рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Уголовно-исполнительное право

получение свидания, посылки или передачи, разрешение на передвижение без

конвоя и т. д., для администрации исправительных учреждений в качестве

объекта выступают интересы, связанные с обеспечением режима и внутреннего

порядка в исправительных учреждениях и т.д. Следовательно можно считать,

что реализация прав и обязанностей субъектов направлена на определенные

объекты.

Юридическими фактами являются действия или события, в связи с которыми

возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные

правоотношения. Их можно разделить на несколько групп. В качестве главного

юридического факта выступают такие действия или события, как вступление в

силу приговора суда и обращение его к исполнению (действие); истечение

срока наказания, назначенного судом, или его исполнение (событие);

досрочное освобождение от отбывания наказания (действие). Вступивший в силу

приговор порождает целый комплекс правоотношения, связанных с исполнением

(отбыванием) наказания, он включает механизм реализации большинства норм

уголовно-исполнительного права: получение подсудимым статуса осужденного,

возникновение у него комплекса прав и обязанностей, связанных с отбыванием

наказания. Как следствие этого у администрации учреждения или органа,

исполняющего наказание, возникает комплекс обязанностей и прав по

отношению к осужденным.

Истечение срока назначенного наказания или исполнение наказания, не

являющегося срочным (штраф), влечет прекращение всего комплекса уголовно-

исполнительных правоотношений, а осужденный вновь приобретает статус

гражданина, свободного от правоограничений, связанных с исполнением

уголовного наказания (ст. 179 УИК).

К другой группе юридических фактов относятся действия со сложным

фактическим составом, влекущим за собой изменение комплекса

правоотношений, например замена одного вида наказания другим, перевод

осужденного из колонии в тюрьму и т.д.

И наконец к третьей группе юридических фактов относятся те из них,

которые способствуют возникновению, изменению или прекращению конкретных

правоотношений, например предоставление осужденному свидания, привлечение

его к работе без оплаты труда и т.д.

Уголовно-исполнительные правоотношения, возникающие или, изменяющиеся

на основе второй и третьей групп юридических фактов, рассматриваются как

часть всей системы правоотношений, которые возникли на основе главного

юридического факта.

Анализ и оценка юридических фактов позволяет разграничивать правовую

природу правоотношений, возникающие при исполнении наказаний, и в

частности на гражданско-правовые, связанные с собственностью осужденных,

уголовно-процессуальные, возникающие при рассмотрении дел об условно-

досрочном освобождении осужденных. Такой подход позволяет правильно

применять конкретные правовые нормы, различных отраслей права.

Лекция 3. История развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарной

системы в России

1. Уголовно-исполниельное законодательство и пенитенциарные учреждения

России в царский период

2. Советская исправительно-трудовая система

3. Уголовно-исполнительное право России с 1991 года по настоящее время

1. Уголовно-исполниельное законодательство и пениенциарные учреждения

России в царский период

Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в

России возникают в период образования и укрепления русского

централизованного государства. Основным источником права этого периода были

Судебники 1497 и 1550 гг.

Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударственных деяний.

Тюремное заключение в Судебнике не упоминается, однако, преступников могли

помещать в монастырские подвалы и башни на срок «сколь государь укажет».

Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать

заключенных.

Наказания приобретают более суровый характер и направлены на устрашение

населения, но значительно легче, нежели в странах Западной Европы.

Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась примерно в 10

случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало

правило, согласно которому государь мог помиловать приговоренного. Наиболее

распространенными способами смертной казни были: отсечение головы,

повешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни

носила публичный характер и имела цель устрашения. Существующее на западе

мнение о русском деспотизме не соответствует действительности. В Германской

Каролине 1153 года смертная казнь назначается намного чаще – в 44 случаях.

На практике смертная казнь в этот период применялась не так часто.

Большое влияние оказывала национальная идеология, в соответствии с которой

преступник после смерти отвечал перед Богом, а светская власть не вправе

предрешать его судьбу.

В русском государстве не были распространены изуверские способы казни,

свойственные Европе.

Довольно широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым

относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой

площади.

Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоятельного

наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания с

несостоятельных должников.

Тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное

наказание в Судебнике 1550 года в 21 случае. Причем закон не указывает на

сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с

другими видами наказания.

«Помещали «колодников» даже в клетках. Снабжали их чем и как могли их

родственники, безродные же, связанные по двое ходили по очереди со сторожем

по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею»1.

Новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения

явилось принятие в 1649 г. Соборного Уложения. Преступления в Уложении

представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает

устрашающее начало наказания и процесса его исполнения.

Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение

головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом) и т.д.

Осужденным к смертной казни предусматривалась отсрочка исполнения в целях

покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных

наказаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, устрашающие население.

К такого рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук,

отрезание ушей и т.д.

В этот период появляется новое уголовное наказание - ссылка

преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения и другие.

Предпосылками возникновения и широкого применения ее в дальнейшем явилось

присоединение Россией Сибири. К концу ХV11 века ссылка становится самой

массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к

1662 году на одну десятую состояло из ссыльных1.

Соборное Уложение предусматривало применение принципа талиона и

принципа неопределенности наказания.

Соборное Уложение расширило применение тюремного наказания, которое

назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на неопределенный (на

сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на

строительство тюрем и содержание тюремной администрации «…тюрьмы на Москве

строить из Разбойного приказу государевою казною…. А в целовальниках и в

сторожах у московских тюрем быти Московских черных сотен и слобод тяглым

людям на подмоги, а на подмогу деньги тем целовальникам и сторожам имать с

тех сотен и слобод по городам…»2. Таким образом, центральная власть

полностью освободила себя от обязанности строительства тюрем и содержания

тюремной администрации. Центральная власть полностью освободила себя от

обязанности строительства и содержания тюрем на местах. В Уложении

признавалось:

а) строить тюрьмы за счет городов и уездов;

б) сторожей избирать из «сошных людей»;

в) приставникам производить жалование из «скудного приказа»;

г) «колодникам черной избы» давать прокормление;

д) умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а

безродных хоронить за казенный счет;

е) за побег колодников взыскивать с приставников;

ж) губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они

помещены.

Государство почти не заботилось о внутреннем порядке тюрьмы «мы нигде

не находим ни малейших следов, например, организации тюремного

продовольственного хозяйства; наоборот, и кормовые деньги и подаяния…

выдаются самим тюремным сидельцам на руки, мы не находим далее никаких

установленных законами порядка в образе жизни арестантов, ни вообще

какого бы то ни было тюремного режима, за исключением немногих

запретительных определений, касающихся спиртных напитков, опасных орудий,

вроде топоров, пил, ножей и т.д.[13]

Закон четко определил цели тюремного заключения, которые заключались в

обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных

законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.

Следующим важным нормативным правовым актом был Артикул воинский 1715

г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения.

Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание

исправить преступника, а его устрашение. Законодательство петровского

периода было самым жестоким за всю историю страны. Практиковались

заимствования из Европы, например, ссылка на галеры.

Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания,

связанный с лишением свободы - поселение на которгу. В отношении тюрем было

установлено «государево жалование» в размере двух алтын в день на человека,

что не снимало проблему питания заключенных. «Осужденные в основном

кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из

осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами

изделия».[14]

Регламентом Главного Магистрата 1721 г. предполагалось устройство во

всех городах смирительных домов.

Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих

наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание

женщины донага и др.

История на протяжении длительного времени не дает нам точного описания

правового регулирования организации исполнения наказания в виде лишения

свободы. Долгое время отсутствовали специальные учреждения по управлению

исполнением всех видов уголовных наказаний и специализированное

законодательство.

Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права

внесла Екатерина II, которая в первые годы своего правления составила

проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по

полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых

тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к

смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем

разделам: 1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных

групп; 2) о содержании заключенных; 3) о тюремной администрации. Проект

предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на

«вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими

заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект

строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни

пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за

местами заключения в губернии проект создавал специальную должность

тюремного смотрителя.

Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало

произвол в деятельности тюремных учреждений. Таким образом, на протяжении

17 и большей части 18 века не было еще единого типа мест лишения свободы.

Отсутствовала тюремная администрация и задача тюрьмы нередко сводилась лишь

к охране арестантов от побегов и общения.

Лишь в конце 17 века изменился взгляд на тюремное заключение: оно уже

не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение

свободы стало применятся как самостоятельное уголовное наказание.

С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала

выдвигаться и задача исправления и перевоспитания.

Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания

принудительных - воспитательных заведений и предпринявших попытку

регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является

утверждение 7 ноября 1775 года «Учреждений об управлении губерниями»[15].

В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы общественного

призрения, создаваемые в каждой губернии должны были уделять большое

внимание и принудительно-воспитательным заведениям - работным и

смирительным домам.

Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление

неимущим», в них должны быть установлены определенные правила

«добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим

домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и

порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде

излишеств».

Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для

лиц, совершивших преступление.

Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих

общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное

поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по

направлению наместнического правления, по прошению родителей, или

требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом.

Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не

совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп и

«лица непотребного и невоздержанного поведения».

Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об

управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за

смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее

одного раза в неделю.

Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию

Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые предусматривала

классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного

преступления. Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались

вопросы поощрений и наказаний.

М.Н. Гернет характеризует еще один документ в области исполнения

наказаний - Положение о должности смотрителя и о должности караульного

офицера в тюремном замке 1804 г.[16] Положение предполагало

классифицировать заключенных по званиям, преступлениям, полу, разделению по

сословиям. В числе дисциплинарных мер употреблялись также и телесные

наказания. Назначение дисциплинарных наказаний зависело от

оберполицмейстера и от усмотрения самого смотрителя.

Положение предписывает смотрителю замка удерживать заключенных от

нарушений дисциплины (кроткими средствами: как-то: благородных сажать в

уединенные покои, разносчиков употреблять в работу по замку и вне очереди

для чищения нечистоты и пр. или давая уменьшенную пищу хлеб да воду).

Недостаточная регламентация режима в местах лишения свободы

оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным,

ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбывания

наказания в тюрьмах России.

1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы т.к. в

эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике. В 1819 г. было

образовано Попечительное о тюрьмах общество.

Первая статья Устава определяла его задачу как нравственное избавление

преступников и как «улучшение состояния заключенных за долги и по другим

делам людей».

Определялись 5 средств исправления: 1) ближайший постоянный надзор над

заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3)

наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности

на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение

провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.

Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме

спиртных напитков.

В 1822 году Александр I утвердил Устав о ссыльных[17]. Он содержал 435

§ и предусматривал два вида ссылки в Сибирь: 1) на каторгу; 2) на

поселение. Устав в основном определял порядок эпатирования, штаты,

обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение, прием

ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды.

29 мая 1831 г. Комитет министров принял к сведению сообщение министра

внутренних дел о новой тюремной инструкции. Инструкция содержала 12 глав.

Она была первым шагом в сторону создания общетюремного кодекса. По объему

своего содержания инструкция, конечно, далеко не охватывала всех сторон

тюремного дела. Это вполне сознавали и составители Свода законов 1832 г.

включившие Инструкцию 1831 г. в виде ст. 28 выработанного ими «Устава о

содержащихся под стражею»[18]. Т. 14 Свода законов был разбит на две книги.

Первая из них носит название «Свод учреждений и уставов о содержащихся под

стражею», а вторая - «Свод учреждений и уставов о ссыльных».

Устав о содержащихся под стажей 1832 г. в качестве мест лишения свободы

предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения

предназначались для более серьезных обвиняемых и осужденных, но вместе с

тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома

предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и

административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичей воли

и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство.

15 августа 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и

исправительных.[19]

В уложении была сделана попытка вернуться к исправительной роли

уголовного права в виде деления наказаний на уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям относились:

- смертная казнь и лишение всех прав состояния;

- лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы;

- лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь;

- лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ.

К исправительным наказаниям были отнесены:

- потеря всех особенных прав и преимуществ и ссылка в отдаленные или

менее отдаленные места Сибири;

- ссылка в другие отдаленные губернии, кроме сибирских;

- заключение в крепости с лишением некоторых особенных прав и

преимуществ, либо без оного;

- заключение в смирительном доме с лишением некоторых особенных прав

и преимуществ либо без оного;

- заключение в тюрьму;

- арест;

- выговор.

В связи с принятием Уложения был поставлен вопрос о тюремной реформе.

Был составлен проект нового закона «О тюрьмах».

Инициатором тюремной реформы явился Николай I. В Москве по его

повелению была построена тюрьма по проекту, который он привез из Англии.

Проект реформы был составлен в 1869 г. и в течении 10 последующих лет

дорабатывался.

27 апреля 1879 г. было создано Главное тюремное управление, где

сосредоточилось руководство тюрьмами. В тюрьмах стал активнее применяться

труд заключенных, улучшилось их медицинское обслуживание и материальное

обеспечение.

В 1882 г. местами лишения свободы являлись: тюремные замки и уголовные

тюрьмы (579); временные дополнительные помещения при них (6); смирительные

дома (5); Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы (2); дома

предварительного заключения в Санкт-Петербурге и Варшавская следственная

тюрьма (6); пересыльные тюрьмы (11); исправительные арестантские отделения,

роты и полуроты (32); временные арестантские каторжные тюрьмы (11);

подследственные аресты в Привисленских губерниях (75); полицейские дома в

Москве (16). Всего учреждений - 767. Общее число содержащихся в местах

лишения свободы на 1 января 1882 г. составляло 94797.

Каторга в России была срочной (до 20 лет) и бессрочной. Она

применялась за государственные и иные тяжкие преступления. Осужденные

лишались прав состояния и титулов и направлялись на рудники в Сибирь и на

Сахалин. По истечении определенного срока каторжники (примерного поведения)

переводились на более легкий режим, увеличивалось время отдыха, режим

содержания ослаблялся. Со временем каторжные могли строить собственные дома

и обзаводиться семьями. Таким образом, налицо проявлялась прогрессивная

система отбывания наказания. Отбывшие каторгу переводились в категорию

ссыльных переселенцев и определялись на место жительства в отдаленные

районы с соответствующей материальной помощью.

В рассматриваемый период цели наказания отличались многоаспектностью.

Государство стремилось к перевоспитанию преступников, играло определенную

роль и устрашение.

Новым этапом в развитии идеи гуманизации наказания стало Уголовное

Уложение 1903 г. Уложение вводило новую более упрощенную систему наказаний,

количество наказаний сократилось до 8: смертная казнь, каторга, ссылка на

поселение, заключение в смирительный дом, заключение в тюрьму, арест и

штраф.

Одним из последних значительных нормативных актов тюремного

законодательства в царской России явилась Общая тюремная инструкция,

утвержденная министром юстиции сенатором А. Хвостовым 28 декабря 1915 г.

Действие Инструкции распространяется на каторжные и другие общеуголовные

тюрьмы и исправительные арестантские отделения.

Наряду с Уставом о содержащихся под стражей и Общей тюремной

инструкцией в некоторых местах заключения режим отбывания наказания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.