рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура и цивилизация

развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в

себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в

развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное

измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагомистического

общества в его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также

противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны

разрушать цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности.

Такой подход позволяет более определенно уяснить и природу многих

глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом.

Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления,

хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное

природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию,

ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или

хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов

мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и

приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и

энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего

населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель -сохранить

цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что

принципиальные различия двух мировых социальных систем не отменяют понятий

человеческой цивилизации, современной цивилизации, которую необходимо

общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения.

Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное

образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет

меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то

понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры.

Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер

цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.

УЧЕНИЕ О ЦИВИЛИЗАЦИИ АРНОЛЬДА ТОЙНБИ.

Большое внимание проблеме цивилизации уделил А. Тойнби. Цивилизации А.

Тойнби рассматривает в качестве "кирпичиков", из которых строится здание

истории человечества. У А. Тойнби история человеческого общества

описывается не прямой линией прогресса, а предстает в виде ряда

цивилизаций, каждая из которых возникают, развивается, а затем деградирует

и погибает.

Под цивилизацией он понимает устойчивую общность людей, объединенных

прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками.

Духовные традиции - это прежде всего религиозные традиции, преобладающие в

данном обществе. Всемирная история предстает как совокупность цивилизаций:

шумерская, вавилонская, минойская, эллинская и ортодоксальная христианская,

индусская, исламская и т.д. Согласно классификации автора, в истории

человечества существовало около трех десятков локальных ( т.е. не выходящих

за определенные пределы) цивилизаций. Теоретическое построение А.Тойнби

базируется на двух гипотезах.

1. Не существует единого процесса развития человеческой истории,

эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации.

2. Жесткой взаимосвязи между цивилизациями не существует. Жестко

связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

Свой анализ развития общества А.Тойнби строит, основываясь на идее

цикличности развития. Цикл обозначает последовательный переход от стадии

генезиса, как периода зарождения цивилизации к стадии роста, сменяющейся

надломом и затем дезинтеграцией. Обозначение фаз "полного жизненного цикла"

локальной цивилизации наполнены у А.Тойнби конкретным содержанием. Так,

фаза роста есть период поступательного развития цивилизации. Надлом

характеризует пространственно-временной интервал, в границах которого

начинается упадок цивилизации. Венчает цикл дезинтеграционная фаза - период

разложения цивилизация, завершающийся ее гибелью.

В главном труде А.Тойнби, двенадцатитомном "Исследовании истории",

каждой из четырех фаз цикла посвящена специальная часть. Последовательный

переход от одной стадии эволюции цивилизации локального типа к другой

представляет собой процесс функционирования последней.

В качестве основной характеристики дезинтеграционной стадии Арнольд

Джозеф Тойнби рассматривал раскол общества на три группы: господствующее

меньшинство, внутренний пролетариат и внешний пролетариат. При этом

деятельность каждой из названных групп осуществляется благодаря содействию

конкретных организационных структур. Для господствующего меньшинства в

таком качестве выступает "универсальное государство", понимаемое вполне

традиционно. Внутренний пролетариат создает на этом этапе эволюции

цивилизации "универсальную религию и церковь"(это важнейшая социальная

структура в теории А. Тойнби), а внешний - "варварские военные банды".

Стадия дезинтеграции характеризуется не только общественным расколом,

но и более глубинным "расколом души" представителей данной цивилизации. В

общественной жизни при этом существует четыре возможный способа

спасения от "невыносимой действительности". Первый характеризуется

стремлением вернуть прошлое, сторонники второго пути стремятся к революции.

Третий путь ориентирует на "уход" от действительности (в частности,

средствами буддизма). Каждое из выделенных направлений является лишь

частичным решением проблемы разрушительного действия дезинтеграции. Спасти

человечество, вступившее в дезинтеграционную фазу, может лишь

"универсальная религия и церковь".

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся

споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда

контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как

синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только

сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной

противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким

языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина,

Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие

средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое -

дело ума и рук человеческих.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно

прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали

все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя

уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто

плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру,

уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному

умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением,

иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом

культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он

определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в

своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной

культуры.

Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью

противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто

внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный

гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с

тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед

гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой

многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения,

порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между

культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же

органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура.

Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм -

имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой

удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.

Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно

Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой

жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек,

который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно

принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен,

любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с

нравственным категорическим императивом, который обладает практической

силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами,

ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого

человека, его совестью. (7*)

Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации

интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря

цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема

культуры человека и общества.

Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая

культура или же современный этап ее развития. В социально-философской

литературе цивилизацией назывался этап человеческой истории, следующий за

варварством. Этой идеи придерживались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада

"дикость - варварство - цивилизация" и поныне остается одной из

предпочтительных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литературе

довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация",

"американская цивилизация", "русская цивилизация"... Это подчеркивает

своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации

ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций:

европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская,

индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для

этого, очевидно, служат соответствующий уровень развития производительных

сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Как уже было сказано выше, термин "цивилизация" во многом совпадает по

смыслу с понятием "культура". Если первое , возникнув в 18 веке,

фиксировало окультуривание человека в системе государственного устройства,

разумно устроенного общества, то второе еще со времен античности означало

формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе

говоря, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие

"культура", оставив за ним то, что относится к формированию личностного,

творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием

"цивилизация" закрепилась в качестве из его определений характеристика

материальной стороны человеческой деятельности. Скажем, в

культурологической концепции О.Шпенглера, представленной в его книге "Закат

Европы", рассматривается переход от культуры к цивилизации как переход от

творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных

устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии

вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца.

Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная

души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает

самодовлеющее значение.

Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности

- через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п.

Культура, по Шпенглеру, - это внешнее проявление души народа. Под

цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования

любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах,

развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в

"безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, -эпоха духовного упадка.

По Шпенглеру цивилизация оказывается самым поздним этапом развития

единой культуры, который рассматривается как "логическая стадия, завершение

и исход культуры".

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 38) читаем

следующее: "Цивилизация - состояние народа, которого он достиг благодаря

развитию общественности, жизни обществом и которое характеризуется

удалением от первоначальной обстановки и общественных отношений и высоким

развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление... Определение

понятия цивилизации, установление ее факторов и оценка значения происходит

от общего миросозерцания и является выражением его философско-исторических

воззрений... Самым близким по смыслу является слово "культура" ". Далее

Д.Каринский (автор этой обширной статьи) отмечает, что главное содержание

истории должна составлять культурная история или история цивилизации, и

следующим образом определяет структуру цивилизации (или культуры) : 1)

материальный быт, все то, что служит человеку для удовлетворения его

физических потребностей; 2) общественный быт (семья, сословные организации,

ассоциации, государство и право); 3) духовная культура (религия, мораль,

искусство, философия и наука). Он указывает и на основные вопросы или

изучении цивилизации: 1) исходная точка ее развития; 2) законы, по которым

совершается развитие цивилизации; 3) факторы этого развития и их

взаимодействие; 4) характеристики изменения духовной и физической природы

человека с развитием цивилизации; 5) в чем заключается назначение

цивилизации.

Таковыми были основные представления о цивилизации на рубеже 19-20

веков. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много

нового в понимании цивилизации, которую стали рассматривать как целостность

экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни

общества в определенных пространственных и временных границах. Эта

целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами,

определяемых действием экономических и социальных законов.

Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно

запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга.

Представители англоязычной литературы апеллируют в большей степени к

понятию "цивилизация" (начало этой традиции положил А. Фергюсон), а

немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию "культура".

В отечественной литературе еще в начале 19 века понятием "культура"

вообще не пользовались , заменяя его рассуждениями о просвещении,

воспитании, образовании, цивилизацию. Русская социальная мысль стало

использовать понятие "культура" в контексте рассуждений о цивилизации где-

то со второй половины 19 века. Достаточно обратиться к "Историческим

письмам" П.Л.Лаврова или знаменитой книге Н.Я.Данилевского "Россия и

Европа". Так, например, П.Л.Лавров писал: " Как только работа мысли на

почве культуры обусловила общественную жизнь требованиями науки, искусства

и нравственности, то культура перешла в цивилизацию, и человеческая история

началась"(8*).

В настоящее время рассматриваемый вопрос касается, как правило, того,

какие стороны культуры и цивилизации выступают предметом совместного

анализа. Скажем, способ производства с позиций культурологического анализа

выступает экономическим фактором культуры и сферой развития различных

элементов материальной и духовной (наука) культуры. А в ракурсе

цивилизационного анализа способ производства предстает материальной основой

существования и развития цивилизации - локальной либо мировой. "Сущностное

содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде, - писал

Н. Я. Бромлей, - накладывается одно на другое. Так, в обыденных,

повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный

человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим /'цивилизованное

общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный

уровень культурного развития.

Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются

и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. Правомерно

ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и

представляет собой цивилизацию.

Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить

другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия

по отношению к культуре (или наоборот).

Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь

показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может

идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется

специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду" (9*).

Соглашаясь с положением, высказанным Н. Я. Бромлеей, следует отметить,

что необходимо учитывать еще культуру человеческих отношений. Так, говоря,

например, о культурном человеке, мы подразумеваем его воспитанность,

образованность, духовность, обусловленные наличной в обществе культуре

(литературой, искусством, наукой, нравственностью, религией). Когда же речь

заходит о цивилизованном человеке, обществе, то в центре внимания

оказывается то, каким образом государственное устройство, социальные

институты, идеология, порождаемые определенным способом производства,

обеспечивают культурную жизнь. Иначе говоря, культурный человек - это

творец и потребитель наличной материальной и духовной культуры.

Цивилизованный человек - это во-первых, человек, не относящийся к стадии

дикости или варварства, во-вторых, он олицетворяет нормы государственного,

гражданского устройства общества, в том числе регламентирующие место и роль

культуры в нем.

Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация,

поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и

варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить

о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

В истории человечества принято выделять следующие основные типы

цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний

Китай, Древняя Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4)

индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.

Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи,

приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной

эпохи. Такая точка зрения имеет место в научной литературе, в которой можно

встретить суждения о зарождении единой планетарной цивилизации и указания

на формирование общезначимых ценностей. Однако такое развития нельзя

представлять упрощенно. Футурологическая мысль как раз усматривает

контраверзы в цивилизационном развитии: утверждение универсального образа

жизни, с одной стороны, и углубление культурного рационализма как реакции

на массовый экспорт западной культуры в различных регионах, - с другой.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, какую роль в становлении

современной цивилизации играет компьютерная революция, преобразующая не

только сферу материального производства, но и все сферы человеческой

жизнедеятельности. Сегодня существует большое количество культурологических

концепций. Это концепции структурной антропологических концепций. Это

концепции структурной антропологии К. Леви-Стрcса, а таюке концепции

неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и

др.

Многие культурологические концепции доказывают невозможность культуры

и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию

культуры и цивилизации.

Знание проблемы цивилизации поможет понять сближение культур Запада и

Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это

сближение - реальный процесс, который приобрел огромное практическое

значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей

мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит

овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными ценностями

другого народа - далеко не праздный вопрос.

ВЫВОДЫ.

1. Проблематика культуры самим объективным ходом общественного

развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении

социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Много связанных с культурой проблем имеют международный и даже

глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре. Остро стоят

проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. Все большее

значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных

культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных

культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом,

интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания.

При изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия

уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-

исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных

исследований культуры.

2. Не менее актуальной является проблематика цивилизации. Цивилизация

включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую

природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и

способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а

также совокупность общественных отношений как форм социальной организации

культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

Правильный подход к проблеме позволяет более определенно уяснить

природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации

в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления,

хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное

природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию,

ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или

хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов

мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и

приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и

энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего

населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить

цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

3. Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся ^ споры,

порой обретая острый характер. Порой вполне правомерно употребление их как

синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только

сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной

противоположности.

Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая

культура или же современный этап ее развития. Вместе с тем в литературе

довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация",

"американская цивилизация", "русская цивилизация". Это подчеркивает

своеобразие региональных культур.

Как говорит Н. Я. Бромлей, "сущностное содержание понятий

"цивилизация" и "культура" в определенной среде накладывается одно на

другое. Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим

"цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим,

"цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе,

имеющем определенный уровень культурного развития.

Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются

и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это

правомерно, ибо культура в широком ее понимании и представляет собой

цивилизацию. Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью

заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного

отличия по отношению к культуре (или наоборот).

Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь

показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может

идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется

специальные пояснения -какую культуру мы имеем в виду".

Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация,

поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и

варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить

о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

По Канту цивилизация начинается с установления человеком правил

человеческой жизни и человеческого поведения. Культуру Кант связывает с

нравственным категорическим императивом, который обладает практической

силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами,

ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого

человека, его совестью.

О. Шпенглер рассматривает переход от культуры к цивилизации как

переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от

возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации

как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и

сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания,

лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая

приобретает самодовлеющее значение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1*

Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М.,

1964

2*

Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 737

3*

Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5. С.211.

4*

Цит. по: Гаген-Торн Н.И. Вольфила: Вольно-философская Ассоциация в

Ленинграде в 1920 - 1922 гг. // Вопр. филос. 1990. №4. С. 104

5*

См., например: Злобин Н.С. Культура и общественный

прогресс. М„ 1980. С. 45, 46, 54, 56.

6*

Межуев.В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и

картина мира. М., 1987. С.328.

7*

Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963 -1966. Т.2. С. 192, 204.

8*

Лавров П.Л. Исторические письма// Интеллигенция. Власть. Народ /

Под ред. Л.И.Новиковой. М., 1993. С.58.

9*

Бромлей Н.Я. Цивилизация в системе общественных структур //

Цивилизации. Вып.2 / Под ред. М.А.Барга. М., 1993. С.235.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. 4.2 / Фролов

И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.:

Политиздат, 1989. - 639 с.

2. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5./Г2.

3. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический

журнал, 1995. № 4, с. 122 - 127.

4. Краткий философский энциклопедический словарь. -М.: Изд. группа

"Прогресс" - "Энциклопедия", 1994. - 570 с.

5. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений.

М., 1964

6. Моисеева А.П., Колодий Н.А. и др. Цивилизационный подход к

развитию общества. / Философия: Курс лекций:

Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. ин-т национ. и регион,

отношений; Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л.Калашников. -

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.

7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.:

Гардарика, 1998. - 446 с.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 1999- 816с.

9. Чертихин В.Е. Человек и культура. / Философия. Основные идеи и

принципы: Попул. очерк /Под общ. ред. А.И.Ракитова. - 2-е изд., переработ,

и доп. - М.:

Политиздат, 1990. - 378 с.

10. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности:

Учеб. пособие для вузов. - М.:

"ФАИР-ПРЕСС", 1998. - 576 с.

11. Философский энциклопедический словарь / сост. С.С. Авер^ищев,

Э.А. Араб-Оглы, М.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд.М.: "Советская энциклопедия",

1989 - 815 с.

12. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавоиненк-п -2-е изд.,

испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 520 с.

13. Философскпй энциклопедический словарь. М.:

ИНФРА-М, 1999. - 576 с.

-----------------------

1* -см. приложение

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.