![]() |
|
|
Исследование феномена катарсисаp> Некоторые исследователи видят катарсис в превращении порочных наклонностей в добродетельные установки, сводя «очищение» к моральному удовлетворению и торжеству. Например, тот же Лессинг говорил о том, что трагедия призывает зрителя найти золотую середину между крайностями сострадания и страха. Немецкий литературовед Я. Бернайс (конец XIX века), создал «медицинскую
теорию катарсиса». По Бернайсу «катарсис» означает психическую разрядку, В своем эссе «О возвышенном» Ф. Шиллер видит в катарсисе не только призыв «к осознанию нашей моральной свободы», но находит уже и видение формального покоряющегося совершенства. Великий немецкий поэт И.В. Гете (XVIII-XIX вв.) полагает, что катарсис
помогает примирению противоположных страстей: «когда трагедия исчерпала
средства, возбуждающие страх и сострадание, она должна завершить свое дело
гармоническим примирением этих страстей»[43]. Под катарсисом он «разумеет
именно эту умиротворяющую завершенность, которая требуется от любого вида
драматического искусства, да и от всех, в сущности, поэтических
произведений. В трагедии эта завершенность достигается путем некоего
человеческого жертвоприношения»[44]. В своей работе «Учения о цвете» он
писал, что краски рождают в людях большую радость, и утверждал, что Ф. Гегель отвергал аристотелевскую теорию, согласно которой признаком трагедии является страх и сострадание. Основной чертой трагедии он считал примирение, а не страх и сострадание. «Последним словом трагедии лишь в том случае является не несчастье и страдание, а удовлетвореннсть духа, когда в таком конце трагедии необходимость того, что происходит с индивидуумами, может представиться абсолютной разумностью, и душа зрителя обретает истинно нравственное успокоение лишь в том случае, когда она потрясена судьбою героя, а по сути примирена»[45]. Э. Целлер чисто эстетически понимал катарсис. Он описывал взгляды Э. Мюллер представлял катарсис гедонистически, а К. Целль религиозно и мистериально. Христианская концепция эпохи Просвещения склонна скорее к отрицательному взгляду на катарсис. Она находит свое завершение, например, у Ж.-Ж. Руссо, который осуждает театр, ставя в упрек катарсису то, что он лишь «пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия»[48]. Для Ф. Ницше понимание катарсиса было неотделимо от «мистериального
учения трагедии» - основного познания о единстве всего существующего,
взгляда на индивидуацию как изначальную причину зла, а искусство - как
радостную надежду на возможность разрушения заклятия индивидуации, как
предчувствие вновь восстановленного единства[49]. Хор и трагический герой,
указывал Ницше, воплощают двойственность, данную в самом происхождении
греческой трагедии и обусловленную переплетением художественных инстинктов Ницше настойчиво педалировал внеэтический характер катарсиса. В «Рождении трагедии из духа музыки» Ф.Ницше пишет: «Мы должны
представлять себе греческую трагедию как дионисический хор, который все
снова и снова разряжается аполлоническим миром образов.» Это, безусловно,
так, однако, смысл трагедии не столько в аполлоническом оформлении
дионисийского безумия, сколько в безопасной направленности неуемной
энергии, в правильном освобождении от священного безумия, в катарсисе,
пройдя через который, человек обновляет душу. Известно то огромное
впечатление, какое производили на зрителей трагедии, поставленные на
праздник Великих Дионисий. «...по преданию, на представлении Эсхиловых Итак, мы выявили около десяти направлений исследования феномена катарсиса. Их может быть больше, но основные приведены здесь. Проще представить мнения исследователей катарсиса о его природе в виде схемы, которая показывала бы наглядно варианты понимания этого феномена, что мы и попытались сделать (см. приложение). Наряду с основными теориями там отмечены и оригинальные варианты понимания катарсиса. В скобках указаны исследователи, которые придерживались данных теорий феномена. Рассматривая большинство концепций феномена катарсиса, мы пришли к
пониманию того, что исследователи анализировали его с точки зрения
соответствия потребностям культуры и философии их собственной эпохи. 3. Практическое использование катарсиса в психологии. А). Психологи о катарсисе. Очищение связано с работой воображения и созданием иллюзии. В психоанализе оно интерпретируется как удовольствие, испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, передающихся от эмоций другого человека, и как удовольствие от ощущения части своего прошлого «Я», которая принимает облик «Я» другого человека, обеспечивая безопасность. З. Фрейд воспринял методы гипноза и катарсиса, которые М. Брейер
использовал в лечебных целях. Нельзя, рассматривая фрейдизм, не оценить в
нем положение о катарсисе - в общих чертах сохранившееся еще со времени
первого исследования истерии. Излечение от истерии по Фрейду является
результатом явления вытесненного желания в сознании больного, таким
образом, катарсис вызывается знанием причин болезненного состояния. Идеал
психоанализа - знание, которое врачует душу- это ли не идеал всей
европейской культуры - от греческой древности до наших дней. Фрейд впервые
соприкоснулся с методом катарсиса, лечебной беседы, который впоследствии
сыграл столь значительную роль в его собственных исследованиях. Однако со
временем применение гипноза вызывало у него все большую и большую
неудовлетворенность. Хотя это и приносило очевидные результаты, ослабляя
или даже вовсе снимая симптомы расстройств, все же не удавалось добиться
устойчивого лечебного эффекта в долговременном плане. Многие пациенты
обращались с повторными и новыми жалобами. Кроме того, как обнаружил Фрейд,
некоторые невротические пациенты поддаются гипнозу с трудом или не
поддаются ему вовсе. Поэтому в скором времени он прекратил практику
гипноза, но продолжал использовать катарсис в качестве метода лечения и
разработал новую психологическую технику - метод свободных ассоциаций Ролло Мэй, описывая практические шаги в психологическом
консультировании, говорит о том, что исповедь содержит элемент катарсиса. Согласно концепции самоактуализации А. Маслоу, катарсис – это
составляющая «пик-переживания». «Пик-переживания» (peak-experiences) - это
особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого индивидуума. Маслоу
отмечает, что «пик-переживания» часто вызываются сильным чувством любви,
произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. Наиболее значительные «пик-переживания» сравнительно редки. Поэты описывали их как моменты экстаза, люди религии - как глубокие мистические переживания. По Маслоу, высшие «инки» характеризуются «чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга и трепета, потерей ощущения пространства и времени»[55]. Л.С. Выготский был склонен рассматривать катарсис как чисто
эстетическую реакцию. Он полагал, что во всяком художественном произведении Рассуждения Выготского обнаруживают любопытное сходство не только с
размышлениями Ницше о взаимодействии в греческой трагедии аполлонического и
дионисического начал, но и содержанием эллинского символа «лука и лиры»,
обязанного своим происхождением Гераклиту из Эфеса, заявившему однажды: В). Катарсис в психодраме. Психодрама - это терапевтический метод, в котором психические и психосоматические заболевания понимаются как проявление нарушений в межличностных отношениях и интеракциях. Для лечения этих нарушений используется спонтанное сценическое их изображение. Психодрама - это групповая психотерапия и активный метод. Это подход, который объединяет глубинную психологию и терапию поведения. Он описывается здесь так подробно потому, что до сих пор психотерапию понимают главным образом как индивидуальную терапию, а сферу активности пациента ограничивают терапевтическим лежанием на кушетке. Венский врач Якоб Леви Морено описал психодраму в 1920 году. При этом он использовал такие категории, которые до него лежали вне психотерапевтического мышления: игра, встреча и театр. Этим Морено положил начало новому психотерапевтическому методу. Следуя положениям Морено, на вопрос "Что такое психодрама?" можно ответить: Психодрама - это спонтанная игра,
В качестве игры, спонтанной и непринужденной, психодрама почти незаметно для самих психотерапевтов пересекла до той поры табуируемый медициной барьер. Она перешагнула границу между утомительным, предвзятым, в значительной мере - неспонтанным миром взрослых и богатством ребенка, обозначаемым как спонтанность, непредвзятость, легкость и аутентичное бытие. То, что непринужденное и игровое бытие ребенка уже осмыслено в
философско-религиозной традиции человечества как проявление творческой силы
и счастья, можно проиллюстрировать тремя цитатами, взятыми из временного
промежутка в более чем 2000 лет: Гераклит считал: «Айон подобен играющему
ребенку»; Евангелие от Матфея гласит: «.Истинно говорю вам, если не
обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»[61]. Ницше
пишет в своей статье «К игре творчества»: «Невинность есть дитя и забвение
и новое начинание, игра и колесо, раскручивающееся из самого себя»[62]. Все
эти цитаты касаются качеств ребенка, которые позже, под влиянием нарушенных
интеракций или других обстоятельств более или менее быстро и в большей или
меньшей степени уходят на второй план или вообще теряются. Мы говорим о
следующих качествах: спонтанность и аутентичность, доверие и игровые
действия. Вместо них на передний план на основе страха и недоверия выходят
цели и принуждение - и корежат человека, его мир - что, впрочем, ни в коем
случае нельзя оценивать исключительно негативно. Если психодрама совершенно
сознательно при посредстве спонтанной игры возвращается к способу бытия
ребенка, то это вовсе не означает бегство от мира. Совсем наоборот: Для объяснения такого рода общения в своей ранней экспрессионисткой
статье «Приглашение к встрече» в 1915 году Морено (1925) использовал образ
реки. Относительно удачного общения он пишет: «поэтому встреча не кажется
мне течением реки, лишенным изгибов, мелей, которые мешают течению». В
отношении возможной неудачи встречи: «...если я продвигаюсь слишком
медленно, или вообще не продвигаюсь вперед на моем пути, то на пути к моей
встрече с тобой возникает разлад, трещина, болезнь, досада, несовершенство. Каково положение вещей? Что можно сделать при таком положении вещей? Что следует из этого положения вещей? В этом тексте предпринята попытка описать способ использования психодрамы в качестве психотерапевтического метода, а также лежащие в ее основе ролевую теорию и теорию интеракций в процессе групповой психотерапии. Здесь же проясняется психодраматическое понимание здоровья как возникающего на почве встречи ненарушенного саморазвития и самореализации. Этим же текстом была подготовлена основа для психодраматического понимания болезни: «Если при встрече с тобой возникает разлад, трещина, болезнь, досада, несовершенство (а также: имеют место нарушения в интеракциях), тогда встреча не состоится, тогда встреча мне кажется течением реки, на котором скоро встретится утес, на пути которого возникнет затор, тогда я иду очень медленно или вообще не продвигаюсь вперед»[63]. Этот образ застоя и фиксирования позже вылился в сформулированное Морено понятие болезни в смысле блокирования спонтанности и возникающего на этой почве невроза креативности. Третья основа психодрамы - театр. Место, где с древнейших времен наглядно демонстрировались человеческие страдания в их общей межчеловеческой взаимосвязи, называется театр. Однако, как в терапевтической практике достигается осмысленное увязывание сценического представления человеческих трагедий на сцене с трагическим миром психической болезни? Накопленный опыт показывает, что моментально и непосредственно это невозможно. Осуществление этого слияния происходит в психодраме. Катартическое действие драмы, особенно трагедии, на слушателей было
описано в этой работе. По Аристотелю, трагедия героев должна вызывать у
публики «страх и сострадание». Однако эти чувства служат лишь толчком к
психогигиеническому действию самоосознания. Похожесть личных страданий в
этой ситуации - важная предпосылка трансцедентирования и интеграции опыта. Уже в психиатрии XVIII и XIX столетий были предприняты попытки
использовать театр для лечения пациентов. Можно вспомнить театральные
эксперименты маркиза Де Сада, а также галльских профессоров Райля и В отличие от этих экспериментов, у Морено речь не шла о изображении
чужих страданий, изображались страдания свои собственные. Речь шла не об
искусном актерстве, а скорее о спонтанной игре, не о воздействии на
пациентов, а об их способности к самовыражению. В своей книге «Театр
экспромта» Морено (1923) пишет все еще очень поэтическим экспрессионистким
стилем: «Игрок - это житель частного дома. Экскурсия последовательности
чувств, ощущений и мыслей по персональному миру может осуществляться легко,
сказачно и без всякого сопротивления. Однако если какая-либо пара вступает
в противоречие: радоваться или страдать,- то это состояние есть конфликт. В отличие от многократно обсужденной в последнее время альтернативы «...Люди играют сами себя, исходя из необходимости полностью
осознанных заблуждений, иными словами - жизни. Они не хотят больше
преодолевать бытие, они хотят производить его. Они повторяют его. Они
суверенны: и не только в кажимости, но и в смысле их собственного бытия. В этом тексте 1923 года связываются воедино уже описанные представления об игре, встрече и театре, с созданной к тому времени теорией и практикой психодраматической терапии. Его содержание также касается сегодня теоретических основ и других, особенно новых, психотерапевтических методов, а также потому, что это не только облегчает познание важнейших моментов психодрамы в спектре прочих методов психотерапии, но и понимание места психодрамы в истории психотерапии. Как видно из цитируемого текста, психодраматическая терапия базируется на конфликте и на общности, иными словами - она предполагает группу. Она предполагает что: «Страх ... настолько велик, что ... уже не помогают ни молчание, ни беседа, поскольку нарушения коренятся уже не столько в душе, сколько в теле...» (т.е. они уже стали «психосоматическими») Психодраматическая терапия исходит из того, что конфликт может стать |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |