико-дипломатический принцип, со временем перерос в специфически американский подход к остальному, "неамериканскому" миру. Американо-японские противоречия обострились в результате захвата Маньчжурии. Японская агрессия, подрывавшая отстаиваемый США в Азии с конца XiX века принцип "открытых дверей" и созданную с их участием Вашингтонскую систему, оказала существенное воздействие на последующую политику правительства Соединенных Штатов. Положение на Дальнем Востоке явилось предметом обсуждения уже на втором заседании кабинета, причем Рузвельт говорил о возможности войны с Японией. Все же решено было не идти дальше "доктрины непризнания" (1932г.), которая ограничивалась юридическим непризнанием насильственного изменения статус-кво в этом районе. В политико-дипломатическом соперничестве на Дальнем Востоке США использовали соглашения, подписанные на Вашингтонской конференции 1921-1922 г., и Пакт против войны 1928 г., в нарушении которых они обвиняли Японию. Неоднократные их протесты вызывали японские действия в Китае, территориальная деятельность которого декларировалась Договором девяти держав 1922 г. Они давали знать Японии, что несоблюдение вашингтонских соглашений может привести к американскому решению отказаться от ограничений, которые налагались этими соглашениями на военно-морское строительство, цель политики США в отношении Японии заключалась в стремлении как можно дольше оттянуть открытый конфликт с ней. Когда 24 марта 1934 года США приняли закон, о предоставлении через 10 лет независимости Филиппинам, то Япония интерпретировала в свою пользу предстоящий уход американцев. Объявив в декларации Амо (апрель 1934 г.) себя единственным арбитром в китайском вопросе, Япония даже не реагировала на американский протест. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |