![]() |
|
|
Исследование феномена катарсисаp> Как же происходит психотерапевтическое заседание и что говорится во время психодраматической психотерапии? Существуют такие важнейшие психодраматические техники: смена ролей и дублирование.Если в качестве цели психодраматической терапии мы называем высвобождение спонтанности пациентов, блокированной патологическими интеракциями, и понимаем эту спонтанность как предпосылку их здоровья, дальнейшего развития и творчества, то, прежде чем описывать психодраму, обратимся еще раз к определению спонтанности, данному Морено (1967) : «Спонтанность является адекватной реакцией (ответом) на новую ситуацию, или новой реакцией в старой ситуации»[66]. То, что психически больному человеку вообще не удается новая адекватная реакция, является признаком нарушения.Высвобождение и интеграция спонтанности в психодраме должны, соответственно этому определению, сделать пациента способным к новым ответам сначала в обратимой игре, и, наконец, - в необратимой. В психодраматическом заседании участвуют 8-9 пациентов, психодраматург-терапевт и, иногда, - котерапевт. Поскольку тяжелобольные пациенты редко оказываются в состоянии исполнять различные роли, то в каждой группе желательно также присутствие специально подготовленных психодраматургов-ассистентов. Любое психодраматическое заседание подразделяется на три фазы: 1) фаза разминки; 2) игровая фаза; 3) заключительная фаза. В фазе размораживания руководитель психодрамы пытается создать атмосферу доверия, ведь даже у зверей, по Портману (1976) «подлинная безопасность, защищенность, открытость в отношении окружения, а также группы, есть предпосылка игры»[67]. Так, например, внимание психодраматурга к описанию затруднений скованным пациентом, или к рассказам других, очень облегчает этому пациенту рассказ о его ситуации. Когда же пациент начинает рассказывать о своем конфликте, то терапевт его тотчас же прямо спрашивает, не легче ли ему будет, вместо того, чтобы рассказывать, разыграть ситуацию, чтобы все могли представить себе полную картину. При этом, особенно в кратковременной психодраматической терапии, речь идет о по возможности быстром представлении в психодраматической игре в сценических образах конфликтов и переносов, существующих как вне, так и, возможно, внутри терапевтической группы. Ведь «превращение в образы» есть, по Гадамеру (1965) «превращение в истину. В игре проявляется то, что есть». Если пациент соглашается, и группа тоже идет на это, то терапевт просит главное действующее лицо, т.е. пациента, ставшего протагонистом, выбрать из числа членов группы претендентов, которые будут изображать его партнеров по конфликту. Все члены группы, которые выбираются протагонистом в качестве партнеров по игре при переходе от фазы разминки к игровой фазе, будут в процессе игры точно определяемыми носителями переноса со стороны протагониста. Посредством этих участников будет происходить актуализация тех картин, которые у протагониста связаны с важнейшими людьми из его ближайшего окружения и которые всплывают в его сознании в связи с разыгрываемыми сценами. Когда после окончания игры ее участники возвращаются назад в круг других участников группы - назад к своим собственным ролям, - то возникший перенос в значительной степени исчезает. Если же этого почему-либо не происходит, то руководитель психодрамы должен использовать специальные техники, которые способствуют снятию переноса с соответствующих персон, или способствуют возврату участников группы к своим собственным ролям. Принимая во внимание способ использования переноса в психодраме, вместе с Клосинским (1982) можно сказать, что группа рассматривается как «система объектов переноса»[68]. Группа как «система объектов переноса» возникает, как это описал Кениг В качестве важнейшего характеристического признака
психодраматической терапии, отличающего психодраму от других форм терапии,
рассматривалось использование игры в процессе психотерапии. В игре пациент
не только избавляется от «удручающего давления» мира взрослых, но и
овладевает богатством ребенка, характеризующимся легкостью и аутентичным
бытием. Если мы также примем во внимание, что философ Йохан Хейзинга (1956)
в своей книге «О происхождении культуры в игре» пишет: «В сфере игры законы
и привычки повседневной жизни не имеют значения»[70], то станет очевидным,
что это относится и к законам сопротивления. Мы понимаем, что психодрама
вообще иначе обходится с сопротивлением, чем, например, психоанализ. С). Катарсис и медитация. Существует много описаний медитационных техник, где используется катарсис. Например, Джибриш – медитационная техника, дающая глубокий катарсис. «Будучи один или в группе, закройте глаза и начинайте произносить бессмысленные звуки. Позвольте себе выразить все, что требует выхода: боль, гнев, жалобу, радость... Ум всегда думает словами. Джибриш позволяет сломать этот обычай постоянного выражения в словах. Не подавляя своих мыслей, вы можете выбросить их прочь – в тарабарщину. Если потребуется, сопровождайте звуки движениями тела. Первая стадия. 15 минут хаотических криков. Сядьте с закрытыми глазами и начинайте громко произносить бессмысленные звуки: говорите все, что приходит в голову и идет изнутри. Не сдерживайте себя, пусть только ваши слова не несут смысла. Вторая стадия. 15 минут тишины. Лягте на живот и с каждым выдохом
чувствуйте, как смешиваетесь с матерью-землей»[72]. Эта техника описана в Работа с сознанием предполагает осознанное приложение усилий. Катарсис сопровождается процессом высвобождения жизненной энергии, как
правило, через потрясение, имеющее эмоционально-психологическую окраску, –
это очищение сознания через трансформирование подавленного сознательного в
разрешенное. По факту катарсис приводит к облегчению и свободе. По сути
катарсис – это осознанное проживание комплекса или обусловленности не-умом,
это пребывание в середине процесса или действия, в середине боли, чувства,
ощущения. Все, что осознано, может быть легко отброшено. Если катарсис Поэтому работа сводится, в первую очередь, к катарсису и затем уже к медитации. Катарсис, или освобождение подавленного сознательного, очень важная и обязательная работа. Как считает Ошо, без катарсиса медитация, трансформация сознания невозможна. Справедлива формула: КАТАРСИС–МЕДИТАЦИЯ–ТРАНССОЗНАНИЕ. Использование различного рода интоксикантов, например, алкогольных препаратов, позволяет избежать катарсиса, но это не имеет практической ценности. Такой способ воздействия на психику человека по сути мало чем отличается от применения химических препаратов, психоделиков типа ЛСД. Это разновидность медикаментозных психоделических методов, включая введение в организм мощного галлюциногенного препарата – диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД-25). Использование алкоголя имеет много общего с медикаментозными методами психоанализа – психокатарсисом, наркоанализом, наркосинтезом и другими его разновидностями. Практика употребления спиртного, так называемое «Пережигание», которую использует школа «Огненный цветок», основана на их специальной психотехнике. Предполагается, что практикующий имеет достаточное самоосознание («минимальную степень растождествления с инструментом»), которое достигается с освоением 16 психосостояний, предлагаемых методикой школы. «Эту практику можно использовать для достижения определенного состояния сознания, когда постепенно разгружается подсознание. Наступает такой момент, когда между сознанием и подсознанием исчезает всякий конфликт. Кроме тебя уже никто не знает, что ты сильно пьян, потому что ты ведешь себя так же, как и до того, и говоришь те же самые слова, хотя сам уже ничего не помнишь» (И. Калинаускас)[73]. Школа через «пережигание», используя «карту пути школы», изменяет систему ценностей человека («один смысл меняется на другой») на неконтролируемом уровне его сознания. На фоне действия алкоголя в ИСС вводится суггестивная ( Суггестия – внушение: процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания) или аутопсихокоррекционная информация, то есть «вырабатывается умение жить», которое может быть инициировано к реализации тогда, и только тогда, когда действует алкоголь или возникает состояние или ситуация, на фоне которых осуществлялась выработка умения. Использование «пережигания» как способа «разгружения» подсознания
способствует лишь более эффективному перепрограммированию сознания. То есть
ум перестраивается на вибрации аутопсихокоррекционной или суггестивной
информации, не затрагивая действующих границ подавленного сознательного. Резонанс между субъективной и объективной реальностью (новый смысл
введенной на неконтролируемом уровне сознания программы) достигается за
счет «примирения» разрешенного сознательного с ее подавленной частью. «Если вы, зная, войдете в него (в момент здесь-и-сейчас), это может
привести вас к просветлению. ...Если это просто случайность... вы достигли
храма, но вы упустили, хотя вам осталась всего только одна ступенька. Вероятно, что даже в случае достижения уровня наблюдателя в ИСС с помощью техники пережигания спиртного, потребуется время и практика отвыкания от его действия. Это необходимо для естественной трансформации энергии думания в энергию осознавания, энергии подавленного сознательного в разрешенное, то есть катарсиса, как единственного способа реального изжития блоков, подавленных эмоций – страданий, гнева, злости, ревности, страха, чувства вины. «Во многих терапиях пациенту запрещается применять какие-либо наркотики перед началом терапии по той простой причине, что наркотики – это способ избавления от вашего внутреннего страдания. Они не позволяют вам увидеть ваших ран, они подавляют их. Они не позволяют вам уйти в свои страдания, вы не можете освободиться от их оков. Это полностью научно обосновано: вы должны отбросить все ваши наркотики, прежде чем проходить терапию – если возможно, даже наркотики, подобные кофе, чаю, курению, потому что все это – способы избежать страдание. Курение делает вас снова похожим на ребенка – беззаботным, безответственным, – потому что курение есть не что иное, как символическое сосание груди. Горячий дым просто возвращает вас в те дни, когда вы питались материнской грудью, когда в вас вливалось теплое молоко; теперь сосок стал сигаретой. Сигарета – символический сосок. Через регрессию, подавление вы избегаете ответственности и боли становления взрослым. Именно это вы делаете, употребляя многочисленные наркотики. Наркотики создают барьер; они делают вас одурманенными, они не позволяют, чтобы в вас возникла достаточная чувствительность, чтобы узнать свою боль» (Ошо, «Книга мудрости»)[75]. Итак, в психоанализе катарсис интерпретируется как удовольствие, испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, передающихся от эмоций другого человека, и как удовольствие от ощущения части своего прошлого «Я», которая принимает облик «Я» другого человека, обеспечивая безопасность. Также элементы катарсиса содержатся в исповеди и психодраме. Медитация же невозможна без очищения, как считает Р. Ошо. Заключение. Итак, мы выявили особенности аристотелевской трагедии и рассмотрели ее
структуру. Аристотель говорил о том, что надо слагать миф так, чтобы
всякий, слышащий о происходящих событиях, содрогался и чувствовал
сострадание вследствие изображаемых в пьесе происшествий. Через сострадание
и страх происходит очищение страстей. Мы также рассмотрели античные
традиции понимания катарсиса на основе работ Платона, Пифагора и Также мы отметили оригинальное понимание проблемы А.Ф. Лосевым. Он
считает, что к понятию «катарсис» не подходит ни одна из психологических,
нормативных или эстетических характеристик. К сущности трагического
очищения, если иметь в виду учение Аристотеля о блаженном самодовлении ума,
относится специфическая связь ума с материей. Лосев говорит о следующем. С
точки зрения философии Аристотеля весь мир представляет собою трагическое
целое. В нем и блаженство самосозерцающего и вращающегося в себе Ума; в нем
и распад этого умного перводвижения, через разные небесные сферы, вплоть до На наш взгляд, теория «умного блаженства» А.Ф. Лосева, где он проанализировал практически все философские труды Аристотеля, является наиболее верным вариантом решения проблемы понимания катарсиса. Но мы рассмотрели феномен катарсиса и в интерпретации других философов - функция очищения страстей - облегчения души - удовлетворения - удовольствия - психической разгрузки - примирения страстей - понимания и др. В данной работе мы изучили возможности практического применения
феномена катарсиса (на основе работ З. Фрейда, Ролло Мэя, А. Маслоу, Я. Наконец, во всем вышесказанном следует искать секрет многовекового
влияния эстетических воззрений Аристотеля на новые и новые поколения
ученых, философов, эстетиков, литераторов, на науку, философию и искусство. Список использованной литературы: 1. Адо Пьер. Что такое античная философия? Пер. В.П. Гайдамака. М.: Изд. гуманитарной литературы, 1999 г. 2. Античная литература. Греция. Антология в 2-х ч. Ч. 2. Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М.: Высшая школа, 1990 г. 3. Античные мыслители об искусстве. Под. ред. В.Ф. Асмуса. М.: Искусство, 1938 г. 4. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М.: Интел Тех, 1994 г. 5. Аристотель. Об искусстве поэзии. Пер. В.Г. Аппельрота. М.: 1957 г. 6. Аристотель. О душе. 1-й т. М., 1976 г. 7. Аристотель. Поэтика. Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1978 г. 8. Аристотель. Физика. Пер. В.П. Карпова. М., 1937 г. 9. Аристотель. Сочин. в 4-х т. М., 1975 г. Высшая школа, 1990 г. А.Б. М.: Прогресс, 1994 г. М.: Художественная литература, 1979 г. 1991 г. Искусство, 1973 г. Искусство, 1965 г. 1989 г. 1997 г. М.: Ренессанс, 1992 г. Наука, 1986 г. С. С.-П.: Алетейя, 1996 г. М.: Российское изд. художественной литературы, 1957 г. 1964 г. Ресурсы Internet-http://www.iptelecom.net.ua/~sia/med/ne soznanie.htm Internet-http://www.igisp-klass.aha.ru/books/fragment/p1-5.htm Ресурсы Internet- http://www.psychology.ru/dsatin/bookshelf/Feidimen.htm Яковцова, Н.М. Вайншенкер. Ресурсы Internet- http://www.kharkov.ua/main/medic/JORNAL/41.htm Приложение. ----------------------- [1] Цит. по 12, с. 116. [2] 9, т.1, с. 256 [3] 6, с. 442 [4] Цит. по 43, с. 103. [5] 6, с.158 [6] 8, с. 146 [7] Там же, с. 133. [8] 7, с. 127 [9] Там же, с. 122. [10] 25, с. 732 [11] 5, с. 353 [12] 2, с. 357 [13] Там же. [14] 25, с. 734 [15] Там же. [16] Там же. [17] Там же. [18] Цит. по 25, с. 740. [19] Цит. по 25, с. 741. [20] Цит. по 25, с. 741. [21] Там же. [22] Цит. по 25, с. 741. [23] Цит. по 25, с. 742. [24] Цит. по 4, с. 9. [25] Цит. по 26, с. 86. [26] Цит. по 24, с. 56. [27] Там же, с. 27. [28] 24, с.8. [29] 3, с. 234. [30] 4, с. 9. [31] Цит. по 25, с. 111. [32] 3, с. 87 [33] Цит. по 24, с. 127-129, 296. [34] 20, с. 183 [35] 25, с. 742 [36] Там же. [37] Там же. [38] Там же, с. 745. [39] Там же. [40] Там же, с. 746. [41] Там же. [42] Там же, с. 748. [43] 46 [44] Там же. [45] Цит. по 12, с. 120. [46] 42, с 243 [47] Там же. [48] 32, с. 314 [49] 30, с.94 [50] 30, с.140 [51] 30, с.141 [52] 30, с.141 [53] Там же. [54] Там же. [55] 50 [56] 13, с.204 [57] Там же. [58] Цит. по 14, с.199. [59] 14, с.245-246 [60] 14, с.338 [61] Цит. по 47. [62] Там же. [63] Там же. [64] Цит. по 47. [65] Там же. [66] Там же. [67] Цит. по 47. [68] Там же. [69] Цит. по 47. [70] Там же. [71] 37, с. 199 [72] 48 [73] Цит. по 48. [74] Там же. [75] Цит. по 48.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |