рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Способы организации современного урока географии

11.Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. – М., 2005.

12.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе//Литература в школе. – 1996. – № 5.

13.Беляков Н.В. Дифференцированное обучение как средство повышения уровня литературного развития учащихся//Русская словесность. – 2004. – № 5.

14.Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа/М.Богуславский//1 сентября. – 2007. – 13 января.

16.Волжанина Н.В. Литературные вечера для старшеклассников. – М., 2004.

17.Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1981.

18.Громцева С.Н. Поиск новых путей. – М., 1990.

19.Гордеева Н.Б. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы//Педагогика. – 2002. – № 7.

20.Десницкий В.А. Методика преподавания литературы как наука//Ученые записки Государственного педагогического института им.Герцена. Т.2. – Л., 1936.

21.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.-М.,2001.

22.Долгунов В. Этот сложный процесс познания: [индивидуализация и дифференциация]//Педагогика.2000, №4.

23.Дыханова Б. Игра в слова на уроках литературы//Литература. – 2006. – № 13.

24.Донцова О.В. Компьютерная подготовка уроков литературы//Литература в школе. – 2005. – № 6.

25.Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективности и преемственности общего и профессионального образования//Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 5.

26.Задорожная Т.Учитель - воспитатель ученика//Литература. – 2006. – № 2.

27.Зиновьева Л.П. Литературная гостиная. Страны, опаленные войной//Литература в школе. – 2006. – № 5.

28.Иванова О. Интегрированный урок: «Многогранный?» 10 кл.//Математика. – 2005. – № 3.

29.Иванова С. Нетрадиционный урок литературы//Сельская школа. – 1998. – № 5-6.

30.История России: 19-20 вв. 11 кл. Учебник/Под ред. А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова. – М., 2003.

31.Каленова И. Появилась новая литература. О модернизации литературного образования//Народное образование. – 2005. - № ?.

32.Комлева Н.Н. Творческие формы уроков литературы//Искусство и образование. – 2003. – № 3.

33.Карсалова Г.В. Некоторые вопросы технологии урока//Литература в школе. – 1997. – № 7.

34.Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

35.Кондратьева Е.П. О новых подходах к интегрированному уроку//Начальная школа: + до и после. – 2004. – № 7.

36.Кравченко С.И., Гайдук Т.Н. Интегрированные уроки как средства активизации познавательной деятельности ученика//Начальная школа: + до и после. – 2002. – № 9.

37.Комкова М.И. Педагогические проблемы в психологическом обосновании. – М., 1988.

38.Кудинов В. Как воевать в Афганистане?//Огонек. – 1990. – № 4.

39.Кудряшев Н.И. О межпредметных связях литературы с другими гуманитарными предметами//Литература в школе. – 1979. – № 4.

40.Кочергина Л.Л., Тропинина Л.А. Нетрадиционный урок. – Волгоград, 2003.

41.Крылова Н., Александров Е. Как обеспечить самообразование школьника и продуктивность учения?[Об организации индивидуального образования]//Народное образование. – 2003. – № 6.

42.Крылова Н., Александров Е. Как организовать индивидуальное образование//Народное образование. – 2003. – № 2.

43.Крылова Н., Александров Е. Как обеспечит индивидуальное образование//Народное образование. – 2002. – № 9.

44. Ланцова А.Б. Роль литературного творчества в развитии личности учащихся средней школы. – Иваново, 2007.

45.Ланцова А.Б. Личностно ориентированное обучение литературе в условиях технологизации образования. – М., 2007.

46.Ланцова А.Б. Проблема интегрированного обучения студентов-словесников на практических занятиях. – Йошкар-Ола, 1992.

47.Ланцова А.Б. Инструктивно-методическое пособие по педагогической практике (литература). – Шуя, 2007.

48.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

49.Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. – М., 1994.

50. Мелик-Пашаев А.А. О психологическом облике художника.//Искусство в школе. – 1991. – № 3.

51.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация игры в художественное творчество: Проект программы//Искусство в школе. – 1994. – № 2.

52.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Развитие эстетического отношения к миру, как основа педагогики искусства.- М., 1988.

53.Миронычева В.Ф. Самомониторинг в изучении монографической темы А.С. Пушкина//Школьные технологии. – 2004. – № 1.

54.Миронычев А. Метод проектов на уроке литературы//Школьные технологии. – 2003. – № 6.

55.Маранцман В.Г. Интегрирование художественного произведения как технология общения в искусстве. – 1998. – № 8.

56.Моргун В.Ф. Интеграция и дифференцированное образование: личностный и технологический аспекты//Школьные технологии. – 2003. – № 3.

57.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002.

58.Найт Дж. Изменяя образования с помощью технологий//Информатика и образование. – 2007. – № 4.

59.Никитин Б.Н. Развивающие игры для детей. – М., 1990.

60.Новикова Л.И. Дифференцированный подход и учащиеся в процессе обучения//Начальная школа. – 2002. – № 73-74.

61.Науменко В.В., Тараныкина О.Ф. Дифференцированное обучение в современной школе/Будущему учителю о проблемах педагогики: курс лекций. – Волгоград, 1995.

62.Петренко Л.А., Дубровская О.М. Интегрированный урок и методика его проведения//Школа духовности. 2001. – № 2.

63.Педагогическая энциклопедия. – М., 1999.

64.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного обучения. – М., 1985.

65.Русская литература XX в в 2-х ч. 11 кл./Под ред. В.В. Агеносова. – М., 1997.

66.Рыжков Т. Проектирование урока литературы//Литература.- 2007. – № 17, 18.

67.Рыжков Т. Как использовать кино на уроке литературы//Литература. – 2000. – № 12.

68.Субботина Л.Ю.Соотношение обучения и воспитания. Проблемы психологии: Учебник для студентов под ред. Клюевой. – М., 2003.

69.Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии.

70.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств.

71.Уваров А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы//Информатика и образование. – 2001. – № 3.

72.Унт И.Э. Индивидуальное и дифференцированное обучение. – М., 1990.

73.Хейзинга Й. Человек играющий. – М., 1992.

74.Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования//Школьные технологии. – 2000. – № 2.

75.Шевченко Л.А. Об интеграции на уроке литературы//Литература в школе. – 1996. – № 5.

76.Шипулина В. Природосообразная дифференциация обучения: условия реального выбора//Народное образование. – 2007. – № 4.

77.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

78.Щепа В.А. Формирование диалектического мышления на уроках литературы (на материале пушкинских набросков). – Самара, 2001.

79.Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?//Школьные технологии. – 1999. – № 3.

80.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

81.Яковлева Г.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младших школьников//Начальная школа. – 2004. – № 5.

82.Якименко Р.В. Проектная деятельность по литературе//Русская словесность. – 2005. – № 5.

83.Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении//Школьные технологии. – 2001. – № 6.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКИХ БЫЛИН «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК», «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ» В 6 КЛАССЕ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Тема урока Былина как один из видов устного народного творчества. «Славный богатырь святорусский» Илья Муромец

I этап. Слово учителя о содержании и структуре первого раздела учебника (специфика устного народного творчества, жанровая система, содержание и структура занятий по фольклору в 6-м классе):

- игра «Литературное лото» (готовит 1-ая дифференцированная группа);

II этап. Слово учителя об исторической обстановке на Руси IX – XIII веков. Подготовка учащихся к восприятию текста:

- работа с репродукциями картин А.Бубнова «Утро на Куликовом поле», В.Васнецова «Богатыри», «Гусляры», И.Конина «Русь» и другими.

III этап. Чтение былины учителем в переводе И.В.Корноуховой:

- выявление уровня восприятия и понимания былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»;

- фронтальная работа с лексическим составом текста (пополнение «Словаря юного филолога»);

- дифференцированная работа группы.

IV этап. Подведение учителем итогов работы группы и отдельных учеников внутри группы.

V этап. Совместная работа групп:

1) отчет-выступление двух учеников 1-ой группы (рассказ по подготовленному группой плану на тему «Былина – один из любимых народом жанров фольклора».

2) выяснение «темных пятен» в понимании былины учащимися.

VI этап. Постановка дифференцированного домашнего задания:

1 группа. Подготовить словесный портрет Ильи Муромца.

Индивидуальное задание – нарисовать былинного героя.

2 группа. Задание: вспомнить другие былины, которые читали или видели по телевизору, описать былинных героев.

Индивидуальное задание – нарисовать былинного героя.

3 группа. Подготовить рассказ о былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» по учебнику.

Индивидуальное задание – рассказать о Соловье Разбойнике.

Индивидуальное задание – рассказать о Соловье Разбойнике


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ

Тема. Никто не создан для войны

Познавательные цели и задачи:

1.  Знакомство с творчеством С.Алексиевич.

2.  Обогащение знаний о жанре «документальная повесть» («Цинковые мальчики»).

* заслушивание выступлений учителя и учащихся;

* выступление учителя истории об исторической основе повести «Цинковые мальчики» и общественном резонансе на ее публикацию;

Развивающие цели и задачи:

1.Развивать исследовательские умения в работе с документальной повестью С.Алексиевич.

2.Формировать у учащихся собственную позицию на события афганской войны, «локальных» войн в целом в современном мире.

* анализ эпизодов из повести (воспоминания матерей и др.);

* прослушивание песен «Комбат» в исполнении группы «Любэ», «Вернусь к тебе, я вернусь…» в исполнении группы «Голубые береты»;

* размышления старшеклассников о нравственно-психологических проблемах героев повести.

Воспитательные цели и задачи:

1.Воспитывать активную гражданскую позицию у выпускников школы

* дискуссия по проблемам участия новобранцев в боевых действиях;

* рассказы учеников и учителей об известных им судьбах участников «локальных» войн;

Методы и приемы обучения:

- выступление учителя литературы;

- выступление учителя истории;

- сообщения учащихся;

- прослушивание песен;

- чтение (перечитывание) фрагментов повести;

- анализ документальной повести, развитие понятия «документальная повесть»;

- работа с картой мира;

- дискуссия;

- работа с эпиграфом.

Средства обучения:

1.  Записи песен «Комбат» (группа «Любэ»), «Вернусь к тебе, я вернусь…» (группа «Голубые береты»).

2.  Историческая карта мира

3.  Стенд с фотографиями погибших, фотографиями матерей «цинковых мальчиков».

4.  Выставка книг, журнальных статей о событиях в Афганистане, Чечне, Осетии.

Ход урока.

Эпиграф.

Почему ты явился с оружием к нам?

(Е.Евтушенко)

Звучит песня «Комбат» в исполнении группы «Любэ»

У ч и т е л ь и с т о р и и . Все может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может.

Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых отдаленных уголках планеты.

Одним из таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война, но почему-то в современных учебниках по истории ей отводится лишь полстраницы. И здесь нельзя не согласится с мнением автора повести «Цинковые мальчики», которая писала, что только об этой войне мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать. А между тем эта война стоили нашему народу 50 тысяч погибших, раненых и пропавших без вести.

У ч и т е л ь л и т е р а т у р ы . И потому сегодня мы решили предоставить слово тем, кто эту войну прошел и остался жив. Итак, тема нашего интегрированного урока истории и литературы «Никто не создан для войны» по повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики».

Русский парень лежит на Афганской земле

Муравей – мусульманин ползет по скале.

Очень трудно ползти…

Мертвый слишком небрит,

И тихонько ему муравей говорит:

«Ты не знаешь, где точно скончался от ран.

Знаешь только одно – где-то рядом Иран.

Почему ты явился с оружием к нам,

Здесь впервые услышавший слово “ислам”?»

У ч и т е л ь и с т о р и и . А все началось с афганской революции. Сегодня исследователи, политики дают самые разнообразные пояснения, что произошло в Афганистане в 1978 – 1979 годах. Но чтобы говорить о тех событиях, необходимо обратиться к недалекому прошлому этой восточной страны.

1. Доклад ученика «Афганистан XX века».

У ч и т е л ь и с т о р и и . Итак, толчок дальнейшему развитию вооруженного конфликта в Афганистане был дан в апреле 1978 года. Произошла революция, которая повлекла за собой гражданскую войну, серию переворотов. Появились разные точки зрения на события 1976 года. Так что же это было?

2. Дискуссия о событиях 1978 – 1979 годов.

В.И.Ленин говорил когда-то о том, что вывезти революции. В чемодане невозможно. Но вот наступает 1979 год. На улицах Кабула появляются советские танки. Каковы причины ввода советских войск в Афганистан? Какие цели преследовал СССР? Кого защищали наши солдаты в этой стране? Как бы определили вы позицию нашей страны в афганских событиях?

Что это было…

- интервенция?

- экспорт революции?

- попытка колонизации?

- интернациональная помощь?

(Учащиеся предварительно работали в 4-х группах, каждая из которых аргументировала определенную точку зрения. Выступавшему с сообщением от группы представители 3-х остальных групп могли задать по одному вопросу. Как правило, это были вопросы-возражения. В конце обсуждения большинству учеников более доказанной показалась точка зрения об интервенции СССР, но было высказано предположение и о том, что СССР сочетал оказание интернациональной помощи с экспортом социалистической революции).

У ч и т е л ь и с т о р и и . А может быть, у нас уже сложился определенный образец общения? Ведь были же Монголия, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Польша?.. Конечно, мы были заинтересованы в безопасности наших границ, привлекала возможность иметь классового союзника в соседях, но почему никто не подумал о непомерно высокой цене?

Мы сейчас так хотим знать правду. Правду обо всем…

О своем правительстве, о нашей жизни, о минувшей войне.

Только понятие «правда» не может быть точным и обобщенным, ибо в данной ситуации она у каждого была, своя.

3. Звучит афганская песня «Добрый вечер», на фоне мелодии рассказывают о своих погибших сыновьях матери. Это монолог-воспоминание. Девушки-старшеклассницы работали на уроках литературы с произведением С.Алексиевич и по своему выбору рассказывали запомнившиеся страницы. Один отвечали с мест, кто-то выходил к доске, иные говорили, сидя за столом. Неподдельными были боль и горечь утраты.

У ч и т е л ь и с т о р и и . Материнские сердца «прозрели первыми», когда в сердце общества ни тревога, ни боль еще не проникли по-настоящему. Солдатские матери – вот кому «афганцы» могут поклониться. И мы вместе с ними..

У ч и т е л ь л и т е р а т у р ы читает отрывок.

– Помню, внесли в комнату гроб, я легла на него и меряю, меряю… один метр, два, сын высокий был… и спрашиваю: «кто там? Ты ли там, мой сынок?.. Все решили, что с ума сошла…

– Не говорите! Не говорите мне ничего! Ненавижу вас! Отдайте мне тело моего сына… я буду его хоронить по-своему. Одна… никаких военных почестей… О! Что же творится?! Кому это надо? И кто же убийца?

У ч и т е л ь л и т е р а т у р ы. А какова ваша правда об Афганистане? Вы познакомились с публицистическим материалом, прочли художественные произведения об этой войне, документы, исследования.

Что совместилось с вашим представлением правды?

Во что вы поверили?

Что показалось вам ложью?

Что вы не приняли?

(Фронтальная работа с классом, приводятся факты, примеры собственных изысканий, зачитываются цитаты).

У ч и т е л ь л и т е р а т у р ы . Война эта тянулась в два раза дольше, чем Отечественная. Потери страшные. И если мы не знаем еще точного количества погибших во 2-ой мировой, то когда же узнаем точно о жертвах афганской авантюры?

Но потери на этом восточном фронте были не только физические. Прошедшие афганский ад остались искалеченными и нравственно

В Афгане мы бомбили не только караваны, засады, позиции и склады моджахедов. Мы бомбили сами себя: развращали своих солдат, унижали девушек, рушили последние идеалы в себе. Как они, вышедшие оттуда, должны жить? Мужчины сходят с ума, кончают с собой, а женщины? О них, как правило, очень мало написано, потому что всю правду больно, стыдно и страшно сказать.

Да, правда о войне открывает свой истинный миг… «Нам давали ордена, которые мы не носили… мы еще будем их возвращать… Ордена, полученные честно на нечестной войне…»

На всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых не стало, с памятью о нашей наивной доверчивой вере (обращается к фотографиям погибших на доске):

Погиб, чтобы мирное небо было над страной,

Погиб, верный воинской присяге, при исполнении

Интернационального долга

Погиб при защите родины…

«Они заплатили сполна за наше презрение», - писала белорусская писательница Светлана Алексиевич.

У ч и т е л ь и с т о р и и . Миллион! Вот сколько жителей потерял афганский народ в войне, в которую мы не имели права ввязываться… Задумаемся об этом еще раз. Ребята, обратите внимание на нашу выставку книг и журнальных статей по теме урока.

Урок окончен.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ: «ТВОЙ СЫН, РОССИЯ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ В.М.ШУКШИНУ

УЧИТЕЛЬ на фоне звука метронома читает стихотворение А.Вознесенского «На смерть Шукшина»:

Хоронила Москва Шукшина,

Хоронила художника, то есть

Хоронила страна мужика

И активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

Недоступный отныне.

Он свою удивленную смерть предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал

На отвесных российских простынках.

Называлось не кинозал –

Просто каждый пришел и простился.

Он сегодняшним дням – как двойник.

Когда зябко курил он чинарик,

Так же зябла, подняв воротник,

Вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал

Край как дом – где березы и хвойники.

Занавесить бы черным Байкал,

Словно зеркало в доме покойника.

Выходят трое ведущих-учащихся

1-й ведущий: Вырастут дети, скажу им, что есть на свете замечательный человек по имени Шукшин. Скажу, чтобы помнили всегда: «Три вещи надо знать о человеке: как родился, как женился, как умер». И еще скажу, что Василий Макарович никогда не придет к последней отметке этого пути. Пока живут люди, будет жить и он.

2-й ведущий: Собиратель земли русской… В этом суть его творчества и жизни. Всеми радостями и горестями русского народа жил Василий Макарович. Как никто другой, он чувствовал душу простого человека, труженика, сеятеля и хранителя земли русской. И сумел сказать о нем правду.

3-й ведущий: Шолохов высказал кА-то такую мысль: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близко каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…»

1-й ведущий: Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родиной.

2-й ведущий: «Трудно понять, но как где скажут Алтай, так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное чувство, а в памяти – неизменно – полати. Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний миг успею подумать о матери, о детях, о Родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет».

Просмотр фрагмента документального фильма Анатолия Заболоцкого «На родине Шукшина» (Анатолий Заболоцкий – оператор, друг Шукшина. Корме того, это замечательный художник-фотограф). Если же нет возможности показать фильм, можно ограничиться фотографиями, взятыми из книги «Василий Макарович Шукшин. Мгновения жизни». Эти фотографии демонстрируются в течение всего вечера учителем с комментарием.

1-й ведущий: Писатель и сценарист, кинорежиссер и актер… Могучий талант жил в этом человеке. И могучая страсть… Он словно чувствовал, что судьба отпустила ему слишком мало времени, он торопился. Его активная творческая жизнь продолжалась 15 лет. Но сколько он успел сделать за этот короткий срок! Он успел сотворить свой мир в искусстве кино. Его книги и фильмы стали частью нашей духовной жизни.

3-й ведущий: П Проскурин. «Из воспоминаний»: «Василий Шукшин… Боже мой, как это по-русски – ткнуться лицом в родную желанную землю, отдать ей тепло и навсегда замолкнуть… Он сумел так сказать правду о простом человеке, что миллионы сердец смеялись и плакали, замирали в едином порыве».

2-й ведущий: Шукшин приехал поступать во ВГИК в 1954 году, двадцатипятилетним человеком.

На первом плане появляется молодой человек в военной солдатской форме (гимнастерка, перетянутая ремнем, галифе, сапоги). Здесь и далее он «играет» Шукшина. Актер присаживается на стул.

Актер: «И был я уже великовозрастным юношей. И пожил, и помыкался, всякое случалось – в 17 лет ушел из своей деревни, работал во многих местах: на заводе, на стройках, слесарил, служил во флоте, год преподавал русский язык и литературу в вечерней школе», - вспоминает Шукшин.

Демонстрируется фотография «Старший матрос В.Шукшин», 1949.

3-й ведущий: Шукшин был зачислен в мастерскую И.Ромма, художника талантливого, мужественного. Он был значительной личностью, замечательным педагогом. Шукшин очень любил Рома. И учитель отдавал своему ученику много внимания и не жалел времени на общение с ним. Он ощущал Василия Макаровича как натуру одаренную и пестовал в нем не только режиссера и актера, но и писателя.

Актер: «Конечно, мне теперь стыдно, что отнял у Рома столько времени. Я много писал и приносил ему показывать. Он читал, делал замечания, возвращал мне и велел работать дальше. Ромм следил за моими первыми шагами. Но настал момент, когда он сказал: «Теперь сам – ты парень крепкий».

1-й ведущий: А познакомился Шукшин с ромом на вступительных экзаменах.

Актер: (встает со стула, рассказывая, подходит к столику ведущих, как бы проигрывая эту ситуацию). «Был 1954 год, шли экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии. Все-таки я заметно выделялся среди окружающих дремучестью своей и неотесанностью. Председатель комиссии иронически спросил:

- Белинского знаешь?

- Да, - говорю.

- А где он сейчас живет? – В комиссии все затихли.

- Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю и стал излишне горячо доказывать, что Белинский помер.

Отходит от стола, говорит, обращаясь к классу.

А Ромм в это время молчал и слушал. На меня смотрели бесконечно добрые глаза, чуть ироничный, чуть улыбчивый взгляд поверх очков. А потом он стал расспрашивать больше о жизни, о литературе. Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя в этом разговоре, наверное, и решилась».

Актер выходит из класса, чтобы переодеться.

3-й ведущий: А потом были первые роли, первые фильмы. Он много и напряженно работал, понимая, что талант – лишь основа для движения в искусстве. Талант погибает, если нет воли, целеустремленности.

Демонстрируется видеомонтаж из фильмов с участием Шукшина: «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину». В это время появляется актер, но уже в костюме. Пока он произносит свои слова, демонстрируются кадры из фильмов.

Актер: «Надо вообще много работать. Только тогда можно на что-то надеяться. Когда я работаю – я спокоен, когда нет – испытываю страх и беспокойство. Думаю: «Ну, парень, так и жизнь просвистишь».

Присаживается на стул, рассматривает какие-то записи.

3-й ведущий: Итог его напряженной работы – его фильмы. Вершиной творчества стал кинофильм «Калина красная». Замысел его возник не вдруг. Мать писателя рассказывает, как, однажды приехав в Бийск, где тогда жила мать, Шукшин посетил колонию для несовершеннолетних. Вернулся оттуда взволнованным и расстроенным

Актер: (отрываясь от записей, комкая лист бумаги, взволнованно).

«Если бы ты знала, мама, как жаль этих ребят, ведь среди них есть и хорошие. Рассказываешь им что-нибудь смешное – хохочут. Весело, от души. О грустном заговоришь – смотришь, у парнишки слезы на глазах. Думаешь: «Отчего мальчишка стал таким? Скорее всего, потянуло за гадким человеком. А потянуло бы за добрым, честным, тот бы его на правильную дорогу вывел. Написать бы книгу про таких ребят… Обязательно, мама, напишу или фильм поставлю». Актер выходит из класса.

2-й ведущий: В жизни Шукшина много значила его семья – он был предан ей всей душой. На протяжении многих лет его верным другом в жизни, в искусстве была его жена – Л.Федосеева-Шукшина. Добрая, умная, она была духовно близка ему. Л.Куравлев вспоминает: «Игра Василия Макаровича со своими дочерями Машей и Олей производила на меня яркое впечатление. Он не опускался до них, а как бы поднимался до возраста детей и вместе с ними смотрел на мир – наивно и открыто».

1-й ведущий: Даже в последние месяцы своей жизни Шукшин очень много работал. Ю.Никулин вспоминает: «Последние дни вспоминаю, как в тумане. В ночь с 1 на 2 октября неожиданно оборвалась жизнь Василия Макаровича. Это было страшно. Накануне его смерти, вечером, смотрели по телевизору матч наших хоккеистов с канадцами, разошлись по каютам. А утром, когда пришли будить его, Шукшин лежал холодный. Смерть настигла его во сне. В каюте на столе лежала раскрытая тетрадь с неоконченной повестью «А поутру они проснулись». Лишь финал был недописан».

3-й ведущий: …Выносят тело Шукшина из Дома кино. Кругом, насколько хватает глаз, бесконечные головы людей. Между ними то в одном, то в другом месте алеют красные гроздья калины.

…Чей-то сорванный голос, переходящий на хрип: «Посмотри, Вася, посмотри, сколько народу-то пришло к тебе. Эх…»

Звучит запись песни, которую любили петь Шукшины: «Миленький ты мой…»

УЧИТЕЛЬ: Всем спасибо и до свидания.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.