рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общественная мысль 20 века

литераторство и зарабатывать на жизнь трудом

пролетария. В этом отношении весьма показательно то

уважение, с которым русский анархист всю жизнь

относился к своему, французскому предшественнику,

П.Ж.Прудону, вышедшему из ремесленных низов.

Словом, в программном положении о необходимости для

всех членов общества физического труда нашел

отражение бакунинский комплекс "кающегося

дворянина". Бакунин убежден: только в свободном

обществе может развиться качественно новое сознание

свободного человека. Но пока существует государство

- хоть трижды демократическое - сознание человека

не освободится от духа авторитаризма, алчности,

зависти и подхалимства. Свободное бытие определит

свободное сознание. Психология человека изменится в

корне. Внешнее давление свободы наполнит индивида

свободой внутренней. Необходимое тождество будет

достигнуто. Бакунин вообще устраняет власть из

своей модели; место ее занимает транстенденция

свободы. Свобода выступает здесь в качестве

метафизической абстракции, что делает модель

Бакунина схематичной.

Взгляды, теорию Бакунина можно использовать в

таких темах как 1)Свобода человека

2)Мораль

3)Анархизм

4)Человек

5)Гос-во

6)Гос. управление

7) Общество

Кропоткин Пётр Алексеевич (1842-1921) - князь,

революционер, один из теоретиков анархизма,

социолог, учёный-географ и геолог. В революционном

движении с 1872. Член "Большого общества

пропаганды", вёл пропаганду среди петербургских

рабочих. В 1874 арестован, заключён в

Петропавловскую крепость. В 1876 бежал и

эмигрировал за границу. Жил в Лондоне и Швейцарии .

Разделяя основные принципы родоначальников

анархизма, он, в отличие от П.Ж.Прудона, был

сторонником социальной революции, в которой видел

не стихийный бунт (как считал М.А.Бакунин), а

сознательное действие народа, оплодотворенное

революционной мыслью. Кропоткин различал в обществе

два враждебных начала: “народное” и

“начальническое”, борьба между которыми составляет

содержание исторического процесса. Поступательное

развитие общества, по мнению Кропоткина,

осуществляется в форме чередования революционных

скачков и эволюционных процессов. Главным

содержанием будущей социальной революции Кропоткин

считал революционное творчество масс, а будущее

общество представлялось ему союзом вольных общин,

объединенных свободным договором. По мысли

Кропоткина, первоочередные задачи социальной

революции составляют: экспроприация всего, что

служит или может служить эксплуатации (в т.ч. и

предметов потребления), установление прямого обмена

городских товаров на сельскохозяйственные продукты,

интеграция труда (обработка земли не только

сельскими жителями, но и городскими, соединение

интеллигентного и физического труда), сочетание

умственного образования с физическим трудом. Анархо-

коммунистическая утопия Кропоткина выражала

интересы мелкого производителя. Анархическая

доктрина Кропоткина непосредственно связана с его

естественнонаучными представлениями. В области

биологии его идеи о взаимопомощи как факторе

эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы

представляли собой развитие одного из важных

направлений дарвинизма. Установив, что все

биологические формы жизни зиждутся на взаимной

помощи и поддержке, Кропоткин перенес это положение

и на общественную жизнь. Наряду с этим Кропоткин

признавал, что как биологическая, так и социальная

жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная

борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она,

уничтожая старые формы, помогает возникновению

новых, основанных на принципах свободы,

справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба

трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению

Кропоткина, не должна превращаться в борьбу за

власть, которая якобы неизбежно вырождается в

произвол и деспотизм. Сформулированный Кропоткиным

закон взаимной помощи и солидарности лег в основу

его этического учения. Основы человеческой

нравственности он видел в солидарности и

самопожертвовании, а истоки их – в инстинкте

взаимопомощи, который человек перенял из мира

животных. В противовес анархическому

индивидуализму, Кропоткин стремился построить

реалистическую этику (“физику нравов”).

В 1900-09 гг. Кропоткин входил в заграничные

организации русских анархистов, участвовал в

издании пропагандистских брошюр для России,

сотрудничал в анархистских изданиях “Хлеб и воля”

(1903-06, 1909 гг.). В годы революции 1905-07 гг.

выступал в ее поддержку, против карательной

политики царизма. В 1907 в числе немногих русских

эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда

РСДРП. В историческом исследовании “Великая

французская революция 1789-1793” (1909, русский

перевод 1914), явившемся итогом 25-летней работы и

получившем впоследствии высокую оценку В.И.Ленина,

Кропоткин первым показал роль парижских секций и

крестьянского движения в революции. В годы 1-й

мировой войны 1914-18 Кропоткин занимал

оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В

июне 1917 г. возвратился в Россию, в августе

выступил на Государственном совещании в Москве с

призывом к “социальному миру”.

Взгляды Кропоткина можно использовать в таких

темах как

1) Анархизм

2) Гос-во

3) Частная собственность

5.Религиозная философия

ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович (1821 — 1881)-

русский писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40-

х гг. литературный путь в русле “натуральной

школы” как преемник Гоголя и поклонник Белинского,

Достоевский в то же время впитал в себя

философскую масштабность романтизма и нашёл

жизненное приложение обоим импульсам — социальному

критицизму и максималистскому порыву — в

деятельности радикально настроенного кружка

петрашевцев, приверженцев утопического социализма

Фурье.

После ареста в 1849, познав “опыт конца” во время

инсценировки смертной казни, столкнувшись на

каторге с иррациональной стихией преступного мира

и ближе познакомившись с народно-религиозным

сознанием, Достоевский на исходе 50-х гг. испытал,

по его собственным словам, “перерождение

убеждений”: по-прежнему остро воспринимая разлад в

социальном и духовном бытии человека, не

отказываясь от мечты о более гармоничном и

счастливом жизнеустройстве, он видит теперь

отправной пункт не во внешнем преобразовании

социальной среды, а прежде всего во внутреннем

преображении личности. В 60-х гг., вернувшись в

столицу и окунувшись, в атмосферу пореформенной

идеологической полемики, Достоевский вместе с

братом Михаилом в журнале “Время”, а затем “Эпоха”

развёртывает программу почвенничества, которое

первоначально мыслилось как самостоят, позиция,

сочетающая некоторые тенденции “Современника” и, с

другой стороны, консервативной публицистики. Это

была попытка примирить народ и интеллигенцию,

религиозную традицию и новоевропейскую

образованность, славянофильские и западнические

начала, “петербургский” и допетровский периоды

русской истории во имя нравственного оздоровления

и консолидации русского общества на путях реформ.

Тогда же Достоевский-художник ставит вопрос об

антропологич. корнях социального зла, о

самоценности личностной свободы и, с другой

стороны, о необходимости этического фундамента,

без которого эта свобода вырождается в

разрушительный и асоциальный произвол. В “Записках

из подполья” (1864) Достоевский развивает эту

аргументацию в полемике с детерминизмом

революционных демократов, становясь с этого

момента прямым идейным антагонистом Чернышевского,

а в первом своём философско-идеологическом романе

“Преступление и наказание” (1866), как бы

предугадывая имморализм ницшеанского

“сверхчеловека”, показывает внутреннюю

неустранимость этического начала, столь же

неотъемлемого от человеческой личности, как и

свобода воли. Здесь уже вырисовывается основной

круг духовных и умственных интересов Достоевский:

“тайна человека”, загадка красоты, смысл истории и

связующий их религиозно - нравственный идеал.

В последующих больших романах конца 60-х — 1-й

половине 70-х гг. (“Идиот”, “Бесы”, “Подросток”)

деморализующая социальная атмосфера, которую

Достоевский определил для себя как вторжение

“золотого мешка” в жизненный уклад и — на другом

полюсе — как нигилистический подрыв основ

человеческого общежития, понуждает его выяснять

путём “жестокого” эксперимента над героями те

трагические пределы, за которыми утрачивается

человечность и зло уже оказывается необратимым. Он

выводит деструктивное начало в человеке, имеющее

последствием убийство и самоистребление, так же

как социальную страсть к анархии и насилию, из

феномена “метафизического сиротства” личности

посреди современной европейской разобщённой

цивилизации, лишённой корней “в мирах иных”. В

поисках спасительного средства Достоевский

обращается к идеалу “положительно прекрасного

человека”, пытающегося личным примером перестроить

отношения между людьми и возлагает всё большие

надежды на русский народ в целом как на

мессианского носителя высшей духовной истины,

которая утрачена Западом. На этих позициях

позднего славянофильства, развиваемых во 2-й

половине 70-х годов, преим. в публицистич.

“Дневнике писателя”, и в значительной мере

отличных от почвенничества 60-х гг., Достоевский

отдаёт дань националистическим настроениям, даже с

расчётом на принудит. гос. мощь. При этом он

вступает в противоречие со своей утопией

перерождения государства в свободную общность в

лоне и по типу церкви. В итоговых размышлениях

(роман “Братья Карамазовы”) Достоевский с полной

ясностью противополагает не только богоборческому

бунту но и любому насильственному устроению

человечества, хотя бы именем бога, путь

добровольного служения людям, вдохновляемого

идеальным образом “земного рая”, а высшее

национальное призвание России видит в христианском

бескорыстном примирении народов. Этот свой

общественный идеал Достоевский называет “русским

социализмом”, выдвигая его в противовес

радикальным доктринам атеистического социализма,

памфлетно изображенного в “Бecaх” в виде разрушит,

политического заговора.

В рамках собственно философской традиции

Достоевский — мыслитель экзистенциального склада,

в эпоху “неверия и сомнения” заново решающий

“последние вопросы”, развивающий своеобразную

диалектику “идеи” и “живой жизни”. В центре его

картины мира находится человек, ощущающий

непреложность своею “Я есмь” перед лицом всей

Вселенной, именно с этой точки зрения Достоевский

развивает критику рационалистических и

позитивистских точений мысли. Вместе с тем

Достоевский обосновывает личность через избираемую

ею идею, принадлежащую надэмпирическому миру и

таким образом создает идееносного героя, по ходу

романического сюжета сполна выявляющею жизнь и

потенцию идеи как бытийной силы. На трактовке

“идеи” у Достоевского отразилась гегельянская

атмосфера России 40-х годов , однако это понятие

имеет у него и более глубокий, платонический

корень. Онтологическая мощь идеи проявляется также

в ходе истории: “В конце концов, торжествуют не

миллионы людей, не материальные силы ... , не

деньги, не меч, не могущество, а незаметная

вначале мысль и часто какого-нибудь по-видимому

ничтожнейшего из людей” (“Дневник писателя”,

1876). “Горним жительством” человека (“Братья

Карамазовы”) определяется и художественный принцип

писателя — “реализм в высшем смысле” за ближайшими

факторами -уклада и среды постичь последнюю правду

о движущих силах человеческой личности.

Достоевский как мыслитель и художник наложил

печать на идейное развитие конца XIX—XX вв. В

России он вместе с Вл. Соловьевым дал толчок

религиозно-философскому движению начала XX в. (Д.

С. Мережковский, Л. Шестов, Вяч. Иванов, Н. А.

Бердяев, С. Н. Булгаков и др.). На Западе идеи

Достоевского послужили одним из источников

экзистенциализма, односторонне истолковавшего его

концепцию человеческой свободы в духе моральной

безосновности.

Философию Достоевского

использовать в таких темах как

1)Личность

2)Религиозная философия

3)

СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич(1853-1900) -

религиозный философ, поэт, публицист и критик. В

своих произведениях пытался соединить православную

религию и позитивистскую методологию. Оказал

большое влияние на русский символизм.

Соловьёв рассматривает развитие

человеческого общества с позиции принципа

всеединства. Всеединство представляет собой

интуитивно-символический комплекс, выразить

который в рациональных понятиях довольно сложно,

хотя в смысловом отношении он достаточно близок

понятию «соборность».

Центральная идея историософии Соловьёва-«взаимная

необходимость» христианского Востока и Запада как

условие и этап всемирно-исторической перспективы

человечества, завершающего себя в

Богочеловечестве(«вселенской культуры») является

главной задачей «христианской политики».

Реальное решение этой задачи разработано

Соловьёвым в концепции теократической

государственности, в создании государства на

религиозной основе, которое способно гармонически

соединить три разорванных в реальной истории сферы

деятельности: духовную, государственную и

пророческую. Свободная вселенская теократия

совпадает с русской национальной идеей, в силу

чего именно Россия должна стать теократической

империей будущего. Богочеловечество представляет

собой процесс длительного восхождения

(«воплощения») человека к своей сущности.

«Воплощение», таким образом,есть не единичный факт

явления Богочеловека Иисуса, а постоянный процесс

и общий «метод» спасения человечества и

одухотворения мира. Поднимаясь к Богочеловечеству,

люди вместе с собой поднимают и природу, которая

в конце концов обратится в светлую телесность

царства очищенных духов. Но процесс этот длителен.

Очищение и возрождение мира должно быть только

проявлением свободной воли Запада и Востока.

Поэтому основная задача христианства заключается в

примирении Запада и Востока. Симптомом

«упразднения…многовекового раздора между Западом и

Востоком» является «упразднение спора между

славянофилами и западниками в русской культуре.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.