рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Советско-германские отношения в конце 1950-х - начале 1970-х гг.

Другая правительственная группа во главе с министром финансов Ф.-И.Штраусом хотела несколько сместить акценты в «западной» политике ФРГ, сделать упор на большее сплочение ЕЭС.

В связи с приходом к власти в 1966г. в ФРГ правительства К.Кизингера в советских заявлениях была вновь изложена та фундаментальная основа, на которой могла бы быть достигнута нормализация советско-западногерманских отношений - признание со стороны ФРГ послевоенных политических и территориальных реальностей. Министр иностранных дел СССР А.Громыко заявил в 1967г.: «Советский Союз не раз отмечал, что Федеративная Республика Германии имеет возможностей не меньше, чем другие страны, для развития нормальных отношений с Советским Союзом. Трудности в отношениях порождаются не нами. Суть дела в том, что ФРГ хочет получить от нас за улучшение отношений ни больше, ни меньше, как отступление от принципов нашей политики в делах Европы, а это исключено.»25 Тем не менее, стремясь к миру, советское правительство проявило готовность к обмену мнениями с ФРГ по вопросу об отказе от применения силы. Обмен мнениями между СССР и Западной Германией, проходивший в период с октября 1967г. по июль 1968г., показал, что правительства обоих государств стремились включиться в процесс разрядки напряженности между Востоком и Западом,26 но каждое – по своим причинам. Обе стороны хотели разрешить спорные вопросы о послевоенных территориальных границах в Европе, о существовании ГДР, стремлении ФРГ к обладанию атомным оружием. Но сделать это они хотели без ущерба для себя.

Тем не менее следует отдать должное правительству К.Кизингера : если его предшественники стремились просто наладить взаимоотношения с СССР, то новый канцлер выразил готовность включить нерешенную проблему раскола Германии в предложения об отказе от применения силы. То есть, появились первые признаки эволюции во внешней политике Федеративной Республики к разрядке.

Основным выразителем этих идей уже тогда был В.Брандт. Выступая в бундестаге 7 июня 1967г., он говорил, что «ставит на первое место улучшение отношений с Советским Союзом, а на второе – дальнейшую нормализацию отношений с государствами, находящимися между ФРГ и СССР».27 Он считал, что определенная «либерализация» внешней политики Федеративной Республики в отношении социалистических стран позволит ей выступить в роли посредника между Западом и Востоком: «Германия столетиями была мостом между Западной и Восточной Европой. Мы постараемся заново построить этот мост».28

В подходе В.Брандта к проблемам внешней политики в эти годы можно отметить и надежды на то, что нормализация отношений с социалистическими странами даст ФРГ определенную свободу маневра на мировой арене.

В своей практической деятельности правительство «большой коалиции» отступало от программных заявлений в бундестаге, касавшихся «восточной политики». Именно в период правления ХДС/ХСС и СДПГ многократно усилилась активность боннской дипломатии, особенно в области экономики и культуры.

Но выступления многих членов правительства, а иногда и самого К.Кизингера, дают достаточно доказательств того, что внутри кабинета почти с самого начала наметились расхождения по вопросам отношений с СССР. Канцлер очень часто выступал в бундестаге в ином тоне, чем министр иностранных дел В.Брандт. В октябре 1967 г. он сделал упор на необходимость противопоставить «колоссальной военной мощи Востока соответствующую мощь Запада».29

Расхождения в правительстве усилились в связи с приближением срока новых выборов. Летом 1968 г. В.Брандт сообщил в бундестаге о своей программе во внешнеполитической области, которая предусматривала «примирение с восточными соседями»,30 что с неизбежностью было связано с признанием существовавших границ.

Выступая в парламенте 25 апреля 1969г., канцлер К.Кизингер высказался против признания статус-кво, сложившегося в Европе после второй мировой войны, вновь заговорил о самоопределении населения ГДР.31 Совершенно очевидно, что в этот период между партнерами по коалиции уже имелись весьма заметные разногласия в определении внешнеполитического курса, в особенности «восточной политики».

Однако, в это время даже в более консервативных кругах, начало созревать убеждение, что требуется решительный разрыв с прошлым. Во второй половине 1960-х гг. в ФРГ активизировались политические силы, выступавшие за изменение отношений с СССР. Призывы к нормализации связей с Москвой все чаще раздавались на страницах печати. Министр иностранных дел В.Брандт в статье, опубликованной в американском журнале «Форин афферс» (апрель 1968 г.), писал о новых акцентах в «восточной политике» ФРГ. Он отмечал, что следует отказаться от прежней позиции Запада, в соответствии с которой предварительным условием смягчения напряженности, нормализации обстановки в Европе объявлялась ликвидация раскола Германии, предусматривавшая поглощение ФРГ Германской Демократической Республики.32

Кроме того, нельзя упускать из виду и экономический фактор. Под воздействием экономического спада 1966 г. и возросших трудностей сбыта промышленной продукции усилился нажим на правительство ФРГ со стороны деловых кругов, требовавших расширить торговлю с СССР.

Управляющий делами «восточного комитета» ФРГ Г.-И.Кирхнер, выступая в конце 1966 г. с программной речью в промышленно-торговой палате Вюрцбург-Швейнсфурта, отметил, что торговля с Востоком открыла бы большие возможности. В апреле 1969 г. он опубликовал статью, в которой вновь ратовал за дальнейшее развитие экономических связей с социалистическими странами.33

Настроение сторонников развития широких экономических связей со странами Восточной Европы выразил член правления компании «Телефункен» М.Шмидт, который назвал наивными попытки использовать торговлю в качестве средства получения политических уступок от СССР.34

Деловые круги к концу 1960-х гг. явно осознали потенциальные возможности развития деловых связей с Советским Союзом. На исходе десятилетия ФРГ переместилась с пятого на первое место в торговом обороте СССР с капиталистическими странами.

Перейдем к дальнейшему анализу эволюции отношений ФРГ и СССР и подробнее остановимся на деятельности Советского правительства в вопросе о статусе Западного Берлина.

Отметим, что Советский Союз проявил готовность приступить к обмену мнениями с западными державами и ФРГ на предмет того, как предотвратить в будущем осложнения вокруг Западного Берлина. Этому были посвящены заседания Политического консультативного комитета государств – участников Варшавского Договора, состоявшиеся в январе 1965 г.35, совещание в Варшаве министров иностранных дел европейских социалистических стран (февраль 1967г.)36 и Карловаровская конференция европейских коммунистических и рабочих партий (апрель 1967 г.).37

Советское правительство выступало в эти годы против так называемых «притязаний ФРГ на Западный Берлин». «Западный Берлин имеет особый статус и не принадлежит Западной Германии», - говорилось в обращении государств – участников Варшавского Договора ко всем европейским странам от 17 марта 1969 г.38

Двухлетние переговоры между СССР и ФРГ относительно соглашения о неприменении силы, начавшиеся в 1966 г., были прерваны по инициативе западногерманской стороны в августе 1968 г. в связи с событиями в Чехословакии. Незадолго до парламентских выборов в ФРГ советское правительство предложило Бонну возобновить переговоры по этому вопросу. Несколько раньше, 10 июля 1969 г., выступая на сессии Верховного Совета СССР, А.Громыко заявил, что советское руководство готово начать четырехсторонние переговоры по берлинскому вопросу. Правительства США, Великобритании, Франции и ФРГ выразили свое согласие.39

Все сказанное позволяет сделать вывод, что старый курс Федеративной Республики во взаимоотношениях с СССР встречал все более сильное сопротивление, как в Советском Союзе, так и в самой Западной Германии. Определенные круги в Бонне понимали бесперспективность проводившейся линии во внешнеполитической области. В деловых кругах возникло недовольство застойным характером политики ФРГ, ее связью только с одним экономическим лагерем – западным рынком. Это привело к повороту в политике Западной Германии по отношению к СССР, появилась «новая восточная политика».


2.3 Эволюция взаимоотношений СССР и ФРГ

и «новая восточная политика»

К концу 1960-х гг. отношения между Западом и Востоком значительно улучшились. Стало расширяться экономическое и научно-техническое сотрудничество между социалистическими и западными государствами. Начали заключаться долгосрочные торговые соглашения, постепенно были сняты особенно нелепые ограничения периода «холодной войны». Рос товарооборот, расширялся туризм. Более регулярным и систематическим стал обмен мнениями и по международным вопросам, что нашло свое выражение в увеличившихся контактах между государственными и политическими деятелями социалистических и капиталистических государств. Стали обычной нормой международные встречи на высшем уровне между представителями стран Востока и Запада. Был подписан целый ряд официальных документов, затрагивавших вопросы смягчения международной напряженности .40

Все это не могло не сказаться на взаимоотношениях между ФРГ и СССР. С приходом к власти в Западной Германии в 1969 г. правительства В.Брандта - В.Шееля в советско-западногерманских отношениях произошли важнейшие изменения. Новое руководство ФРГ проявило реализм в оценке обстановки в Европе.

Уже первое правительственное заявление канцлера ФРГ В.Брандта в бундестаге 28 октября 1969 г. свидетельствовало о том, что его кабинет намерен сделать серьезный поворот в политике по отношению к СССР: «ФРГ нуждается в мирных связях в полном значении этих слов также и с народами Советского Союза, и со всеми народами европейского Востока. Мы готовы к честной попытке достичь взаимопонимания, чтобы можно было преодолеть последствия катастрофы, которую навлекла на Европу преступная клика».41В интервью западноберлинской газете «Берлинер моргенпост» 10 ноября 1969 г. канцлер заявил, что «есть возможности для усиления практического сотрудничества между Федеративной Республикой и Советским Союзом. Торговля возросла, и одновременно она стала для нас более сбалансированной. Культурный обмен может быть расширен, и можно было бы наладить сотрудничество в области промышленности и техники. Если такое сотрудничество в области экономики и культуры будет успешным, то оно улучшит также и политическую обстановку».42

Уже 30 октября 1969 г. министр иностранных дел ФРГ В.Шеель встретился с советским послом, а 15 ноября 1964 г. посол ФРГ в Москве Г.Аллардт передал Министерству иностранных дел СССР ноту своего правительства, в которой подчеркивалось стремление немедленно начать переговоры с советским руководством о взаимном отказе от применения силы. Выступая в январе 1970 г. в бундестаге с докладом о положении нации канцлер ФРГ, В.Брандт подтвердил, что отказ от применения силы является стержнем его политики, и он должен стать основой улучшения отношений со всеми восточноевропейскими странами».43

Советский Союз, принимал во внимание тот факт, что правительству В.Брандта придется столкнуться с упорным сопротивлением реакции внутри страны по коренным вопросам советско-западногерманских отношений.

Необходимо также отметить, что негативный отпечаток на взаимоотношения с Советским Союзом накладывали планы приобщения ФРГ к ядерному оружию. Подписание Федеративной Республикой Договора о нераспространении ядерного оружия в 1969 г. свидетельствовало о желании нового правительства Западной Германии устранить одно из главных препятствий на пути к нормализации отношений с Советским Союзом.

В конце 1969 г. завязался интенсивный политический диалог между представителями СССР и ФРГ на высоком уровне по вопросам нормализации отношений . Так, в декабре 1969 г. состоялись беседы советской делегации во главе с министром иностранных дел А.Громыко и делегации Федеративной Республики Германии. Имели место контакты в Москве между советскими руководителями и статс-секретарем Э.Баром по подготовке договора двух стран; с 27 июля по 7 августа 1970 г. переговоры велись на уровне министров иностранных дел. Сторонам удалось найти то общее, на основе чего оформлялся Договор между Германией и СССР. Для подписания этого документа в Советский Союз прибыла правительственная делегация ФРГ во главе с федеральным канцлером В.Брандтом. 12 августа 1970 г. состоялось официальное оформление этого акта.44

Заключение договора стало возможным в результате желания двух государств найти компромисс. И, конечно, Советский Союз сыграл в этом не последнюю роль. Главное, чего стремился достичь СССР, это ликвидации остатков второй мировой войны в Европе, закрепления послевоенных политических реальностей, достижения прочного мира и безопасности.

Московский договор стал крупнейшим событием в истории советско-западногерманских отношений. Это было обусловлено его политическим содержанием, позицией сторон по кардинальным проблемам европейской безопасности.

В Договоре был закреплен принцип нерушимости границ в Европе.45 Западногерманские правящие круги осознали, что без признания с их стороны территориального статус-кво в Европе в качестве политического modus vivendi невозможно было достигнуть нормализации отношений с Советским Союзом. В соответствии со статьей 2 Московского договора ФРГ и СССР взяли обязательства разрешать свои споры исключительно мирными средствами в вопросах, затрагивавших безопасность в Европе и международную безопасность, как и в своих взаимных отношениях воздерживаться, согласно статье 2 Устава ООН, от угрозы силой или ее применения.

Подписание Договора стало возможным, когда правительство В.Брандта окончательно отошло от «доктрины Хальштейна» и заявило о готовности строить свои отношения с ГДР на основе равноправия и уважения ее независимости. Внешнеполитическая концепция В.Брандта нашла наиболее полное отражение в докладе « Наша политическая линия на 1970-е гг.», представленном съезду СДПГ в Саарбрюкене в мае 1970 г. «С ответственными деятелями ГДР, - говорил В.Брандт, - мы едины в том, что с немецкой земли не должна больше исходить новая война. Мы должны быть едины в том, что оба германских государства в 1970-е гг. должны нести ответственность за то, чтобы с немецкой земли поддерживался и стимулировался европейский мирный порядок, чтобы прекратилось противостояние и развивалось сотрудничество, с тем, чтобы Европа могла стать континентом мира….. У кого перед глазами разумная цель, состоящая в том, чтобы сделать возможным тесное сотрудничество также и между государствами с различным общественным строем, тот должен исходить из существующего положения».46

Таким образом, окончательный поворот к «новой восточной политике» в отношениях с СССР был налицо. «Если бы ФРГ не начала осуществлять свою новую политику, политику реализма и признания статус-кво, - писал позднее западногерманский исследователь Э.Шульц,- то она неизбежно попала бы в полную изоляцию, так как она все в большей степени воспринималась как препятствие для налаживания политики разрядки. Эта политика с начала 1960-х гг. стала объективной необходимостью в связи с предельно обострившейся ядерной конфронтацией между блоками, смертельной опасностью ядерного конфликта между СССР и США, которую необходимо было, по крайней мере, смягчить и уменьшить».47

В ходе переговоров по подготовке Московского договора, а затем во время визита правительственной делегации ФРГ в столицу Советского Союза , стороны всесторонне обсуждали дальнейшие шаги, которые стали бы возможны после подписания Договора. Результаты переговоров нашли отражение в отдельном документе – «Договоренности о намерениях сторон». Правительство ФРГ заявило о готовности заключить с правительством ГДР договор, который будет иметь общепринятую между государствами обязывающую силу, так же как и договоры ФРГ и ГДР с третьими странами.

Правительства Советского Союза и ФРГ рассматривали эти договоры как необходимую политическую предпосылку для осуществления широких планов экономического, научно-технического и культурного сотрудничества.48 Среди причин, побудивших правящие круги Федеративной Республики заключить Московский договор, следует назвать также опасение Бонна оказаться позади многих западноевропейских стран в деле развития экономических связей с Советским Союзом. Руководство ФРГ рассчитывало на то, что торговля с СССР будет способствовать смягчению возможного экономического спада в Западной Германии.

