![]() |
|
|
РуссоРуссосмотреть на рефераты похожие на "Руссо" СОДЕРЖАНИЕ. 1. Обзор эпохи Просвещения. 2. Мировоззренческая позиция Руссо. 3. Идейные предшественники. 4. Идеи нравственности и «естественного состояния» в творчестве Руссо. 5. Социально- политическая философия. 6. Педагогические воззрения Руссо. 7. Религиозное мировоззрение. 8. Идеи чувственности и добродетели в творчестве Руссо. 9. Заключение. 10. Список литературы. [pic] Жан Жак Руссо (1712-1778) 1.ОБЗОР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология
получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно- демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась "деистская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную религию" в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев). Другая историческая форма философии Просвещения - материализм XVIII
века - формировалась путем философской критики теоретических основ деизма
на базе материалистического естествознания. В решении основного вопроса
философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, В соответствии с разделением философских взглядов сформировалось два Деятели второго этапа французских просветителей - Дидро, Гельвеций, Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого
смысла. С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей
подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные
учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об "общем благе". Некоторые из просветителей возлагали надежды на "просвещенного монарха", рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимых реформ, - так возникла идея повещенного абсолютизма. Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для просветителей и
история, которую они рассматривали как «школу морали и политики». Для
просветительских взглядов на историю наиболее характерно следующее:
изгнание теологии из объяснения исторического процесса, резко отрицательное
отношение к средним векам, преклонение перед античностью, вера в прогресс,
признание закономерного характера развития, подчиненного определенным В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в
великую преобразующую силу разума находилось и их особое понимание проблем
воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки средневековой
системы воспитания, но и внесли новые принципы в педагогическую науку Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ идеи эмансипации личности, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции, получили развитие и иные принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности. Благо государства, республики ставится выше блага отдельного человека. Идеология Просвещения находила выражение и в разных художественных
направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском
классицизме, просветительском реализме, сентиментализме. Для писателей
эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни,
превратить ее в действенный фактор, преобразующий общественные права. Яркие образы художественной просветительской литературы дали Вольтер, Основными направлениями в изобразительном искусстве этой эпохи были классицизм, обретший отчетливо просветительский оттенок в творчестве архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида во Франции, и просветительский реализм, распространившийся преимущественно в живописи и графике У.Хогарта в Англии, Д.Н.Ходовецкого в Германии и др. Идеи просвещения оказали существенное влияние и на музыку, особенно во Общественно-политические, этические и эстетические идеи просветителей
явились духовной основой формирования Венской классической школы, ярко
проявившись в творчестве ее крупнейших представителей - Й.Гайдна, 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ Ж.-Ж.РУССО. Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем
явлениям французкой культуры XVIII века, которые оказали наиболее
длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он
принадлежит к кругу людей, которые во Франции «просвещали головы для
приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе, Большинство французских просветителей XVIII века, ведя непримиримую борьбу против господствующей системы идей феодальной церкви, против политической структуры, пренебрежительно относились к народу, к его духовным запросам, вкусам, потребностям, к его слабостям. Просветители вели свою пропаганду в парижских салонах и кружках, близких ко двору и связанных множеством нитей с дворянством, со знатью. Борясь против существующего порядка, литераторы того времени находятся во власти ряда предрассудков знатного круга. Например, в эстетических статьях «Энциклопедии» третировались фольклор, искусство народной драмы, зачатки реалистической прозы. Вольтер презирал «чернь» и особенно боялся пробуждения в ней политического самосознания. «Меня особенно возмущает, - писал Руссо, - презрение, с каким Вольтер при каждой возможности говорит против бедных». В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейт-мотива: культ личности, чувствительность, культ природы и ощущение социальной несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется и философское мировоззрение Руссо, и его непосредственное жизнеощущение, и все его художественное творчество. Сознание Руссо формировалось в крайне противоречивых условиях. В своих писаниях Руссо проявлял не только крепкую логику аргументации Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы. Прежде чем перейти к характеристике взглядов Ж.-Ж.Руссо, необходимо упомянуть о его предшественниках, оказавших сильное влияние на формирование и развитие философских взглядов мыслителя. 3. ИДЕЙНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ. К числу ближайших предшественников Руссо в области общественно-
политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583-1645), Томаса Гоббса Кратко рассмотрим суть учений каждого из мыслителей. Гуго Гроций, крупнейший ирландский ученый-юрист, в 1625 году выпустил
в свет свое главное сочинение – «О праве войны и мира», в котором
утверждал, что в условиях первобытных отношений стихийно господствовало
естественное право, коренящееся в самой природе человека, и, что нормы его
неизменны и вечны. Затем главную роль в этих отношениях, по мнению Гроция,
стала играть абсолютная верховная власть, возникшая якобы в результате
добровольного отказа людей от своей естественной первобытной свободы. Соглашаясь с некоторыми выводами Гроция, Руссо вместе с тем подвергал критическому разбору его учение о происхождении верховной власти, подчеркивая враждебность этого учения интересам народа. В «Общественном договоре» Руссо довольно часто упоминает о
политическом учении Т.Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократические
тенденции во взглядах Гоббса, его «презрение к свободе и равенству». Но это
не мешало ему видеть сильные стороны учения английского философа-
материалиста, а именно его антифеодальные взгляды на церковную гегемонию. В «Общественном договоре» и других сочинениях Руссо часто встречаются
ссылки и на другого английского философа-материалиста – Джона Локка. Большое влияние на Руссо оказал выдающийся французский социолог Ш.- 4. ИДЕИ НРАВСТВЕННОСТИ И «ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССО. Мысль о возврате к природе, отрицание современной цивилизации, пропаганда «естественного человека» и «естественной свободы» были сформированы в «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) в ответе на вопрос Дижонской Академии «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» Руссо замечает, что жизнь человека в этом «лучшем из миров» не
соответствует его подлинной сущности, что человек не таков, каким он должен
быть согласно своей истинной природе, но и представляется не тем, что он
есть на самом деле «люди не решаются показаться тем, что они есть», «стало
выгоднее притворяться не таким, каков ты есть на самом деле.» Человек
придает значение тому, как на него смотрит остальной мир, он уже не
решается спросить у себя, что он собой представляет, но вопрошает у других Руссо красноречиво показывает общественное лицемерие, испорченность
нравов, власть моды и этикета, убивающих человеческую личность, потому что Наблюдая успехи наук и искусств на примере египтян, греков, римлян, византийцев, Руссо делает вывод, что всюду, где произошло их возрождение, нравы испортились и пали «Ежедневные приливы и отливы вод в Океане не более связаны с движением планеты, что светит нам по ночам, чем судьба нравов и честности с успехами наук и искусств. Люди видели, что добродетель исчезла по мере того, как их сияние поднималось все выше над нашим горизонтом …» При этом Руссо не отрицает прогресса в развитии самой культуры, он только не согласен с тем, что этот процесс был одновременно прогрессом нравственного и гражданского развития. «У нас есть, - говорит Руссо, - физики, геометры, химики, астрономы, поэты, музыканты, художники, но у нас нет более граждан…» Науки и искусства прививают юным гражданам порочные привычки, испорченную мораль. Общество поощряет таланты и не обращает внимание на добродетель. Утопая в неге и роскоши, они с презрением смотрят на низшие, трудящиеся классы населения и покровительствуют бездельникам, общественным паразитам, лгунам и безнравственным людям, к числу которых принадлежит большинство ученых и писателей. «Не Науку я оскорбляю, а Добродетель защищаю я перед людьми добродетельными. Честность для людей порядочных еще дороже, чем ученость для ученых»,- писал Руссо. Ни современная наука, ни современное искусство не служат общественным целям. «Лишите наших ученых удовольствия рассуждать перед слушателями, и науки перестанут их привлекать, - восклицал Руссо, - Они копят знания у себя в кабинете с единственной целью – расточать их перед публикой; одного они жаждут – прослыть мудрецами, конечно, не стремились бы к знаниям, если б лишились почитателей.» Истинные великие деятели науки и искусства не получают настоящей поддержки и поощрения. Паразитическое состояние культуры лишает ее в настоящее время оздоровления. «Редко бывает, чтобы роскоши не сопутствовали науки и искусства, последние же никогда не обходятся без нее». Эти мысли содержат в общих чертах всю идеологию руссоизма, в дальнейшем они подвергались разработке и еще большему заострению. Призыв Руссо к восстановлению нравственного достоинства человека не
встретил сочувственного отклика в современной ему философии. Руссо задался
вопросом, способна ли вообще философия открыть нравственную истину при
помощи отвлеченного рассуждения. Он предлагает отличать способность Если бы знание было возможно только посредством рассуждения, оно было бы попросту недостижимо. «Рассудок действует на нас лишь посредством чувств, а чувства даны нам для нашего самосохранения, не для знания, для которого они сообщают слишком мало материалов… Мы не знаем ни духа, ни материи… Физическое нам не менее темно, чем метафизическое и нравственное». Разум только содействует обнаружению нравственности. Подлинный
источник нравственности в нас самих, она – внутреннее восприятие добра и
зла, непосредственное постижение его нашей совестью. «Совесть, - восклицает В 1754 г. Дижонская Академия объявила конкурс на тему: «Каково происхождение неравенства среди людей и оправдывается ли оно законами природы?» Руссо ответил на вопрос своим «Рассуждением о происхождении и основаниях неравенства людей», в котором перешел к конкретным общественно- политическим формулировкам. «Нам предстоит указать пояснял Руссо, - тот момент движения событий, когда право сменилось насилием и природа оказалась подчиненной закону, и объяснить, какое сцепление чудес привело к тому, что сильный согласился служить слабому, а народы – купить воображаемое спокойствие ценой действительного счастья.» « На выводы тех исследований, к которым может дать повод наш предмет следует смотреть не как на исторические истины, а лишь как на гипотезы, более способные пролить некоторый свет на природу явлений, чем установить их происхождение…» Руссо вводит понятие о первоначальном «естественном состоянии», предназначенном для выяснения характера современных общественных отношений. Гипотезу «естественного состояния» развивали в XVII веке Томас Гоббс и
вслед за ним Спиноза. Согласно взгляду Гоббса, повторенному Спинозой, в Исходная точка зрения Руссо совершенно иная. Неравенство в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |