рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Способы организации современного урока географии

Использование загадок, инсценировок – способствует более прочному усвоению знаний, вызывает интерес к изучаемому материалу, одновременно развивая сообразительность, находчивость. Например, такие поэтические загадки подобраны к теме «Медленно история листается. Все стареет – Родина не старится», из которых нужно угадать событие:

«Кровавым воскресеньем» началась она

И слабость власти показала всем сполна.

Хоть «Манифест» дарован был народу,

Работа I Думы не продлилась и года

1 русская революция, 1905-1907 гг.

Смерть Сталина – и началась она,

Лирично Эренбургом названа…

Интеллигенция все ликовала,

Секреты «белых пятен» открывала

«Оттепель», 1953-1960 гг.

Таким образом, при данном отборе тем для проведения интегрированных уроков требовалось достичь гармонии формы и содержания, чтобы чтение для старшеклассников стало «трудом и творчеством», поэтому в основе каждого урока лежит диалог – «совместный поиск истины».

Для реализации поставленных задач интеграции предметов используются различные формы уроков: исследование, инсценирование, семинары, урок-комментарий.

Иначе выглядит подготовительный этап урока литературы и истории в 11 классе по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» по теме «Аграрная политика советского правительства и отражение ее антигуманной сущности на страницах художественного произведения «Матренин двор». На уроках истории при прохождении тем «Экономическое и социальное развитие советского общества в конце 50-х начале 60-х годов» и «Политическая и духовная жизнь общества» с учащимися ведется поиск ответов на такие проблемные вопросы: 1.Какие факторы свидетельствуют о том, что положение крестьянства с 30-х годов постоянно ухудшалось? 2. Какие меры по укреплению аграрного сектора были приняты в стране в конце 50-х начале 60-х годов? 3. Каковы были их последствия? 4. Почему тема аграрного производства была наиболее умалчиваемой? Учащимся предлагаются для анализа документы и материалы, помещенные в «Практикуме по истории СССР». Формой урока выбрана дискуссия. После изучения этих материалов выпускникам школы было рекомендовано прочитать рассказ «Матренин двор». На уроках литературы к этому времени учащиеся уже познакомились с биографией А.И. Солженицына, его творчеством. Цель, которую ставят учителя литературы и истории, - это, прежде всего, научить находить отражение исторического процесса в художественном произведении, отработать умение применять ранее полученные знания.

Для дискуссии на уроке из числа учащихся назначены «архивариусы», которые подобрали исторические факты по теме. Им в ходе урока предоставлялась возможность познакомить одноклассников с подборкой материала. Практика показывает, что в интеграции как способе организации урока литературы заложены широкие возможности по привитию у молодых людей интереса к данным предметам, отработки публичных выступлений.

Во вступительном слове учитель литературы (именно он ведет урок) отметила, что, какие бы реформы ни проводило правительство, они часто проваливались, потому что человек как субъект их реализации фактически отсутствует. Зато этот человек испытывал и испытывает их тупиковый результат. В 30-е годы, которые вошли в историю как годы сплошной коллективизации, погибло около 13 млн. крестьян. С какой болью повествует об этой трагедии В. Тендряков в рассказе «Хлеб для собаки». А какое предвидение катастрофы высказывали на страницах своих произведений А. Платонов, Ф. Абрамов, В. Овечкин! И ту же боль за судьбу русского человека показал А.И. Солженицын в рассказе «Матренин двор».

В работе по тексту произведения классу были предложены следующие вопросы и задания:

1. Передать сюжет рассказа.

2. Опираясь на текст, показать, как проходило дальнейшее разорение деревни в хрущевские времена.

3. Как социально «обеспечивался» крестьянин, не способный больше работать.

4. Почему первое название рассказа было «Не стоит село без праведника»?

5. Какую роль в рассказе играет пейзаж?

6. Язык рассказа. Почему автор использовал диалектную лексику и т.д.

