![]() |
|
|
Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии| |Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять | | |отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора). | | |Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на | | |бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи | | |существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную | | |блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно| | |вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы. | | |Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: | | |треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения | | |друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной | | |(благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это | | |чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.| | |Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые | | |думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может | | |совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы | | |(головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно | | |сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из | | |них выживали и давали потомство, худшие - погибали. | | |Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее | | |-бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются | | |мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем | | |чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих | | |красок, теней и т. п. | | |Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет | | |никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В| | |природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с | | |небольшими отклонениями ("клинаменами"). | | |Материальная, формальная, динамическая и целевая причины. | | |Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок | | |имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой | | |головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о| | |себе. | | |Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как | | |нераздельное единство материи и формы. | | |Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому | | |принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. | | |Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим.| | |У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага| | |(=Бога). | | |Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой | | |(божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа | | |человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога). | | |Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого| | |и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире | | |совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит. | | |Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое | | |движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- | | |выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и | | |целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если| | |последняя этого и заслуживает). | | |Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от | | |него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может | | |достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - | | |несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и | | |вместе с тем перестают существовать. | | |Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах | | |восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию| | |(вид или эйдос вещи). | | |Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу | | |категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой| | |придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах). | | |Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения | | |атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, | | |разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов. | | |Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» | | |идеям, максимально воплотить их в себе. | | |Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с | | |предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) | | |стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение | | |совершенных форм. | | |Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает | | |качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, | | |кости, мяса, рыбы и т. п.). | | |Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по | | |ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от | | |множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и | | |вторичного к творящему, первоначальному). | | |10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность;| | |2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) | | |место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; | | |9) страдание; 10) направление перемен. | | |Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель;| | |она существует в своей внешней определённости и одновременно не | | |существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и | | |обречено умереть. | Раздел II. Гносеология и психология. |№п/п |Ответы | | |Приобщится душой к Богу человек может в исключительных случаях, "когда | | |он оказывается в состоянии сверхумного экстаза". Именно тогда в | | |истерзанную сомнениями и страданиями душу и проливается божественный | | |свет. С этого момента его одолевает стремление быть подобным Богу. | | |Повторяющиеся впечатления фиксируются в душе и, благодаря наложению их | | |друг на друга, образуют "ядро" понятия, которое в последующем начинает | | |"рассказываться" словами. | | |Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида (как | | |некий укор совести!), то, познавая самого себя, я обретаю ключ к | | |расшифровке мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех её | | |проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов. | | |Вызревающее таким путём понятие о каноне затем обретает свою | | |общезначимую формулировку посредством обсуждения (диалога). | | |Возможность подобных знаний следует признать. Всякое знание начинается с| | |опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое | | |знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов),| | |а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать | | |предметом разнообразных доказательств. | | |Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что | | |собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти | | |нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. "Смерти | | |нет, ребята!" | | |Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с| | |точки зрения их ценности, значения и последствий. | | |Мотивы человеческого действия весьма разнообразны: потребности, | | |страсти, желания, склонности, эмоции и интересы. | | |Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, умеренность | | |- добродетель страстей. | | |Каждая из стадий («влечение», «влюблённость», | | |«сотрудничество», | | |«божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу. | | |1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину. | | |2.Отождествление избранника с идеалом делает обе половины | | |слепыми к | | |недостаткам друг друга. | | |3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает | | |супругов незаменимыми друг для друга. | | |4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением| | |к | | |вечной красоте и совершенству. | | |Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и | | |теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное). | | |Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от | | |чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а | | |не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, | | |шаровидности и т. п.). | | |Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет| | |"Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток | | |чувственности. | | |Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных | | |душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них | | |определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. | | |Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор | | |процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих | | |актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми). | | |Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории)| | |включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это | | |"врожденные впечатления души". | | |Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта | | |рождаются идеи. | | |Причины страдания-невежество, неразумие, предрассудки, | | |страх перед неопределенностью. | | |В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и | | |раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в | | |другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество | | |инкарнаций возвращается в мир идей. | | |Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о | | |самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. | | |Идеям необходимо найти место среди мира фактов. | | |Идеальная - Разум, состоящий из идей. Он должен направлять | | |Волю на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти. | | |Преобладание в индивидуальной душе "золота", "серебра" или | | |"меди" -основание для причисления индивида к определенному классу. | | |По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) | | |обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же | | |руководят волевые привычки. | | |Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и| | |свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). | | |Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - | | |рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п. | | |"Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная | | |мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она| | |сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и | | |ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - | | |аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть | | |ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом| | |бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации| | |наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения.| | |В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о | | |предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий| | |для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия). | | |Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским | | |принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё | | |действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. | | |Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же| | |«в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть | | |мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше. | | |Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного | | |человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой | | |жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена | | |довольствоваться скотским образом жизни. | | |От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через | | |органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей. | | |Опыт наблюдений и размышлений. | | |В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, | | |пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к | | |которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс | | |дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний | | |самой человеческой души. | | |До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко | | |сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до | | |встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и | | |очистить от эмоциональных наслоений. | | |Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе | | |и ниже. | | |«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому | | |определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря | | |второму идея может непосредственно воздействовать на вещи. | | |Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для | | |особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум | | |ищет ответы. | | |Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его| | |личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, | | |можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея | | |человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими | | |заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в | | |вечное, к тому, что дорогого стоит. | | |Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к | | |познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг | | |«узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым | | |интенциям. | | |«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но | | |не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не | | |необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко | | |достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до | | |бесконечности». (Эпикур). | | |Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и | | |тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и | | |ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас | | |существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие | | |сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых | | |разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная | | |информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. | | |Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма | | |вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в | | |изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта | | |через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином | | |«энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. | | |Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: | | |удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, | | |поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их | | |сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и | | |предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но | | |неразумное. | | |Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится| | |к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. | | |Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила | | |предрассудков большинства кажется неодолимой). | | |Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать| | |для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по| | |тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к | | |обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть | | |каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит| | |и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать | | |скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя). | | |Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому | | |лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому | | |он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом | | |истины и излучает его (=бытие). | | |Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не| | |более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. | | |Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, | | |субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в | | |отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ"). | | |Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. | | |Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда | | |привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум | | |очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем | | |самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция | | |сенсуализма. | Раздел III. Логика и методология. |№п/п |Ответы | | |Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору | | |более правильной точки зрения. | | |Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и | | |релятивизм. | | |Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон| | |на взаимоприемлемый результат. | | |По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), | | |доказательность, систематичность (упорядоченность). | | |Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек | | |есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и | | |несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя | | |речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно,| | |и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть| |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |