рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бытие и сознание

характер движения, философский материализм не отвергает существования в

мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм

подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов.

Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в

определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных

условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно

поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент

движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой – это как бы

.движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он

снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором

равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к

определенной точке отсчета. Так, например, можно видеть, что любой возраст

человека, (допустим 18 лет) - это фиксированный момент в его постоянном

изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного

состояния некоторых свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и

19-летием.

Существуют качественно разнообразные формы движения материи. Идея о

формах движения материи и их взаимосвязей выдвинута Энгельсом. В основу

классификации форм движения он положил следующие принципы:

1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем

организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна

соответствовать своя форма движения;

2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма

движения возникает на базе низших форм;

3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим

формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего

времени, Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую

классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и

социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни

организации материи и обнаружила новые формы движения.

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас

неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому

современная классификация форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных

частиц;

гравитационную форму движения;

сильное (ядерное) взаимодействие;

слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и

атомов);

геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах

- материках, слоях земной коры и т. д.):

биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на

клеточном уровне, наследственность и т. д.;

социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои

коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако,

представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из

принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Прежде всего, не утратит своего значения принцип развития

применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет

систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции

материальных систем в направлении от простого к сложному, от низшего к

высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов,

происходящих в человеческом обществе.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить

на 3 блока соответственно. Три важнейших этапа развития материи и три

возникшие в этом развитии сферы материального мира: неживая природа, живая

природа, обществу. Неживая природа характеризует взаимосвязь физической и

химической форм движения, живая – биологическая форма движения, а общество

- социальная форма движения. Основные генетические связи между этими

блоками правильно выявлены в энгельсовской классификации. Что же касается

их внутреннего расчленения и представлений об их материальных носителях, то

современная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок. Наиболее

значительные изменения касаются соотношения механической, физической и

химической форм движения. Прогресс науки приведет к открытию новых форм как

материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления. В

процессе этого развития диалектико-материалистическое учение о формах

движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а

в ряде отношений и пересматриваться. Одной из важнейших сторон учения о

формах движения материи является трактовка общественных процессов как

социальных форм движения материи. Эта трактовка стала возможной благодаря

открытию и разработке материалистического понимания истории. Выделяя в

общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический

материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает

их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от

друга эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они

взаимодействуют, благодаря чему, и существует общество как особый уровень

организации материи.

Понятие сознания.

Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа

Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и

социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека

как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том,

что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов

предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный

характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности

первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде

представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание

сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и др.

знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его

существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за

рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории

человеческого общества. Главным условием возникновения и развития

человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная

речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует

кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает

создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности

сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет

продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание

предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя,

своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,

представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их

творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как

воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку.

Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-

исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при

постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле

сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как

осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические

характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-

знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру

сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с

помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение,

расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических

познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое

различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и

его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из

него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это

противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ

способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность

на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку

своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь,

который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе

формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей

деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит

перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее

мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и

вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

Четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в

межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях,

патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При

некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется

расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать,

которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в

современной трактовке – это способность направлять свое внимание на

предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях

внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое

состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

М.К.Мамардашвили, советский философ, гуманист определял сознание как

светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором

мгновенно приводятся в связь, в соотнесение то, что я увидел, что я

почувствовал, что я пережил, что я подумал. В своей работе «Как я понимаю

философию» он пишет: «Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в

том смысле, что человек остранен от привычного ему, обыденного мира, в

котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами

другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой

разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я

подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин

«сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с

иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими

постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в

следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные,

интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда

человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление

на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать

и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой

разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно

оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в

случае непринятия немедленных действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что сознание – это свойство

высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания является мозг

человека, а также его органы чувств.

Сознание как философская проблема

Существуют различные историко-философские толкования проблемы

сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в

ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при

господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было

всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая

связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от

друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать

оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем

мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания –

направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем

сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через

молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой

возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к

самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего, о

собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти,

рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр

между первым и вторым. Т. е. сознание - это способность воспроизвести

переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности

человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом,

царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании

нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти

сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через

природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения.

Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире.

Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и

действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт

объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во

всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит –

существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже

содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое

учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был

использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является

самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально

рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к.

сознание тождественно предметному миру.

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках

сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая,

объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-

материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит

сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители

Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью)

в конечном счете характер мышления, оказывается, определяется пищей,

влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому -

объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от

мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания

выделяет следующие факторы:

1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные

явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-

понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия

человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с

нею.

2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и

эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и

формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному

человеку смотреть на мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и

переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий

способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.

4. Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на

клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих

функций сознания.

5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое

информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является

сознание человека.

Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по

себе идеи (как у объективных идеалистов ), и не сам по себе мозг (как у

вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и субъективная),

отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального

субстрата – головного мозга в системе надличностных форм сознания.

Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, является ли сознание

атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. Второй

подход представлен прежде всего в религиозных течениях (В.С.Соловьев,

Д.Ландреев, Т. де Шарден), в центре которых – божественный разум, живое

тело космоса, «галактический разум» и т.д. Не отвергая этот подход,

остановимся на другом, нашедшем большее научное объяснение, объявляющее

сознание атрибутом человека. Он разрабатывался в рамках философского

реализма (диалектического материализма). Мировоззренческим основанием его

служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции.

Сознание в контексте антропогенеза

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории,

итог многовекового развития практической и познавательной деятельности

бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность,

необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою

не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие

биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать

миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без

этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не

меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия

свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в

воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня

организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений,

животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах.

Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются

раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения,

взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной

избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших

механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе

взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие

имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях

выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде

взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в

изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как

взаимная передача энергии и информации. Любое отражение включает

информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно

оставляет о себе память в другом.

Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые

самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода,

отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).

Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях

порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее

разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших

животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью

живых организмов, в чем проявляется сущность их жизни. В этом процессе

развивается нервная система.

Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятные условия

среды, вызывающая активность ( имеются уже растений ).

Чувствительность – более высокая разновидность биологического

отражения, способность отражать свойства вещей в виде ощущений.

Этим формам отражения присуща активность и целесообразность. Даже

растения, простейшие организмы исходя из потребностей самосохранения

целесообразно реагируют на биологические важные условия среды.

На основе этого происходит проявление зачатков психической формы

отражения. Это свойство живых организмов (позвоночных) целесообразно

реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного

поведения. Формы такого отражения – восприятие и представления имеют

рефлекторную природу. Рефлекс, лежит в основе психических явлений, служит

отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя,

продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным

движением и закрепляется как безусловный (Р.Декарт, И.П.Павлов,

И.М.Сеченов).

Следующая форма – условный рефлекс. По своей биологической сущности он

является сигнальной деятельностью на основе образования временных связей

сигнала и внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители)

предвещают, сигнализируют о предстоящем наступлении существенно важной для

организма безусловно-рефлекторной деятельности (пищевой, защитный, половой

и т.д.). Это было обусловлено усложнением самих форм поведения, развитием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.