Таким образом, учителя литературы и истории стараются помочь учащимся увидеть через художественное произведение исторический процесс, осмыслить общественное явление, эмоционально откликнуться на него.

Другой интегрированный урок по теме «Литература и искусство в конце XIX – начале XX века», не только расширял возможности учащихся синтезировать знания, но и развивал потребность в системном подходе к объекту познания. Известный психолог Лев Семенович Выготский писал о том, что эффективным обучение будет только в том случае, если оно отражает развитие личности ученика. А этому способствует такое обучение и воспитание, такие педагогические методы, которые рефлексирует интеграция на уроке литературы и смежных учебных предметах.

В прежние годы во всех методических пособиях по истории рекомендовалось изучать на уроке реалистическое течение в литературе этой эпохи. О модернизме, модернистских течениях либо вообще не говорилось, либо разговор шел в «бледно-серых тонах». Но время все расставило на свои места. Поэтому и было принято решение отступить от штампов и вести на уроке разговор о модернизме, формой урока был избран – урок-салон с использованием традиционных форм внеклассной работы: инсценировкой. Работа по подготовке урока была распределена таким образом: все учащиеся разделены на три группы:

- учащиеся, занимающиеся изучением биографии поэтов, составляли подробный рассказ о них;

- группа учащихся читала стихотворения Хлебникова, Бальмонта, Ахматовой выразительно;

- учащиеся-оформители занимались подбором картин модернистов, музыкальных произведений.

Классная комната была оформлена в виде салона, кругом расставили вазы и горшки с цветами . Были зажжены вечи. Эпиграфом к уроку взяты слова Дронова из романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина»: «Объявим войну реалистам “знания”, – к черту реализм! И политику вместе с ним…» После разбора эпиграфа учащимся предлагается ответить на такие вопросы (работа ведется методом фронтальной беседы):

1.  Что способствовало развитию мировой культуры в начале XX века?

2.  Каковы важнейшие черты этого процесса?

3.  Какой вклад российской культуры конца XIX – начала XX века в мировую культуру?

Затем учащиеся рассматривают картины, которыми украшен салон. Отталкиваясь от определения «в одном целом две противоположности», подробно рассматриваем две картины: В. Серова «Девочка с персиками» и М. Врубеля «Демон». К картине «Демон» звучит стихотворение Б. Пастернака «Памяти Демона». Затем было предложено найти ответы на вопросы:

1.  Какие направления в русской литературе XIX века вам известны?

2.  Какие из них усиливаются в конце XIX – начале XX века?

Слово берет учитель, еще раз обращая внимание на то, что в это время происходит усиление критического реализма, возникают пролетарская культура и модернизм. В конце урока подводятся итоги и ставятся следующие вопросы:

1.  Что такое модернизм?

2.  Какими течениями он характеризовался в литературе?

3.  Почему имена представителей модернистских течений долгое время замалчивались, а само понятие не включалось в литературоведческие словари?

Проблемная задача была поставлена. Учащиеся, которые занимались изучением биографий, начинают рассказ с характеристиками направлений, звучат стихи. Схематично это можно представить следующим образом:

Символизм К. Бальмонт
Акмеизм А. Ахматова
Кубофутуризм В Хлебников

Заканчивается урок обсуждением выше перечисленных вопросов.

Структура проведенных уроков имеет следующий вид:

1.  Актуализация (воспроизведение нового).

2.  Формирование новых понятий (осознанное приобретение знаний путем поисков ответов).

3.  Воспроизведение нового (выдвижение предположений и подтверждение гипотезы; осознание, осмысление, обобщение).

Итак, одним из самых существенных результатов интеграции в 11-м классе является единство учителей в формировании у юношей и девушек общечеловеческих ценностей, общих понятий, категорий, изучаемых в разных предметах, единство в достижении конечных целей образования. Цель уроков в основном состоит в том, чтобы помочь старшеклассникам освоить навыки самостоятельной работы с художественными произведениями, историографической литературой, включая их критический анализ, сформировать представления о существовании разных точках зрения на дискуссионные вопросы, связанные с литературными и историческими явлениями, учить умению излагать и аргументировать собственную позицию.

После крушения коммунистической идеологии радикальному пересмотру в нашей стране подверглись многие культурные и духовные ценности в нашей стране. В первую очередь это коснулось истории русской литературы XX века. Неизбежный и благотворный в целом, этот процесс неотвратимо привел к перегибам: советские классики – Горький, Маяковский, Фадеев и другие – сегодня так же безоглядно опорочиваются, как безответственно возвеличивались до перестройки. В этих условиях здравый смысл и историческая справедливость требуют создания объективной истории русской литературы XX века.

Задача интегрированных уроков по литературе и истории в старших классах не сводится к ознакомлению учащихся с несколькими наиболее яркими событиями истории, отраженными в литературе. В условиях разрушенной системы внеклассной воспитательной работы важнейшая роль в нравственном воспитании ложится на уроки словесности и истории. Формирование личности невозможно без глубокого, заинтересованного понимания закономерностей исторической судьбы своего народа и его культуры.

Трагическая судьба России в XX веке не результат недалекости Николая II, злой воли Ленина и Троцкого, других внешних, случайных причин. Она развивалась в силу множества причин, условий, складывавшихся веками, то есть была неизбежна и неотвратима. Убедиться в этом, разобраться в истоках национальной трагедии, понять психологию людей, через поступки которых прокладывала себе дорогу историческая необходимость, и означает извлечь уроки из истории, чтобы не допустить в будущем повторения общественных катастроф. Таким должен быть главный пафос работы учителя-словесника в старших классах, организующего интегрированные уроки на уровне межпредметных связей «литература» - «история».

Таким образом, при интеграции у учителя литературы имеется широкая возможность для синтеза знаний учащихся, формирования умений «переносить» знания из одной отрасли в другую. Это, в свою очередь, стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать, сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря всему этому достигается ценностное восприятие действительности как необходимая предпосылка целостного мировоззрения, что отвечает сущности интеграции как способа организации урока литературы.

Именно на интегративном уроке формируются умения, развивается мышление, память, воображение, вырабатываются убеждения. Интегрированным урокам литературы и истории, литературы и музыки присущ значительный образовательный и воспитательный потенциал. На них были успешно реализованы следующие дидактические условия:

а) правильно вычленен объект учения;

б) тесное сотрудничество учителей при подготовке и проведении урока литературы;

в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на уроке;

г) активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

д) правильный выбор формы проведения урока;

Для самого учителя-словесника интегрированный урок – не цель, а средство формирования его собственной творческой личности, простор для реализации новых технологий в организации урока.

Таким образом, выбор учебного предмета, конкретного содержания, мыслительных операций, других видов деятельности старшеклассников при интеграции обусловлены чаще всего инициативой самого учителя-словесника или другого учителя предметника средней школы. Опыт показывает насколько богаче, разнообразнее становятся формы работы учителей и учеников в процессе интегрирования.

2.3 ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЗРАСТОМ УЧАЩИХСЯ

Для детей младшего подросткового возраста важна яркость, артистичность, костюмированность, зрелищность. Многие еще играют игрушками, придумывают сюжеты, живут в них, для них интересна роль режиссера, дети этого возраста склонны к импровизации. Ученики 10 – 13 лет сохраняют и усложняют игры, имевшие большую популярность в младшем возрасте: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, осваивают спортивные, интеллектуальные, игры-воображения, игры фантазирования. Для детей этого возраста игра привносит в урок литературы дух соревновательности, свойственный данной возрастной категории, пробуждает большую заинтересованность в чтении. Нельзя забывать, что игра в этом возрасте имеет и рефлексирующее значение, она создает на уроке хорошую психологическую атмосферу, снимает психологическую напряженность, способствует пробуждению у подростков с их растущей склонностью к логике, очень яркие, живые, конкретные читательские образы. Игра – при умелом применении этого способа организации урока литературы – не только способна уберечь от излишней логизации, но и развить новые читательские качества.

По определению, дети 14 – 15 лет мыслят «комбинаторно, с точки зрения логики» (57; 357). Их игровая деятельность принимает иные формы, в частности, заметно лидерство, притязания на признание среди сверстников, разнородность интересов, увлечений. В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10 – 11 до 14 – 15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками. У подростка возникает стремление участвовать в общественно необходимой работе, ему важно быть общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». В этом возрасте можно нередко слышать фразы: «я тоже имею право, я могу, я должен». Доминирует готовность проявить себя, применить свои силы. Детям этого возраста свойственны стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского, переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам, тенденция предаваться мечтаниям, боязнь осквернения мечты, отсутствие адаптации к положению «худшего». Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, резкостью в суждениях. В качестве ведущей для младшего подростка является общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. Главная ценность – подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее при недооценке настоящего.

Для детей этого возраста свойственны игры познавательного, интеллектуального характера: игры-путешествия, литературные брейн-ринги, интеллектуальные викторины, уроки-кроссворды, уроки-концерты. Игровая деятельность тринадцати-четырнадцатилетних подростков на уроках литературы, безусловно, должна быть направлена на дальнейшее решение задач литературного развития школьников, но в большей степени она должна побуждать их к поиску новых важных нравственных ориентиров, развивать в них умение уважать мнение другого, формировать его самооценку. Игровая деятельность на уроке литературы в этом возрасте – это прямая возможность заявить о себе, как о личности, раскрыть свои личностные способности, показать себя с точки зрения индивидуальности.

В 16 – 17 лет ведущими становятся профессиональная ориентированность, практицизм, оценка любой деятельности на предмет «выгоды» своих интересов и склонностей.

Для старшеклассников (период ранней юности с 14 – 15 до 17 лет) определяющим является ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И.С. Кон, «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых)».

Большое значение в этом возрасте имеет дружба, доверительные отношения. Характер учебной деятельности определяется потребностью в самоопределении. Это относится к выбору учебного предмета. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов будущего. Для большинства обучающихся является ориентация на результат. Развивается самостоятельность, творческий подход к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать – особенности деятельности старшеклассника.

В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязаний. Старшеклассники активно включены в общественную жизнь страны.

Характер игровой деятельности этого возраста отличается рядом факторов. Взрослый ребенок более замкнут, автономен, он меньше раскрывает свои чувства. Он избирателен в выборе рабочего материала, ему не нужна излишняя занимательность. По сравнению с подростками 14 – 15 лет из его деятельности уходит момент соревновательности, современный старшеклассник самодостаточен и амбициозен, поэтому ему важнее продемонстрировать свои способности в качестве собственной рекомендации, но ни в коем случае не быть лучшим, «выскочкой», «ботаником». Ему важно быть ни хуже, ни лучше, а на уровне, «как все» поскольку межличностные, коллективные, дружеские отношения довлеют над личностью ребенка данного возраста (34;154). Интеллектуальные, ролевые, деловые игры, сложные сюжетно-ролевые, адаптированные игры-телепередачи «Своя игра», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Последний герой», «Кто хочет стать миллионером», урок-телемост и другие вызывают интерес у старших подростков.

Необходимость использования игры как способа организации урока, отдельных игровых элементов на уроке литературы очевидна. Такие уроки помогают ученикам лучше освоить школьную программу, учителям дают возможность «оживить» уроки, сделать их не просто теоретизированными поучениями, а уроками жизни.

Уроки литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят, увлечь их миром книг. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока литературы, по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей.

Учащиеся V класса обычно переживают то, о чем читают в художественном произведении, начинают понимать его, учатся на уроках размышлять о героях, их поступках, о событиях. И особенно важно в этом возрасте привить детям стойкий интерес к урокам литературы, любовь к книге, которая должна стать другом на всю жизнь. Помогают в этом различные виды игры: ведь игра активизирует познавательную деятельность, несет большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, дает простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радует необычностью заданий, возможностью соревноваться.

Много вариантов уроков литературы создается при введении иллюстрации к художественным произведениям. Немало их выпускается специально для школы, но ученикам 5 – 6 классов очень нравятся иллюстрации, выполненные своими руками. Дети любят рисовать, и в любом кабинете литературы можно создать богатый фонд их рисунков, так оживляющих уроки.

Особенно охотно учащиеся, притом не только малыши, но и старшеклассники, иллюстрируют сказки. И важно не только оценить рисунок и показать одноклассникам, а сделать это интересным наглядным пособием или часть его, чтобы использовать неоднократно. Набор иллюстраций к сказкам – основа для разнообразных игровых моментов на уроке литературы.

Увлекательно проходит викторина «В мире сказок». Учитель показывает рисунок, а дети называют сказку, отмечают, народная она или литературная. Говорят, кто ее написал. Немного усложняет эту игру предложение не только назвать автора, но и объяснить, какой момент изображен на рисунке, пересказать этот эпизод. Выборочный пересказ формирует умение пересказывать. При кратком варианте важно, чтобы товарищам было интересно слушать. Когда пятиклассники осознают разницу между сказкой литературной и народной, предлагается другое задание с тем же наглядным пособием: отобрать из предложенных иллюстраций 2-3 к народным сказкам и 2-3 к литературным, назвать их авторов. Так же интересно ведется работа с иллюстрациями к былинам, басням, произведениям классической литературы всех веков.

Интересна еще одна игровое задание: подобрать картинки или сделать самим рисунки различных предметов, упоминаемых в сказках. Организуем игру под названием «Вернись в сказку!» Увидев на рисунке предмет, дети называют сказку, где о нем говорится, например: яблоко – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; перо Жар-птицы – «Сказка об Иване Царевиче, Жар-птице и Сером волке»; корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке»; стрела – «Царевна-лягушка»; меч – «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».

Аналогичную игру нетрудно подготовить для шестиклассников по басням Крылова, и с ее помощью можно представить себе, кто в классе знает больше произведений прославленного живописца. Увидев на рисунке предмет, ребята называют басню, в которой он упоминается, например: сыр – «Ворона и Лисица»; шкатулка – «Ларчик», кость – «Собачья дружба», «Волк и Журавль»; огурец – «Лжец»; топор – «Крестьянин и работник» и т.п. Эта игра побуждает учеников прочитать много басен.

Когда пятиклассники познакомятся со статьей «О сказках» в учебнике, узнают, что бывают сказки волшебные, о животных, бытовые, проводится игра «Кто в какой сказке живет». Пособия для игры составляем из картинок или рисунков ребят. Это изображения птиц, зверей, домашних животных, рыб. Сказочный мир удивительно тесно населен всевозможными животными, да еще говорящими. Увидев рисунок с изображением животного, дети называют сказку, а может быть, не одну, где с ним можно «встретиться», например: Лиса – «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев» и многие другие.

Игра эта очень интересна, потому что дает возможность поразмышлять над характерами персонажей в разных сказках: ведь в сказке «Лисичка-сестричка и Серый волк» - волк жадный, глупый и смешной, а в сказке об «Иване-царевиче и Сером волке» он могучий и добрый зверь, настоящий друг. В сказках «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» лиса злая, хитрая и ловкая обманщица, а в сказке «Козьма Скоробогатый» лисичка – мудрая и преданная помощница. В «Сказке о царе Салтане» лебедь – Прекрасная царевна, а в народной сказке «Гуси – лебеди» лебеди – злые помощники Бабы Яги.

Организация уроков литературы на основе игры помогает ребятам постигать красоту и выразительность русской речи. Они вспоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках: лисичка – сестричка, лиса – рыжая краса, волк – волчище – серый хвостище, зайчик – побегайчик, зайчишка – трусишка. Для учащихся из многих рисунков, приготовленных для этой игры делается пособие для игры «Кто в какой басне живет».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.