Взаимная заинтересованность в развитии торгово-финансовых связей воплощалась в конкретных делах. Советские экспортные организации подписали 1 февраля 1970 г. в Эссене с акционерным обществом «Рургаз» соглашение о поставке Советским Союзом в ФРГ в течение двадцати лет 52 млрд. кубометров природного газа. Соглашение на поставку СССР труб большого диаметра было заключено с концерном «Маннесман». В феврале 1970 г. в Москве находилась западногерманская делегация для обсуждения вопросов, связанных с развитием и расширением научно-технических связей.49

В руководстве ФРГ, наконец, отказались от ультимативных требований сначала решить все политические вопросы, а уже потом расширять экономические связи на прочной основе долговременных соглашений.

Далее предстояло решить проблему Западного Берлина, от которой зависело достижение прочной разрядки в Европе. По существу через четверть века после окончания войны, оставались неурегулированными такие вопросы как транспортные связи Западного Берлина с территорией ФРГ, порядок поездок граждан этого города в ГДР, характер связей с Федеративной Республикой и так далее. В проекте Основного закона Западной Германии, обсуждавшемся в 1949 г., Берлин рассматривался как город, находящийся в юрисдикции ФРГ.

Представители США, Великобритании и Франции наложили вето на претензии Федеративной Республики Германии включить Западный Берлин в свой состав. Но попытки присоединить город не прекращались. Ряд политических деятелей считал, что Советский Союз якобы хочет изолировать западную часть Берлина, изменить в нем социально-экономический строй и, в конечном счете, присоединить его территорию к ГДР.50

Переговоры по западноберлинской проблеме начались в марте 1970 г. После напряженной дипломатической борьбы, продолжавшейся полтора года,51 представители четырех великих держав в сентябре 1971 г. подписали соглашение. Стороны были единодушны в том, что связи между западными секторами Берлина и ФРГ должны поддерживаться с учетом того, что эти «секторы по-прежнему не будут являться составной частью Западной Германии и управляться ею и впредь».52

Советский Союз проявил готовность к разумному компромиссу, согласившись с тем, что консульские учреждения ФРГ будут представлять интересы граждан Западного Берлина за рубежом. В соответствии с соглашением СССР получил право открыть в этом городе свое генеральное консульство.53

В заключение хотелось бы отметить, что в 1970-х гг. берлинская ситуация совершенно переменилась. В Берлине уже не возникало кризисов между Востоком и Западом. Городская стена сохранила состояние напряженности между двумя мировыми державами, двумя лагерями, а перспективы воссоединения Германии и Берлина стали менее реальными, чем когда-либо. Однако, при всей грубости этого шага, стена положила конец исходу людей из Восточной Германии и убедила многих в ФРГ, что их прежний расчет на поглощение восточной части Германии должен быть кардинально пересмотрен, что необходимо отказаться от «доктрины Хальштейна» и признать Германскую Демократическую Республику. Отсюда, в конце 1960-х гг. проистекала и германская «Остполитик», начинавшаяся при министре иностранных дел Г.Шредере, члене ХДС, но, связанная прежде всего с именем лидера социал-демократической партии В.Брандта.

Таким образом, начало 1970-х гг. было ознаменовано заметным и прочным улучшением в отношениях между Востоком и Западом, особенно в отношениях Западной Германии с Советским Союзом и ее восточными соседями, включая ГДР. В последнем случае это особенно касалось экономической сферы. Берлин, являвшийся в прошлом реальным или потенциальным центром кризисов, вступил в новую эру мира и стабильности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период конца 1950-х - начала 1970-х гг. был наиболее сложным и напряженным в борьбе за урегулирование спорных вопросов, касавшихся Германии и разрешения противоречий между СССР и ФРГ. Это было время чередования обострения ситуации и ее ослабления, заката политики «отбрасывания коммунизма» и «доктрины Хальштейна», появления идеи «изменения через сближение» и «новой восточной политики».

Рассматривая взаимоотношения Советского Союза и Федеративной Республики Германии конца 1950-х – начала 1970-х гг. автор приходит к выводу, что напряжение между этими двумя государствами было следствием нерешенных противоречий после второй мировой войны. Основным геополитическим фактором, повлиявшим на обострение международной обстановки в целом и между СССР и Западной Германии, в частности, была «холодная война». В планах СССР и США побежденная фашистская Германия рассматривалась с различных позиций. Правительство США стремилось восстановить экономику этого государства, чтобы оно стало опорой для ослабленной войной Европы, которая, в свою очередь, должна была явиться рынком сбыта продукции для американской промышленности. Руководство Советского Союза претендовало на существовавшие у Германии промышленные мощности, особенно развитые в Рурской, Саарской и Рейнской областях, чтобы восстановить народное хозяйство СССР, пострадавшее от второй мировой войны. С другой стороны, советское правительство, с помощью постепенной «советизации» восточной части немецких земель, стремилось усилить свои сферы влияния на послевоенной европейском континенте.

Впервые различие целей и планов проявилось в конфликтной ситуации 1948-1949 гг., когда возник Берлинский кризис. Блокада Берлина явилась следствием проведения западными оккупационными властями сепаратной денежной реформы в свой зоне, форсирование создания западногерманского государства и включения его в организацию Североатлантического Договора.

После спада напряженности в 1949 г. в Берлине определились главные противоречия между правительствами США, Великобритании, Франции и СССР в отношении германского государства: заключение мирного договора с побежденным фашистским рейхом, определение дальнейшего существования немецкой территории в рамках одного или двух государств и как следствие – урегулирование вопроса о статусе Западного Берлина. Нерешенность этих проблем отрицательно влияла на развитие советско-западногерманских отношений вплоть до нового обострения обстановки в столице Германии. Попытки разрешения вышеназванных спорных вопросов возникали на протяжении всего междукризисного периода до 13 августа 1961 г. Но различные позиции США, Великобритании, Франции, с одной стороны, и СССР – с другой, привели к тому, что компромисс найден не был. Главной причиной была коренная противоположность требований, выдвигавшихся разными странами на международных встречах и переговорах, проходивших с 1951 г. по 1961 г. Основная позиция руководящих кругов Запада сводилась к формуле «объединения ГДР и ФРГ» и заключение мирного договора с одной Германией. Правительство СССР, наоборот, стремилось в первую очередь решить вопрос о мирном соглашении, а уже после – об единстве Германии.

К концу 1950-х гг. к этим противоречиям добавились экономические, явившиеся следствием различного характера промышленно-финансового развития двух государств – ФРГ и ГДР. Они выразились в массовом уходе жителей Восточной Германии на Запад через открытую границу в Берлине. А в результате вхождения ФРГ в НАТО появился еще один спорный вопрос во взаимоотношениях ФРГ и СССР – вооружение бундесвера новым тактическим и стратегическим оружием в рамках единых воинских сил Североатлантического Союза.

Все вышеназванные противоречия привели к новой кризисной ситуации в конце 1950-х гг. В условиях кульминационного момента конфронтации между противостоящими друг другу сторонами – западными державами и СССР - необходимо было решение, предотвратившее прямое военное столкновение. Этим решением явилось строительство стены как границы между двумя государствами в Берлине. Автор считает, что именно ее появление спасло мир от новой войны, новых жертв, закрыв доступ в ФРГ восточным немцам. Напряжение вокруг Западного Берлина сохранялось еще непродолжительное время, но кризис все же был преодолен.

Берлинский кризис 1961 г. показал, что противоречия, приведшие к нему, окончательно разрешены не были и оказывали влияние на отношения ФРГ и СССР в последовавшее десятилетие. И, тем не менее, именно конфронтация 1961 г. в Берлине положительно повлияла на дальнейшие международные и советско-западногерманские отношения. Прежде всего, обе стороны поняли, что спорные вопросы необходимо решать мирным путем, не доводя дело до военного столкновения. Об этом свидетельствуют переговоры представителей США, Великобритании и СССР, предшествовавшие подписанию 5 августа 1963 г. Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах, а также встречи делегации СССР и ФРГ перед подписанием 12 августа 1970 г. Московского Договора и 3 сентября 1971 г. Четырехстороннего соглашения по западному Берлину.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.