рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Способы организации современного урока географии

Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки, которую условно можно назвать структурной методологией интеграции.

Интеграция как явление возникло на фоне своей противоположности – дифференциации наук и отраслей, рождению все нового и нового числа наук, отпочковывающихся от одного дерева. Углубление процесса дифференциации наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту – стремлению к целостности.

В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности восприятия – единства мира и человека, живущего в нем и его познающего.

Интеграция как педагогическое явление тоже имеет свои давние традиции. Прежде всего, многие предметы издавна имеют интегративный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: школьный курс географии всегда являлся интеграцией науки о географии, читательской практики и опытов. Таким образом, основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давший школе новый взгляд на связь предметов, педагогику сотрудничества.

Интеграция в современной школе, по мнению Т.Г. Браже идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Это внутрипредметный и межпредметный уровни. Особенности отбора содержания на уроке географии при интеграции особый: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в нее новых курсов, например, информатики, и т.д. На перекрестке этих подходов могут быть достигнуты разные результаты:

1.  Рождение абсолютно новых предметов (курсов).

2.  Появление новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов.

3.  Рождение циклов (блоков), объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования.

4.  Разовые интегративные уроки разного уровня и характера как пробы сил учителя в новом направлении.

Исследуя процесс интеграции, другой ученый, А. Католиков, видит два ее вида: горизонтальную интеграцию (объединение сходного материала в разных учебных предметах) и вертикальную интеграцию (объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторялся в разные годы обучения на разном уровне сложности).

А.А. Ятайкина, проанализировав структуру интеграции, предложенную названными выше авторами, в своей практической деятельности определила следующие уровни интеграции.

1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень носит иллюстративно-описательный характер.

2. Проблемная интеграция (одну проблему учащиеся решают в процессе изучения ряда предметов). Возникает обобщенная ситуация, предполагающая различные пути решения.

3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех ее средств и методов).

4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Последний, диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из различных областей знаний, синтез конкурирующих понятий. Если человек умеет видеть определенную тему – проблему – концепцию – мир в одновременном сопряжении различных их аспектов и оперирует уровнями мышления, - это наивысшая степень интеграции, позволяющая ему представить мир как целостную картину бытия.

Академик Ландау говорил, что человек в процессе познания природы может оторваться от своего воображения, он может открыть и осознавать даже то, что ему не под силу представить.

Теория и методика обучения географии, а, следовательно, и учебный предмет, теорию и историю географии пользуются разными средствами постижения, различными способами мышления. Если представить содержательность интеграции во взаимодействии всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопредложение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.

Таким образом, интеграция – это объединение частей в единое целое. На уроке географии – это объединение различных предметов и объединение усилий разных сторон в целях географического развития учащихся. Интегрированные уроки по географии могут проводиться на нескольких уровнях: межпредметном (учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели и т.д.) и внутрипредметном. Исследователь А.Б. Ланцова выделяет и другие возможные уровни интеграции: взаимодействие учителя географии с сотрудниками научных учреждений.Таким образом, возможности интеграции как способа организации урока географии безграничны.

Окружающий ребенка мир расчленен, раздроблен на части и предметы. У подростка не остается сил и времени на постижение географии, способов взаимодействия с миром и людьми. Нужна модернизация урока – как основной формы обучения в школе. Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог, и т.д. Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати, начиная с 80-х годов, и до сих пор вопрос интеграции в обучении является одним из часто поднимаемых в методических журналах.

Итак, очевидно, что интеграция предметов в современной школе – одно из направлений в активном поиске новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

В современной школе по-прежнему очень важная сторона географического образования связана с механизмами передачи и обретения знаний. Учителя-географа, в своем большинстве уповающие на репродуктивные методы обучения – «выслушай (прочитай) – запомни, воспроизведи» часто жалуются на «плохую память своих подопечных», не подозревая, что по законам мышления и памяти «готовая» информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для понимания объекта изучения. На основании практического опыта ученые, физиологи и психологи утверждают: чтобы возникло подлинное знание, необходимо сознание, то есть глубокое понимание сути. Получающий информацию из вторых рук и тем самым освобожденный от необходимости думать самостоятельно, он неизбежно впадает в состояние духовной лености. Поэтому именно сегодня как никогда требуется привлечение новых подходов в преподавании географии. В организации урока географии интеграция является одним из способов пробуждения подлинного интереса к географическим текстам, к истории, способов формирования у подростков собственного мировоззрения.

Большим тормозом в формировании цельной гармонической личности остается «дробный» подход в практике обучения географии и другим предметам.

В обучении географии интеграция охватывает все новые сферы. Совсем недавно учительство получило возможность обучаться со всем миром, не выходя из класса, из дома. Речь идет о всемирной сети Интернет.

Интернет – открытая, никем не контролируемая среда общения. К публикациям в Интернете нужно относиться как к источнику фактических данных. Однако за точность и достоверность фактов, опубликованных в нем, не отвечает никто.

Интернет сделал доступ учителя-географа к информации простым. С развитием Интернета работа географа, сотрудничающего с учителем информатики, стала более интересной, эффективной и плодотворной, но отнюдь не более простой.

Создание в России единой образовательной информационной среды позволяет учителю географии использовать компьютер как техническое средство для доступа к тысячам других, хранящих огромное количество полезных учащимся ресурсов.

Первые шаги к созданию единой информационной образовательной среды уже сделаны. Появилось значительное количество Web – сайтов образовательной тематики по географии, по развитию речи. В свободное от уроков время учащимся на компьютере тоже есть, чем заняться. Например, выпускать газету. Благодаря компьютеру дети учатся излагать свои мысли, четко их выстраивать. Контролируют процесс создания школьной газеты учитель информатики и учитель географии.

Для подготовки учащихся к работе над газетой проводится их обучение по определенной методике. Эта методика предполагает обучение детей приемам редактирования и компьютерного набора текста статей, подлежащих распечатыванию. Работа, связанная с подготовкой на компьютере текстового материала состоит из следующих основных этапов:

- набор, форматирование и запись текста в файл на жестком диске ученического компьютера;

- копирование на дискеты файла с набранным текстом и его перенос на жесткий диск учительского компьютера;

- распечатка на принтере файла с набранным текстом для редакционной правки;

- внесение на компьютере исправлений по результатам редакторской правки в файл с текстом на дискете и на жестком диске учительского компьютера.

Опытно-экспериментальная работа показывает преимущество компьютерных программ и их огромную роль в обучении географии подрастающего поколения.

Качественно новая ступень в географическом образовании, личностно- развивающем обучении – это залог здорового развития общества как в информационном, так и в интеллектуальном плане.

Грамотное использование компьютерных программ на уроках географии, библиографических поисках учащихся, в создании ими собственных географических проб возможно только тогда, когда учитель географии постоянно повышает свой профессиональный уровень в области информационной культуры, умело сотрудничает с профессионалами в этой сфере.

Возможности новейших технологий в проверке знаний, в личностно ориентированное обучении географии учащихся, в применении знаний на практике очень велики и должны исследоваться последовательно и глубоко с целью применения их в педагогической деятельности.

Интеграция в построении учебного процесса с использованием компьютерных программ делает урок географии более интересным и плодотворным.

Компьютерные программы для повышения интереса к географии нужно использовать так, чтобы ученики стремились к самостоятельному поиску информации, умели отбирать, преобразовывать его.

Компьютер позволяет учащимся осуществлять такие операции, как поиск информации, просмотр, подробное изучение видеоряда, создание школьной газеты и др. Целенаправленное знакомство учащихся с компьютерными программами по географии позволяет им ощутить себя творческими личностями, владеющими новыми технологиями, участвовать в различных интернетконкурсах.

Таким образом, интеграция как способ организации урока географии является одним из ведущих, его возможности с каждым годом расширяются благодаря новым учебным технологиям, инициативе учителей смежных учебных предметов, их сотрудничеству с деятелями науки.

1.3  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКРЕ ОБОСНОВАНИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ГЕОГРАФИИ

Психологи и врачи, неоднократно проводя эксперименты, научные исследования, пришли к выводу, что игра побуждает мозг к действию, «к стимуляции». Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов – но особенно стимулирующей “учебной среды”, - не могут вырабатывать РНК-белковое содержание, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются»

В связи с этим важно, что игра формирует «учебную среду» мозга, игровая деятельность необходима человеку и с психологической, и с педагогической точек зрения. Она не произвольна, а целенаправленна и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Человеческая игра обусловлена множеством психолого-педагогических факторов: возрастных, личностных, инстинктивных, воспитательных и т.д. Игровая деятельность – это показатель интеллектуальных способностей личности и способ их развития, хотя нельзя забывать, что сегодня насаждаются и игры иного плана, развивающие в детях не столько творчество, сколько умственную пассивность и созерцательность. К таким играм относятся некоторые виды компьютерных игр: «Стратегия», «Квест», «3Д» - в основе которых лежит зрелищность, запрограммированность, подражательность, отсутствие творческого начала.

Обращение к научным исследованиям отечественных и зарубежных психологов, посвященным игровой деятельности, позволяет понять психологическую природу игры, обосновать ее педагогическое значение в жизни ребенка и использование ее в учебном процессе, а именно на таком специфическом предмете, как география.

Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19-го века, как В. Вундт, Г. Спенсер, Ф. Шиллер. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое по Шиллеру, доставляется игрой. Введение Ф. Шиллером наслаждения как конституирующего признака, общего для эстетической деятельности и игры, оказало влияние на дальнейшую разработку проблем игр. Интерес Г. Спенсера к игре, как и у Шиллера, определен интересом к природе эстетического наслаждения. Однако проблему избытка силы, о которой говорит Шиллер, Спенсер ставит в более широкий эволюционно-биологический аспект. Для Спенсера различие между игрой и эстетической деятельностью заключается лишь в том, что в игре находят выражение низшие способности, в то время как в эстетической деятельности – высшие. Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В. Вундт. Он склонен считать источником игры наслаждение. Мысли, высказанные В. Вундтом, фрагментарны. «Игра – это дитя труда, - писал он. – Нет ни одной игры, которая не имела бы в себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения». «Игра, – продолжает Вундт, – устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд»

Итак, зарубежные мыслители прошлого связали воедино два источника игровой деятельности – стремление к возвышенному, прекрасному, творческому и желание созидать, трудиться, творить.

Отечественный психолог Л.С. Выготский и его последователь Д.Б. Эльконин, исследуя природу игры, пришли к выводу о необходимости игровой деятельности при формировании личности, доказали, что игра является важнейшим средством воспитания интеллектуальных и познавательных способностей детей. Игра развивает мотивационно-потребностную, контролирующую, эмоциональную сферы ребенка. «…игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений» (16;125). Л.С. Выготский первым ввел научно обоснованное определение игры, включив в него и педагогический, и психологический, и трудовой аспекты. «…игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяет даже считать их полярно противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни» (16;128).

Эльконин Д.Б. продолжил, развил и расширил научные положения Выготского Л.С. об игровой деятельности. В книге «Психология игры» ученый провел исследования игровой деятельности, сделав выводы об особенностях этой деятельности на том или ином возрастном этапе формирования личности. Исследователь подчеркнул, что игра является одной из основных форм жизни ребенка, имеет ближайшее отношение «к потребностной сфере ребенка». «В ней [игре] происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым» (79;278). Игра, по мнению ученого-психолога, приводит к изменению позиции ребенка на новую позицию взрослого, в игре «развиваются общие механизмы интеллектуальной деятельности».

«Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самодеятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей» (79;288).

Итак, для Эльконина Д.Б. игровая деятельность является продуктивной деятельностью, способствующей развитию разных сфер личности ребенка. И в этом безусловна ее педагогическая польза. Исследованием природы игровой деятельности, ее особенностей в отечественной науке занимались П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.И. Фрадкин. Всех этих ученых объединяет главное – игровая деятельность – это не хаотичное, бесцельное бессодержательное явление в жизни ребенка, напротив, целенаправленная, серьезная форма деятельности, способствующая развитию различных сторон личности.

Выдающийся нидерландский мыслитель 20-го столетия Йохан Хейзинга утверждает, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий», что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более, чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Хейзинга во многих своих блестящих работах понятие игры настойчиво интегрирует в понятие культуры. Й. Хейзинга утверждает: «С давних пор шел я все определеннее к убеждению, что человеческая культура возникает и развертывается в игре, кА игра» (74;7). Ученый своей книгой «Человек играющий» доказывает, что творчество человека есть момент игры как момент истины. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах, Хейзинга приходит к важнейшим обобщениям: игра – необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования. Хейзинга связывает с культурой все архаические культовые действия, в которых, по его мнению, игры отражают христианские или иные религиозные идеи космических событий, а культ в своем драматургическом действии демонстрирует «замещающее представление». Этот вопрос рассмотрен Хейзинга в главе «Природа и значение игры как явление культуры» (74;41).

Определения, выводы Хейзинга актуальны и сегодня. «Игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла. В игре «подыгрывает», участвует нечто такое, что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл. Всякая игра что-то значит. Если этот активный принцип, сообщающий игре свою сущность, назвать духом, это будет преувеличением; назвать же его инстинктом – значит ничего не сказать. Как бы к нему не относиться, во всяком случае этим “смыслом” игры ясно обнаруживают себя, это некий материальный элемент в самой сущности игры» (74;35).

Хейзинга определяет игру следующей формулой: «Игра есть добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием “иного бытия”, нежели “обыденная жизнь”» (74;37).

Таким образом, в русле разрабатываемой проблемы важно, что:

- игра – это естественная форма деятельности человека с раннего детства до взрослости. Следовательно, в игровой деятельности проявляются качества и возможности личности;

- социальную природу игровой деятельности сближает с другими видами человеческой деятельности – искусством, трудом – стремление к творчеству, самореализации, желание обрести эстетический и жизненный опыт;

- социальная природа игры, ее внутренняя структура, динамика основных компонентов игровой деятельности определяют важное значение игры для развития ребенка;

- целенаправленность, динамичность игровой деятельности, отсутствие хаотичности, бесцельности в ней намечают конкретный подход к игровой деятельности человека в любой период жизни;

- познавательный, развивающий аспекты игровой деятельности позволяют целенаправленно и системно использовать ее в педагогической практике;

- игра, являясь одним из истоков искусства, в какой-то степени присутствуя в литературе в явном или скрытом виде, может быть использована при изучении художественной литературы в школе, т.к. игра формирует внимательного читателя, прививает ему эстетический вкус и развивает индивидуальность ребенка;

- игра является прекрасной формой формирования разносторонне и духовно развитой личности;

- планируя использование игровой деятельности на уроках литературы, педагог должен учитывать свойства игры и возрастные особенности личности.

В 70 – 80-ые годы советского периода В.Г. Маранцман , Т.В.Чирковская разрабатывали творческие методы изучения литературы, в частности использование уроков-драматизаций.

В этот же период О.И. Беловой, ученым-методистом, была разработана методика игровой деятельности на уроках литературы в 4-5 классах средней школы, в которой она создала типологию игр, предприняла попытку классифицировать их.

Интерес представляет классификация О.И. Беловой, данная ей в своей диссертации «Игра на уроках литературы как средство развития творческой активности школьников» и вступительная статья к книге «Игры на уроках литературы в 4-5 классах» (9). С точки зрения О.И. Беловой , все литературные игры объединены в две большие группы: читательские и исполнительские. Основой тех и других является чтение и изучение художественного текста, которые определяет характер деятельности учеников. В читательских играх выделяются словарные и стилистические. В исполнительских – интонационные этюды, этюды – импровизации, выразительное чтение, чтение по ролям, пантомимы, инсценировки. Исследования и выводы О.И. Беловой явились важным этапом в развитии методики игры на уроках литературы. В современной методической науке к игре на уроке литературы исследователи продолжают подходить по-разному.

Основываясь на научных трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина и других ученых по теории игры, следует сформулировать понятие игры, которое ляжет в основу методических разработок. Игра – это форма познавательно-творческой деятельности человека, неразрывно связанная с искусством, содействующая активному приобретению ребенком общественно-социального и личного опыта, обнаруживающая аналогию с трудовой деятельностью, обусловленная возрастными особенностями ребенка.

В основу общих методических условий использования игры как способа организации урока литературы легли следующие свойства игры, отмеченные психологами, педагогами прошлого и сегодняшнего времени.:

1. Многофункциональность. Игра выполняет множество функций: познавательные, интеллектуальные, эстетические, эмоциональные, нравственно-воспитательные.

2. Коммуникативность. Игра развивает общительность, активность, внутреннюю свободу, помогает преодолеть возрастные психологические барьеры.

3. Адаптированность. Игровая деятельность планируется с учетом возраста, особенностей межличностных отношений в детском коллективе, создает неформальную обстановку, оказывает релаксирующее воздействие.

4. Целенаправленность. Игра учит ставить цели на определенном этапе развития, дает возможность увидеть перспективу.

5. Продуманность.

6. Подражательность.

7. Вариативность. Игра создает ситуацию выбора учителем и учеником форм деятельности, объединяет несколько видов деятельности: познавательную, трудовую и творческую.

8. Самоконтроль.

Таким образом, сами свойства игровой деятельности позволяют использовать игру в качестве эффективного педагогического средства организации урока литературы, разбивая привычные стереотипы школьной практики, давая простор детской и учительской фантазии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.