рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Логика и риторика

Сделай так, чтобы я знал, когда родился Сократ.

Как можно не знать творчества Л.Н. Толстого?

Что внес в экономическую теорию К. Маркс?

Одинаковую ли зарплату надо платить мужчинам и женщинам, взрослым и детям за одну и ту же работу?

Кто над морем не философствовал? (В.В. Маяковский)

Кто формировал теоретические основы газетного жанра?

В) Восстановите энтимему и проверьте ее

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, т.к получение взятки - должностное преступление.

Рабов не следует держать в неволе, т.к они люди.

Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными. Эти суждения противоречащие.

Боль подтачивает силы человека. Никакая боль не желательна.

Данное решение суда не является оправдательным, т.к оно требует снятия с должности.

Данный силлогизм не является правильным, т.к в нем не соблюдены правила фигур.

Все шутки для того и придуманы, чтобы смешить людей. Ни один парламентский акт не шутка.

Два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными. Эти суждения - истинные.

Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого трактуются в его пользу. В данном случае возникли неустранимые сомнения в виновности обвиняемого.

Н. - осужденный, а осужденный имеет право просить о помиловании.

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 4


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Понятие как форма мышления.

Задание 2. Определите следующие понятия:

Аналогия, дедуктивное умозаключение, дилемма, индуктивное умозаключение, модусы силлогизма, полисиллогизм, простой категорический силлогизм, умозаключение, фигуры силлогизма, энтимема, эпихейрема.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Чем закон исключенного третьего отличается от закона противоречия?

Задание 4. Решите тесты:

А) Какое правило деления понятия нарушено в приведенных рассуждениях?

1. К ценным бумагам относятся акции и чеки


2. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные

1. Деление должно быть соразмерным

2. Деление должно производиться только по одному признаку

3. Члены деления должны исключать друг друга

4. Деление должно быть последовательным

3. Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим


4. Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной



Б) Каковы тезис и аргументы в следующем рассуждении: “Каждый отличник получает повышенную стипендию (а). Студент Степанов получает повышенную стипендию (б), так как он отличник (в) ”?

А) а - тезис, б и в - аргументы.

Б) б - тезис, а и в - аргументы.

В) в - тезис, а и б - аргументы.

Г) Это рассуждение вообще не является аргументацией.

Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения

А) Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), логические союзы.

Например: Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным. Условное суждение, состоит из основания - если ты есть человек, желающий иметь друзей, следствия - ты не есть человек мстительный, логический союз - если.

1. Иль со щитом, иль на щите.

2. Поверь ему - окажешься обманутым.

3. Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма.

4. Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция.

5. Националистическая пропаганда может быть совершена устно или письменно.

6. Если солнце находится в зените, то тени от него бывают самыми короткими.

7. В саду росли не только яблоки, но и груши.

8. Сверкнула молния, загремел гром, пошёл дождь.

9. Хотя пошёл дождь, соревнования состоятся.

10. Из страны, где солнца свет Льётся с неба жгуч и ярок, Я привёз тебе в подарок Пару звонких кастаньет.

Б) Какой логический закон нарушен в каждом из данных примеров?

1. Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того сосуда, в который помещена.

Вода бывает в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Имеет ли вода форму в твёрдом состоянии? (Вопрос учителя на уроке)

2. Один из политических деятелей России, выступая по телевидению в период избирательной кампании в Государственную Думу, назвал себя консервативно-прогрессивным демократом.

3. Саша с радостью сообщает вернувшейся с работы маме, что сделал все заданные на сегодня уроки. Но вдруг его сестрёнка Иринка говорит: „Саша всё наврал, он мне сам говорил, что на сегодня им ничего не задали".

Мог ли Саша сказать правду и сестре, и маме?

4. В самый солнцепёк Ходжа Насреддин вернулся домой и попросил жену принести миску простокваши. „Нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!" - сказал он ей.

Жена ответила: „Миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме". Её слова не смутили Насреддина: „Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку". „Странный ты человек, - промолвила жена, - то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильно?" Ходжа Насреддин ответил: „Если она есть в доме, правильно первое, если нет - правильно второе".

5. Я не хочу сказать, что за истекший год наша секция ничего не делала. Вместе с тем я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь делала. (Из отчёта)

6. - Не понимаю, - говорил Корнев, грызя свои ногти. - Или ты признаёшь, или не признаёшь: середины нет. - Говори прямо, ты верующий?

В известном смысле, да, - ответил уклончиво Карташёв.

Что это за ответ? Верующий, значит... С этого бы и начинал. А в таком случае о чём тогда с тобой разговаривать?!

7. [А.:] Можно мне взять твои книги? [Б.:] Возьми.

[А.:] А я не хочу их брать.

[Б.:] Тогда не бери.

[А.:] Он запретил мне брать свои книги.

В) Определите фигуру и правильность простого категорического силлогизма

Ни один человек не может быть вполне беспристрастным.

Каждый юрист - человек.

Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным.

Ни один взяточник не честен.

Некоторые бюрократы не являются взяточниками.

Некоторые бюрократы являются честными людьми.

Ни одна несправедливая война не может быть оправдана.

Некоторые несправедливые войны были успешными.

Некоторые успешные войны не могут быть оправданы.

Некоторые люди заслуживают уважения.

Все преступники - люди.

Некоторые преступники заслуживают уважения.

Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы.

Данное доказательство получено с нарушением закона.

Оно не имеет юридической силы.

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 5


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Индуктивные умозаключения.

Задание 2. Определите следующие понятия:

Аргументация, аудитория, довод, доказательство, оппонент, паралогизм, пропонент, софизм, спор, уловка спора, стратегия эриста, эристика.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Почему понятия не могут быть истинными или ложными в отличие от суждений?

Задание 4. Решите тесты:

А) Виды понятий


1. К какому виду по объему относится понятие "прокурор"?


1. Общее

2. Единичное

3. Отрицательное

4. Соотносительное

5. Конкретное

2. К какому виду по содержанию относится понятие "война 1812 года"?


1. Общее

2. Отрицательное

3. Положительное

4. Соотносительное

5. Абстрактное

3. К какому виду по содержанию относится понятие "беспорядок"?


1. Единичное

2. Положительное

3. Безотносительное

4. Абстрактное

5. Собирательное


4. К какому виду по содержанию относится понятие "взяткодатель"?


1. Единичное

2. Отрицательное

3. Соотносительное

4. Собирательное

5. Абстрактное

5. К какому виду по содержанию относится понятие "социальная справедливость"?


1. Единичное

2. Отрицательное

3. Соотносительное

4. Конкретное

5. Абстрактное


Б) Отношения между суждениями как способ логической аргументации


1. Какое суждение будет истинным при истинности данного суждения: "все библиотеки являются научными учреждениями"?

2. Какое суждение будет ложным при ложности данного суждения: "некоторые книги рукописные"?

3. Какое суждение будет истинным при ложности следующего: "все промышленно развитые страны применяют безотходные технологии"?

4. Какие суждения будут ложными при истинности следующего: "каждое суверенное государство - субъект международных экономических отношений"?

5. Какое суждение будет ложным при ложности следующего: "некоторые государства не имеют рыночную экономику"?

1. Некоторые библиотеки являются научными учреждениями

2. Ни одна библиотека не является научным учреждением

3. Некоторые библиотеки не являются научными учреждениями

1. Ни одна книга не является рукописной

2. Все книги - рукописные

3. Некоторые книги - нерукописные

1. Ни одна промышленно развитая страна не применяет безотходных технологий

2. Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии

3. Некоторые промышленно развитые страны не применяют безотходных технологий

1. Ни одно суверенное государство не является субъектом международных экономических отношений

2. Некоторые суверенные государства - субъекты международных экономических отношений

3. Некоторые суверенные государства не являются субъектами международных экономических отношений

1. Все государства имеют рыночную экономику

2. Некоторые государства имеют рыночную экономику

3. Ни одно государство не имеет рыночной экономики


Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения:

А) Найти и охарактеризовать логические ошибки в делении понятий.

1. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные, каждое из них может быть восклицательным и невосклицательным.

2. Пушкин уважает и любит Татьяну за то, что она видит в окружающей её среде всю пошлость и пустоту не только помещичьего, но и московского дворянства.

3. Это произведение помогло мне лучше понять жизнь казахского народа и поставило на новую ступень исторического развития казахскую литературу.

4. Леса бывают хвойные, смешанные, сосновые и лиственные.

5. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

6. Грамматические предложения бывают простыми, сложными, сложноподчинёнными и бессоюзными.

7. На семинар были приглашены учителя разных специальностей: химики, биологи, филологи, иностранного языка, организаторы внеклассной работы, завучи по учебной работе.

Б) Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже примерах?

Конституция. Основной закон государства.

Нравоучение. Проповедь.

Прибыльность. Рентабельность.

Ложь. Неправда.

Бизнесмен. Делец.

Эффектный. Эффективный.

Неправовая норма. Моральная норма.

Персона. Персонаж. Персоналии.

Дельный. Деловой. Деловитый.

Героика. Героизм. Геройство

В) Проверьте по правилам категорического силлогизма, являются ли приведённые ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение - истинным суждением.

1. Ни один скряга не пьёт много пепси. Никто, кроме скряг, не станет собирать скорлупу от яиц.

Ни один человек, пьющий много пепси, не станет собирать скорлупу от яиц.

2. Некоторые здоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силён. Некоторые прожорливые люди не сильны.

3. Все ослы злы.

Ни один щенок не зол. Щенки не ослы.

4. Ни одна ящерица не ходит в парикмахерскую. Все вы посещаете парикмахерскую. Некоторые из вас не ящерицы.

5. Некоторые нелюбезные замечания вызывают раздражение.

Ни одно критическое замечание не любезно. Все критические замечания вызывают раздражение.

6. Золото тяжёлое.

Ничто, кроме золота, не сможет заставить его

замолчать.

Ничто лёгкое не сможет заставить его замолчать.

7. Я - человек. Ты - не я. Ты не человек.

8. Жизнь - борьба. Дзюдо - борьба. Жизнь - дзюдо.

9. Все педагоги воспитаны. Он не педагог. Он не воспитан.

10. Все кошки смертны. Сократ смертен. Сократ - кошка.

11. Закон исключённого третьего - закон мышления. Закон исключённого третьего впервые сформулирован Аристотелем.

Некоторые законы мышления впервые сформулированы Аристотелем.

12. Ни одна захватническая война не может быть справедливой.

Освободительные войны не могут быть захватническими.

Освободительные войны являются справедливыми.

13. Все рабовладельческие государства являются диктатурой рабовладельцев.

Государство Древнего Рима было рабовладельческим.

Государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев.

14. Книги - источник поучения и развлечения.

Таблица логарифмов - книга.

Таблица логарифмов - источник поучения и развлечения.

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 6


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Логика вопросов и ответов.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Аргументация, дискуссия, доказательство, критика, круг в доказательстве, обоснование тезиса, опровержение, ошибка в доказательстве, пропонент, оппонент, тезис доказательства, подтверждение.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Почему частоутвердительные суждения (I) не поддаются преобразованию путем противопоставления предикату?

Задание 4. Решите тесты:

А) Укажите, в каких случаях для логического доказательства следует использовать деление понятия, а в каких - расчленение целого на части


1. Сделки совершаются в устной или письменной форме


2. Люди делятся на экономистов и неэкономитстов


3. Люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов


4. Средства производства делятся на средства труда и предметы труда


5. Экономические законы делятся на всеобщие экономические законы, общие экономические законы, специфические экономические законы

1. Деление понятия

2. Расчленение целого на части

6. Взятки бывают в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг


7. Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения


8. Земной шар делится на Восточное и Западное полушария


9. Отношения материального производства включают два вида отношений: отношения между обществом и природой и отношения между людьми в процессе производства



Б) К какому виду сложных умозаключений относится данное рассуждение.


1. Я могу пойти на военную службу или заняться коммерческой деятельностью.

Я решил пойти на военную службу.

Следовательно, я не могу заняться коммерческой деятельностью.

2. Если Ершев купил телевизор, то он был в магазине.

Ершов не был в магазине.

Ершов не купил телевизор.

3. Если у Петрова есть экономическое образование, то он займется коммерческой деятельностью.

У Петрова нет экономического образования.

Петров не будет заниматься экономической деятельностью.

4. Оригинален, ибо мыслит.

(А.С. Пушкин о Е.Л. Баратынском)

1. Условно-разделительное

2. Условно-категорическое

3. Разделительно категорическое

4. С пропущенной меньшей посылкой


Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения

А) Проверьте правильность следующих определений:

адвокат - специалист права, защищающий в суде обвиняемых;

менеджер - специалист по управлению;

специалист по связям с общественностью - это человек, который управляет общественными связями;

правоисполнение означает строгое и точное следование юридическим законам;

физика - это наука, не изучающая экономические явления;

рынок - наихудший способ организации хозяйства, за исключением всех остальных;

обмен - не акт производства;

дилер - посредник, осуществляющий продажу товара непосредственно потребителю;

жизнелюб - это человек, который любит сам пожить и окружающим дать жизни;

экономист - человек, занимающийся экономической деятельностью;

маркировка - индексация технических документов или товара;

счет - документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма.

Б) Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата, и укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чём они заключаются.

1. Истинно, что некоторые мероприятия Наполеона были прогрессивны, значит истинно, что некоторые мероприятия Наполеона не были прогрессивными.

2. Ложно, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит истинно, что некоторые сражения принесли Суворову победу.

3. Ложно, что некоторые мысли невыразимы; значит истинно, что все мысли невыразимы.

4. Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит истинно также, что некоторые мысли нельзя выразить жестами.

5. Истинно, что некоторые болезни пока не излечимы; значит, истинно, что некоторые болезни излечимы.

6. Истинно, что Юрий Гагарин - первый космонавт; значит истинно также, что ни один человек до Гагарина не летал в космос.

7. Истинно, что некоторые государства являются унитарными, значит ложно, что ни одно государство не является унитарным.

8. Ложно, что все французские энциклопедисты XVIII в. были идеалистами; значит ложно, что некоторые французские энциклопедисты XVIII в. были идеалистами.

В) Переход через пустыню. Какое наименьшее число носильщиков следует нанять путешественнику, чтобы совершить шестидневный переход через бесплодную пустыню, если он сам и каждый из носильщиков могут нести лишь четырехдневный запас пищи и воды для одного человека?

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 7


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Аналогия как форма умозаключения.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Умозаключение, дедуктивное умозаключение, силлогизм, простой категорический силлогизм, термины силлогизма, посылка, вывод силлогизма, фигура силлогизма, модус, сложный силлогизм, разделительный силлогизм, условный силлогизм, дилемма, правил посылок, правила терминов.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

На каком основании выделяются виды сложных суждений? Какие есть виды сложных суждений?

Задание 4. Решите тесты:

А) Определите виды ответов


1. По отношению к вопросу

2. По области поиска

3. По грамматической структуре

4. По объему информации

5. По степени точности

6. По семантической характеристике и связи с объектом

1 Краткие

2. По существу вопроса

3. Развернутые

4. Прямые

5. Не по существу вопроса

1. Косвенные

2. Полные

3. Частичные

4. Прямые

5. Определенные

1. Истинные

2. Краткие

3. Ложные

4. Развернутые

5. Косвенные

/. По существу вопроса

2. Краткие

3. Полные

4. Частичные

5. Не по существу вопроса

1. Истинные

2. Ложные

3. Определенные

4. Истинные

5. Неопределенные

1. Прямые

2. Ложные

3. Полные

4. Краткие

5. Истинные


Б) Исключите лишнее слово:

а) дебаты, монолог, диалог, полилог;

б) острая полемика, спокойная полемика, умеренная полемика, неразборчивая полемика;

в) спор из-за тезиса, спор из-за аргумента, спор с оппонентами, спор из-за демонстрации;

г) спор при слушателях, спор для слушателей, спор без слушателей;

д) дебаты, дрязги, свара, перебранка, дискуссия.

Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения

А) 1) О каких уловках идет речь в следующем тексте: Известный современный философ Й. Хёйзинга в книге "Homo Ludens. В тени завтрашнего дня" пишет: "В Древнем Риме долгое время любые средства были хороши, чтобы одолеть в суде противную сторону. Истец обличался в траурные одежды, вздыхал и стенал, громогласно ссылался на благо государства, приводил с собой в суд как можно больше клиентов, дабы усугубить впечатление, одним словом, делал все то, что еще делается порой и в наше время".

2) Исключите лишнее слово:

А) Аргумент к авторитету, довод к публике, условное принятие аргумента, чтение в сердцах.

Б) Оттягивание возражения, объявление довода произвольным, подставление противоречивой мысли, обращение к состраданию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.