![]() |
|
|
Реферат: Столыпин как реформаторК мысли о необходимости применять смертную казнь в рамках закона его привел разгул революционного терроризма. Как уже говорилось, число убитых революционерами официальных лиц во много раз превышало число жертв подавления революции. П. Столыпин требовал самых суровых мер и не одобрял ненужного либерализма, стремления некоторых официальных лиц уменьшить количество смертных приговоров в ущерб поддержанию общественного порядка и спокойствия. Быть добреньким существенно проще и популярнее, недаром в тот период Столыпина заваливали письмами и телеграммами множество знаменитых людей из разных стран мира1. Наиболее часто взгляды Петра Столыпина о смертной казни исследуют на основе его негодующих писем 1908 г. великому князю Николаю Николаевичу, главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа, с жалобами на излишнюю мягкотелость генерала М. А. Газенкампфа в подавлении революции. Гуманный Николай Николаевич деликатно передоверил право утверждать приговоры военно-полевых судов своему заместителю М. А. Газенкампфу. Судя по этим письмам, кабинетный военный теоретик Газенкампф, волею судьбы попавший на такую должность, сильно колебался и нервничал. 27 января 1908 г. П. Столыпин пишет великому князю письмо о необходимости неуклонного применения всей строгости закона против наиболее опасных преступников, уличаемых в нападении на должностных лиц, полицию и войска. Он поясняет свою позицию: "...так как допущенная в одних случаях снисходительность - в других может порождать мысль о неуместности строгой кары, которая таким образом из неизбежного, законного последствия содеянного зла превращается как бы в излишнюю жестокость".[31] Далее П. Столыпин пишет, что не мог не обратить внимания на широкое применение генералом М. А. Газенкампфом права смягчения наказания осужденным. За последние три месяца был приведен в исполнение лишь один приговор, а в девятнадцать случаях смертный приговор был изменен на каторгу, из них тринадцать по особым ходатайствам военно-окружного суда. 4 февраля 1908 г. генерал Газенкампф представил великому князю Николаю Николаевичу рапорт, в котором он попытался оправдаться. По тринадцати случаям он говорит, что лишь уважил прошение суда. Затем он утверждает, что было лишь пять других случаев помилования, причем речь шла о мелких грабителях, не совершавших убийств. Далее Газенкампф формулирует свое кредо: "Беспощадная смерть политическим и уголовным злодеям; помилование всем неуравновешенным, увлеченным на путь преступления вихрем революции и вызванного ею настроения "[32]. И тут же он критикует П. Столыпина за то, что в 1906 г. тот приказал не казнить людей, изобличенных в приготовлении бомб, так как это не соответствовало закону! По закону казнили только "метателей" бомб. Мы не знаем реакции великого князя, но уже 10 февраля 1908 г. Петр Столыпин снова пишет Николаю Николаевичу, что он не удовлетворен объяснениями генерала М. А. Газенкампфа. Причем с доводами Столыпина трудно не согласиться. Например, зачем давать генералу особые права утверждения приговоров, если он постоянно устраняется от принятия решений и автоматически удовлетворяет все ходатайства военно-окружных судов ? Не согласен Петр Аркадьевич и с тем, что грабители и мародеры должны иметь право на снисхождение в чрезвычайной ситуации. Нас ведь не удивляют расстрелы мародеров в военное время? Революция в тот момент[33] для государства была опасней войны. Смуту надо было выжигать каленым железом, а не миндальничать. Конечно, подбор фактов для П. Столыпина чиновники первоначально сделали не слишком удачно, но теперь он приводит и другие факты чрезмерного снисхождения Газенкампфа. Например, 24 августа 1907 г. он заменил смертную казнь студенту Резцову на заключение на три года в крепости за убийство городового. Даже сегодня такое решение выглядит странным, а генерал М. А. Газенкампф на полях письма Столыпина написал, что Резцов лишь отстреливался, а не стрелял умышленно. Хорошо оправдание! Поразительно! Были и другие случаи милости генерала Газенкампфа по отношению к лицам, покушавшимся на убийство городовых и других официальных лиц. Генерал при этом ссылается на раскаяние преступников как основание для помилования! После революции эти два письма П. Столыпина публиковались как свидетельство его "кровожадности", хотя, на самом деле, они говорят о его понимании долга чиновника перед государством. Петр Аркадьевич считал всех обязанными применять всю строгость закона против преступников, особенно покушающихся на жизнь полицейских и других государственных служащих. Особенно возмутило его смягчение кары лицам, покушавшимся на жизнь городовых. "Исходу этих дел я не могу не придать особого значения, опасаясь деморализующего влияния слабости репрессий именно в этих случаях на чинов полщии, нравственная поддержка коих при несении ими столь тяжелой службы является прямой обязанностью правительства "[34]. С другой стороны, если по закону не была предусмотрена смертная казнь для создателей и хранителей бомб по заказу террористов, то применять ее он отказывался, даже понимая колоссальную вину этих людей. Закон был для П. Столыпина превыше всего, и упреки Газенкампфа не обоснованы. Петр Столыпин был последовательно суров и непреклонен к преступникам и в других случаях. Например, в декабре 1906 г. приговорили к повешению неких Березина и Воробьева - участников неудачного покушения на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова. Сам адмирал ходатайствовал о смягчении наказания молодым преступникам (возможно, чтобы предотвратить будущие покушения на себя). Николай П, как обычно, колебался. Тогда Петр Аркадьевич письменно ответил царю: "Ваше Императорское Величество. Если долг генерал-губернатора Дубасова побудил его просить милости для покушавшихся на его жизнь, то мой долг ответить на вопрос Ваш "Что Вы думаете?" всеподданнейшею просьбой возвратить мне его письмо и забыть о том, что оно было написано. Мне понятно нравственное побуждение Дубасова, но когда в Москве мятежники покушались на чужие жизни, не он ли железною рукою остановил мятеж? Тяжелый, суровый долг возложен на меня Вами же, государь. Долг этот, ответственность перед Вашим Величеством, перед Россиею и историею диктует мне ответ мой: к горю и сраму нашему лишь казнь немногих предотвратит моря крови; благость Вашего Величества да смягчает отдельные, слишком суровые приговоры, - сердце царево - в руках Божьих, - но да не будет это плодом случайного порыва потерпевшего! Министр внутренних дел Столыпин. 3 декабря 1906г."[35]. Это письмо П. Столыпина демонстрирует его подлинно государственную позицию, готовность брать на себя ответственность, полное отсутствие часто приписываемой ему кровожадности. В наше время взгляды на справедливость и правосудие так сильно изменились, что многим трудно понять ситуацию в начале двадцатого века и мотивы П. Столыпина, принимавшего на себя ответственность за репрессии против террористов. Сама по себе смертная казнь - отвратительное явление. Но, с другой стороны, смертная казнь - исключительная мера наказания, необходимая в исключительной ситуации для защиты государства и граждан. Сегодня газенкампфов больше, и мы не защищаем себя и своих детей. Убийцы чувствуют себя безнаказанными, а иногда быстро выходят на свободу и снова убивают. Я против смертной казни за любые преступления, кроме насилия. В мирное время смертная казнь нужна для убийц, насильников и, возможно, распространителей наркотиков при отсутствии малейших сомнений в вине. К ним не могут применяться цивилизованные мерки. Гуманность по отношению к ним несправедлива, дискриминирует здоровое большинство общества. Думаю, что Петр Аркадьевич со мной согласился бы. А либералы, играющие (или делающие вид) в гуманность, усердно распространяют фальшивые доводы против смертной казни, стремятся походить на деградирующие в моральном отношении зарубежные страны. Там уже многое доведено до абсурда, и права террористов, извращенцев, педофилов и убийц защищены лучше, чем права добропорядочных граждан. Что, по вашему мнению, должно делать любое правительство, у которого каждый божий день убивают губернаторов и градоначальников, генералов и полицейских? Под угрозой находилось само существование государственной власти - так масштабен был террор. Действия Столыпина были оправданы ситуацией, основаны на законе и никогда не переходили границу разумного. В научной литературе приводятся такие данные - в 1906-1909 гг., по максимальной оценке, 5946 должностных лиц погибли от рук революционеров. За тот же период к смерти было приговорено максимум 5086 человек. Арифметика не в пользу критиков П. Столыпина. Надо сказать, что это "советские" данные. Известный правый член Госдумы от Бессарабской губернии В. М. Пуришкевич собирал данные о политических убийствах и даже издал библиотечку из нескольких томов под названием "Книга Русской Скорби", для которой Васнецов и некоторые другие патриотические художники делали заглавные листы. Он не довел свою работу до конца, но заявлял в Госдуме, что, по его подсчетам, общее число убитых, раненых и искалеченных революционным террором определяется в двадцать тысяч человек.[36]. В ответ кадеты и прочие левые элементы распространяли свои данные об уничтожении властями в 1905-1906 гг. четырнадцати тысяч человек, участников революционных выступлений, но без малейших доказательств. Такие крайние оценки вряд ли стоит принимать в расчет. По более точным данным, военно-полевыми судами и постоянно действовавшими военно-окружными судами с 1905 г. по март 1909 г. приговорено к смертной казни 4 797 человек, повешено и расстреляно 2 353 человека (другие данные - 2694 или 2825). Собственно военно-полевыми судами за период с августа 1906 г. по апрель 1907 г. включительно было приговорено к казни 1102 террориста. С 1907-1908 гг. число казней, решение о которых принималось военно-окружными судами, стало последовательно снижаться. Согласно данным, доложенным М. М. Боровитиновым на Вашингтонском тюремном конгрессе (1910), в 1906 г. казнили 144 человека, в 1907 г. - 1139, в 1908 г. - 825, в 1909 г. - 707[37]. Вместе с тем только в 1906 г. революционеры совершили убийство 1126 официальных лиц (еще 1506 человек было ранено), а в 1907 г. эти цифры удвоились. Приводятся и такие данные: в 1905-1907 гг. - 9000 жертв революционеров, в период с 1908 г. до середины 1910 г. - еще 7600 жертв[38]. Кроме того, в эти годы революционерами были совершены многие сотни вооруженных ограблений для пополнения партийной кассы. Комментарии, как говорится, излишни. Очевидно, что действия государства по защите от революционного террора нельзя назвать массовыми репрессиями. Террористическая традиция уже давно существовала в России - народнические кружки, народовольцы, эсеры, - и это создавало хорошую почву для попытки развала государства. Любопытно, что зараза анархизма, терроризма была характерна в то время и для многих других стран (где также было много политических убийств), но не в тех масштабах, как в России. Налицо было какое-то коллективное помешательство: максималисты, анархисты, эсеры убивали, социал-демократы - экспроприировали. Либералы лицемерили и считали террор отчасти оправданным. В обществе убийцы часто выглядели героями, и либеральные интеллигенты восхищались кровавыми убийцами. Как тут не провести параллель с С. Ковалевым, К. Боровым и иными нынешними либералами и чеченскими террористами. С матерями погибших от рук террористов они не стремятся общаться, но сочувствуют убийцам. Как действовал бы сегодня П. Столыпин? В качестве примера политической близорукости и даже аморальности интеллигенции в то время можно привести историю о том, как один столичный сатирический журнал откликнулся на убийство генерала В. В. Сахарова в 1905 г. "шуткой": "Саратовская губерния объявлена неблагополучной по диабету (сахарная болезнь). Там уже наблюдался один смертный случай". Мерзость! Что должен делать премьер-министр, на дачу которого через несколько дней после назначения приносят несколько бомб, которые убивают 29 и калечат еще 25 человек, включая случайных прохожих и его детей (дочь и сына) самого П. Столыпина? Кровожадность революционеров не знала предела. По сравнению с большевиками, уничтожившими миллионы невинных российских граждан, действия П. Столыпина и царского правительства выглядят почти верхом либерализма и вполне обоснованы. Не думаю, что кто-то на его месте мог в тот момент найти другой путь. Государство обязано уметь защищаться. Если государство не умеет защищаться, то оно исчезает. Так исчезла императорская Россия. По существу, страна была на военном положении, жизнь строилась по законам военного времени. В ее рамки укладывалась и смертная казнь, и военные суды для гражданского населения, введенные в целях борьбы с революционным движением, быстрого успокоения. П. Столыпин смог в тот момент подавить смуту, принял на себя кровь и спас Россию. Это признавали почти все современники. Недаром он вызывал такую ненависть у революционеров: в этой ненависти было признание его успехов. Обвинять его в пристрастии к смертной казни, в излишней жестокости могут только недалекие и лицемерные люди. Я, как многие другие, убежден, что будь в 1917 г. у власти П. А. - шансов у большевиков не было бы, и мы сегодня жили бы совсем в другой стране. От- сюда ненависть к нему и его последователям со стороны нынешних коммунистов. Отсюда мое глубокое уважение к нему. 7.Реформа губернского, уездного и волостного управления. Одним из важнейших направлений реформ для Петра Столыпина была реформа государственного управления на уровне губернии, уезда и волости. Петр Аркадьевич лично разрабатывал план этой реформы, и она наглядно характеризует его как государственного деятеля, хотя и не была реализована. Столыпин понимал, что государственная машина Российской империи не готова к решению задач, которые ставило время. Остатки феодальной системы противоречили новым реалиям, а революция 1905 г. подорвала связи между центром и провинцией. Вертикаль власти фактически отсутствовала, ниже губернатора государственные учреждения не были объединены, действовал архаичный институт предводителей дворянства (кроме губерний, где их назначали). Губернаторы не контролировали местные подразделения Министерства финансов (казенная палата, акцизная палата), учреждения Госбанка, жандармерию. Губернатор мог вызывать чиновников, проводить расследования и информировать соответствующего министра, но на этом его власть кончалась. Он был представителем центральной власти без четких полномочий и действовал в основном по линии МВД, но также был занят многими бюрократическими функциями, председательствовал в большом числе губернских учреждений. С другой стороны, у губернатора было право вето на назначения, переводы и повышения в должности провинциальных чиновников любых ведомств. У него было право утверждения официальных лиц дворянских организаций, членов земских управ и муниципальных дум, городских глав. Причем эти решения нельзя было обжаловать, и единственная причина, которую ему достаточно было указать, была неблагонадежность. Также у губернатора был контроль над полицией, большие полномочия в чрезвычайных ситуациях. Никаких квалификационных требований к губернаторам не существовало, они выдвигались в своей массе из петербургской бюрократии, не знали своих регионов и не обладали нужными навыками. Основным органом центрального правительства на местах было губернское правление, которое на практике находилось под контролем МВД и губернатора и было неэффективно. В правление входили вице-губернатор, советники, медицинский и тюремный инспекторы, инженер, архитектор и другие чиновники, назначаемые МВД. Много важных вопросов социальной и экономической жизни проходило по другим ведомствам и не подпадало под власть губернской палаты. С другой стороны, все важные вопросы входили в компетенцию губернатора, причем список мог произвольно расширяться, и лишь второстепенные вопросы решала губернская палата. Таким образом, никто не имел полной картины дел в губернии, никто не контролировал ситуацию в полном смысле слова. Такая система не могла быть эффективной. Поэтому ее много раз пытались реформировать, а Столыпин понял это еще в Саратове. Зимой 1906/07 гг. Петр Аркадьевич представил Совету министров проект реорганизации губернского управления, который был не радикальной реформой, а реорганизацией существующей системы. Проект ставил целью решить проблему единства губернской власти, четкого определения функций и статуса губернатора, повышения эффективности власти. Ключевым вопросом был статус губернатора. Старый закон гласил, что губернаторы, как непосредственные начальники губерний и суть первые в оных блюстители прав самодержавия, получают указания от царя и Сената и представляют рапорты только им. Но постепенно росло число губерний и местных учреждений, изменялись экономика и общество, и губернаторы фактически становились представителями министра внутренних дел. Однако доклады и отчеты формально представлялись непосредственно императору, то есть была возможность прямого обращения к царю и - теоретически - оппозиции министру. Новая формула закона должна была закрепить фактическое положение дел и официально делала губернатора первым в губернии чиновником. Губернатор должен был назначаться царем по предложению министра внутренних дел после одобрения Советом министров. Все общие приказы центральной власти должны были доводиться через губернатора, он надзирал за почти всеми департаментами, кроме юридических служб, государственного контроля и высших учебных заведений. Проектом за губернатором сохранялось право вето на назначения, давалась власть в землеустройстве и просвещении, поручался контроль над сбором налогов, он становился начальником над всеми видами полиции и отвечал за правопорядок. Закон оставлял губернатору широкие права в местном самоуправлении, право посещать и выступать на заседаниях, давать рекомендации министру внутренних дел о финансировании органов самоуправления. Вместо губернской палаты предполагалось создание Совета для объединения всех ведомств и усиления связи с самоуправлением. В него должны были входить губернатор, его два заместителя (по общим вопросам и по проблемам полиции), высшие лица всех ведомств в губернии, предводитель дворянства, председатель земской управы, городской голова столицы губернии, представители губернского земства и Городской думы. Для облегчения поиска профессиональных и достойных чиновников предполагалось существенное повышение зарплаты и введение требования высшего образования для всех начальников. Однако проект П. Столыпина встретил сильную оппозицию ряда министров, в частности В. Н. Коковцова, который не хотел укрепления власти МВД и протестовал против увеличения расходов. Министры видели в плане простое усиление роли МВД и торпедировали проект. Поэтому было предложено ограничить власть губернатора в отношении ведомств общими вопросами, а также ограничить получение им информации. Министры потребовали убрать право министра внутренних дел отменять обязательные приказы губернатора и провинциального Совета - это можно было сделать только через соответствующие министерства и Сенат. В случае болезни губернатора заменять его должен был председатель казенной палаты, а не вице-губернатор по общим вопросам. Предлагалось ограничить права наказывать чиновников, назначенных правительством, хотя министр юстиции Щегловитов и требовал убрать судебный иммунитет высших чиновников в губерниях. Оппозиция министров фактически нейтрализовала реформу. При этом вся власть должна быть сведена в руки губернатора как "агента правительства", а не как представителя верховной власти. Многие противники П. Столыпина стали использовать тот аргумент, что он пытается ограничить власть царя. Текст нового закона вызвал шумные протесты нижегородского губернатора А. Н. Хвостова, которого прозвали "соловей-разбойник", и других политиков вроде представителя Саратовского земства С. А. Панчулидзева. Заседание Совета по делам местного хозяйства обычно вел С. Е. Крыжановский, и именно на него посыпались многочисленные жалобы. Николай П прислал Столыпину записку следующего содержания: "До сведения моего дошло, что в заседании Совета по делам местного хозяйства товарищ министра Крыжановский настоял на изменении закона о губернаторах в смысле отмены обязанности их блюсти права Самодержавной власти. Что это значит? Я слышу о его действиях не первый уже раз "[39]. С. Е. Крыжановский сделал официальный рапорт П. Столыпину и разъяснил существо дела, которое было одобрено Советом министров. К докладу он приложил прошение об отставке, которое вытекало из недоверия монарха. Столыпин поехал к царю и привез резолюцию: "Его Величество изволит признать действия сенатора Крыжановского правильным, а ходатайство об его увольнении от службы повелел оставить без последствий"[40]. На такой резолюции настоял П. Столыпин, так как это было одобрение и его личной позиции, а нападки на Крыжановского были наладками на него самого. Во избежание скандала П. Столыпин попросил С. Е. Крыжановского сохранить данное дело в тайне. Как и кто донес до царя подобный "поклеп", осталось неизвестным, так как царь уклонился от ответа на прямой вопрос П. Столыпина. С другой стороны, закон вел к ограничению власти монарха, и "доносчик" имел определенные основания жаловаться. Но тут П. Столыпин продемонстрировал умение убеждать царя. Большинство членов Совета местного хозяйства одобрило предложенную реформу управления, но под давлением дворянской и министерской оппозиции проект положили под сукно на неопределенное время. Реформа захлебнулась. С точки зрения С. Е. Крыжановского, с этого момента карьера П. Столыпина пошла под гору. Административный и полицейский фундамент государства остался архаичным и не соответствовал новым условиям. П. Столыпин это понимал, а уступки ободрили его врагов, которые усилили борьбу. С. Е. Крыжановский в воспоминаниях указывает, что в 1907-1908 гг. он сделал проект разделения страны на одиннадцать областей с расширением прав местного законодательства. Этот проект передали царю, но он его отложил и отдал П. Столыпину. Столыпин также стремился к децентрализации государственного управления, но громко об этом не говорил и лишь посвятил А. В. Кривошеина в свои мысли. На уровне уезда Столыпиным также предполагалось объединение многочисленных учреждений (присутствий) в одно целое под властью начальника уезда, назначаемого министром внутренних дел. Этот начальник должен был заменить предводителя дворянства, в большинстве губерний избираемого дворянами-землевладельцами. Ранее уездное Дворянское собрание и его предводитель играли ведущую роль в делах уездов, причем предводитель не подчинялся губернатору. Центральное правительство не имело в уезде единого представителя кроме уездного исправника (главы полиции), здесь было такое же дублирование функций учреждений, как и на уровне губернии. На уровне волости власть была в руках земских начальников, которые обычно избирались из местных дворян и имели все административные и судебные права. П. Столыпин предложил отменить классовый характер администрации на уровне уезда-волости, ввести единого представителя центральной власти и межминистерский совет на уровне уезда во главе с уездным начальником. Как и губернский начальник, уездный начальник должен был наблюдать за всеми учреждениями в регионе. В уездный совет должны были войти представители министерств в уезде, руководители уездного земства и муниципальных дум, предводитель дворянства. Совет должен был заменить все комитеты по разным вопросам (призыв в армию, полиция, землеустройство). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |