рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура и цивилизация

видов.

Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу

материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют

законы природного, материального мира.

Совокупность материальных ценностей принято называть материальной

культурой.

Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу

духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы

и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и

окружающем его мире.

Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм

существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного,

строго говоря, можно только в воображении. Попробуйте сделать это,

например, в отношении какого-нибудь произведения искусства. Где, скажем,

материальная сторона в музыкальном произведении, а где - духовная? Собаке-

ищейке бесполезно показывать портреты преступника или его жертвы, поскольку

в них нет ничего материального, что она могла бы принять за "след". А

идеальную сторону портретов она воспринимать не способна. На это способен

только человек. Для духовного существа все в мире пронизано духом.

Некоторые авторы вообще склонны применять понятие "культура" только к

духовной жизни общества. (5*)

Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной культуры - отнюдь

не признак культуры.

Таким признаком является единство и гармония внешнего и внутреннего,

материального и духовного.

Содержание культуры.

Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть

культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он

и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры

становится все содержание человеческой деятельности. О том, что находится

вне сферы деятельности - практической или теоретической, ничего

определенного мы не можем сказать. Включать в содержание культуры то, что

не охвачено деятельностью, нет никаких оснований. Границы деятельности -

это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один из

теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: "Весь мир в целом есть

для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с

человеком'' (6*). Но культура - все же способ организации деятельности, а

не только сама деятельность. Это значит, что она представляет собой и

способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление

человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве в нею, но все

же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал:

"Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека

как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений,

потребностей, способностей, форм общения и т.д." (6*) (Там же. С. 78.).

Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим,

что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его

представление о самом себе.

Функции культуры,

Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для

сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в

человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради

человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается

защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы

гуманизма - все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и

функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления

общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности,

которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. Как правило, из-за

непонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать мир

культуры, изолировать себя от общества и т.д. К числу таких личностей,

например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее

функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту

нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в

человеке.

Познавательная и информативная функции культуры,

Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-то

определенному и немногому, но важному. В сегодняшних представлениях о

функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится

человекотворческой функции. Так что усилия великих мыслителей, призывавших

видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропал

даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой

функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для

появления самых различных функций. Культура -это своеобразное самопознание

человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и

его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким

бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и

самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством

знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.

Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представители

семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает

поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Но это не

значит, что достаточно приобщиться к опыту мировой культуры. Необходимо

различать понятия "культурность" и "современность". Чтобы стать

культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, "через все

эпохи мировой культуры".

Коммуникативная функция и культура общения.

Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур,

взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение

Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются

яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются

идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен идеями в

отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру.

Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном

идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если

такого движения нет, то нет и культурного роста. Человек растет к

человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура - это культ роста, как

иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек приобщается, не теряя

себя, к мудрости человеческого рода.

Регулятивная и оценочная функции культуры.

Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве,

но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с

героями книг, с Богом или с самим собой, каким он видит себя. В таком

общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого

общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагает

способность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общения

коммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы

ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на это

другого человека - это значит признавать равенство каждого по отношению к

человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме

поведения. Разумеется, в культуре есть множество норм и привил поведения.

Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей.

Существуют нормы права и мораль, нормы в искусстве, нормы религиозного

сознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека,

обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми

в той или иной культуре.

Перечисленные функции культуры обычно относят лишь к духовной.

Договорившись о том, что духовная культура играет главную роль, будем

считать, что ее функции - это все же главные функции культуры. Что касается

функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из основной

ее функции, из ее роли быть фундаментом духовной культуры и ее функций. И

действительно, почти все перечисленные функции не могут осуществляться без

материальной основы.

Человек и культура.

Положение человека в мире и его отношение к миру зависят от самых

различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При этом в любую

историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их

взаимодействие, взаимопроникновение существенно определяют жизненную

позицию человека, его мировоззрение и мироощущение.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Когда западные культурологи (П.Сорокин, А.Тойнби) рассуждают о

движущих силах культуры, они выделяют в качестве ее активного элемента, как

правило, "интеллектуальную элиту". Выразители идеологии мелкой буржуазии

(Н.Михайловский и др.) говорили о "героической личности". Если в буржуазной

социологии и поднимался вопрос о творчестве масс, то речь шла либо о

неуловимой "народной душе" (В.Виндт), либо о "коллективных представлениях"

(Э.Дюркгейм). С одной стороны, мы знаем, что в классово-антагонистических

формациях способы производства духовных ценностей таковы, что трудящиеся

массы фактически исключаются из этого производства. С другой стороны,

выдающихся деятелей культуры мы знаем, как правило, по именам. Мы

безошибочно называем создателей "Илиады" и "Одиссеи", "Войны и мира", "Саги

о Форсайтах", "Сикстинской мадонны", "Гибели Помпеи", "Ночного дозора",

"Героической симфонии", трагедии и оперы "Фауст" и т.д. Даже если имена

создателей нам неизвестны, как, например, в случаях "Песни о Роланде" или

"Слова о полку Игореве", мы все равно глубоко убеждены в том, что за этими

творениями искусства стоят высокоодаренные мастера слова, имена которых до

нас не дошли.

Казалось бы, все ясно - культуру создают отдельные личности. Однако не

будем торопиться с этим выводом. Ведь когда мы говорим о культуре, мы имеем

в виду не только произведения искусства, а всю совокупность материальных и

духовных ценностей и способов деятельности по их созданию. Этот момент

весьма существен - он меняет всю постановку проблемы движущих сил культуры.

Чтобы ее изучить, надо для начало ответить на вопрос: кто действительный

творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры?

Прежде всего та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков

приводит в действие средства производства, т.е. трудящиеся массы. Определим

основные аспекты участия трудящихся масс в развитии культуры. Трудящиеся

составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их

трудовой деятельности человечество может существовать и нормально

функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию

материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно

трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме

играют решающую роль в создании > материальных культурных ценностей. Это

их роль постоянна, непрерывна.

Как показывает исторический опыт, когда народные массы активно

участвуют в социальных революциях, происходят стремительные и глубокие

социальные преобразования, ускоряется ход исторического процесса и развитие

мировой культуры. Эта сторона решающей роли трудящихся масс носит, однако,

прерывистый, скачкообразный характер. Периоды бурной социальной активности

масс сменяются периодами их социальной пассивности. Причины такой смены

коренятся не в какой-то мифической "народной душе", а в объективных

социально-экономических условиях. Но и в том, и в другом случае (активности

и пассивности) трудящиеся массы играют решающую роль в истории: своей

активностью они ускоряют ее ход, своей пассивностью - замедляют темпы ее

развития. Это очень важно отметить, так как в обычном словоупотреблении

"решающая роль" понимается только как позитивное влияние на что-либо. В

действительности же массы оказывают решающее воздействие на ход развития

истории и мировой культуры как своей силой, так и своей слабостью. И

социальная сила, и социальная слабость трудящихся масс всегда должны

приниматься во внимание при оценке того или иного конкретного этапа в

развитии мировой культуры.

Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной

культуры. Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что

большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами

(архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами, учеными,

изобретателями и т.д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая

материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им

возможность для занятий духовным творчеством. Своим трудом они в конечном

счете определяли состояние материального производства и общественных

отношений конкретной исторической эпохи, что в свою очередь оказывало

воздействие на формирование духовных ценностей. Важно и то, что

освободительная борьба народных масс и их созидательная деятельность были

объектом, который отражался в ценностях духовной культуры. Наконец,

трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и

фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой

деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

Итак, народные массы играют решающую роль в развитии мировой культуры.

Ну а как же быть с личностью? Если решающая роль принадлежит массам, то

значит ли это, что личности отводится место где-то "на задворках истории"?

Нет, не значит.

Значительная часть духовных ценностей создается профессиональными

творцами. Да и в области материальной культуры творческой личности

принадлежит многое. Сколь бы ни были искусны резчики по камню и строители,

но если бы не архитектурный гений Донато Браманте, мы не имели бы такого

величественного сооружения, как собор святого Петра в Риме. Вошел в века,

как писал В. Маяковский, "водопровод еще сработанный рабами Рима", но ведь

и он был спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими

свое дело. Как видим личность играет весьма заметную роль в развитии

культуры.

Важен следующий факт. Прежде чем личность сможет начать активные

действия, она должна сформироваться в обществе, вписать себя в коллективный

опыт человечества. Это влияние общества на личность характеризуется

множеством обстоятельств. Отметим только некоторые из них. Во-первых,

каждый исторический тип культуры создает свой основной тип личности. Он

различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее, обусловленное

связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-вторых, различные

типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития

личности. Если в первобытном обществе индивид еще слит с коллективом, почти

не воспринимая себя как нечто самостоятельное, то каждая последующая

общественно-экономическая формация предоставляет все больше и больше

возможностей для его развития.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные

движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они движет

культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решаю разные

задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг

друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим

образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а

девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в

этой связи слова М. И .Глинки: "Народ создает музыку, а мы, композиторы,

только аранжируем ее".

ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той

общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой

общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях

социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись:

социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения

общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного

общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность

людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен

от него.

Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный"

характер. Родо-племенные, а также внутри и межобщинные отношения

"естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в

суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад

этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно

глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества,

означавшим становление цивилизации.

Анализируя переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет

ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности

отделение города от деревни, умственного труда от физического,

возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол

общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого

-появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в

формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного

производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации,

которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ

содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации

как явлению глобальному, всемирно-историческому.

Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов

марксистов. Связанная с ним проблематика не становилась предметом

исследования, так как считалось, что для характеристики этапов

общественного развития вполне достаточно категории общественно-

экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей

неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое

различное содержание.

Термин "цивилизация" происходит от латинского стИз (гражданский,

государственный, политический). В литературе этот термин отождествляется с

понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики

однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное,

вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному ;

является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на

смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт),

предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение

интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного

состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По

О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.

Современные представления о цивилизации рассматриваются мыслителями

как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с

идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу

и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты

деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов

ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.

Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому

употребляется на различных уровнях абстракции:

1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;

2) как общая социально-философская характеристика всемирно-

исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;

3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-

традиционные особенности развития общества;

4) как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение

длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки,

этруски).

Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к

многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных,

региональных стадий к общепланетарному уровню.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Конечно, все характеристики цивилизации не случайны, отражают

некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как

правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для

критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и

концепциям цивилизации.

Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использования понятия

цивилизации, выявления его реального научно-философского содержания.

Некоторые итоги проделанной в этом направлении современными учеными работы

можно было бы кратко выразить следующим образом.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную,

историческую природу (в девственной природе существование цивилизации

невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру

и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а

также совокупность общественных отношений как форм социальной организации

культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное

членение общества придает цивилизации социальную определенность,

историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем

общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из

первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации. Поэтому,

например, понятие "буржуазная цивилизация" означает цивилизацию,

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.