рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия

рождения и паттернами активности различных эрогенных зон, особенно зон

генитального оргазма. Это дает возможность сместить этиологический акцент в

психогенезисе эмоциональных нарушений из сексуальной сферы в перинатальные

матрицы, не отрицая при этом значимости многих принципов фрейдизма [21].

Трансперсональные переживания

Трансперсональные переживания (мистический, или "пиковый", опыт; экстаз,

транс), спонтанно посещающие некоторых вполне здоровых и трезвых людей,

свидетельствуют о том, что это врожденное свойство нашей психики, которое,

конечно, зависит и от социальных и генетических факторов личностного

развития [17].

Многие переживания такого рода известны уже несколько столетий или

тысячелетий. Рассказы о них можно найти и в священных писаниях всех великих

религий мира, и в письменных документах множества малых сект, фракций и

религиозных движений. Они играли важную роль в видениях святых, мистиков и

религиозных учителей [37]. Этнологи и антропологи обнаружили их в священных

обычаях различных народов, в состояниях экстаза и религиозных мистериях, в

практике целительства и ритуалах различных культур [32, 41]. Психиатры и

психологи наблюдали трансперсональные феномены, не называя их таким

образом, в своей повседневной практике у психотических пациентов, особенно

шизофреников [26]. Историки, антропологи, религиеведы, психиатры и

психологи-экспериментаторы знали о существовании разнообразных древних и

современных методов индуцирования трансперсональных переживаний, многие из

которых подобны описанным выше процедурам, ведущим к возникновению

перинатальных переживаний [24, 33, 36].

Вопреки распространенности этих феноменов и их очевидной значимости для

многих сфер человеческой жизни, в прошлом делалось удивительно мало

серьезных попыток включить их в теорию и практику современных психиатрии и

психологии. Позиция большинства профессионалов колеблется между несколькими

подходами к этому феномену. Некоторые лишь отдаленно знакомы с различными

трансперсональными переживаниями и склонны более или менее игнорировать их.

Для другой большой группы профессионалов, трансперсональные феномены

представляются столь странными, что они склонны считать их отклонением от

нормального психического функционирования, психотическими [3].

Наследственные переживания

В качестве примера такого переживания я приведу воспоминания одной из

пациенток С. Грофа во время ЛСД-сеанса:

"К моему удивлению, идентичность моего ЭГО неожиданно изменилась. Я была

моей матерью в возрасте 3-4 лет; это должно быть 1902г. На мне было

аляповатое платье - накрахмаленное, доходящее до щиколоток; с расширенными,

как у испуганного животного, глазами - я находилась в состоянии тоски и

одиночества. Я закрывала свой рот рукой, осознавая, что случилось нечто

ужасное: я сказала что-то плохое, меня грубо отругали, кто-то положил руку

на мой рот. Из своего укрытия мне видна была сцена с множеством

родственников - теть и дядь, сидящих на крыльце дома в одеждах, характерных

для того времени. Все были заняты разговорами, забыв обо мне. Я чувствовала

себя отверженной, пристыженной и виноватой. Я сказала матери, что у меня

был сон, касающийся ее детства, и мне важно знать, так ли было на самом

деле. Как только я начала рассказывать, она перебила меня и закончила в

полном соответствии с пережитым мною" [4].

Коллективные и расовые переживания

Подобные переживания могут относиться к любой стране, любому

историческому периоду и культурной традиции, хотя, очевидно, определенное

предпочтение оказывается культурам и странам с высоко развитыми

религиозными, философскими традициями и традициями в искусстве. Удивительно

часто встречаются переживания, относимые к Египту, Индии, Тибету, Китаю,

Японии, доколумбовой Мексике, Перу, Древней Греции. Выбор культур и их

специфических аспектов явно не зависит ни от этнической основы субъекта, ни

от страны рождения, ни даже от полученного воспитания, образования,

интересов. Поэтому англосакс может переживать полное отождествление с

различными периодами истории афро-американцев или североамериканских

индейцев, и в результате обнаруживает новое понимание и переживание расовых

проблем. Информация, получаемая благодаря таким переживаниям, обычно

совершенно точна и может быть проверена при консультации с археологическими

и антропологическими кругами. Иногда бесхитростные индивидуумы описывают

детали египетских похоронных церемоний, включая форму и значение различных

амулетов и камер в гробницах, цвет похоронных конусов, технологию

бальзамирования и мумификации и сцены последующих процедур [4].

Филогенетические (эволюционные) переживания

Некоторые люди описывают переживания себя в образе каких-то

предшественников человека на эволюционном пути. Так, например, одна женщина

во время ЛСД-сеанса почувствовала свое полное отождествление с самкой

огромных рептилий, вымерших миллионы лет назад. Она чувствовала себя сонной

и ленивой во время отдыха на песке у большого озера и блаженно грелась на

солнышке. Она открыла глаза и посмотрела на терапевта, который во время

сеанса трансформировался в самца того же вида. Ее чувство лени мгновенно

исчезло и она стала испытывать сильное сексуальное возбуждение, не имеющее

ничего общего с человеческим возбуждением, это был особый интерес рептилии

к представителю другого пола. Она была совершенно очарована ступенчатыми

фасетками на сторонах головы. Одно большое поле такого рода имело такую

форму и цвет, что излучало мощные сексуальные вибрации. Консультант-

палеонтолог предложил выдержки из зоологической литературы, указывающие на

то, что у современных рептилий определенные участки на голове играют важную

роль, вызывая сексуальное возбуждение... [3].

Переживания прошлых воплощений

Субъект сохраняет идентичность своего ЭГО, хотя переживает себя в другой

форме, другом месте и времени, другом контексте, он чувствует, что он - та

же индивидуальная сущность, что и в его настоящем существовании. У него

сохраняется острое ощущение встречи с воспоминанием, повторного переживания

того, что он уже видел и пережил [4].

Предвидение, ясновидение, яснослышание, "путешествия во времени".

Иногда испытуемые сообщают о предвидении событий, которые случатся в

будущем. Временами они становятся свидетелями сложных сцен будущих событий,

они могут слышать даже акустическое сопровождение, составляющее их часть.

Некоторые из переживаний проявляют различные степени сходства с событиями,

случающимися позднее [4].

Отождествление с другими лицами

Это отождествление полное и комплексное; оно включает в себя

представление о теле, эмоциональные реакции и отношения, психологические

характеристики, выражение лица, типичные манеры и жесты, позы, движения и

даже интонации голоса [4].

Групповое отождествление и групповое сознание

В измененных состояниях сознания можно пережить тотальность страдания

всех солдат, погибших на полях сражений, революционную горячечность всех

коммунистов мира, доброту всех матерей, любящих своих детей... В этих

переживаниях можно отождествиться с соц. классом, кастой, даже с населением

целой страны [5].

Отождествление с животными

Три вида ИСС связаны с животными: атосимволические трансформации в

животных, отождествление с животными и филогенетические воспоминания, при

этом каждое наделено своими специфическими чертами. Субъекты, встретившиеся

со всеми тремя видами переживаний легко могут отличить их одно от другого

[4].

Отождествление с растениями

Примеры таких переживаний встречаются гораздо реже, чем отождествление с

животными. Субъект может ощутить себя как вызванное к жизни семя, лист в

процессе фотосинтеза, корень, тянущийся в поисках воды и пищи. В других

случаях он может отождествить себя с росянкой, другими плотоядными

растениями, стать планктоном в океане, почувствовать опыление или клеточное

деление. Субъекты упоминают о своих свидетельствах ботанических процессов

на молекулярном уровне; они осознают биохимический синтез, лежащий в основе

производства ростовых веществ, растительных пигментов, масла, сахара,

ароматических субстанций и различных алкалоидов [4].

Единение с жизнью и со всем творением

В редких случаях субъекты в ИСС могут иметь чувство, что их сознание

расширилось, чтобы охватить всю полноту жизни на этой планете, включая все

человечество и целостность флоры и фауны от одноклеточного организма до

высокодифференцированных видов. Индивидуум может отождествиться с

филогенетической эволюцией жизни во всей ее сложности и достичь

интуитивного понимания всех лежащих в ее основе биологических законов. Он

может исследовать факторы, влияющие на возникновение новых видов или

ответственные за их исчезновение, и видеть действие сил, определяющих

"выживание наиболее приспособленных". Подобные интуиции можно пережить и

относительно взаимодействия различных форм жизни. Переживания такого рода

могут в результате привести к увеличению осознания экологических проблем,

связанных с технологическим развитием и быстрой индустриализацией [4].

Сознание неорганической материи

Субъекты неоднократно сообщали, что переживают сознание океана,

отличающееся своей безвременностью, текучестью, сочетанием неизменности и

динамических перемен. В других случаях они идентифицировали себя с тем, что

по их мнению являлось сознанием огня. Довольно общим является осознавание

сил, высвобожденных при катастрофах: разрушительные, а также созидательные

горообразующие аспекты вулканических извержений, динамическое напряжение и

перемещение при землетрясениях, сила воздушных течений во время зимних

бурь, лишь несколько бросающихся в глаза примеров. Возможно исследовать

сознание компьютера, отождествиться с реактивным самолетом, спутником и

другими техническими предметами. Многие субъекты в состояниях измененного

сознания утверждают также, что переживали сознание неопределенного

материала; наиболее часто это были алмаз, гранит, золото и сталь. Подобные

переживания могут касаться даже микромира и описывать динамическую

структуру атомов, природу задействованных электромагнитных сил, межатомных

связей или броуновское движение молекул [3].

Планетарное сознание

В этом переживании сознание субъекта, по-видимому, охватывает все

аспекты нашей планеты, включая ее геологическую субстанцию, неорганические

материалы на ее поверхности и целостность всех жизненных форм. С этой точки

зрения Земля оказывается сложным космическим организмом с различными

аспектами геологической, биологической, культурной и технологической

эволюцией на этой планете, рассматриваемых как попытку достичь более

высокого уровня интеграции и самореализации [3].

Экстpапланетаpное сознание

Здесь субъект переживает явления, связанные с небесными телами,

отличными от нашей планеты, и с астрономическими событиями, происходящими в

солнечной системе и за ее пределами. Особый вид переживаний, входящий в эту

категорию, сознание межзвездного пространства, описанного в нескольких

случаях разными лицами. Оно характеризуется чувством безграничности и

вечности, спокойствия, безмятежности, чистоты и единства всех

противоположностей. Люди, знакомые с физикой и математикой, иногда

сообщают, что многие из концепций этих дисциплин, которые ускользают от

рационального понимания, могут стать более постижимыми и даже могут быть

пережиты в измененных состояниях сознания [3].

Сознание органа, биологической ткани, клетки.

В большинстве случаев это переживание включает части тела субъекта и

физиологические процессы, которые при нормальных условиях недоступны

осознаванию. Субъекты в таком состоянии настраиваются на осознание

различных органов своего тела. Они могут оказаться свидетелями работы

датчика сердечного пульса, сокращения сердечной мышцы и открытия-закрытия

сердечных клапанов. Подобным же образом можно наблюдать функционирование

печени, производство и накопление желчи, пищеварительные процессы, функции

любого органа. Иногда субъекты утверждают, что они пережили себя в качестве

нейронов в собственном мозгу, белых и красных кровяных шариков, зародышевых

клеток [5].

Переживание встреч со сверхчеловеческими и духовными существами

Субъект воспринимает этих существ как сверхчеловеческие или духовные

существа, обитающие на более высоких энергоуровнях или на более высоких

планах сознания. Феноменология этой категории переживаний описана Джоном К.

Лилли в его книге "Центр циклона" [12].

Переживания других вселенных и встреча с их обитателями

Странные и чуждые миры, которые испытуемый открывает в этом виде

переживаний, по-видимому, наделены своей собственной реальностью, хотя и не

в пределах нашего космоса; они, очевидно, существуют и в других измерениях.

Пройдя через такие экстраординарные приключения, субъекты сравнивали их с

прочитанными фантастическими романами [4].

Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды

Эта группа трансперсональных переживаний представляет собой феномены,

которые К.Г.Юнг называл первообразами, доминантами коллективного

бессознательного, или архетипами. В некоторых из наиболее универсальных

архетипов человек может отождествляться с образами Матери, Отца, Ребенка,

Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются как

сакральные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужасной Матери, Матери-

Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека.

Часто встречаются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности —

Тень, Анимуса или Аниму и Персону [4].

Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие

древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции,

Центральной Америки и других стран. Эти сообщения сравнимы с юнговским

описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов

наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих

шизофренией. Некоторые люди проникают в различные системы эзотерического

знания. Так, люди, не имеющие понятия о каббале, переживают состояния,

описанные в книге Зогар и Сефер Иецир, и демонстрируют неожиданную

осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезапно

сформированного понимания наблюдался также в отношении таких древних форм

предсказания, как И-Цзин и Таро [3].

Переживания встреч с божествами

Большинство божеств, встречающихся в описаниях субъектов делятся на две

категории: силы света и добра, силы тьмы и зла. Некоторые божества

принадлежали определенной религии, происхождение некоторых не удалось

установить ни испытуемым ни терапевтам. Основная часть субъектов не

ощущает, что имеет дело с главным или верховным существом во вселенной [4].

Активизация чакp и подъем змеиной силы (куиндалини)

На первой международной конференции по Научной йоге в Индии в декабре

1972 г. аудитория состояла более чем из 200 лиц, представлявших много

различных духовных ориентаций, существующих в современной Индии. Участники

дискуссии после доклада С.Грофа пришли к соглашению, что больше всего ЛСД-

терапия похожа на систему Йоги Куиндалини. И та и другая техника

способствует мгновенному и огромному освобождению энергии, порождает

глубокие переживания и может принести впечатляющие результаты в короткий

период времени. Они обе несут в себе огромный риск и могут быть опасны,

если проводятся не под наблюдением специалиста [21].

Сознание Универсального Разума

Сознание Универсального Разума — одно из наиболее глубоких и

всеобъемлющих экстатических переживаний. Отождествляясь с сознанием

Универсального Разума, человек переживает в опыте всеобъемлющее единство

существования. Он чувствует, что достиг реальности, лежащей в основе всех

реальностей, и стоит перед высшим и абсолютным принципом, олицетворяющим

все бытие. Здесь полностью преодолеваются иллюзии материи, пространства и

времени, равно как и бесконечное число других субъективных реальностей, и

все они приходят к этому единому модусу сознания, которое является их общим

истоком и общим знаменателем. Это переживание безгранично, непостижимо и

невыразимо; это само существование. Вербальная коммуникация и символическая

структура нашего повседневного языка оказывается до смешного беспомощной в

попытке постичь и передать природу и качество этого переживания. Опыт

феноменального мира и того, что мы называем обычным состоянием сознания,

кажется в этом контексте лишь крайне ограниченным, искаженным и частичным

аспектом всеобъемлющего сознания Универсального Разума.

Обсуждая подобные переживания, люди часто утверждают, что поэтический

язык, хотя он тоже является несовершенным, больше подходит для их описания.

Становится понятным, почему провидцы, пророки и религиозные учителя

прибегали к поэзии, притче и метафоре, описывая свои трансперсональные

переживания.

Опыт сознания Универсального Разума тесно связан с переживанием

Космического Единства, но не тождествен ему. Его важными составляющими

являются интуитивные прозрения относительно процесса творения

феноменального мира, каким мы его знаем, и постижение буддийских

представлений о Колесе смерти и перевоплощения. Это может привести к

временному или устойчивому чувству достижения глобального, нерационального

и транс- рационального понимания фундаментальных онтологических и

космологических вопросов существования [4].

Сверх- космическая и мета- космическая пустота

Последний и наиболее парадоксальный трансперсональный феномен,

обсуждаемый в этом контексте, — переживание сверх- космической или мета-

космической пустоты. Это опыт изначальной пустоты, опыт ничего и молчания,

представляющих собой исток и начало всего сущего, переживание

“несотворенного, невыразимого Всевышнего”. Термины “сверхкосмический” и

“метакосмический”, которыми в этом контексте пользуются высокообразованные

участники ЛСД- сеансов, выражают то, что эта пустота кажется одновременно

лежащей в основе мира и определяющей его сверхпорядок. Она лежит за

пределами времени и пространства, за пределами форм или любых эмпирических

дифференциаций, за пределами таких полярностей, как добро и зло, свет и

тьма, покой и движение, агония и экстаз.

Кажется парадоксальным, что сверхкосмическая пустота и Универсальный

Разум воспринимаются как нечто тождественное и взаимозаменяемое; это два

различных аспекта одного и того же феномена. Пустота представляется

чреватой формами, а тонкие формы Универсального Разума переживаются как

абсолютная пустота.

Такой глубокий трансцендентный опыт, как активизация куиндалини,

сознание Универсального Разума, или пустоты, не только положительно влияет

на физическое и эмоциональное состояние человека, но и пробуждает в нем

острый интерес к религии, мистике и философским вопросам, сильную

потребность включить духовное измерение в свой образ жизни [4].

Экстатические переживания

"Экстаз (от греч. ekstasis - исступление, восхищение) - высшая степень

восторга, воодушевления, иногда на грани исступления" (Из "Толкового

словаря русского языка" под ред. Ожегова).

"Экстаз - это масштаб, мощный аккорд, в котором звучит вся гамма чувств

от ужаса до восторга. Ужас от сознания собственной ничтожности перед

Бесконечным. Восторг от того, что ты можешь чувствовать эту Бесконечность.

Художник в творческом экстазе создает гениальные произведения. В

пророческом экстазе пророк буквально становится рупором Бога, который

вкладывает в его уста слова, исполненные высшего смысла. Мистик в

мистическом экстазе делается репортером повсеместного Божественного

Присутствия - всеобщего Божественного Промысла. Да и нам, простым смертным,

знакомо это чувство, когда в самый неожиданный момент в тебе вдруг как

будто происходит какая-то химическая реакция с выделением то ли какого-то

газа, то ли понимания, то ли того, что на поэтическом слэнге зовется

эфиром. Но не успеешь оглянуться - пшик, и нет его. Прошло "понимание". Но

радость от того, что оно было, осталась в виде довольно глупой по местным

понятиям улыбки" [36].

Экстатические переживания (в частности, характерные для многих

мистериальных культов древности), можно разделить на две большие группы:

"вулканический", или "дионисийский" экстаз, и находящийся в разительном с

ним контрасте "океанический", или "аполлонийский" экстаз [5].

"Вулканический", или "дионисийский" экстаз

Для " вулканического" экстаза характерно крайнее физическое и

эмоциональное напряжение, высокая агрессивность, деструктивные импульса

внутренней и внешней направленности, мощные побуждения сексуальной природы,

ритмические оргиастические движения. "Вулканический" экстаз предполагает

уникальную смесь крайних эмоциональных и физических мук с диким чувственным

порывом. Оказываются неотличимыми переживания ледяного холода от

непереносимого жара, ненависти - от любви, агонии умирания - от восторга

нового рождения, апокалиптических ужасов - от радости созидания... У

индивида возникает ощущение приближения великого события, потрясающего весь

мир. - духовное освобождение, откровение высшей истины или единение всего

сущего. Однако, какими бы острыми не были бы эти ощущения и переживания,

экстаз никогда реально не достигает цели и реального разрешения драмы

смерти-возрождения. Для этого он должен перейти в "океанический" экстаз

(см. ниже). Сопровождающие "вулканический" экстаз характерные переживания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.