![]() |
|
|
Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии| |одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет | | |более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из | | |состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) | | |Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли,| | |следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей| | |все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно | | |принадлежать и философам. | | |Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма. | | |«Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся | | |только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания | | |умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» | | |Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые | | |сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, | | |референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль | | |вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит | | |реальные отношения, лежащие по ту сторону слов. | | |Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты | | |заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной | | |основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и | | |оснащение, чем располагает здравомыслящий человек. | | |"Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, не | | |лечащей тело." Эпикур. | | |Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе | | |по | | |духу людьми. | | |"Как выразить движение в логике понятий?" - Гегель. | | |Апории выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла. | | |Рассматривать одно подле другого и одного вслед за другим. Метафизик | | |мыслит сплошным противоположениями: "Да - значит да; нет - значит нет; | | |что сверх того, то от лукавого". Зенон Элейский доказывал свои апории | | |путем строгого следования законам логики здравого смысла с | | |использованием доказательств от противного (апогогический метод). | | |Коротко, метафизика как метод -абсолютизация законов формальной логики. | | |Дедуцирование или индуцирование заключения (нижний посылки) посредством | | |нахождения среднего термина (понятия, суждения), входящего неявно и в | | |верхнюю, и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится,| | |в конечном счете, к отысканию среднего термина. | | |Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего | | |признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую| | |общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком| | |и объемом: чем больше признаков (т.е. чем конкретнее понятие), тем | | |меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие), и, | | |наоборот. Чем меньше признаков (чем понятнее абстрактнее), тем больше | | |его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным| | |пунктом в конструировании понятия берется объем. | | |Принцип вопросно-ответной артикуляции высказываний, принцип иронии| | |и принцип маевтики. | | |Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других | | |(посылок), содержащих общий признак. | | |Речевая проработка проблемы закладывает структуру практических действий | | |людей, непременным условием успешности которых оказывается их (действий)| | |соответствие особенностям и структуре референта. "Слово есть образ дела"| | |-Солон. Вместе с тем известно, что между словом и делом может пролегать | | |пропасть (особенно в политике!). "Слово - это тень дела" - подчеркивал | | |Демокрит. Отсюда видно, что оба определения диалогового метода | | |справедливы. | | |Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе | | |умозаключения; исходными посылками Аристотель полагает аксиомы, | | |постулаты и предположения. | | |Манипулирование смыслами слов с целью выведения заранее заданного | | |тезиса. Вводя в рассуждения туманные абстракции и надуманные конструкты,| | |схоласты выстраивают сложные псевдо - теоретические системы, призванные | | |сохранить и упрочить догматы религиозной веры или идеологически | | |окрашенные им мифологеммы. | | |Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его | | |неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях | | |может выступать фундаментальным законом. | | |Закон тождества ("а" верно, если имеет место А и мы судим действительно | | |об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, чтобы одно и тоже| | |одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же | | |смысле); закон достаточного основания (суждение "а" может быть верным | | |лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон | | |исключенного третьего (любой реально существующий предмет может быть | | |включен или в класс А, или в любой другой класс, но только не в А). | | |Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля - это | | |наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных | | |самонаблюдения с правилами речевого общения создается наука логики. | | |Произвольное объединение "хороших" свойств, принадлежащих несовместимым | | |предметам и поэтому - взаимоисключающих друг друга. | | |Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое| | |состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим | | |признакам (понятие или предикат). | | |Учения о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях | | |(силлогизмах). | | |Это связь понятий (в виде «субъекта» и «предикта»), выражаемая словами | | |«есть» или «не есть». Суждения различаются по качеству (утвердительные | | |или отрицательные), по объему ("все", "некоторые", "единичные") и по | | |степени достоверности (ассерторические, аподиктические, | | |проблематические). | | |Принцип укоренен в здравом смысле и имеет широкое практическое | | |применение. Но и на бытовом уровне он может служить оправданием | | |конформизму -"Проживи незаметно!", "Не высовывайся!" и т.п. На | | |теоретическом уровне (в философии) этот принцип лежит в основе эклектики| | |(См. тест № 3). | | |Придерживаясь заданной темы, осуществить аналитическое разграничение | | |известного и неизвестного, желаемого и реально возможного в целях | | |прояснения сути предмета или проблемы. | | |Догматизм - положительная философия; она строится на неколебимых | | |принципах и скептически относится к новациям. Скептицизм - отрицательная| | |философия недоверия ко всему, кроме аксиом, полезных для жизни | | |Диалоговый метод философствования органически объединяет в себе | | |логическую и этическую компоненты общения, что значительно, повышает КПД| | |и познания (ум - хорошо, а два - лучше!), и общения (ради чего лясы | | |точим?). | | |Разновидность риторики - спор ради победы над собеседником. | | |1) Ограничить тему и задать вектор продвижения. 2) Преодолеть | | |сопротивление (субъективизм, инерция привычек) другой стороны; 3) | | |Обеспечить добровольный выход собеседника на нужный результат. | | |Этос и Логос ритора, выделяя в первом деструктивные приемы и | | |конструктивные правила, а во втором - общие принципы ведения диалога и | | |их частные (операциональные) требования. | | |По мнению Платона, в то время как другие люди всуе считают, будто они | | |располагают знанием о том, что такое добродетель, благо, мудрость и т. | | |д., Сократ - единственный, кто сознается в своем полном невежестве | | |касательно этих понятий и старается найти концензус среди сограждан | | |посредством строго организованного общения (диалога). | | |"Риторика - это словесное искусство делать человека рабом по его | | |собственной воле". (Горгий) | | |"Прежде чем станешь вещать, научись же порядочно мыслить; книги | | |философов могут тебя в том достойно наставить!" Квинт Гораций Флакк. | | |Как принцип развития, так и принцип всеобщей взаимосвязи, введенные | | |Гераклитом, выполняют важную мировоззренческую роль - позволяют исходить| | |из имманентного самой природе порядка, упраздняя Бога как объяснительный| | |принцип. Законы диалектической логики, впервые угаданные Гераклитом, | | |являются предельно широкими по охвату рациональным способом всех | | |возможных вариаций. Все, что допускает наш человеческий разум, не может | | |выходить за пределы, полагаемые законами диалектики. За этими пределами | | |-хаос, иррациональное, сумасшествие. Следовательно, структура мыслимого | | |объекта не может не совпадать с модусами (законами) диалектической | | |логики. | | |Предметная и беспредметная спекуляция. Беспредметная спекуляция | | |довольствуется комбинаторикой слов в соответствии с логикой здравого | | |смысла и рече - язвиковыми нормами (" Материя - первое подлежащее всякой| | |вещи".); предметная спекуляция ("диалектическая метода" - Платон) ставит| | |своей задачей прорыв к экстралингвистическим реалиям - общественным | | |связям или естественно - природной необходимости. | | |В одну и ту же реку нельзя войти и один раз". - Кратил. Это утверждение | | |выводится как из факта изменений объекта наблюдения, так и из факта | | |преобразований в самом наблюдателе. Устраняя точку отсчета (момент | | |устойчивости), можно любой предмет утопить в потоке изменений. В то | | |время как диалектика полагает изменчивость и устойчивость соразмерными | | |предмету познания, релятивизм абсолютизирует изменчивость всего сущего, | | |привнося тем самым в картину субъективный произвол. | | |Интроспекция - «Познай самого себя!» и спекуляция – «Узнай больше, чем | | |сказано!». Фиксировать что и как происходит в собственной душе, когда, | | |например, решают задачу, действительно необходимо при исследовании | | |этических канонов или при создании науки логики. Судить с понятием и | | |правильно заключать можно, лишь располагая достаточными знаниями о | | |предмете и владея логикой. «Многознайство не делает человека умным». | | |Гераклит | Раздел IV. Этика и религия. |№п/п |Ответы | | |Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных | | |выйти из-под контроля разума. | | |"Жизнь вне поиска недостойна быть прожитой для человека". Апология | | |Сократа | | |Культура создаётся и служит для счастья и блаженства людей - разумный | | |человек должен стремиться к освоению достижений культуры; гедонизм | | |сводит счастье человека к получению чувственных удовольствий, а | | |эвдемонизм видит счастье в спокойном и радостном расположении духа; обе | | |отвергаемые Аристотелем крайности зацикливаются на благополучии | | |индивида, эвдемонизм же поднимается до признания благополучия и других | | |людей равного собственному благополучию. В силу этого мы от некоторых | | |удовольствий вынуждены отказываться. | | |Страдание преодолевается опять-таки на путях познания - нужно | | |разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий. | | |Добродетели этические и дианоэтические. Первые - это умение правильно | | |поступать, т. е. добродетели практические; вторые - это способность | | |проникать в ситуацию и правильно мыслить, а также принимать решения со | | |знанием дела, т.е. добродетели теоретические. | | |Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия | | |нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? | | |Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в | | |физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это | | |удовольствие от познания, т. е. духовная радость. | | |Приобретаемая посредством упражнения способность разума определять и во | | |всём придерживаться «золотой середины». | | |Сначала они считали материальные блага искушением на пути к | | |добродетельной, разумной жизни, так как именно из-за них и разгораются | | |страсти в обществе. Затем стали исповедовать безразличие к ним. В итоге | | |же признали, что некоторые блага могут способствовать росту добродетели.| | |Два разных жизненных подхода: один ориентирует на поиск удовольствий | | |(Жги!), другой - на сокращение даже естественных нужд - «Лучше умереть, | | |чем наслаждаться!» | | |В изживании ложных желаний и потребностей, в несуетности и простоте | | |образа жизни («назад к природе!»), в наслаждении свободой и | | |независимостью от всех внешних притязаний («гражданин мира»). | | |Независимая простота - довольствуйся простым, чтобы ни от кого не | | |зависеть. | | |Законы разума - это и есть нравственные каноны; канон - это то, к чему | | |люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что | | |разумно, то и нравственно; поступки должны и судиться и | | |определяться исключительно разумом; ему одному и необходимо подчинить | | |эмоции, чувства и желания. | | |Через понятия о благе, добре, зле и т.д.; через личность философа (его | | |соответствие идеалу мудреца); через образ жизни, пронизанный стремлением| | |к истине. | | |Бог - «Перводвигатель»; это хотя и главное, но не единственное | | |определение Бога Аристотелем. Возможны и другие предельные случаи, а | | |значит и дополнительные определения - «Чистая актуальность», «Абсолютное| | |совершенство». | | |Счастье человек достигает, избегая неудовольствия и неприятностей, | | |выбирая лишь те удовольствия, за которыми не следует разочарование и | | |скука; умеренно и благоразумно наслаждаясь благами жизни, общаясь с | | |людьми сходного образа мыслей. Эпикуреец стремится обрести свое счастье | | |на путях познания действительных причин событий. | | |Природа сама по себе разумна; только не каждому это дано понять. | | |Следовательно, жить согласно разуму - естественно для человека. | | |Совершенно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум | | |- естественное достояние человека; поэтому жить естественно - значит | | |жить по законам разума. Но не всегда справедливо обратное (пример: | | |аффекты). | | |Автономия личности состоит в свободе выбора и самозаконности | | |реализующего этот выбор поступка: человек подчиняется, прежде всего, | | |таким законам, которые ему диктует собственный разум. | | |В мудрости, в философском познании мира идей, так как, лишь войдя в | | |него, человеку можно узреть свою собственную сущность и предназначение. | | |"Мудростью, как и красотой, мой друг, можно располагать двояко: | | |продавать всякому, кто готов уплатить ("проституты философии"), и | | |обучать лишь достойных" - Сократ. | | |Сложились два подхода к этому вопросу - Пифагора и Аристотеля. | | |1)Посредством повышения требовательности к себе. Например, подводя итоги| | |дня минувшего, трижды ответь самому себе - «Что я свершил, в чём | | |согрешил и чего не исполнил?» - Пифагор. | | |2)Посредством «малых приучений поступать добродетельно в реальной жизни»| | |- Аристотель. | | |В отличие от мифологии «Бог» Аристотеля интеллигибелен - это некий | | |вселенский Ум («Нус»), который самодостаточен благодаря тому, что | | |способен мыслить собственный промысел в вещах и людях. | | |Разум - это наилучшее среди всех качеств, которыми люди обладают. Как | | |здравомыслящий человек может отказаться от наилучшего ради осуждаемого | | |всеми дурного произвола? Только помрачение ума или примитивное | | |невежество -причина зла. Больному следует оказывать помощь. | | |Гармония: согласие и лад в доме и государстве; пропорциональность разных| | |способностей человека (телесных и духовных, высших и низших, плотских и | | |разумных); образ жизни людей, задаваемый созерцанием мировой гармонии. | | |Отождествление добродетели со знанием. Сократ полагал, что добродетели | | |можно научить, передавая знания; невозможно делать людям добро, не зная,| | |что это такое, и наоборот, невозможно поступать дурно, зная - что есть | | |добро; никто не творит зла преднамеренно, а лишь по ошибке - вследствие | | |ложно истолкованного блага. | | |Счастье (блаженство, «эвдемония») есть следствие добродетельной жизни, | | |так как именно последняя соответствует сущности и предназначению | | |человека (его разумной природе); таким образом в познании обретается не | | |только мудрость, но открывается и путь к счастью. | | |Согласно христианской доктрине, Бог есть личность единая в трех лицах | | |(ипостасях!) и создавшая мир из ничего. Бог Платона это не личность, а | | |Благо; Демиург не творит материю, но лишь упорядочивает ее в | | |соответствии с идеями и наделяет космос мировой душой. | | |Справедливость - это главная добродетель в отличие от высшей добродетели| | |-мудрости. | | |Надо жить в согласии с самим собой, Разумом и природой, принимая и | | |перенося удары судьбы как должное. | | |"Лучше самому быть обманутым, чем. вводить в заблуждение других!" - | | |Сократ VS Горгий - "Обманывающий поступает лучше того, кто не | | |обманывает, а обманутый мудрее того, кто не обманут". Отсюда проистекает| | |сократовская ставка на рацио - "Нет ничего сильнее знания, оно всегда и | | |во всем пересиливает и удовольствие, и все прочее". Этому принципу | | |соответствует логический закон достаточного основания: судить о предмете| | |или возражать иным утверждениям допустимо только в том случае, если мы | | |располагаем достаточным знанием о нем. | | |Для них превыше всего истина, а не сребролюбие или честолюбие (как для | | |нынешних правителей!); мудрость же - гарант наилучших и взвешенных идей | | |и решений; он склонен действовать более всего убеждением, а не силой; он| | |всегда готов отказаться от власти ради возвращения к своему любимому | | |делу-созерцанию совершенных идей; никто не сможет играть на его | | |человеческих слабостях, ибо они уже побеждены разумом. | | |"Душу великую нелегко тронуть с места!" - Цицерон. Если поступок | | |нравственен, душа пребывает в состоянии атараксии - невозмутимого | | |спокойствия и безмятежной радости; если поступок безнравственен, то | | |терзания совести отравят радость жизни, вынудят душу метаться и мучится | | |своей неприкаянностью. Цель нравственности - величие души. | | |Это не тождественные вещи. Удовольствие - морально индифферентно. | | |Добродетель или благо есть то, что я должен делать в известных | | |ситуациях. Ни один нравственный канон не предписывает мне искать | | |удовольствий и гоняться за наслаждениями, меня никто не обязывает | | |наслаждаться. Поэтому, если я сдержан в минуты экстаза, мне за это | | |нечего стыдиться. | | |Они могут сочетаться друг с другом лишь случайно, и значит одно не может| | |быть причиной другого. Добродетель обитает в сфере всеобщего = | | |разумного, а счастье - в сфере индивидуального = чувственного. Быть | | |добродетельным - это всегда во власти отдельного человека, а счастье и | | |несчастье зависят от внешних условий, превосходящих часто наши силы, от | | |судьбы. Быть добродетельным - обязанность гражданина, а быть счастливым | | |- кому как Бог дарует. | | |В действительности знание, - что такое хорошо? - и что такое плохо? - | | |работает на развитие добродетели только в том случае, если последние | | |испытаны на себе самом, но не гарантирует благих действий в отношении | | |других людей. Следовательно, одного лишь знания недостаточно ни для | | |совершения поступка, ни для благих дел. | | |Разрушая абсолютную шкалу ценностей, софисты подрывали и нравственный | | |уклад, базирующийся на авторитете и традиции, ставили человека перед | | |необходимостью жить своим умом, руководствуясь лишь собственными | | |интересами, пользой и выгодой (мерить все на свой аршин!) | | |«Иные приходят в этот мир, чтобы торговать; другие - состязаться, а | | |самые достойные, - чтобы созерцать.» Пифагор. | | |"Сделай своим устам дверь и запор!" (Библия). "В гневе не должно ни | | |говорить, ни действовать" (Пифагор). "Измеряй свои желания, взвешивай | | |свои мысли и исчисляй слова!" (Пифагор). "Придерживайся сути дела, а | | |слова найдутся" (Катон). | | |Достойной человека целью жизни Эпикур полагал удовольствие, но не то, | | |которое исчезает вместе с окончанием акта и затем требует | | |воспроизводства, а скорее - общую приятность жизни, длительное спокойное| | |блаженство, несокрушимое ни дрязгами, ни ударами судьбы - это радостное | | |равновесие Духа. | | |Страдание и зло - разные вещи. Удовольствие и страдание относятся к | | |сфере эмоций, а добро и зло касаются лишь разума. Поэтому в оценке | | |поступка страдание нужно сбрасывать со счетов. | | |Ничего сверх меры! | | |"Пригодность" души для осуществления своего предназначения, для своего | | |дела; правильное соотношение и употребление душевных способностей, их | | |гармоническое действие. | | |Разумная дума управляет страстями и сдерживает желания; она планирует | | |поступок - определяет золотую середину между известным крайностями, | | |ставит цели и подбирает надлежащие средства, просчитывает последствия и | | |подстраховывается применительно к нежелательным последствиям. | | |Не зарывайсь в глубины, | | |И не "тащись" в эфир; | | |Как раз посередине | | |Прекрасен этот мир! | | |Достоинство идей, которым он учил сограждан всю сознательную жизнь, выше| | |цены жизни на склоне лет. | | |Не печалиться по поводу его смерти. "Не нелепо ли думать, что | | |светильнику хуже до того, как его зажгут, чем после того, как его | | |загасят?" "Завещаю вам единственное, что мне осталось, но вместе с тем и| | |самое драгоценное - мой образ жизни. Важно прожить хорошо, а не долго!" | | |Имморализм Ф. Ницше (19 в.): "Наши добродетели должны иметь легкие ноги,| | |чтобы приходить и тотчас уходить". | | |Благостное состояние человеческой души - состояние безмятежности, | | |невозмутимости, спокойствия. Взлететь на этот уровень свободы могут лишь| | |философы. | Раздел V. История философии, социология и политика. |№п/п |Ответы | | |Неоплатонизм – Плотин, Прокл. | | |Полису необходимо здоровое и талантливое потомство. Кроме того, контроль| | |над мощными половыми влечениями позволяет вознаграждать и наказывать | | |каждого в меру его заслуг перед полисом.. | | |Идеи киников были восприняты стоиками, гедонизм киренаиков был | | |переработан Эпикурейцами, мегарская школа продолжилась в скептицизме, | | |эвдемонизм – в христианской этике. | | |Завоевания Александра Македонского и образование Римской империи; утрата| | |независимости Грецией, смешение народов, религий и культур; политическая| | |неустойчивость и падение нравов (Плебс - "Хлеба и зрелищ!"). | | |Хорошая (правильная) форма переходит в свою противоположность, и поэтому| | |свергается. Монархия вырождается в тиранию, и свергается аристократией; | | |аристократия вырождается в олигархию, и свергается демократией; | | |демократия превращается в охлократию, и снова сменяется монархией. | | |Эпикур, Лукреций Кар, Пьер Гассенди, Галилео Галилей, Исаак Ньютон. | | |Ранние натурфилософы исследовали субстратную компоненту вещей, | | |пифагорейцы же - их структуру, формообразующий принцип, что приводит к | | |мысли о возможности чистой математики как науки о числах и фигурах, | | |абстрагированных от физиса. | | |Шесть форм: монархия, аристократия, демократия _ правильные формы; | | |тирания, олигархия, охлократия - неправильные (выродившиеся) формы. | | |Киники и киренаики, мегарская школа и платонизм. | | |Ею может быть только идея блага, так как именно этой идеей | | |руководствуется государство, и, главное, - в ней совпадают интересы | | |верхов и низов, всех сословий полиса. | | |Полис состоит из трех классов: 1) философы - правители; 2) воины - | | |стражи; 3) крестьяне, ремесленники и купцы, T.e. все те граждане, для | | |которых производство потребление материальных благ является жизненным | | |уделом. | | |Оно возникает из общения и общительности людей, путем развития и | | |объединения семей, общин, деревень и городов. | | |Подобно тому, как в душе должен господствовать Разум, так и государством| | |должны управлять философы, т.е. люди, знающие истину. Например, кто, | | |кроме философов, знает что такое справедливость? | | |В теории государства Платон использует свой же принцип трехчленного | | |деления души, космоса и иерархии идей. | | |При ссылках к источнику указывается лишь одно слово - "Философ". Однако,| | |верность букве (формальная логистика терминов) сопровождалась намеренным| | |игнорированием идейного и концептуального содержания трудов мыслителя. В| | |итоге и по сей день, преобладает снобистское бряцание словечками без | | |всякого понимания мысли философа. | | |Существует всемирная организация философов - "Аристотельское общество", | | |имеющая обширную периодику и проводящая свои симпозиумы и конференции. | | |Идеи Аристотеля стали своеобразной "точкой отсчета" для современных | | |исследователей, даже если доказывается, что они неверны. | | |Государство как экономическое и политическое объединение городов | | |создается для блага каждого гражданина - складываются лучшие условия для| | |личного | | |развития и счастливой жизни всех свободных граждан. | | |Почти тысячу лет. В начале 6 века н. э. она была закрыта по указу | | |Римского императора. Ее закрытие знаменовало конец античной философии, | | |даже всей эпохи. | | |Он стал философской основой многих христианских изысканий от Дионисия | | |Ареопагита и Св. Августина до мыслителей эпохи Возрождения, которые | | |стремились сблизить Бога и Мир, доказывая имманентность Бога физическому| | |миру, разрабатывая пантеистическое мировоззрение. | | |Гераклит, Демокрит, Кратил и Протагор являются главными | | |объектами платоновской критики. | | |Учение об огне и "Логосе", атомизм Демокрита, учение Анаксагора о Нусе, | | |платоновскую трактовку идей, аристотелевскую мысль об имманентности души| | |материи. | | |Зенон Стоик, Цицерон, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. | | |Им был тот, кто сказал: "Платон мне друг, но истина дороже!" - | | |Аристотель. | | |Пиррон, Энезидем, Секст Эмпирик. | | |Перипатетики. Дело в том, что обучение старшей группы лицеистов | | |осуществлялось во время пеших прогулок по живописным окрестностям Афин. | | |Философский дискурс во время этих свободных переходов стал отличительным| | |признаком лицеистов. | | |Была создана этика, основанная на принципе нравственной автономии | | |("автаркии"). Ценность этого принципа в том, что он дает человеку | | |нравственную опору во времена "реформ", культурного и экономического | | |упадка, испытания нуждой, "озверением" отношений и т. п. | | |Монархия - власть одного, наилучшего человека. | | |"Зоополитикон" - общественное (политическое) животное. | | |Античная философия способствовала становлению нового типа менталитета в | | |Западной культуреVS менталитету Восточной культуры; сформировала новый | | |тип мировоззрения - светское мировоззрениеVS мифологическому и | | |религиозному типам мировоззрения, положила начало научно- теоретическому| | |познанию мираУ8 эмпиризму узко профессиональных знаний; определила | | |вечные проблемы для последующей философской мысли. | | |Платон - основоположник объективного идеализма, т.е. монистической и | | |последовательной философии о примате духовных начал, что способствовало | | |появлению нового типа мировоззрения - светского (в отличие от | | |мифологического). | | |Элеаты (Парменид и Зенон Элейский) называли Гераклита и его | | |последователей «пустоголовым племенем» за то, что они отождествляют | | |бытие и не-бытие и во всём имеют «обратный путь»; отсюда- их учение | | |«тёмное, путаное и не в ладах со здравым смыслом.» | | |Осуществлялась подготовка к государственной деятельности; преподавались | | |математика (геометрия), астрономия, риторика, история и философия. | | |Регулярно проводились семинары с целью выработки нужных определений. | | |Фома Аквинский (13 век), крупнейший мыслитель средневековья – предпринял| | |попытку адаптировать философию Аристотеля к нуждам теологии, переводя | | |религиозного Бога на язык здравого смысла. | | |Наставник Александра Македонского, первооткрыватель основных философских| | |проблем, создатель первой всеобъемлющей системы философского знания. | | |Аристотель - это «точка отсчёта» многих современных исследований. | | |Отрицание частной собственности как главного источника социального зла, | | |своекорыстных интересов, антагонизма людей, войн и т. п.; признание | | |необходимости тотального контроля над всеми сферами общественной и | | |личной жизни индивида во имя общего блага, справедливости и т.д. | | |Аристотель в своей концепции об "энтелехии" и целевой | | |причинности ассимилировал идеи Анаксагора. | | |Платон и Плотин постулировали существование мира "чистых идей" | | |-умопостигаемого мира Парменида, - и создали философию объективного | | |идеализма. | | |Академия - от имени прежнего владельца земли Академа (в пригороде Афин | | |Когда каждый занимается своим делом, соответствующим его способностям, и| | |выполняет неукоснительно свой долг и свои обязанности | | |Этот же самый принцип, что и для всей философии объективного идеализма в| | |целом: единичное, особенное, частное должны быть подчинены общему или | | |целому. Интересы отдельного человека должны быть подчинены интересам | | |государства, общему благу, гармонии целого. | | |Эту категорию эксплуатировали и материалисты, и идеалисты - Демокрит, | | |Платон, Аристотель, Эпикур, стоики. | | |Классификация строится на двух принципах: 1) правильное государство или | | |неправильное, т. е. служит ли оно всем гражданам или только некоторым; | | |2) принадлежит ли власть меньшинству (одному) или большинству. | | |Теория Платона исходит из подчинения частных интересов отдельной | | |личности общему благу, интересам государства. Классическая же философия | | |права усматривает сущность государства в обеспечении прав и свобод | | |личности: не личность служит государству, а государство личности. | | |По правилу "золотой середины", наилучшей является средняя форма | | |-аристократия, так как это власть наиболее культурных и благородных | | |личностей. | | |Это единственный из сохранившихся литературных источников, дающий в | | |яркой, образной форме концептуально целостное изложение | | |материалистической философии атомизма. | | |Мысль об идеях как смыслообразующих и оформляющих материю принципах (в | | |уме Бога); мысль о примате идеального и духовного над материальным и | | |телесным; принцип иерархического строения мира по ступеням совершенства | | |идей; мысль о теле как "темнице" и временной обители Души; мысль о | | |познании как "припоминании" душой врожденных знаний и идей. | | |Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм и неоплатонизм. | | |Это первое в истории последовательно материалистическое, монистическое, | | |научно- механическое мировоззрение. Атомистический принцип лежит в | | |основе научного естествознания, а начиная с 17 века вошел в современную | | |науку в виде принципа структурности материи. | | |Продажей самого мыслителя в рабство тираном Сиракуз. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |