рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии

| |Что такое силлогизм? | |

| |Сколько фигур силлогизмов исследовал сам Аристотель? | |

| |Как понятия образуются, определяются и различаются? | |

| |Что такое суждение и как их различать? | |

| |Что такое умозаключение и в чем его гносеологическая ценность? | |

| |Какими признаками Аристотель наделяет бытие как субстанцию? | |

| |Какие законы логики открыл Аристотель? | |

| |Какое значение приобрел Аристотель для средневековой философии | |

| |и как его богословы “подстригли”? | |

| |Что доказывает жизнетворный характер философии Аристотеля? | |

Тест №8. Этические школы античности (ранний период).

|№п/п |Вопросы |Код |

| | |ответа |

| |Какова роль софистов в нравственно – этических вопросах | |

| |мировоззрения? | |

| |Совместимо ли любомудрие с меркантилизмом? | |

| |Как рождаются нравственные каноны, по Сократу? | |

| |Что такое этический рационализм? | |

| |Почему невозможна злая воля, а зло в мире обречено на | |

| |исчезновение? | |

| |Как связаны добродетель и счастье? | |

| |Как философия способствует приращению добродетели? | |

| |Какой нравственный урок стоит за выбором Сократа принять | |

| |приговор неправедного суда? | |

| |Перечислите сократические школы в этике. | |

| |Что такое аскетизм и гедонизм? | |

| |Каким критериям пользуется Диоген Синопский в оценке людей? | |

| |В чем состоит добродетель и цель жизни человека, по Диогену? | |

| |Какой эмпирический критерий для определения добродетели людей, | |

| |предлагает Аристотель? | |

| |В чем отличие эвдемонизма от аскетизма и гедонизма. | |

| |Совпадают ли знание и добродетель, по Аристотелю? | |

| |Как достижима добродетельная жизнь в масштабах социума? | |

| |Что заставляет человека практически действовать? | |

| |Как классифицировать человеческие потребности? | |

| |Что следует полагать причиной поступка? | |

| |Какую этическую функцию выполняет разум в регуляции поведения | |

| |людей? | |

| |Найдите формулировку принципа “золотой середины”, адекватную | |

| |здравому смыслу. | |

| |Каковы достоинства и возможные издержки принципа “золотой | |

| |середины”? | |

| |Кто доводит этот принцип до этического релятивизма? | |

| |На какие виды Аристотель предлагает разделить человеческие | |

| |добродетели? | |

| |Укажите, какое продолжение получили рассмотренные этические | |

| |школы. | |

Тест №9. Философские школы эллинизма.

|№п/п |Вопросы |Код |

| | |ответа |

| |Какие исторические события и социальные процессы определили | |

| |этико – религиозный характер эллинистической философии? | |

| |Укажите основные философские школы поздней античности. | |

| |Укажите наиболее известных стоиков. | |

| |Сформулируйте основную идею стоицизма. | |

| |В чем сущность человека, согласно стоикам? | |

| |Какой должна быть его жизнь? | |

| |Какова роль разума в нравственном укладе нации? | |

| |Как соотносятся законы природы и разума? | |

| |Что является целью нравственных поступков и в чем она состоит? | |

| |Что означает принцип нравственной автономии? | |

| |Каковы основные аффекты и как к ним относится? | |

| |Что такое “апатия”? | |

| |Как стоики относились к имуществу и другим материальным благам?| |

| |Является ли удовольствие благом? | |

| |Следует ли однозначно определять страдание как зло? | |

| |Существует ли необходимая связь между добродетелью и счастьем? | |

| |Что считал целью жизни Эпикур? | |

| |Как ее можно достичь? | |

| |Какое удовольствие философ должен ценить превыше всех прочих? | |

| |Что является причиной страданий? | |

| |Как их можно избежать? | |

| |В силу чего рождается страх перед смертью? | |

| |Какой важный философский вывод следует из рассуждений Эпикура о| |

| |смерти? | |

| |Что такое “атараксия”? | |

| |Какие две главные функции выполняет человеческий разум, как | |

| |регулятор всей деятельности субъекта? | |

Тест № 10. Поздний эллинизм.

|№п/п |Вопросы |Код |

| | |ответа |

| |Какие идеи греческих философов стоики использовали в своей | |

| |натурфилософии? | |

| |Как связаны душа человека и мировая душа – божественный дух? | |

| |К какому типу относится теория познания стоиков? | |

| |Как происходит чувственное восприятие? | |

| |Как возникает понятие? | |

| |Существуют ли врожденные понятия? | |

| |Какая полезная функция философии эксплицирована стоиками и | |

| |звучит как обращение? | |

| |Что завещал Сенека своим друзьям и близким, и как | |

| |аргументировал свое завещание? | |

| |Какое влияние оказал стоицизм на последующие эпохи? | |

| |Как Эпикур относился к телеологии Аристотеля? | |

| |Упраздняет ли Эпикур богов и что это такое? | |

| |К какому типу можно отнести теорию познания Эпикура? | |

| |Какую полезную функцию философии открыл Эпикур? | |

| |Основной тезис скептицизма? | |

| |Назовите крупнейших скептиков. | |

| |К чему стремится вся природа и человек, в частности? | |

| |Каково различие между скептицизмом и догматизмом? | |

| |Способен ли скептик, усомнится в справедливости собственной | |

| |позиции? | |

| |Различие между скептицизмом и диалектикой? | |

| |Последняя философская школа античности? | |

| |Что такое “эманация”? | |

| |Что такое “эволюция” (“инволюция”)? | |

| |Соприкасается ли человеческая душа с Богом? | |

| |Какое значение имел неоплатонизм для средневековой теологии? | |

| |Какой девиз созвучен семантике слова “философия” и мог бы | |

| |служить оправданием профессионального выбора философа? | |

Компендиум

ответов по античной философии.

Раздел I. Онтология

|№п/п |Ответы |

| |Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность |

| |человека и бытие как истина. |

| |Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором |

| |поведения |

| |людей является Разум. |

| |Фалес - это вода (она есть всюду и может принимать любую форму); |

| |Анаксимандр - это апейрон (бескачественное и бесконечное по числу |

| |начало); |

| |Анаксимен - это воздух (необходим, пластичен, реально существует, но сам|

| |не виден); |

| |Гераклит - это огонь (самое динамичное и самосохраняющееся начало); |

| |Эмпедокл - это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), |

| |элементы |

| |которых связываются в семени конкретной вещи |

| |Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и |

| |естественной, |

| |т. е. согласной с природой. |

| |Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен. |

| |Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может |

| |возникнуть |

| |естественным путём, то зачем тогда творец? |

| |По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; |

| |исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, |

| |которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и |

| |научного |

| |знания. |

| |"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, |

| |непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что |

| |никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта |

| |существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть |

| |приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений|

| |этих вечных частиц". |

| |И. Ньютон |

| |Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые|

| |и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями |

| |множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", |

| |вызывают в нас различные ощущения. |

| |Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с |

| |бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, |

| |способную к развитию; из неё и произошли все тела. |

| |Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев,|

| |а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части |

| |души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. |

| |Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = |

| |абстракции. |

| |Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к|

| | |

| |финалу. |

| |Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной |

| |философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания |

| |человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида:|

| |природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни. |

| |Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и |

| |всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, |

| |Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, |

| |животным, человеческим расам и т. д.). |

| |Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности |

| |начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще |

| |только миру видимости, а не подлинному бытию. |

| |Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир |

| |видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не|

| |дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает |

| |лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная |

| |конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор |

| |между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они |

| |мыслят. |

| |В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок |

| |хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам |

| |их качественное своеобразие. |

| |Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об |

| |истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на |

| |органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным |

| |материалом для прочего многообразия вещей. |

| |Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе |

| |идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты. |

| |Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю |

| |категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», |

| |«Энтелехии» и др. |

| |Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом |

| |дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в |

| |любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего |

| |10 признаками. |

| |Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по|

| |Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет |

| |и формы без материи. |

| |«Первая» философия - Теология. |

| |Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с |

| |другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и |

| |толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами. |

| |Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. |

| |Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. |

| |Именно поэтому их нельзя раздробить. |

| |В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, |

| |воды и огня, объединяющиеся в семени. |

| |Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о |

| |естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз. |

| |"Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные. |

| |Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая |

| |движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов |

| |разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности|

| |их перемещения в среде. |

| |Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более |

| |сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту |

| |гармонии среди всего сущего. |

| |От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому |

| |имманентна необходимость и причинность. |

| |Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к |

| |самосохранению. |

| |Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость |

| |от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, |

| |производство и потребление материальных благ становится их жизненным |

| |уделом. |

| |Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому |

| |наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными |

| |переходы между двумя мирами. |

| |Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем|

| |совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально |

| |неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. |

| |вполне определённого (формы). |

| |Число (мера) и гармония. |

| |Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является |

| |состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии |

| |-индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению. |

| |Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - |

| |"логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. |

| |Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально |

| |разумный мировой Огонь. |

| |Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается |

| |благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей|

| |«идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий |

| |влечет появление устойчивых образов. |

| |Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы |

| |безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте |

| |относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и|

| |сцепляться. |

| |Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также |

| |три космические силы: идея, материя и мировая душа. |

| |Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не|

| |доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и |

| |временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В |

| |платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода |

| |«порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса. |

| |В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако |

| |последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными|

| |отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу |

| |случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные |

| |отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению |

| |альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть |

| |человеческой свободы |

| |Наряду с 4-мя стихиями нужны еще силы, приводящие их в движение: любовь |

| |и вражда. Одна сила притягивает элементы друг к другу, другая же - |

| |отторгает их. |

| |Сама по себе «чистая» материя - есть ничто, так как всякое «что» есть |

| |нечто определённое, существует лишь благодаря своему понятию или идее. |

| |Материя -это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь |

| |благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определённость, |

| |становится «чем-то». |

| |«Телос» - цель, то есть то, ради чего создаётся и служит определённая |

| |вещь. Расширительно «цель» - быть полезным, существовать для чего-либо. |

| |«Телеология» - учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая |

| |вещь имеет своё место и свою цель. Часто термин «телеология» означает |

| |логику вещей, задаваемую целеустремлённостью субъекта (целевая |

| |причинность). |

| |Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению |

| |семян в конкретные органы, из органов образуются тела. |

| |Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые |

| |тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - |

| |треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. |

| |Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs |

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.