![]() |
|
|
Руссоp> Изобретение оружия и примитивных земледельческих орудий, открытие полезных свойств огня и т.д. уже вносят в однородную среду известное расслоение и порождают неравенство. Идея собственности исподволь созревала, но чтобы сформулировать ее «нужно было далеко уйти по пути прогресса, приобрести множество технических навыков и знаний, передавать и умножать их из века в век…» Переворот заключался не только в технических изобретениях, он сказался и на отношениях между людьми: «образовывались и обособились семьи; появились зачатки собственности, а вместе с этим уже возникли, может быть, столкновения и раздоры». Руссо примыкает к «трудовой» теории собственности, заявляя, что Неравенство окончательно утверждается с того момента, когда появляется частная земельная собственность. Ее появление Руссо описывает в начале второй части «Рассуждения…» «Первый, кто огородил клочок земли, осмелился сказать: «эта земля принадлежит мне», и нашел людей, который были настолько простодушны, чтобы поверить этому, был истинным основателем гражданского общества. Сколько преступлений, сколько войн, сколько бедствий и ужасов отвратил бы от человеческого рода тот, кто, вырвав столбы или, засыпав рвы, служившие границами, воскликнул бы, обращаясь к людям: «Берегитесь слушать этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плод принадлежит всем, а земля – никому!» С самого своего возникновения, собственность стала орудием и средством угнетения подпавших под власть собственников масс. Бедствиями и страданиями масс своекорыстно воспользовались богатые. Неравенство, раз возникнув, преобразовало жизнь общества, в направлении, которое сделало возможным возникновение государства и государственной власти. Начальным пунктом этого процесса было возникновение законов и права собственности, вторым – установление «магистратуры», т.е. власти, а третьим и последним – изменение правомерной власти во власть, основанную на произволе. Первая эпоха узаконила различие между богатыми и бедными, вторая – различие между сильными и слабыми, третья – различие между рабом и господином. О том, с какой яростью встретила общественная мысль, выражавшая
мировоззрения состоятельных буржуа, выпад Руссо против «естественности» и Заканчивается трактат о происхождении неравенства ссылкой на безусловный и непререкаемый авторитет «естественного права». Как бы ни определялось это право, оно, заключает Руссо, «не может допустить, чтобы дитя властвовало над старцем, чтобы глупец руководил мудрецом и чтобы горсть людей утопала в роскоши, тогда, как огромное большинство народа нуждается в самом необходимом». В этих трактатах выразилась противоречивость позиции Руссо. Во-первых,
он не надеется изменить миропорядок, а потому счастье – позади, к нему не
возможно вернуться. В письме к польскому королю Станиславу Руссо разъяснял,
что возвращение к исходному этапу «естественного состояния» неосуществимо. Во-вторых, причину всех бед Руссо видит в частной собственности, но уже в «Политической экономии» он пишет: «Право собственности – самое священное из прав граждан и даже более важное в некоторых отношениях, чем свобода…Собственность – это истинное основание гражданского общества и истинная порука в обязательствах граждан», опровергая тем самым свои ранние суждения. Рассмотрим, какие доводы заставили Руссо изменить свою точку зрения. 5. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Мысль, что государство возникает на добровольном союзе, отмеченная в Ж.-Ж.Руссо выступил для своего времени с радикальной политической
программой, лейтмотивом которой была идея демократической организации
государственной жизни посредством «общественного договора», утверждающего Переход от «естественного состояния» к гражданскому изменяет человека;
но при этом награждает его многими преимуществами: а, именно, создает из И в связи с этим нужно отметить, что Руссо делает теперь ударение на Любое правление, которое следует общей воле, должно быть основано на законах. «Общественным соглашением, - пишет Руссо, - мы дали Политическому организму существование и жизнь; речь идет о том, чтобы при помощи законодательства сообщить ему движение и наделить волей». По мнению Руссо, суверенитет неотчуждаем, един и неделим. Исходя из
этого, он критикует идею разделения властей Монтескье, а также тех
политиков, которые «разделяют суверенитет в его проявлениях». Они, как
отмечает Руссо, разделяют его на силу и на волю, на власть законодательную
и на власть исполнительную; на право облагать налогами, отправлять
правосудие, вести войну, на управление внутренними делами и на полномочия
вести внешние сношения; они то смешивают все эти части, то отделяют их друг
от друга; они делают из суверена какое-то фантастическое существо,
сложенное из частей, взятых с разных мест. С точки зрения Руссо, те права,
которые нередко принимают за части суверена, на самом деле все ему
подчинены и всегда предполагают наличие единой высшей воли, гегемонию
верховной власти, которую нельзя разделить, не уничтожив. «Если вся власть
оказывается в руках одного человека, - пишет Руссо, - тогда частная воля и
воля корпоративная полностью соединены и, следовательно, последняя
достигает той наивысшей степени силы, какую она только может иметь… В идее Монтескье о взаимном сдерживании обособленных и противопоставленных друг другу властей Руссо видел нежелательные крайности, которые ведут к их враждебным отношениям, дают силу частным влияниям или ведут даже к раздроблению государства. Отвергая идею разделения властей в трактовке Монтескье, автор «Общественного договора» вместе с тем признает необходимость разделения государственных функций и разграничения органов, представляющих в пределах своей компетенции государственную власть. Руссо видит принципиальное различие между законодательной и исполнительной властью. Законодательная власть у него тесно связана с суверенитетом. Это –
воля всего суверенного народа и потому должна регулировать вопросы общего
характера, касающиеся всех. Народ, повинующийся законом становиться их
творцом. Но «как может слепая толпа, которая часто не знает, чего она
хочет, ибо редко знает, что ей на пользу, сама совершить столь великое и
столь трудное дело, как создание системы законов?» Для того, чтобы законы
согласовывали в себе волю и разум, были мудрыми, нужен «поводырь», т.е.
законодатель, являющийся лишь агентом воли и придающий ей законченную
юридическую силу. «Законодатель – во всех отношениях человек необыкновенный
в государстве… Это – не магистратура; это не – суверенитет… Это – должность
особая и высшая, не имеющая ничего общего с властью человеческой. Ибо если
тот, кто повелевает людьми, не должен властвовать над законами, то и тот,
кто властвует над законами, также не должен повиливать людьми. Иначе его
законы орудия его страстей, часто лишь увеличивали бы совершенные им
несправедливости; он никогда не мог бы избежать того, чтобы частные
интересы не искажали святости его сознания». Руссо признает, что тот, кто
формулирует закон, знает лучше всех, как этот закон должен приводиться в
исполнение и истолковываться. Казалось бы, поэтому не может быть лучшего
государственного устройства, чем то, в котором власть исполнительная
соединена с законодательной. Тем не менее, автор делает вывод, что во
избежания влияния частных интересов на общественные дела необходимо, чтобы
превращением закона, как общего правила, в акты индивидуального характера
занималась особая правительственная (или исполнительная) власть. Отсюда видно, что, проводя различие между законодательной и
исполнительной властью, Руссо ни в коем случае не допускает независимость
правительства от народа-законодателя. Что касается судебной власти, то Руссо исходит из того, что равновесие сфер власти в государстве, их согласованная деятельность должны обеспечиваться не обособлением или противопоставлением их друг другу, не с помощью взаимных сдержек и противовесов, как это предлагал Монтескье, а благодаря преобладанию верховной законодательной власти, воплощающей суверенитет народа. Любая власть, любая система законов должна обеспечивать гражданам
максимум свободы и равноправия. «К свободе, – поскольку всякая зависимость
от частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к равенству,
потому что свобода не может существовать без него». Руссо не настаивает на
той или иной форме государственного правления. Он считает, например:
республиканско-демократическое устройство годным исключительно для
маленьких национальных территорий, вроде его родной Женевы; для средних по
величине государств он предпочитает аристократическую республику, а для
государств больших и могущественных – монархию. Во всех этих случаях для Всем господствующим классам Руссо противоставляет как лучший и
достойнейший класс общества – класс крестьянства. В земледелии он видит Правительство, какое бы оно ни было по своей форме – демократическое,
аристократическое или монархическое должно находиться под постоянным и
непрестанным надзором народа. Всякое правительство временно и может быть
отменено народом, поручения которого оно выполняет. «…Блюстители
исполнительной власти, - говорит Руссо, - отнюдь не господа народа, а его
чиновники; что он может их назначать и смещать, когда это ему угодно, что
для них речь идет …о том, чтобы повиноваться; и что, беря на себя
должностные обязанности, которые Государство возлагает на них, они лишь
исполняют свой долг гражданина, не имея никоим образом права обсуждать
условия.» Чтобы предотвратить возможность захвата правительством верховной
власти Руссо рекомендует часто созывать народные собрания и ставить перед
ними вопрос: желает ли народ сохранить данную форму правления и данных лиц,
стоящих во главе государства, народ может в любой момент отменить даже
самый договор, на котором основано государство: «не существует в Но, обладая суверенными правами в государстве, народ, со своей стороны обязуется уважать принадлежащие ему права и, вместе с тем, быть преданным известным установленным принципам религии, морали и быта; сомнения в этих принципах или нарушение их является преступлением против общественного блага. Те из граждан, которые отказываются повиноваться общей воле и не исполняют своих гражданских обязанностей, могут и должны принуждаться обществом к повиновению. Общество «принуждает их быть свободными», хотя бы при помощи смертной казни. А отсюда появляется еще один довод в пользу собственности: только имущество дает надежное поручительство в выполнении гражданами их обязательств по общественному договору, т.е. в выполнении ими законов. Необходимо отметить, что Руссо придавал большое значение размерам государства и численности населения. Он считал, что малое государство относительно сильнее большого, так как при больших расстояниях управление становиться затруднительным и обременительным из-за увеличения ступеней власти; одни и те же законы не могут быть одинаково пригодными для его различных частей, например, из-за совершенно противоположных климатических условий. «Народ уже в меньшей мере, - далее пояснял Руссо, - сможет испытывать привязанность к своим правителям, которых он никогда не видит, к отечеству, которое в его глазах столь же необъятно, как весь мир, и к согражданам своим, большинство из которых для него чужие люди.» Соотношение между размерами государства и численностью должно быть
таким, чтобы земли было достаточно для пропитания жителей, а их столько,
сколько земля может прокормить. «Ибо если земли слишком много, то охрана ее
тягостна, обработка – недостаточна, продуктов избыток; в этом причина
будущих оборонительных войн. Если же земли недостаточно, то Государство,
дабы сие восполнить, оказывается в полнейшей зависимости от своих соседей;
в этом – причина будущих наступательных войн. Всякий народ, который по
своему положению может выбирать лишь между торговлей и войною, сам по себе Общественно-политическая концепция Руссо, изложенная им в Однако в то же время Руссо является первым критиком буржуазно-
парламентского государства с его представительным строем. Он видит в
народных представителях конституционных государств возможных узурпаторов
народной воли, мешающих осуществлению последовательной демократии, т.е.
непосредственного народоправства. Справедливо было замечено, что теория
государства у Руссо, по существу, является теорией революции. И,
действительно, «Общественный договор» имел огромное революционизирующие
значение и остался едва ли не самым крупным памятником политической мысли
французской буржуазии на путях ее к революции и к якобинской диктатуре 1793- Таким образом, «Общественный договор» явился наиболее полным
изложением социально-политической и государственно-правовой доктрины Руссо. 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССО. Опубликованный вслед за «Общественным договором» роман-трактат «Эмиль» В «Эмиле» описана теория «естественного воспитания ребенка», применение которой могло бы «лабораторным путем» создать тип идеального человека, предохранить от развратного влияния ложной цивилизации, сохранить естественность и чистоту человеческих чувств. Руссо сам понимает утопичность подобного рода эксперимента. Более того, он пользуется этой утопичностью, разрабатывая программу своего педагогического идеала, с тем, чтобы сама картина была наиболее действенным средством пропаганды против устройства существующих приемов обучения. «Ваши дети, - восклицал Руссо, - не знают своего родного языка, зато они учатся говорить на языках, которые нигде не употребляются; они учатся слогать стихи, которые они сами едва могут понимать…» В «естественном» воспитании за исходную предпосылку берется теория,
основное положение которой сформулировано в начале «Эмиля» в замечательных
словах: «Все прекрасно, когда оно выходит из рук Творца; все портится в
руках человека». Поскольку природа хороша, а общество дурно, то основной
задачей воспитания является полная изоляция воспитанника от окружающей
среды и предоставление его благотворному влиянию природы. Эмиль растет, не
стесняемый никакими искусственными правилами ложной цивилизации, растет в
блаженном неведении ее соблазнов, ее морали и ее житейских правил. Изгнано
даже чтение, этот «бич детского возраста», в частности чтение басен Задачей воспитателя является сохранить в неприкосновенности
естественные чувства добродетельного по своей природе питомца и в то же
время помочь процессу его естественного, непринужденного саморазвития. Это
осуществляется путем ряда педагогических приемов и наставлений, в
результате которых ребенок сам приходит к ряду здоровых, простых и
естественных умозаключений по основным вопросам морали. Одновременно с этим
осуществляется и рациональный курс физического воспитания, в свою очередь
имеющего целью помочь юному организму наиболее полно развить заложенные в
нем самом природой основы здоровья и нормального, естественного
функционирования всех органов тела. . «Великий секрет воспитания, - писал Когда Эмилю исполняется шестнадцать лет, его наставник начинает
заботиться о воспитании его чувствительности. Он прививает ему чувства
сострадания, мягкосердечия и человеколюбия. Тут он посвящает Эмиля в основы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |