![]() |
|
|
Руссоp> Несмотря на всю утопичность предлагаемого Руссо воспитательного метода, «Эмиль» оказал огромное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогики не только своими отдельными, очень ценными педагогическими идеями и наблюдениями, но и общим своим направлением, в основу которого положено внимание к личности ребенка, преобладание моментов воспитания личности над моментами обучения (в смысле простого усвоения знаний) и т.д.В этом отношении последующая педагогика в значительной степени обязана Руссо рядом своих достижений, включая метод трудового воспитания, систему наглядного и предметного обучения и т.п. По мысли Руссо, его Эмиль должен стать, прежде всего, добродетельным человеком. Понятие добродетели у Руссо основывается на принципах следования предначертаниям мудрой природы, свободы от лжи цивилизации, честности и прямодушия, свойственным доблестным героям Плутарха, книга которого была, начиная с детских лет, любимым чтением Руссо. Наконец, в понятие добродетели входит, по мнению Руссо, также религиозное чувство. Руссо не мыслит добродетели вне религии. В этом он резко расходится с атеистическими тенденциями своего времени. Он стоит на позициях деизма, отличающегося от деизма Вольтера своим демократическим характером и вырастающего в значительной мере из идеализации народа его благостной веры в справедливого бога. Руссо хочет построить идеальную религию, отвечающую требованиям природы и естественных человеческих чувств. Гете видел в «Эмиле» «естественное евангелие воспитания». И.Г.Гердер утверждал, что за целое столетие ни одна книга не наделала столько шума, не получила такой огласки. Ею зачитывались и молодые люди, и зрелые философы, как Кант, и деятели французской революции, как М.Робеспьер, у которого она всегда лежала на письменном столе. Прочитав «Эмиля», Кант высказал надежду в самом скором времени увидеть вокруг себя совсем иных людей, чем прежние, если только получит всеобщее преобладание метод воспитания, который Руссо мудро вывел из самой природы. В идеале школы, указанном Руссо, Гердер видел образец всему человечеству, современному и будущему. Единство философских воззрений и художественных взглядов Руссо
отчетливо обнаруживается в его знаменитом «Письме к Даламберу о театральных
представлениях» (1758). Здесь, возвращаясь к своей обычной антитезе
добродетельной природы и пагубной цивилизации, Руссо продолжает линию,
начатую им в «Рассуждении о науках и искусствах», и дает резкую критику
театра как яркого выражения порчи общественных нравов. Красноречиво и
подробно он развивает мысль о безнравственности самой идеи театра как
подражания жизни и воссоздании в сценических образах ее страстей и пороков. В итоге Руссо приходит к выводу о крайнем вреде, который причиняется
театром, этим наиболее утонченным и изощренным продуктом современной
цивилизации, добрым и здоровым нравам граждан. А так как письмо к Даламберу
было написано в ответ на его статью о Женеве в 7 томе «Энциклопедии», где Опыт массовых любительских женевских увеселений подсказывает Руссо
мысль о том, что в Женеве и в подобных ей добродетельных государствах и
коммунах место театра должны занять народные празднества, посвященные тем
или другим памятным дням из жизни свободного, равноправного и
добродетельного народа. Эту мысль (не отказываясь, впрочем, от театра как
мощного средства политической пропаганды) осуществит впоследствии Было бы неверно, однако, думать, что Руссо восстает против всякого
театра и других видов профессионального искусства вообще. Уже в своем «Письмо к Даламберу» положило конец всяким отношениям Руссо к группе энциклопедистов. Оно содействовало также разрыву его с Вольтером, который энергично пропагандировал театральные начинания на женевской территории, осуществляя их назло кальвинистским властям города. 7. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. В восьмой главе четвертой книги «Общественного договора» Руссо кратко
изложил свое отношение к религии. Он был далек от мнения, что религия – Во-первых, Руссо резко осуждает христианство за связи с существующими политическими организациями. Он часто критиковал христианство и за то, что оно слишком мало ценит земную, гражданскую жизнь и вопреки здравому смыслу занято почти исключительно «небесными помыслами». Во-вторых, в христианских государствах, продолжал Руссо, никогда нельзя с точностью узнать, кому следует повиноваться – светскому повелителю или священнику. И вообще христианская религия учит главным образом повиновению и смирению. Христианин с глубоким безразличием выполняет свой гражданский долг; для него не важно и то, кто и как управляет людьми. Свои религиозные воззрения Руссо с достаточной полнотой изложил в работе «Исповедании веры савойского викария». Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об установленном порядке во Вселенной, Руссо не деист, как Вольтер, он исповедует теизм, т.е. не только признает бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий. Религиозность в понимании Руссо имеет два истока – культ природы и
культ человеческого сердца. В этом заключен принципиальный отказ от
рационалистического подхода к проблеме религии. Руссо имеет в виду
религиозность наивную, внецерковную, тем сам входящую в качестве
необходимейшей части в его целостную философско-моральную систему. Еще в Корни идеи «естественной религии» савойского викария следует искать
отчасти в осмыслении Руссо некоторых догматов кальвинистского вероучения,
отчасти в некоторых сентиментально-мистических религиозных учениях XVII- Руссо пытается построить «идеальную религию». Он принимает веру в некоторое верховное существо, создавшее мир, природу и человека и наделившее человека сердцем и совестью. Религия этого человека должна быть религией сердца и чистой совести. Храмом этой религии является вся природа и сам человек. Этой религии чужды всякие искусственные культовые формы, и она является религией «естественной», свободной и глубоко индивидуальной по характеру чувств верующих. Она не знает никакой догмы и является религией глубоко интимных переживаний совести и «сердечного воображения». Она требует лишь искренности чувств, прямодушия и добрых дел. Вместе с тем , она является мощной силой, противостоящей дурным влияниям искаженной цивилизации. Решая вопрос о природе души, Руссо в духе христианского богословия признавал, что душа бессмертна, что в загробном мире ее ждет другая жизнь и, чтобы заслужить счастливую загробную жизнь, люди должны вести добродетельный и честный образ жизни. Именно этот образ жизни Руссо и возводит в ранг религии: «Вот истинная религия, единственная, не допускающая ни злоупотреблений, ни нечестия, ни фатализма… Пусть себе проповедуют еще более возвышенные религии, - я не признаю никакой другой». Но для истинной религии, считает мыслитель, нет необходимости верить, что человек испорчен от рождения, что на нем якобы лежит проклятие первородного греха. Поэтому человек от природы должен быть добр и совершенен. «Догматы гражданской религии, - писал Руссо, - должны быть просты,
немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев. К догмам «гражданской религии» Руссо сделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает все остальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгу гражданина. Такова, в основном, религиозная программа Руссо, закономерно
дополняющая его морально-философское учение о природе и человеке. Эта
религиозная программа требовала все того же возврата к природе, возрождения
чувства непосредственного, интуитивного ее переживания, растворения себя в
ней и растворения ее в своем собственном существе. Эта программа в
значительной степени стала достоянием французской буржуазной революции. Религиозность воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантанизма к католичеству, то возвращался к отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям. 8. ИДЕИ ЧУВСТВЕННОСТИ И ДОБРОДЕТЕЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССО. Проблема индивидуальности нашла в творчестве Руссо свое крайнее
выражение. В понимании и разрешении этой проблемы автор « Юлии или Новой Замысел «Юлии или Новой Элоизы» создавался постепенно. Играл в нем
роль и знаменитый памятник средневековой латинской литературы – «Письма Сюжет «Юлии или Новой Элоизы» сводится к следующему. Благородная
девица Юлия д’Этанж влюбляется в своего учителя Сен-Пре. Отец не желает
брака своей дочери со скромным плебеем. Юлия сначала слушает только голос
своего сердца и отдается Сен-Пре, а затем, повинуясь воле отца, выходит
замуж за равного ей по общественному положению Вольмара и своим
добродетельным поведением в качестве жены и матери стремится искупить
безрассудный порыв своей первой любви. Вольмар посвящен в былые отношения Успех «Юлии или Новой Элоизы» у современников Руссо объяснялся, конечно, не ее сюжетом, не происшествиями в жизни героев. Он таился в обрисовке перипетий их чувств, в пафосе проникающей роман страсти, в тонком анализе всех оттенков сердечных взаимоотношений героев. Отдельные образцы романа воплощают излюбленные мотивы творческой мысли Весь роман в целом представляет собою своеобразную энциклопедию Кругосветной путешествие Сен-Пре и пребывание его на необитаемых островах дает Руссо повод отвлечься от сюжетной линии романа в строну типично-руссоистских восхвалений «естественного состояния» человека и его жизни на лоне природы. В своих чувствительных письмах Юлия и Сен-Пре находят место для подробного обсуждения таких проблем, как право дуэли, предрассудки социального происхождения, моральность театра, самоубийство, воспитание детей, атеизм и т.д. Роман отчетливо распадается на две части. Выход Юлии замуж за Вольмара
развязывают первый сюжетный узел. Автор мог бы здесь поставить точку и не
интересоваться дальше судьбой своих героев. Тогда был бы закончен роман
чувствительной страсти, и читателей трогала бы история неудавшейся любви
новых Абеляра и Элоизы. Однако Руссо завязывает второй сюжетный узел,
обращающийся впоследствии решения Вольмара пригласить Сен_пре к себе в дом. Подобная конструкция «Новой Элоизы» не является случайной. Она обусловлена самим существом руссоизма как литературного явления, сочетавшего в себе стремление к чувствительному живописанию страсти с морально-дидактическим толкованием жизни человеческого сердца. Этот моральный дидактизм определяет целиком всю вторую половину романа, где даже сам уклад жизни Жюли и Вольмара в их даме в Кларане овеян руссоистской идеализацией. Руссоизм, однако, заявляет о себе еще одним повествовательным элементом «Новой Элоизы» – картинами швейцарской природы, имевшими огромный успех у читателей XVIII в. и совершившими полный переворот в искусстве литературного пейзажа. Оживотворенная, насыщенная красками, эмоционально воспринимаемая природа входит в «Новую Элоизу» как один из основных компонентов романа. Драмы сердца и восторги чувств протекают на фоне гармонирующих с ними ландшафтов. Старые пейзажные клише литературы XVII и начала XVIII в. уступают место детальным описаниям природы, которую Руссо очень любил и превосходно знал, предпочитая ее городу и, находя в ней умиротворение для своей души и источник вдохновения для творчества. «Юлия или Новая Элоиза» является едва ли не кульминационным пунктом в
истории европейского романа XVIII в. Многообразные повествовательные
элементы, накапливавшиеся в нем в течение более чем полустолетия, собраны
здесь на новой основе и в новых идейно-художественных целях. Не остался без
влияния на Руссо и любовный французский роман аббата Прево («Манон Леско»). В смысле этой органической «чувствительности» «Новой Элоизы» учеником 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Противопоставив себя коллективной, объединенной общностью основных
установок и основных интересов работе группы просветителей XVIII в.,
воплощений живой, протестующей, разрушающей и созидающей мысли XVIII
столетия. Он сыграл огромную прогрессивную роль в общем идейном движении
своего века. В этом смысле его можно назвать «зеркалом» французской
революции. Он был выразителем тех мыслей и чувств, которые нашли свое
законченное выражение в якобинстве с его плебейскими способами расправы со
старым порядком, с его культом спартанской добродетели, с его Своими трудами он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. и продолжают развиваться до сих пор. Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского Просвещения в разработку и исследование идей социального равенства, народного суверенитета и хотя в своих работах он не находит разрешений многих противоречий, уже то, что он поднимает эти вопросы подчеркивает глубину мысли философа. 10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., Мысль, 1984, 318 с.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |