![]() |
|
|
Исследование феномена катарсисаИсследование феномена катарсисаСОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………... С. 3 1. Внутренние особенности трагедии по Аристотелю……... С. 8 А). Что есть трагедия?………………………………... С. 8 В). «Страх» и «сострадание»…………………………С. 11 2. Катарсис: понятие, сущность и функции………………….С. 15 А). Античное понимание катарсиса как Эстетической категории……………………………….С. 15 В). Катарсис Аристотеля в интерепретации А.Ф. Лосева……………………………………………..С. 17 С). Пост-аристотелевские исследования феномена катарсиса…………………………………… С. 22 3.Практическое использование катарсиса в психологии……… С. 26 А). Психологи о катарсисе……………………………..С. 26 В). Катарсис в психодраме……………………………..С. 28 С). Катарсис и медитация………………………………С. 35 Заключение……………………………………………………..С. 39 Список литературы…………………………………………….С. 41 Приложение…………………………………………………….С. 44 Введение. Проблема катарсиса – трагического очищения – вызвала в истории
философии, эстетики и литературы многочисленные споры. Одна из причин
подобных споров своим основанием имеет недостаточно удовлетворительную
сохранность «Поэтики» Аристотеля, а другая – принципиальную
противоположность позиций дискутирующих сторон. Характер сложности проблемы
трагического катарсиса, по образному выражению Н.И. Новадского [1], может
быть сопоставлен в этом отношении с знаменитым «гомеровским вопросом». Целью представленной работы является исследование феномена катарсиса Исследование проводится на основе следующих трудов Аристотеля: В первой главе нами поставлена задача выявить особенности аристотелевской трагедии, так как именно в связи с ней он упоминал об очищении или катарсисе. Так как по Аристотелю очищение происходит через переживание «страха» и «сострадания», этим понятиям посвящен второй раздел первой главы. Вторая глава данной работы посвящена феномену катарсиса. Мы поставили перед собой следующие задачи: - рассмотреть античные традиции понимания катарсиса; - отметить особенности понимания аристотелевского катарсиса А.Ф. Лосевым, который на наш взгляд наиболее близко подошел к верному варианту решения проблемы; - рассмотреть феномен катарсиса в интерпретации исследователей пост- аристотелевского времени Третья глава посвящена проблеме практического использования катарсиса в психологии. Здесь мы выделили следующие задачи: - рассмотреть феномен катарсиса в интерпретации психологов и отметить варианты использования его в психологии; - исследовать опыт практического применения феномена в психодраме; - выявить роль катарсиса в медитации на основе работ философа и психолога Р. Ошо. Наиболее актуальной задачей данного исследования является рассмотрение возможности практического применения феномена катарсиса, определение которого сформулировал еще Аристотель, в современной психологии. Эта проблема в целом была мало изучена, поэтому наша работа представляет интерес при изучении феномена катарсиса в психологии. Чтобы подойти к вопросу о катарсисе в философии Аристотеля, необходимо рассмотреть философско-психологическую компоненту его творчества. Это поможет выявить отправную точку его рассуждений о катарсисе. Аристотеля можно считать родоначальником психологии, так как именно
ему принадлежит первый в истории науки психологический трактат «О душе». Важно упомянуть здесь также учение Аристотеля об умном перводвигателе как первооснове всей его философии. Он писал в «Метафизике» (XII книга) о том, что смысловая картина вечно движущегося мира есть энергия сущности мира. Мир являет себя в этой энергии. Но так как нет ничего, кроме этого энергитийного смысла, то он сам же и оказывается соотнесенным с самим собой, т.е. он сам себя мыслит. Поэтому энергия сущности мира, лежащая в основе всякого движения в нем и в основе всякого события, есть самомыслящая энергия, энергия Ума, мышление мышления. Она может быть дана в той или другой степени материального выражения. Будучи сама по себе смысловым отождествлением отвлеченного смысла и конкретной вещи, т.е. тождеством логического и алогического, умная энергия может, однако, в той или другой мере воплощаться в материи. Материальные факты могут более или менее интенсивно организовываться по закону этой мировой чтойности. Тогда энергия становится движением, и, смотря по силе ее воплощения, - в той или иной степени совершенным движением. Максимальная выраженность «чтойности» в факте, т.е. та организованность факта, когда в смысле его не содержится ничего фактически-материального, а только – одна чтойность, иными словами, смысловое тождество чтойности и факта, и есть то, что называется красотой или совершенством. В красоте и содержится это самодовление выраженного смысла, обращенного на себя и не ушедшего в беспредельность материи. Реальное действие, или «движение», как и сама энергия, воплощением которой оно является, есть действие или «движение» Ума, т.е. самоосознания и самочувствия. Разрушение энергии и уход ее в материальную беспредельность есть также разрушение и блаженного самодовления, свойственного умному перводвигателю, и переход его от «счастья» к «несчастью», от знания к незнанию, от блаженной самоудовлетворенности к страдающему и ищущему страданию и самоутере. Несмотря на все судьбы перводвижущего Ума, уходящего в то или иное материальное оформление и, следовательно, в той или иной мере забывающего и теряющего себя самого, ум как таковой остается сам по себе вечным и неизменным самовыражением мира, и он пребывает собранным в одну точку и не нуждающимся во временном потоке смысловым тождеством всех логических и алогических судеб себя самого, данных во всей полноте блаженного самодовления. Космос с его звездами – умными силами – есть вечный покой мировой блаженной чтойности в себе и для себя одной. «Через искусство возникает то, формы чего находятся в душе», - сказал Поэтика – это наука о поэзии и название одной из работ по эстетике По Аристотелю цель катарсиса (или «очищения») – возбудить, напрячь аффективную способность человека, извлечь наслаждение именно из преступления будничной меры аффекта, из нарушения границы «нормального» в аффектах путем «сострадания и страха». Чтобы постигнуть сам процесс очищения, следует выяснить, что Аристотель понимал под трагедией, страхом и состраданием. 1. Внутренние особенности трагедии по Аристотелю. А). Что есть трагедия? По Аристотелю очищение души является одной из целей и одним из
следствий трагедии. Он дает трагедии такое определение: «Трагедия есть
подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем, Аристотель говорит, что «начало и как бы душа трагедии – именно
сказание и [только] во вторую очередь – характеры»[9]. Он подчеркивает, что
из всех моментов, входящих в трагедию, «самое важное – состав происшествий,
так как трагедия есть подражание не людям, но действию и жизни, счастью и
несчастью, а счастье и несчастье заключается в действии, и цель [трагедии] Еще ярче обнаруживается несовместимость Аристотеля с плоским
натурализмом в тех местах, где он сознательно противопоставляет миф
реалистическому отображению людей и событий. Он прямо говорит: «Дело поэта
говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться,
следовательно, о возможном по вероятности или по необходимости». Стало
быть, «жизнь» и «действие» как основание трагедии мыслятся Аристотелем
исключительно в плоскости умно-созерцательных построений. Это – не
фотография, но – сознательный анализ и выбор тех или других структур в
жизненном хаосе и бытии. Но Аристотель продолжает далее: «Поэзия
философичнее и значительнее истории: поэзия говорит более об общем, история Мы видим в итоге, что сущность самого мира отнюдь не заключается в его Итак, необходимо, чтобы в каждой трагедии было шесть частей: фабула «По объему» фабула разделена Аристотелем на следующие «подразделения»: пролог, эписодий, эксод и хоровая часть, разделяющаяся в свою очередь на парод и стасим. Пролог – целая часть трагедии до появления хора, эписодий – целая часть трагедии между цельными песнями хора, эксод – целая часть трагедии, после которой нет песни хора, из хоровой же части парод – первая целая речь хора, стасим – хоровая песнь без анапеста и трохея. Коммос, входящий в последнюю часть, - общая печальная песнь хора и актеров. Как мы видим, Аристотель в Поэтике занимался исключительно техническими
формами трагического мифа как таковыми и не дал в цельной системе всех его
моментов, так чтобы вполне ясна была их связь и взаимозависимость на почве
учения о первоуме и его меональных судьбах. Данную связь рассмотрел Лосев Он говорит, что, прежде всего, необходимо «преступление», т.е. «отдание Но рано или поздно «приходит прежняя память о светлой и блаженной
нетронутости и невинности умных энергий самочувствия и – самодовления»[15]. Оценить и опознать преступление с точки зрения утерянного невинного счастья, значит, начать труд по восстановлению попранного. Светлая невинность должна восторжествовать. Это может совершаться в виде возмездия или как-нибудь иначе. И если это сделано, тогда наступает очищение страстей, «прошедшее через тьму и смрад преступлений и самозабвения»[17]. Понятия «страха» и «сострадания», через которые происходит очищение души, определены Аристотелем следующим образом. В). «Страх» и «сострадание». Событие трагично только тогда, когда оно расценивается с точки зрения того, что должно было бы осуществиться, но не осуществилось. Только когда в той или иной форме присутствует эта оценка с точки зрения высшего, нетронутого и невинного, можно говорить о трагичности случившегося. Эта оценка, восстанавливающая высшие законы жизни и необходимо оправдывающая их именно в силу того, что они в данном трагическом случае нарушены, может быть дана в самых разнообразных формах. Наиболее непосредственная форма этой оценки – это страх и сострадание, введенные Аристотелем как необходимый момент самого понятия трагического мифа. В «Риторике» он говорит: «Пусть будет страх некоторого рода неприятное ощущение, или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность»[18]. Человеку страшно то, что непосредственно может причинить страдание. Страшными могут быть: признаки вещей и событий, способные разрушить счастье и причинить вред; вражда и гнев опасных людей; несправедливость, обладающая силой; оскорбленная добродетель, обладающая силой, и т.д. Не испытывают страха те, кто считает себя обеспеченными от страдания, а испытывает страх тот, кто, как ему кажется, может пострадать от тех или иных людей или вещей. С другой стороны, не переживает страха тот, кто уже перенес все возможные страдания и несчастья. Значит, для того, чтобы испытывать страх, «человек должен иметь некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится. Тут происходит размышление о том, как можно было бы его спасти, а о безнадежном никто не размышляет»[19]. Таким образом, страх, по Аристотелю, есть: неприятное ощущение, или смятение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить человека или причинить вред ввиду своей непосредственной близости, но которое все еще оставляет у него надежду на минование этого зла. В применении к трагическому мифу страх делается неприятным ощущением активного выхода из подчинения мировым законам, так что есть надежда на восстановление попранного и поруганного. В Риторике Аристотель дает и анализ сострадания. «Пусть будет сострадание некоторого рода печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего, [бедствия], которое могло бы постигнуть или нас самих, или кого-нибудь из наших, и, притом, когда оно оказывается близким»[20]. Чтобы почувствовать сострадание, человек должен считать возможным, что сам он, или кто-нибудь из его близких, может потерпеть какое-нибудь подобное бедствие. Люди, совершенно погибшие, не испытывают сострадания, так как, по их мнению, они уже все потерпели и больше им нечего терпеть. Также не испытывают сострадания и люди вполне счастливые, так как, обладая всеми благами, они, конечно, обладают благом и независимости от всяких бедствий, а сострадать – значит вникать в бедствие другого, следовательно, сострадать может тот, кто считает для себя возможным потерпеть, т.е. люди, уже пострадавшие и избежавшие гибели. Сюда относятся: и зрелые люди, по опыту или в силу размышления знающие об опасностях жизни; и люди слабые и трусливые, обладатели семьи и близких людей; и люди, состоящие во власти страстей, аффектов и пр., поскольку такие люди, будучи всецело поглощены своим состоянием, не могут размышлять; и люди, считающие хотя бы некоторых других людей хорошими и не заслуживающими несчастья. Аристотель дает длинное перечисление обстоятельств, вызывающих сострадание: все горестное и мучительное, способное повлечь за собой гибель, бедствия от судьбы, различные роды смерти, раны, побои, старость, болезни, насильственная разлука, позор, слабость, увечье и т.д. В итоге можно сказать, что сострадание, по Аристотелю – это скорбь при виде бедствия, которое может повлечь за собою гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего, бедствия, которое могло бы постигнуть или нас самих или близких нам, и притом, когда оно окажется непосредственным. Сострадание предполагает в сострадающем средину между страдающим и счастливым состоянием и сочувственную оценку того, кому сострадают. Сострадание – также середина между мужественной страстью (гнев, смелость), стремящейся к овладению и победе, и высокомерием, не рассуждающим о том, что можно потерпеть, и не преодолевающим ничего противного, т.е. тут одновременно и преодоление страдания и подчиненность ему, согласие на него. В применении к трагическому мифу сострадание «есть оценка преступления или жертвы преступления с точки зрения чуждости их в глубине своего существа преступлению как таковому и вера в то, что нарушение законов ума произошло не по вине ума, но – иного, инобытия»[21]. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |