рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии

| |Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять |

| |отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора). |

| |Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на |

| |бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи |

| |существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную |

| |блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно|

| |вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы. |

| |Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: |

| |треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения |

| |друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной |

| |(благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это |

| |чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.|

| |Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые |

| |думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может |

| |совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы |

| |(головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно |

| |сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из |

| |них выживали и давали потомство, худшие - погибали. |

| |Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее |

| |-бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются |

| |мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем |

| |чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих |

| |красок, теней и т. п. |

| |Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет |

| |никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В|

| |природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с |

| |небольшими отклонениями ("клинаменами"). |

| |Материальная, формальная, динамическая и целевая причины. |

| |Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок |

| |имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой |

| |головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о|

| |себе. |

| |Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как |

| |нераздельное единство материи и формы. |

| |Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому |

| |принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. |

| |Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим.|

| |У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага|

| |(=Бога). |

| |Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой |

| |(божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа |

| |человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога). |

| |Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого|

| |и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире |

| |совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит. |

| |Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое |

| |движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- |

| |выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и |

| |целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если|

| |последняя этого и заслуживает). |

| |Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от |

| |него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может |

| |достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - |

| |несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и |

| |вместе с тем перестают существовать. |

| |Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах |

| |восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию|

| |(вид или эйдос вещи). |

| |Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу |

| |категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой|

| |придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах). |

| |Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения |

| |атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, |

| |разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов. |

| |Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» |

| |идеям, максимально воплотить их в себе. |

| |Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с |

| |предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) |

| |стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение |

| |совершенных форм. |

| |Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает |

| |качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, |

| |кости, мяса, рыбы и т. п.). |

| |Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по |

| |ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от |

| |множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и |

| |вторичного к творящему, первоначальному). |

| |10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность;|

| |2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) |

| |место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; |

| |9) страдание; 10) направление перемен. |

| |Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель;|

| |она существует в своей внешней определённости и одновременно не |

| |существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и |

| |обречено умереть. |

Раздел II. Гносеология и психология.

|№п/п |Ответы |

| |Приобщится душой к Богу человек может в исключительных случаях, "когда |

| |он оказывается в состоянии сверхумного экстаза". Именно тогда в |

| |истерзанную сомнениями и страданиями душу и проливается божественный |

| |свет. С этого момента его одолевает стремление быть подобным Богу. |

| |Повторяющиеся впечатления фиксируются в душе и, благодаря наложению их |

| |друг на друга, образуют "ядро" понятия, которое в последующем начинает |

| |"рассказываться" словами. |

| |Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида (как |

| |некий укор совести!), то, познавая самого себя, я обретаю ключ к |

| |расшифровке мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех её |

| |проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов. |

| |Вызревающее таким путём понятие о каноне затем обретает свою |

| |общезначимую формулировку посредством обсуждения (диалога). |

| |Возможность подобных знаний следует признать. Всякое знание начинается с|

| |опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое |

| |знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов),|

| |а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать |

| |предметом разнообразных доказательств. |

| |Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что |

| |собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти |

| |нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. "Смерти |

| |нет, ребята!" |

| |Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с|

| |точки зрения их ценности, значения и последствий. |

| |Мотивы человеческого действия весьма разнообразны: потребности, |

| |страсти, желания, склонности, эмоции и интересы. |

| |Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, умеренность |

| |- добродетель страстей. |

| |Каждая из стадий («влечение», «влюблённость», |

| |«сотрудничество», |

| |«божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу. |

| |1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину. |

| |2.Отождествление избранника с идеалом делает обе половины |

| |слепыми к |

| |недостаткам друг друга. |

| |3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает |

| |супругов незаменимыми друг для друга. |

| |4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением|

| |к |

| |вечной красоте и совершенству. |

| |Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и |

| |теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное). |

| |Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от |

| |чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а |

| |не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, |

| |шаровидности и т. п.). |

| |Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет|

| |"Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток |

| |чувственности. |

| |Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных |

| |душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них |

| |определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. |

| |Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор |

| |процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих |

| |актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми). |

| |Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории)|

| |включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это |

| |"врожденные впечатления души". |

| |Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта |

| |рождаются идеи. |

| |Причины страдания-невежество, неразумие, предрассудки, |

| |страх перед неопределенностью. |

| |В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и |

| |раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в |

| |другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество |

| |инкарнаций возвращается в мир идей. |

| |Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о |

| |самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. |

| |Идеям необходимо найти место среди мира фактов. |

| |Идеальная - Разум, состоящий из идей. Он должен направлять |

| |Волю на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти. |

| |Преобладание в индивидуальной душе "золота", "серебра" или |

| |"меди" -основание для причисления индивида к определенному классу. |

| |По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) |

| |обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же |

| |руководят волевые привычки. |

| |Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и|

| |свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). |

| |Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - |

| |рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п. |

| |"Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная |

| |мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она|

| |сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и |

| |ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - |

| |аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть |

| |ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом|

| |бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации|

| |наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения.|

| |В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о |

| |предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий|

| |для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия). |

| |Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским |

| |принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё |

| |действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. |

| |Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же|

| |«в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть |

| |мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше. |

| |Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного |

| |человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой |

| |жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена |

| |довольствоваться скотским образом жизни. |

| |От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через |

| |органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей. |

| |Опыт наблюдений и размышлений. |

| |В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, |

| |пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к |

| |которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс |

| |дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний |

| |самой человеческой души. |

| |До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко |

| |сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до |

| |встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и |

| |очистить от эмоциональных наслоений. |

| |Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе |

| |и ниже. |

| |«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому |

| |определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря |

| |второму идея может непосредственно воздействовать на вещи. |

| |Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для |

| |особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум |

| |ищет ответы. |

| |Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его|

| |личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, |

| |можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея |

| |человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими |

| |заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в |

| |вечное, к тому, что дорогого стоит. |

| |Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к |

| |познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг |

| |«узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым |

| |интенциям. |

| |«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но |

| |не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не |

| |необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко |

| |достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до |

| |бесконечности». (Эпикур). |

| |Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и |

| |тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и |

| |ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас |

| |существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие |

| |сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых |

| |разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная |

| |информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. |

| |Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма |

| |вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в |

| |изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта |

| |через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином |

| |«энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. |

| |Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: |

| |удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, |

| |поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их |

| |сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и |

| |предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но |

| |неразумное. |

| |Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится|

| |к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. |

| |Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила |

| |предрассудков большинства кажется неодолимой). |

| |Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать|

| |для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по|

| |тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к |

| |обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть |

| |каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит|

| |и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать |

| |скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя). |

| |Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому |

| |лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому |

| |он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом |

| |истины и излучает его (=бытие). |

| |Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не|

| |более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. |

| |Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, |

| |субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в |

| |отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ"). |

| |Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. |

| |Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда |

| |привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум |

| |очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем |

| |самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция |

| |сенсуализма. |

Раздел III. Логика и методология.

|№п/п |Ответы |

| |Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору |

| |более правильной точки зрения. |

| |Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и |

| |релятивизм. |

| |Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон|

| |на взаимоприемлемый результат. |

| |По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), |

| |доказательность, систематичность (упорядоченность). |

| |Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек |

| |есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и |

| |несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя |

| |речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно,|

| |и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть|

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.