![]() |
|
|
Логика и риторикаВ) Слово в конце спора, бойцовское поведение, возложение бремени доказывания на противника, эффект внезапности. Г) Логическая диверсия, аргумент к невежеству, обращение к здравому смыслу, довод к выгоде. Д) Наведение на ложный след, доводы в разброс, выведение из равновесия, отвлечение. Б) 1. Правильно ли поставлены следующие вопросы: А) Когда ты бросил курить? Б) Кто ваши родители? В) Какое преступление является уголовно наказуемым? Г) Какие детективы следует читать, чтобы стать юристом? Д) Полезен или вреден алкоголь? Е) Кто из твоих друзей оскорбил этого человека? Ж) Занимались ли вы когда-нибудь общественной работой? З) Почему падающие тела теряют вес? И) Что первично - слово или дело? К) Может ли бог создать такой камень, который сам не смог бы поднять? Л) Почему мёртвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой? В) Перетягивание каната. Однажды в минуту отдыха друзья-мушкетеры Атос, Портос, Арамис и Д, Артаньян решили немного поразвлечься в перетягивании каната. Портос с Д, Артаньяном легко перетянули Атоса с Арамисом. Но когда Портос стал в паре с Атосом, то победа против Арамиса с Д, Артаньяном досталась им уже не так легко. А когда Портос с Арамисом оказались против Атоса с Д, Артаньяном, то никакая из этих пар не смогла одолеть другую. Определите, как мушкетеры распределяются по силе. Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ 1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007. 2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004. 4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002. 5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987. 6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000. Вариант 8Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос: Общая характеристика суждений и их классификация. Задание 2. Раскройте следующие понятия: Признак предмета, содержание понятия, объем понятия, класс (логический), элемент класса, универсальный класс, единичный класс, пустой класс, понятие, регистрирующее понятие, сравнимые понятия, несравнимые понятия, совместимые понятия, несовместимые понятия, контрарные понятия, контрадикторные понятия. Задание 3. Ответьте на вопросы: Можно ли рассматривать понятия доказательство и подтверждение как равнозначные? Если нельзя, то почему? Задание 4. Решите тесты: А) Логика как наука
Б) Какая ошибка допущена в данных утверждениях?
Задание 5. Решите задачу и упражнения А) Дайте объединенную классификацию суждений, отобразите отношения терминов с помощью "кругов Эйлера", установите распределенностъ субъекта и предиката. Честный ученый не может устраниться от решения нравственных проблем научной деятельности; некоторые соглашения не являются выгодными для обеих сторон; многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем; по некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз; критическая публикация в газете не проходит бесследно; современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций; несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе; в архивах хранятся и закрытые дела; человек осваивает космическое пространство. Б) Используя материал данных ниже ситуаций, постройте различные виды умозаключений. Проверьте их логическую состоятельность. 1. „Не было гвоздя - подкова пропала. Подкова пропала - лошадь захромала - командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя". (С. Маршак) 2. В рассказе Конан Дойла „Берилловая диадема" банкир Александр Холдер, в доме которого произошла кража драгоценности - берилловой диадемы, - обратился к помощи Шерлока Холмса. Холдер был уверен, что в краже виновен его сын Артур, так как ночью, когда была совершена кража, в его руках он видел диадему, у которой не хватало одного из золотых углов с тремя бериллами. Однако Холмс установил, что к краже диадемы причастна племянница Холдера, которая передала диадему через окно своему любовнику. Рассказывая Холдеру о результатах расследования, Холмс сказал, в частности, следующее: „Мой старый принцип расследования состоит в том, чтобы исключить все явно невозможные предположения. Тогда то, что остаётся, является истиной, какой бы неправдоподобной Она ни казалась. Рассуждал я примерно так: естественно, не вы отдали диадему. Значит, осталась только ваша племянница или горничные. Но если в похищении замешаны горничные, то ради чего ваш сын согласился принять вину на себя? Для такого предположения нет оснований. Вы говорили, что Артур любит свою двоюродную сестру. И мне стала понятна причина его молчания: не хотел выдавать Мэри. Тогда я вспомнил, что вы застали её у окна и что она упала в обморок, увидев диадему в руках Артура. Мои предположения превратились в уверенность". 3. На вопрос доктора Ватсона, каким образом Холмс узнал, что он утром был на почте и отправил телеграмму, последний сказал следующее: „Мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я всё утро сидел напротив вас. В открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый блок марок. Для чего же тогда идти на почту, как не за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте всё, что не могло иметь места, и останется один-единственный факт, который и есть истина". 4. Внимательно осмотрев комнату, в которой было совершено преступление, Шерлок Холмс сказал доктору Ватсону следующее: „Нам известно, что преступник не мог попасть в комнату ни через дверь, ни через окно, ни через дымовой ход. Мы знаем также, что он не мог спрятаться в комнате, поскольку в ней прятаться негде. Как же тогда он проник сюда? Через крышу! - воскликнул я. Без сомнения. Он мог проникнуть в эту комнату только через крышу". 5. В одном из номеров газеты „Известия" сообщалось о любопытном случае, происшедшем на складе одного из магазинов Саратова. На складе внезапно начался пожар. Как утверждали продавцы, ничего особо огнеопасного на складе не было. Электропроводка оказалась исправной. В склад никто не входил не только с горящей папиросой, даже со спичками в кармане. Изучили список товаров, хранящихся на складе. Оказалось, что наряду с другими товарами там хранился ящик с бумажными пистонами для детских хлопушек. Но как могли загореться пистоны? Возникла версия: искра могла возникнуть от трения мышиных зубов о взрывчатую начинку пистонов. Решили проверить. Отловили мышей, „нагуляли" им аппетит, затем подпустили к коробке с пистонами. Проголодавшиеся мыши стали грызть пистоны, в которых, как оказалось, их привлёк клей, склеивающий полоски бумаги с положенными между ними крупицами зарядов. В) Осуществите все возможные выводы по логическому квадрату Некоторые правонарушения не являются преступлениями. Все преступления являются правонарушениями. Среди преступлений есть преступления против личности. Некоторые правонарушения являются преступлениями. Большинство преступлений успешно раскрывается. Ни одно из преступлений не остается безнаказанным. Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ 1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007. 2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004. 4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002. 5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987. 6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000. Вариант 9Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос: Простой категорический силлогизм, его структура, фигуры и модусы. Задание 2. Раскройте следующие понятия: Вопрос, неизвестное, известное, базис вопроса, предпосылка вопроса, контекст вопроса, ареал вопроса, проблемное поле, ответ, позитивный ответ, негативный ответ, прямой ответ, косвенный ответ, краткий ответ, развернутый ответ, исчерпывающий ответ, частичный ответ, ответ по существу. Задание 3. Ответьте на вопросы: Возможно ли представить экзистенциальные и релятивные суждения как атрибутивные? Если возможно, то почему? Задание 4. Решите тесты: А) Определите, какой вид аналогии применен в каждом рассуждении в качестве логического основания
Б) Закон противоречия как средство логической аргументации
Задание 5 Решите задачу и упражнения А) Установите, какие из приведенных ниже выражений естественного языка имеют одинаковую логическую форму. Некоторые работники нарушают трудовую дисциплину. Все аудиторы - экономисты. Каждый человек имеет право на труд. Среди ПР-специалистов есть женщины. Иванов окончил гуманитарный факультет МГЭИ и стал специалистом-международником. Москва - столица России. Если у человека есть деньги, то он может купить товар. В библиотеке есть интересные книги. Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности. Все социальные разногласия между партнерами были урегулированы в результате переговоров. Фирма вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству. Михайлов с отличием окончил МГУ и получил диплом экономиста. Ни один продавец не имеет права нарушать права покупателя. Если потребители получают общественные товары в равных объемах, то и платить за них налоги они должны в равной мере. Каждая страна имеет свой гимн. Б) Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям: полезность; сборная команда России; Международный союз металлургов; связь с общественностью; экономический рост; производительность; журналист. В) Сограждане. Джон, Сэм и Том живут в одном городе. Один из них журналист, один физик и один главный редактор городской газеты. Кто чем занимается, если известно, что недавно физик сделал открытие и решил попросить знакомого журналиста написать об открытии статью? Когда физик позвонил журналисту, то ему ответили, что тот сдаёт материал главному редактору городской газеты. Также известно, что Том никогда не слышал о Сэме. Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ 1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007. 2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004. 4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002. 5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987. 6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000. Вариант 10Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос: Операции над понятиями. Задание 2. Раскройте следующие понятия: Аргументация; аргумент - к авторитету, к верности, к выгоде, к здравому смыслу, к невежеству, к силе, к состраданию; демонстрация, довод, доказательство, критика, обоснование тезиса, тезис, спор, эристика. Задание 3. Ответьте на вопросы: Что представляет собой закон противоречия? Объясните, почему этот закон не действует, если речь идет о разных объектах, в разное время и в различных отношениях? Задание 4. Решите тесты: А) К какому виду суждений относится рассуждение?
Б) По какой фигуре силлогизма построено умозаключение
Задание 5. Решите задачу и упражнения А) Определите логические отношения между следующими понятиям и выразите эти отношения с помощью круговых схем: российский рынок - мировой рынок; гуманитарный факультет - институт; ученый - историк - доктор исторических наук; мужчина - сын - отец; деньга - кредитные деньги - чек - вексель; фактор - фактор, влияющий на конъюнктуру рынка, - временный фактор - сезонный фактор - постоянный фактор - циклический фактор; самолет - реактивный самолет - реактивный двигатель; корреспондент - журналист; вуз - институт - техникум. Б) Из записок инспектора Лосева. Произошла кража, и было задержано трое подозреваемых. Один из них вор - лжет систематически, другой соучастник - иногда лжет, а иногда говорит правду, последний, подозреваемый напрасно, - вообще никогда не лжет. Лосев начал дознание с вопросов о профессии каждого из задержанных. Их ответы были такими: Борис: Я маляр. Алексей - настройщик роялей. Шура - декоратор. Алексей: Я врач. Шура - страховой агент. Что касается Бориса, то если вы его спросите, он ответит, что он маляр. Шура: Алексей настраивает рояли. Борис - декоратор, а я - страховой агент. Лосев, ведущий допрос, хотел бы знать профессию соучастника. Помогите ему. В) Определите посылки, заключение и вид сложного дедуктивного умозаключения. Все научные законы имеют объективное содержание. Все законы общества - научные законы. Все экономические законы - законы общества. Все законы микроэкономики - экономические законы. Значит, все законы микроэкономики имеют объективное содержание. Бригада строителей не выполнила дневное задание, потому что или не работал подъемный кран, или не был вовремя доставлен раствор бетона. Установлено, что раствор бетона был доставлен вовремя. Следовательно, бригада не выполнила дневное задание потому, что не работал подъемный кран. Если реформирование всех сфер общественной жизни проводить энергично и целеустремленно, то наше общество через определенное время достигнет уровня развитых стран в социально-экономической сфере. Если же ограничиться косметическими полумерами, то отставание России в этой сфере будет неуклонно возрастать. Но в настоящее время существуют лишь две возможности - либо энергично и целеустремленно реформировать все сферы общественной жизни, либо ограничиться косметическими полумерами. Следовательно, либо Россия через определенное время выйдет на уровень развитых стран в социально-экономической сфере, либо ее отставание будет неуклонно возрастать. Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ 1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007. 2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004. 4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002. 5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987. 6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000. При составлении практической части контрольных работ использовались материалы книг: Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. - Тюмень, 2002. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М., 1999. Каверин Б.И. Демидов И.В. Логика и теория аргументации. - М., 2005. Вопросы для подготовки к зачетуЧто такое логика? Предмет логики как науки. Основные этапы развития логики. Основные законы логики. Софизмы и паралогизмы. Логические парадоксы. Что такое понятие? Понятие и слово, их отношение. Содержание и объем понятия. Виды понятий по их содержанию и объему. Понятия сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые. Понятия соотносительные и безотносительные, собирательные и несобирательные. Понятия пустые и непустые, единичные и общие. Определение понятия, виды определений. Род и вид. Правила определения понятия. Ошибки в определении. Деление понятия. Правила деления. Ошибки в делении. Обобщение и ограничение понятий. Что такое плеоназм? Что такое суждение? Суждение и предложение. Структура суждения. Что такое термин суждения? Простые суждения, их виды по качеству и количеству. Что такое квантор (кванторное слово) Выделяющие и исключающие суждения. Распределенные и нераспределенные термины суждений. Объединенная классификация суждений по количеству качеству. Логический квадрат. Отношение суждений по значениям и истинности в логическом квадрате. Сложные суждения, их виды. Конъюкция. Разделительные суждения (дизъюнкция), их виды. Условные суждения (импликация), их виды. Суждения категорические и модальные. Виды модальности. Что такое умозаключение? Виды умозаключений, их роль в познании. непосредственные умозаключения: обращение, превращение, противопоставление предикату. Простой категорический силлогизм, его структура. Общие правила простого силлогизма (правила терминов и посылок). Четыре фигуры простого силлогизма: сравнительная характеристика. Частные правила силлогизмов. Модусы четырех фигур силлогизма (назвать несколько правильных модусов разных фигур). Энтимема, ее виды. Полисиллогизм. Сорит и эпихейрема. Условные умозаключения, его виды. Правила условно-категорического силлогизма. Разделительное умозаключение, его виды. Правила разделительно-категорического силлогизма. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |