рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Логика

Логика

|ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА. |СОКРАЩЕННЫЙ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА, |

|Логика (logos - греч.) - мысль, слово, разум. Предмет |СОРИТ). |

|изучения логики - мысль и мышление. Мышление изучается не |Энтимемой наз-ся силлогизм, в котором пропущена одна из|

|только логикой. Логика исследует мышление как средство |посылок или заключение. Пропущена меньшая посылка - |

|познания объективного мира, те его формы и законы, в |“Все металлы теплопроводны (аллюминий металл) аллюминий|

|которых происходит отражение мира в процессе мышления. |теплопроводен”. |

|Логика является философской наукой. Логическая форма - это|Пропущена большая посылка - “(Все киты млекопитающие) |

|строение конкретной мысли, способ связи ее составных |все кашалоты - киты, все кашалоты - млекопитающие”. |

|частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S|Пропущено заключение - “Все рыбы дышат жабрами, окунь -|

|- субьект (понятие о предмете суждения), |рыба (окунь дышит жабрами)”. |

|P - предикат (понятие о признаке предмета). Все S есть P |Сорит - это прогрессивный и регрессивный полисиллогизм в|

|- все караси - рыбы, все люди - смертны. |сокращенной форме. Прогрессивный сорит - |

|Если S есть P , то S есть P1 - если железо нагреть, то оно|когда из прогр. Полис. Выбрасывают заключения |

|расширяются. |предшествующих силлогизмов и большие посылки |

| |последующих. Схема - A-B, C-A, D-C, E-d,,, E-B. |

| |“Все, что укрепляет здоровье(A) - полезно (B), спорт |

| |(C ) укрепляет здоровье (A), легкая атлетика (D) - спорт|

| |(C ), бег (E) - вид легкой атлетики (D) , Бег (Е) - |

| |полезен (В). Регрессивный сорит - это когда из |

| |регресс. Полис. Выбрасывают заключение предшествующих |

| |силлогизмов и меньшие посылки последующих. Схема - А-В, |

| |В-С, С-D, ,, A-D. “Все растения - организмы, Все |

| |организмы - тела, Все тела имеют вес,,, всякое растение |

| |имеет вес”. |

| |Эпихейрема - это такой силлогизм, обе посылки которого |

| |это сокращенные ПКС (энтимемы). |

| |Схема - А-С, т.к. А-В. D-A, т.к. D-E,,, D-C. |

| |“Благородный труд заслуживает уважения, т.к. благородный|

| |труд способствует прогрессу общества. Труд учителя |

| |есть благородный труд, т.к. труд учителя заключается в |

| |воспитании поколения. Труд учителя заслуживает |

| |уважения”. |

|ПОНЯТИЯ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ |ЧИСТО УСЛОВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ. АКСИОМА. |

|Содержание поняти - совокупность существенных признаков |Чисто условным силогизмом наз-ся такое опосредованное|

|одноэлементного класса или класса однотипных предметов, |УМЗ, в котором обе посылки являются условными |

|отраженных в этом понятии (содержанием понятия “ромб” |суждениями. Условное суждение имеет структуру - “если |

|является совокупность 2-х признаков - “быть |А, то В”. Схема - А-В, В-С,,,А-С. |

|паралеллограмом” и “иметь равные стороны). Объем понятия -|“Если по проводнику пустить ток, то возникнет магнитное |

|это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом|поле: если возникнет магнитное поле, то опилки |

|понятия “животные” подразумеваются все животные, которые |расположатся в этом поле вдоль силовых линий: если по |

|существовали, существуют и будут существовать. Класс |проводнику пустить ток, то опилки... “. В чисто условном|

|состоит из множества элементов. |силогизме есть модусы (разновидности). Схема - А-В, |

|Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная|неА-В,,, В. “Если будет хорошая погода - уберем |

|лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), |урожай., если не будет хорошей погоды - уберем крожай,,,|

|более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем |уберем крожай. “. |

|уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. |Аксиома - это суждение, принимающееся в качестве |

| |аргумента и без доказательства. |

|ОБЩАЯ Х-КА ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ И СЛОВО. |ИНДУКЦИЯ : ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ |

|Понятие - форма мышления, в которой отражаются |Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим |

|существенные признаки класса однородных предметов. Понятие|к общему суждению. Индукция - это УМЗ, дающее вероятное |

|является одной из форм абстрактного мышления. Признаки |суждение. Полная индукция - это такое УМЗ, когда общее |

|предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем |заключение о всех элементах данного класса делается на |

|предметы сходны и различны друг от друга. В понятие |основании рассмотрения каждого элемента этого класса. |

|отражаются только существенные признаки (каждый из которых|Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она|

|необходим, а все вместе - достаточны для характеристики |применяется в математических и иных строгих |

|данного понятия). Языковыми формами выражения понятия |доказательствах. |

|являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы |Неполная индукция - это когда мы рассматриваем не все |

|и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия -|случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.|

|анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез |1 вид - Индукция через простое перечисление - на |

|(соединение в целое частей), Сравнение (установление |основании повторяемости одного и того же признака у ряда|

|сходства или различия по признакам), Абстрагирование |однородных предметов и отсутствия противоречащего случая|

|(выделение одних признаков и отвлечение от других), |делается общее заключение, что все предметы этого рода |

|Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором |обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, |

|понятии). |пока не встретили черного лебедя). 2 вид - Индукция |

| |через анализ и отбор фактов - стремление исключить |

| |случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно |

| |отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные |

| |по времени, способу получения и т.д. (для определения |

| |кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и |

| |разных холодильников). 3 вид - научная индукция - это |

| |УМЗ, в котором на основании познания необходимых |

| |признаков делается общее заключение обо всех предметах |

| |данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на |

| |всестороннесть анализа фактов. |

|ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ |ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЙ |

|По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс |Леление понятия это когда объем делимого понятия |

|“великий русский писатель А.Н.Островский”) , общие (число |распределяется на ряд подмножеств с помощью основания |

|элементов больше 1 “автомобиль, государство”), |деления. Основание деления - это признак, по которому |

|универсальные (объем которых равен универсальному классу |понятие делят. Члены деления - те подмножества, на |

|“натуральные числа”), пустые или с 0-вым объемом (объем |которые понятие разбивается. |

|этих понятий - пустое множество “Бог, дед Мороз и т.п.”).|Делить можно по видообразующему признаку - основанием |

| |деления явлляется тот признак , по которому образуются |

|По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях |видовые понятия “Ядреные взрывы бывают воздушными, |

|подразумевается какой-либо предмет целиком “дом, |наземными, подземными и подводными (в зависимости от |

|свидетель”), абстрактные (в них мыслится не целый предмет,|среды, где произошел взрыв)”. При дихотомическом делении|

|а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета|объем делимого понятия делится на 2 противоречащих |

|“белизна, честность”), относительными (существование |понятия “вещества делятся на органические и |

|одного предмета невозможно без существования другого |неорганические”. |

|“ученик-учитель, дети-родители”), безотносительные |Классификация - разновидность деления. Это - |

|(предметы, существующие самостоятельно “дом, человек”), |последовательное деление , образующее развернутую |

|положительные (характеризуют наличие в предмете |систему, где каждый ее член делится на подчлены и т.д. |

|какого-либо качества или отношения “грамотный человек, |Классификация тоже бывает по видообразующему признаку и |

|отстающий ученик”), отрицательные (означают то, что |дихотомическая. |

|указанное качество отсутствует в предмете “некрасивый | |

|постубок, ненормальный человек”), собирательные (когда | |

|группа однородных предметов мыслится как единое целое | |

|“полк, стая”), несобирательные (можно отнести к каждому | |

|предмету данного класса “дом, река”). | |

|АНАЛОГИЯ СТРУКТУРА И ВИДЫ. | 10 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ . МЕТОД СХОДСТВА. |

|Аналогия - УМЗ о принадлежности предмету определенного |Причина - явление или совокупность явлений, которые |

|признака на основе сходства в признаках с другими |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |

|предметами. Происходит перенос информации с одного |(следствие). Причинная связь существует для любого |

|предмета (модели) на другой (прототип). |явления. При наличие причины следствие наступает |

|Аналогия свойств - рассматривает 2 единичных предмета и |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |

|переносимыми признаками являются свойства этих предметов. |причины. Причинная связь между явлениями определяется |

|Схема “предмет А обладает свойствами а,б,в,г,д,е , |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |

|предмет Б обладает свойствами а,б,в,г , вероятно, что |Метод сходства - если наблюдаемые случаи какого-либо |

|предмет Б обладает св-вами д,е “. При аналогии отношений |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то |

|информация, переносимая с модели на прототип характеризует|очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, |

|отношения между 2-мя предметами (в это я не врубился). |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя |

|По степени достоверности заключения аналогия бывает |из определения причины как явления или совокупности |

|строгая - наличие необходимой связи общих признаков с |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|

|переносимым признаком Схема - “Предмет А обладает |его, будем анализировать предшествующие А явления. |

|признаками а,б,в,г,д. Предмет Б обладает признаками |_________________________________________________ |

|а,б,в,г. Из совокупности признаков а,б,в,г, необходимо | |

|следует д. Предмет Б обязательно обладает признаком д.”.|Случаи появления предшествующие |

|Этот вид аналогии применяется в науке и математике. |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим |

|Нестрогая аналогия - дает вероятное заключение. Если |события а обстаятельства |

|ложь это 0, а истина это 1, то степень вероятности |явление обстаятельством было .А, то |

|заключения лежит в интервале от 1 до 0. Пример - испытав |делается |

|модель моста на прочность решили, что сам мост будет такой|--------------------------------------------------------|

|же прочный. Ложная аналогия - при нарушении правил |------------------------ вывод, что А является |

|аналогии (число общих признаков должно быть большим, |причиной или |

|сходные признаки должны быть существенные, общие признаки|1 А Б В |

|должны быть разнородными, предметы не должны различаться |А частью причины события а. |

|по существенным признакам, переносимый признак должен |2 А Г Д |

|быть однотипен со сходным признаком). |А |

| |3 А З Ж |

| |А |

| |--------------------------------------------------------|

| |----------------------- |

|ОБОБЩЕНИЕ О ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ |ГИПОТЕЗА ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ВИДЫ |

|Ограничение - это логическая операция перехода от родового|Гипотеза - это научно обоснованное предположение о |

|понятия к видовому путем добавления к содержанию данного |причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или |

|родового понятия видообразующих признаков. Пределом |событий. С точки зрения логической структуры гипотеза |

|ограничения является единичное понятие. |не сводится к какой-то одной форме мышления - понятию, |

|Обобщение - это логическая операция перехода от видового |суждению или УМЗ, а включает в свой состав все эти |

|понятия к родовому путем отбрасывания от содержания |формы. |

|данного видового понятия его видообразующего признака. |Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о|

|Пределом обобщения являются категории (предельно общие, |причинах, законах и взаимосвязях природных, общественных|

|фундаментальные понятия). |явлений, закономерностях психической деятельности |

|Пример: 1.Хищное млекопитающее семейства собачьих |человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения |

|2.Хищное млекопиттающее 3. Млекопитающее |всего класса описываемых явлений (гипотеза Демокрита об |

|4. Позвоночное животное 5. Животное 6. Организм . |атомистическом строении вещества, ставшая впоследствии |

|Ограничение - то же самое, только с конца. |научной теорией). |

| |Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение|

| |о причинах и взаимосвязях части объектов, выделенных из|

| |класса рассматриваемых объектов. Цель этих гипотез - |

| |выяснение причин возникновения закономерностей у |

| |нек-рого подмножества элементов данного множества. |

| |Единичная гипотеза - научно обоснованное --\\--\\--\\ |

| |об единичных фактов, конкретных явлений или событий. |

| |(Врач строит единичные гипотезы во время лечения |

| |больного). |

| |Рабочие гипотезы - (версии) - строятся в ходе |

| |доказательства этих 3-х видов гипотез. По ходу док-ва |

| |одни рабочие гипотезы рушатся, и заменяются другими. |

|ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ |ЗАКОН ТОЖДЕСТВА |

|Два противоположных суждения не могут быть истинными в |В процессе определенного рассуждения всякое понятие и |

|одно и то же время и в одном и том же отношении. |суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение |

|Противоречием считается утверждение 2-х противоположных |закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к |

|суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то |2-смысленности. Эти логические ошибки часто совершаются|

|же время, и в одном и том же отношении. Формула закона |через употребление омонимов. Ошибка - подмена тезиса , |

|A /\ A. |когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или |

|К противоположным суждениям относятся : 1. противные |неумышленно подменяется другим. Ошибка - подмена |

|(контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не |понятия, когда во время дискуссии в рез-те |

|являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие |отождествления разных понятий спор по существу |

|(контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно|заменяется спором о словах. |

|из них исьтинно, то другое ложно. Если в речи человека |Отождествление (идентификация) широко используется в |

|обнаружено формально-логическое противоречие, то его |следственной практике при опознании людей, сличении |

|мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения - |почерков, отпечатков пальцев. |

|ложным. Поэтому в полемике широко используется метод | |

|“приведение к абсурду”. | |

|Эти типы простых суждений не могут быть одновременно | |

|истинными: | |

|1.”Данное S есть Р “ и “Данное S не есть Р” 2. “Ни | |

|одно S не есть Р” и “Все S есть Р”. | |

|“Все S есть Р” и “Некоторые S не есть Р”. 4. “Ни одно| |

|S не есть Р” и “Некоторые S есть Р”. | |

|В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными. | |

| | |

| |16 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. МЕТОД ОСТАТКОВ. |

| |Причина - явление или совокупность явлений, которые |

| |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |

| |(следствие). Причинная связь существует для любого |

| |явления. При наличие причины следствие наступает |

|15 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ И СПОСОБЫ. |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |

|Определение (дефиниция) естьт логическая операция, которая|причины. Причинная связь между явлениями определяется |

|раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |

|термина. Структура - dfd (определяемое понятие) и dfn |Метод остатков - если известно, что причиной |

|(определяющее понятие). |исследуемого явления не служат необходимые для него |

|Реальное определение - когда определяется понятие. |обстаятельства, кроме одного, то это одно обст. И есть, |

|Номинальное - определяется термин, обозначающий понятие, |вероятно, причина данного явления. |

|с помощью номинальных определений вводятся новые термины, |Примсер: Наблюдая за величинами отклонения планеты Уран|

|вводятся знаки, обозначающие термины. Явные определения |от вычисленной для нее орбиты , ученые решили, что |

|- это когда даны дфд и дфн и между ними устанавливается |отклонения на величины а, в, с, Вызванные наличием |

|отношение равенства “барометр - это прибор для изменения |влияния планет А, В, С, не исчерпывают реального |

|атмосферного давления”. Родовой признак указывает на |отклонения от расчетной орбиты. Оставалась еще величина |

|тот круг предметов, из числа которых надо выделить |d . На основании этого был сделан вывод, что должна |

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.