рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бытие и сознание

происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как

субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует

отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными, мораль не

должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное

сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против

несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только

экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением,

стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и

справедливости.

Эстетическое сознание Эстетическое сознание в системе форм

общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь

духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции,

поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как

эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства,

потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный

фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю

взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в

целом.

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности

и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение

действительности. Объективной основой эстетического сознания является

природная и социальная действительность и общественно-историческая

практика. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности

человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. С разделением

труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности

человека происходит окончательное формирование эстетического сознания.

Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие

человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается

индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.

Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и

воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной

деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства

человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические

человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное

влияние на все стороны жизни человека. Элементами эстетического сознания

являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки

человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности.

Эстетический вкус - это умение понимать и оценивать прекрасное и

безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в

искусстве.. Эстетический вкус выступает как способность личности оценить

достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее

представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти

представления в конкретной деятельности, Особенность эстетического вкуса в

том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека

на то, с чем он взаимодействует. По мысли И.Канта, вкус - это "способность

судить о красоте". В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент

эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также

регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе

понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является

образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и

настоящее, но и обращен в будущее.

В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть

искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным

ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности,

помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус

чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую

деятельность. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного,

практического освоения объективного мира. Искусство есть средство отражения

и выражения жизни в форме художественных образов. На искусство влияет

политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает

идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Произведения

искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно

на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или

религиозного мировоззрения. Через общественное сознание искусство влияет на

практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В

то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий

и потребностей. В искусстве как в специфической форме общественного

сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в

процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах,

потребностях, вкусах. Важнейшей функцией искусства является воспитательная.

Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или

безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное,

искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства,

формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души человека, вызывает

ощущение эстетической радости. Эстетическое сознание и его высший продукт -

искусство являются необходимым элементом общественного сознания,

обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.

Религиозное и атеистическое сознание. Религиозное сознание является

одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна

подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное

сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем

двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки,

философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои

позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды.

Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными

силами, господствующими в повседневной жизни. В ней отразились попытки

воздействовать на эти силы. С помощью религии закреплялись нормы поведения

человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности.

Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно

возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания

человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением

(хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается

и изменяется одновременно с изменением самой жизни. Религиозное сознание,

наряду с религиозной деятельностью, религиозными отношениями и

организациями, является элементом в структуре религии. Религия (от лат.-

relegio - набожность, святыня) - это мироощущение и мировоззрение, и

соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это

чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в

жизни. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во

взаимодействии с другими его формам, и, прежде всего такими, как

нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание

специфично. Ему присуще вера, эмоциональность, символичность, чувственная

наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность

(диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия.

Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной

жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение

духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир.

Доказать логично существование этого мира не возможно, поэтому религиозное

сознание основано на вере. Вера - это интегративная часть религиозного

сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны

разума или чувств. В религиозной вере основной объект - это идея бога, на

ней основано содержание религии. В структуре религиозного сознания

важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства -

это эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко

всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру

в целом.

Философский подход к религии требует выделения в религиозном сознании

двух уровней: обыденного и теоретического (концептуального). Обыденное

религиозное сознание является непосредственным отражением бытия людей. Оно

выступает в виде представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек,

традиций. Его нельзя назвать цельным и систематизированным. На этом уровне

религия связана с индивидом и выступает в личной форме. Концептуальный

уровень религиозного сознания - это систематизируемая совокупность понятий,

принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе,

обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и

обоснованное специалистами. В этот уровень сознания входят религиозно-

этические, религиозно-эстетические, религиозно-правовые, религиозно-

экономические, религиозно-политические концепции, основанные на принципах

религиозного мировоззрения. И, наконец, к концептуальному уровню

религиозного сознания присоединяется религиозная философия, находящаяся на

стыке философии и теологии

Естественно-научное сознание. В эпоху НТР оно активно вторгается во

все сферы жизни общества, становится непосредственной производительной

силой. При всей сложности содержания науки следует помнить, что наука -

явление духовного характера. Наука - это система знаний о природе,

обществе, о человеке. Научное знание - это продукт духовного производства,

по природе своей оно идеально. В науке критерий рационального освоения мира

занимает главное место и из триединства - истина, добро, красота - в

качестве ведущей ценности в ней выступает истина. Наука - это исторически

сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и

преобразование объективной действительности, такая область духовного

производства, которая имеет своим результатом целенаправленно отобранные и

систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие

теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Таким образом, наука - это и система знаний, и их производство, и

практически преобразующая деятельность на их основе. Наука, как и все

другие формы освоения человеком действительности, возникает и развивается

из необходимости удовлетворения потребностей общества. Роль и социальное

значение науки не ограничиваются ее объяснительной функцией, ибо основная

цель познания - это практическое применение научных знаний. Итак, формы

общественного сознания и в их числе естественно научное, эстетическое и

нравственное сознание определяют уровень развития духовной жизни общества.

Экономическое сознание Экономическое сознание появилось как ответ на

социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений,

как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства,

экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая

самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В

экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между

экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми

условиями, в которых совершается экономическая практика. Экономическое

сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены

экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и

общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием

конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью

осмысления происходящих социально-экономических изменений. В структуре

экономического сознания следует, прежде всего, выделить такой элемент, как

экономические знания, на основе которых совершается практическая

деятельность. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально-

экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки

экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения

различных социальных групп. В экономическом сознании отражены условия

хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной

группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в

экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано

социально-экономическим положением человека, практическим опытом,

традициями и конкретными ситуациями. Таким образом, экономическое сознание

не пассивно отражает реальный мир, оно его оценивает и, исходя из

конкретных потребностей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на

всю социально-экономическую жизнь общества. Экономическое сознание включает

в себя разные уровни осмысления действительности. В его структуре следует

выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное

осмысление экономики. Теоретическое сознание представлено экономической

наукой. Обыденное экономическое сознание складывается на основе

мироощущений, непосредственного жизненного опыта, элементарных

экономических знаний и социально-психологических установок. Специфика

экономического сознания заключается в том, что оно прогнозирует и

проектирует новое осмысление жизни, новые подходы и методы.

Экологическое сознание. В современных условиях важнейшая роль

отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с

природой. Экология (от греч. o'iros - жилище и водоучение) - это наука,

изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со

средой их обитания. Термин "экология" впервые ввел в 1886 году немецкий

ученый-биолог Эрнст Геккель. В процессе длительной эволюции в живой природе

была создана развивающаяся динамическая система - биосфера - земная

оболочка, охваченная жизнью и обладающая своеобразной физико-химической и

геологической организованностью. Биосфера является основой жизни человека и

предпосылкой создания материального производства как фундамента

существования общества. С возникновением общества и развитием производства,

техники, наука биосфера переходит в ноосферу (сферу разума), часть планеты,

охваченную разумной, осознанной человеческой деятельностью. Следует

отметить, что ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению. Это

связано и с выходом человека в космос и с освоением недр Земли. В связи с

непрерывным развитием и расширением материального производства значительно

увеличивается масштаб вмешательства человека в естественную среду обитания,

при этом часто наносится значительный ущерб биосфере, нарушается

естественное экологическое равновесие. В свою очередь и природная среда

оказала значительное отрицательное воздействие на развитие общества и на

каждого конкретного человека. Возникли многочисленные заболевания людей,

вызванные нарушениями в сфере экологии. В результате своей деятельности

человечества вступило в острое противоречие со средой обитания. Возник

экологический кризис, выразившийся в резком отрицательном изменении

биосферы. Произошло ухудшение среды обитания, нарушен экологический баланс

- равновесие между восстановлением и использованием природных ресурсов.

Экологическая проблема стала глобальной проблемой современного мира. В этих

условиях встает вопрос об ответственности человека за все преобразования в

природе. Перед экологией сейчас стоит задача определения допустимой меры

воздействия на природу с целью сохранения ее в качестве необходимой

биологической системы, пригодной для существования человечества. Речь идет

о том, чтобы не только предотвратить экологическую катастрофу, но и

улучшить природные и социальные условия жизни человека и всего живого на

планете. Современная экологическая ситуация требует от общества развития

экологической культуры, осознанного нравственно-эстетического отношения к

природе во имя физического и духовного здоровья человечества. Важную роль

здесь призвано сыграть экологическое сознание. Экологическое сознание - это

ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения

человека с природой и оценки общественной деятельности. Экологическое

сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя

активного и творческого отношения к природе. В экологическом сознании

проявляется отношение человека к событиям и процессам действительности,

затрагивающим так или иначе природную среду. Формирование и развитие

экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием

политических институтов, средств массовой информации, специальных

социальных учреждений, искусства и т.д. Предметом экологического сознания

выступает отношение к природе человека и общества. Экологическое сознание

отражает действительный мир в форме таких понятий, как "экологическая

обстановка", "экологический баланс", "экологический кризис", "зона

экологического бедствия" и другие. Экологическое сознание имеет

познавательную, воспитательную и практическую функции. Экологическое

сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного

сознания - с такими, как нравственное, эстетическое, правовое,

политическое, экономическое. Современная экологическая обстановка требует

от человека нравственного и эстетического отношения к природе во имя

сохранения жизни на Земле. Нравственно-эстетические критерии должны быть

отражены и в правовом, и в политическом сознании. Не должно быть только

прагматического отношения к природе. Природа - это источник и эстетического

наслаждения, и физического здоровья. С понятием природы тесно связано

понятие Родины. Сейчас от человека требуется новая форма самосознания -

экологического понимания своего места в природе, необходимости единства и

гармонии с ней. Сущностью экологического сознания является гуманное

отношение к природе, понимание человеком себя как частицы природного мира.

Критерием развитости экологического сознания служит сформированная духовная

потребность, в бережном отношении к природе, в стремлении не только

сохранить, но и приумножить природное богатство и красоту.

Заключение

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема

сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при

выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В

современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания

диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой

деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники,

техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения

людей. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое

сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен

настолько сложен, что его исследует целый ряд наук - психология, логика,

физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика,

информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как

специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с

действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на

определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию.

Это придает решению вопроса о природе сознания с философских позиций

особый, дополнительный смысл и значение.

Список литературы

1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний.

М. Общество “Знание” России, 1997.

2. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М., Галкина,

МЭСИ, 1991.

3. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева,

МИИТ, 1994.

4. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. П/р

Фролова И.Т.-М., 1989 г.

5. Мир философии. Книга для чтения, 1 часть.-М., 1991 г.

6. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994;

7. Сартр Ж. Экзистенциализм – это гуманизм. – М., 1991;

8. Современная западная философия. Словарь. – М., 1993;

9. Сумерки богов. Сборник. – М., 1989;

10. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987;

11. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

12. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:

Политиздат, 1988. - 592с.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

14. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва: Просвещение,

1986.

15. Антология мировой философии. М.:1970. Т.2.

16. Современная западная философия. М.:Политиздат, 1991.

17. Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989

18. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках.

Киев: “Вища Школа”, 1978.

19. Мир человека. Под ред. Малышевского А.Ф. – С.-Пб. 1992г.

20. Зигмунд Фрейд. «Психология бессознательного».,1990г.

-----------------------

[1] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.