рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура и цивилизация

Культура и цивилизация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шуйский Государственный педагогический университет

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ:

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Реферат для сдачи кандидатского экзамена

Выполнила: соискатель кафедры

спортивных дисциплин

Смирнова Ольга Леонидовна.

Научный руководитель:

Доктор педагогических наук,

Профессор Собянин Ф. И.

ШУЯ 2003 г

ПЛАН

стр.

ВВЕДЕНИЕ.

3

1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

4

2. ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.

5

3. ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ,

И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

7

4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КУЛЬТУРЫ.

13

5. ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.

15

6. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 17

7. ФИЛОСОФИЯ А.ТОЙНБИ.

18

8. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

20

ВЫВОДЫ.

25

ПРИЛОЖЕНИЯ.

27

ЛИТЕРАТУРА.

28

ВВЕДЕНИЕ.

Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для

учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в

исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма

упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа

культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама

жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить

тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного

развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении

социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Много связанных с культурой проблем имеют международный и даже

глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре, которые несли с

собой различные тиранические режимы от Гитлера до Пиночета. Остро стоят

проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. В то же время все

большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание

различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и

традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие

практические основания. Все это стимулировало разработку философских

проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания,

вплоть до создании особой науки о культуре -культурологии. Иначе говоря,

при изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не

может обходиться без учета культурной составляющей общественно-

исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных

исследований культуры.

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и

этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая

различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из

конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете

своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением

остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы

результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография интересуется

проявлениями культуры того или иного народа во всем ее конкретном

многообразии и целостности. Для истории искусства культура - это прежде

всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что "образ

культуры" в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи

культуры насчитывают в мировой литературе от 150 до250 определений

культуры. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных

наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в

рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура. Здесь уже

начинается область философии.

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических

проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский

взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от

всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как

таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет

в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое

значение, и являются предметом философского анализа культуры.

Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема

"цивилизации".

Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой

обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст

однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов:

так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и

различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной

противоположности.

Цель этой работы - выяснить, что скрывается под понятиями "культура" и

"цивилизация", определить их сходство и различие.

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)

издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком

широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного,

искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот

смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

Само это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в

современной научной литературе встречается более 250 определений и

культуры. Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон

проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их

следующим образом. (1*)[1]

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции

основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких

определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев,

верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя

книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и

природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию,

которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия

и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов

развития человечества. К ним примыкают и генетические определения,

утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В

нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от

поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность,

взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм.

Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные

ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком

определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое

приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и

складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение,

которому человек научился, а не получил в качестве биологического

наследства.

7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов

организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему

определенных признаков, различным образом связанных между собой.

Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг

основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром

(моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих

от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или

подражаний.

9. Символические определения: культура - это организация различных

феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в

употреблении символов или зависящая от этого.

Легко заметить, что каждая из перечисленных групп определений

схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный

общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура

является результатом поведения людей и деятельности общества, она

исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема,

основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических

компонентов человека и передается отличными от биологической

наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или

отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам

достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду,

когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или

Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.

ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.

Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью

имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной

реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для

человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют

особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще "лучами

культуры". Нас вдохновляют тишина, закатная заря, одиночество в лунной ночи

или пронизанная солнечным светом листва. Все это воспринимается и

переживается как нечто высокое и торжественное. Иначе говоря, реальные

факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и

оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или,

напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и

неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то:

хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, благородное,

величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п. Мы, например,

испытываем удовольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем

его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета,

лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным". (2*)

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью

благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к

ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности

наших вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош, а

хорош, потому, что мил". Таким образом, можно сказать, что ценность -это

субъективно-объективная реальность. Вот почему утверждая, что вкусах не

спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на

приоритет и объективность именно своего вкуса. "Приятным каждый называет

то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только

нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он

усматривает объективную ценность" (3*).Нечего и говорить о том, насколько

значимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни.

Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или

созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное

бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней функцию и поэтому

имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска,

опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или

работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные:

произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и

т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и

духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как

ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия

общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его

взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно

оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей,

интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта

оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной,

субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и

ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким

образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.

Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от

одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной

нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения

предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что

принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.

ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием

самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные

виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но

примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и

отдельному человеку.

Виды культуры по отношению к природе,

В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую

культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение

(зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию

ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной

Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.

Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства.

Ведь она существует не только как его продуктивная способность, но и как

воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно

для природы, и этот факт в последние десятилетия был осознан как

экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.

Виды культурной деятельности в обществе.

Материальное производство как посредник между обществом и природой

включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К

ней относится прежде всего труд. Еще К.Маркс различал живой и

овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосредственно

производительной деятельности и культура управления производством,

строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно и более дробное деление:

культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура вождения

автомобиля и т.д. Очевидно, в конечном итоге мы придем к совокупности

знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его

культура и отношение к труду.

Понятие "культура" употребляют при характеристике исторических эпох

(средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при

характеристике обществ и регионов (европейская культура), при

характеристике народностей (славянская культура).

Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и

жизни (художественная культура, культура быта, досуга, физическая

культура), а также по отношению к видам искусства (музыкальная культура,

театральная культура, культура зодчества). Уровень или степень развития

общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуют

понятием "культура".

Понятие ''культуры" по отношению к отдельному человеку.

Культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных

видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе , ни отношение к

труду или к каким-то общественным обязанностям - ничто так не характеризует

культуру, как отношение человека к человеку и самому себе. Но именно этому

отношению мы привыкли придавать очень мало значения. Между тем, если

согласиться, что источник культуры - в самом человеке, то пренебрежение

человеком и человеческими отношения-г ми в обществе в конечном итоге

скажется и на состояние его культуры.

Понятие "культура" применяют буквально к каждой человеческой

способности - телесной или духовной (психической). Существуют,

к примеру, давние традиции отношения к телу человека, как к храму. Еще

древние понимали, что оно является самым совершенным произведением природы.

Поклонением гармонии человеческого тела пронизано искусство античности и

Возрождения. Считалось, что если дух - это истинное сокровище, то оно

должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела.

Культуру телесности видели в том, насколько она способствует духовному

выражению.

Существовала и другая традиция отношения к телу, родившаяся в

средневековье. Тело, которое рассматривалось как временное пристанище,

сравнивалось с темницей духа. В данной традиции абсолютное предпочтение

отдавалось духу, а прихоти тела - причем далеко не все - следовало

удовлетворять лишь в самой незначительной степени. Ровно настолько,

насколько это необходимо для поддержания духовной жизни.

Сегодняшние взгляды на человеческое тело существенно изменились. Это

выражается прежде всего в том, что в представлении о самом себе человек не

связывает тело с психикой. Тело рассматривается в основном как организм,

ведущий вполне самостоятельное существование. В соответствии с этим

изменились и представления о культуре тела. Чаще всего она ограничена

областью физических упражнений и достижений в спорте. Выработана и система

целенаправленных упражнений для развития мускулатуры или своеобразного

"строительства тела" (культуризм). Это отвечает взглядам людей эпохи

индустриализации, где предпочтение отдается силе и технике.

Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его

тела и души (психики). Гора мышц не уравновесит песчинку интеллекта.

Поэтому древние мудрецы большое значение придавали культуре психики

человека. Вспомним Цицерона: культура духа есть философия. И деятели

Просвещения основное внимание уделяли образованности, просвещенности

человека, т.е. культуре разума.

Предметный и личностный виды культуры.

Среди недостатков в понимании культуры отметим сведение ее к

внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир культуры - это одна из ее

частей. Как по одежде лишь встречают человека, но провожают его уже по уму,

так и предметный мир или вид культуры - это только встреча с ней. Видеть

предметы - данной способностью обладают все более или менее развитые живые

существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Ученый в формуле

видит закон природы. Верующий человек во всем видит Бога. Смешной и наивной

кажется нам сегодня вера средневекового человека в леших, ведьм, русалок,

но он-то видел их, и потому для него они были реальны. А средневековому

человеку, возможно, показалась смешной наша способность при чтении видеть

героев, которые никогда и не существовали на свете. Видеть можно одно, а

понимать при этом совсем другое. Мы видим, например, что именно Солнце

вращается вокруг Земли, но понимаем, что в действительности Земля вращается

вокруг него.

Из этого не следует, конечно, что предметный вид культуры не имеет

никакого значения. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь

поверхностный человек не судит по внешности. Для умного человека внешность

чего бы то ни было говорит о многом. Но то, о чем она говорит, скрывается

все же за внешностью. Русский философ В.С. Соловьев писал когда-то:

Милый друг, иль ты не знаешь,

Что все видимое нами

Только отблеск, только тени

От незримого очами... (4*)

Предметный вид культуры - ее видимость. Разумеется, культура не может

существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней, как не сводима

психика человека к его телу. Культура имеет еще и личностный вид, который

запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального,

эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между

людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры,

нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно

настолько, насколько сам является личностью. В такой же мере мы и привносим

в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.

Виды культуры и формы культуры.

Все содержание культуры оформлено или организовано определенным

способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. И

организована она подобно тому, как организован сам человек, поскольку

культура - способ деятельного существования человека. А способ

существования не может принципиально отличаться от того, кто существует. В

философии способ существования, или организации, называется формой.

Следовательно, как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и

культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.