рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия жизни

Моя жена находилась в роддоме. В ночь перед рождением дочери я долго не мог

заснуть. После того, как мной овладело сонное забытье, я вдруг словно

очнулся от мощной вспышки какого-то ослепительного сияния. Машинально

взглянул на часы: было около трех часов ночи. Как оказалось, именно в это

время родилась моя дочь.

В моей жизни были и другие случаи соприкосновения с трансцендентальностью,

однако они носят слишком личный, интимный характер, чтобы распахивать свою

душу на виду у всех без боязни быть не понятым. Для меня существование

инобытия, тонкого мира, трансцендентальности есть подлинная реальность, без

которой мир просто немыслим.

Взаимодействие с тонким миром есть неизбежный и закономерный результат

логики развития объективированного Бытия. Его трансформация в инобытие

столь же очевидны и предсказуемы на основании уже имеющихся у человека

знаний, как очевиден и предсказуем результат действия закона всемирного

тяготения, привязывающего наше бренное тело к земной тверди.

Здесь стоит подвести некоторые итоги того, что уже нами сказано:

Смысл человеческого бытия, да и вообще бытия заключается в творении.

Только оно есть истинное наше предназначение, только творение подлинно

приближает нас к трансцендентности, к Богу. Только оно приближает нас к

истинной свободе, дает праведность жизни.

Цель человеческой жизни - полная реализация, осуществление своих творческих

возможностей, способностей, потенций.

Только полная реализация, свершенность жизни есть истинное предуготование к

инобытию, только она обеспечивает возможность достижения нашим

индивидуальным номом готовности к новому качеству, готовности к слиянию со

сверхсистемами.

Цель же и смысл Творения - полное осуществление трансцендентальности,

реализация божественного.

Это и есть священный круг: Трансцендентальность, Бог осуществляется в нас.

Мы осуществляемся в Трансценденталь-ности, Боге. Реализация

Трансцендентальности, Бога и человека есть творение Бытия во всех его

проявлениях, воплощениях, объективациях.

Однако творение и целеполагание кроме чисто онтологического смысла имеет и

нравственно-этический смысл. Что мы творим - Добро? Зло? Вернемся к уже

поставленному нами вопросу о том, как должна осуществляться реализация

личности, чтобы не творить Зло? Что вообще является истинным критерием

высшей нравственности и праведности личностного бытия?

Назад к содержанию

5.Категорический универсум

- И это всё? - Всё. Просто, как всё гениальное. Но чтобы постичь это, нужно

чтобы в Вас вошла вся предшествующую жизнь человечества.

Составлением этических поведенческих систем, обеспечи-вающих здоровое

развитие социального организма и разрешающих противоречия между

общественным и индивидуальным началом, человечество занимается, наверное, с

самых первых шагов своего существования.

При этом явственно различаются два подхода: разработка перечней этических

норм, соответствующих поведенческим ситуациям, и попытки определить

универсальный критерий этических оценок.

Первый подход получил свое наиболее полное воплощение в религиозных

системах: десять заповедей, нагорная проповедь Христа, шариат и т.д.

Заслуга этих систем в нравственном совершенствовании человечества

несомненна. Именно благодаря им нравственный прогресс стал реальностью.

Однако и эти системы не смогли приобрести всечеловеческой характер,

преодолеть антагонизм религиозных культур. Споры о религиозно-нравственных

приоритетах были и до сих пор остаются источниками вражды и войн, а

религиозная практика зачастую распространяет этические нормы только на

единоверцев.

Главный порок этих систем в том, что ни одна из них (хотя каждая и

претендует на истинность) не обеспечивает подлинного единства человечества

во всем многообразии культурно-исторических типов, не обладает

универсализмом, создающим основу для преодоления конфессиональных

антагонизмов и жизни в едином Боге. При этом практически все системы

подчеркивают не только свою исключительность, но и принципиальную

несовместимость с другими.

Именно поэтому человек всегда стремился найти универсальный этический

закон, который мог бы не только охватывать и разрешать все многообразие

поведенческих ситуаций, но и обеспечить единство подходов человечества к

определению нравственных критериев.

Еще в VI веке до нашей эры греческий философ Питтак из Митилены

сформулировал правило, которое можно считать наиболее ранней формулировкой

универсального этического принципа: "Что возмущает тебя в ближнем, того не

делай сам". В последствии эта установка трансформировалась в золотое

правило христианской этики: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами

поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки."

[Евангелие от Матфея 7:12]

Стоит однако заметить, что выведение этой формулы - заслуга не только

европейской и христианской мысли. Примерно в одно время с Питтаком

китайский философ Конфуций (ок.551-479 гг. до н.э.) учил, что претворять

гуманность (жэнь, основное понятие этики Конфуция) означает, в частности,

"не делать другому того, чего не пожелал бы себе".

Самое примечательное в приведенных нами формулировках - высший этический

Закон исходит фактически не из трансцендентальности, не от Бога, а из

человека. Построенная на этом принципе система нравственных ценностей

является по существу своему эгоцентричной и как бы не имеет внешнего

источника.

Для древнего грека такой образ мышления, которому соответствует золотое

правило, вполне естественен. Однако поразительно, что этот совершенно

несвойственный для ортодоксально-религиозного мышления эгоцентризм как бы

"не замечает" христианское богословие. Традиционная религиозная мысль

отмечает здесь лишь то, что на поверхности: золотое правило исходит от

Христа. А то, что он прямо указывает: система этических координат исходит

из персонифицированной души, остается как бы сокрытым, опущенным "за

незначительностью".

И это вполне понятно: ортодоксально-религиозное мышление исходит из того,

что во всяком Законе должно быть начало божественное, а не человеческое. В

эту мировоззренческую систему просто не вписывается ни творческое

Богоподобие человека (о чем мы уже говорили), ни то, что именно в человеке

заключено высшее нравственное начало объективированного бытия.

Еще один шаг к формулировке высшего этического Закона сделал Кант. Его

категорический императив - безусловно приближение к универсальному началу:

"Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и

принципом всеобщего законодательства". [Кант И.Соч., т4, ч.1 М.,1965. Стр.

260 ]

Однако сам же Кант понимал, что побный подход к определению высшей

этической установки требует все же введения определенных ограничений,

которые позволили бы избежать чисто формального понимания этики:

"...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице,

и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к

нему только как к средству". [Кант И. Соч., т4, ч.1 М.,1965. Стр. 270]

Но ни золотое правило, ни категорический императив все же не являются

действительно всеобъемлющим, универсальным этическим законом, в котором бы

так же отражалось истинное место человека в общей системе ценностей.

В этих формулировках содержится определенный изъян, который не только

значительно ограничивает сферу их действия, но и возводит к абсолюту

эгоцентризм закона, лишая его универсализма. Отсюда неизбежное обращение

закона в свою противоположность: вместо всеобщего начала нравственности, он

становится началом, от которого - путь к злу.

Иначе говоря, золотое правило и категорический императив законы-оборотни:

представляясь абсолютно универсальными, они по существу своему представляют

абсолютно противоположное универсализму начало.

Если я должен поступать с людьми так, как мне хотелось, чтобы и они

поступали со мной, то я неизбежно буду переносить на других людей весь

комплекс моих представлений об этике отношений. Индивидуальное переносится

на общее и определяет его. Тупиковость буквального следования этому

принципу очевидна: далеко не во всех случаях будет совпадать то, что желало

бы Я с тем, что желали бы Мы, но именно Я предписано определять принципы

"общего законодательства".

Это можно проиллюстрировать массой примеров от простейше-бытовых до

глобально-планетарных. Представьте себе двух людей, один из которых

любитель бражных и шумных компаний, другой - погруженный в себя философ.

Теперь поселите их в одно место. Хотя бы в одну комнату студенческого

общежития и пусть они применят друг к другу золотое правило.

Представьте себе человека, в характере которого заложена потребность

следования за лидером, и человека, для которого свобода самопроявления -

высший идеал. Куда будут направлены максимы их воли, скажем, при

определении политического устройство общества? К полному неприятию

демократии у первого и полной неприемлемости диктатуры у второго. Вот вам и

готовые исходные данные для этического и социального конфликта,

порождаемого неизбежным в этой ситуации навязыванием чужой воли.

Конечно, к этим формулам можно пристегнуть массу оговорок, "исправляющих"

возможные "огрехи" их действия, однако это не изменит существа проблемы ни

на йоту, ибо порок закона в самой его сути.

Я ясно вижу, что человечество не может удовлетворить ни попытка составить

перечни этических норм, исчерпывающих все возможные бытийные ситуации, ни

предложенные этические универсумы.

Первые потому, что не могут исчерпать всего разнообразия ситуаций и кроме

того, не имеют подлинно универсального и общечеловеческого характера, так

как относятся к конкретно-историческим типам культур.

Вторые потому, что возводят в абсолют эгоцентризм и в силу этого не

позволяют гармонизировать отношения человек - человек, человек - общество,

общество - человек.

Так где же тот Категорический Универсум, который мог бы действительно

внести в человечество подлинную гармонию отношений? Который мог бы стать

всеобщим этическим Законом, основой и критерием подлинной нравственности.

Решая эту проблему мы вновь должны обратиться к стержневому понятию Бытия -

творческому началу. Я говорю: Высший Этический Закон, который я называю

Категорическим Универсумом, - прост. Он - органическое следствие

определения высшего смысла и цели Бытия.

Реализуя свое Я, стремись к тому, чтобы максима твоей реализации либо

совпадала с максимами реализации других Я, либо нейтрализовала, реализуя

их, либо была направлена параллельно им, но не ограничивала и не

препятствовала этим максимам.

Или: Реализуя свое Я-Творец, ты можешь делать все, что хочешь и можешь, но

поступай так,чтобы не ограничить и не воспрепятствовать реализации другой

личности.

У меня спросили

У меня спросили: "А если в человеке заложены садистические начала, то как

быть с реализацией такой личности? Следуя вашей логике, его садистическое

начало тоже должно найти свое воплощение!"

- Да. Чтобы не произошло разрушение личности порожденными воздержанием

чудовищами, чтобы она достигла полной своей воплощенности, садистическое

начало тоже обязано реализоваться.

- Однако как это возможно?

- Вы сами теперь можете дать ответ: если максима садистической воли

нейтрализует максиму мазохизма. Все очень просто: достаточно, чтобы садист

встретился с мазохистом. Пределы их взаимоотношений определяются

Категорическим Универсумом. Не преступая их, человек не нарушит высший

этический Закон, но даст возможность взаимной реализованности.

Не слишком ли у нас опыта, чтобы наконец понять: Все что подавляется в

психике человеке, неизбежно прорвется неуправляемой паталогией. И то, что

говорю я, это не потакание в человеке Зверю, это приручение его. То же

самое относится и к сексуальной "нестандартности".

- А если это педофилия?

Даже если ребенок склонен принят ее, это будет подавлением

несформировавшейся еще воли, а значит противоречием Категорическому

Универсуму. В отношении несформировавшейся воли любое действие чревато ее

подавлению. Поэтому в отношении ребенка даже самые очевидно благие

намерения должны осуществляться со всей осторожностью.

А если человек склонен к пьянству, он тоже должен реализовать это свойство

своей натуры?

- Мера всему и критерий всего - способность творения. Алкоголь, разрушая

психику и организм, ограничивает возможности творения, убивает в человеке

творца.

- А как же быть с теми, чье творчество наоборот стимулировалось вином?

- Человек должен найти в себе силы, чтобы не превзойти меру, за которой

вино приводит к убийству в нем творца.

Назад к содержанию

6.На пороге новой эры

Первое откровение от Бога. Второе откровение от Богочеловека. Третье

откровение будет от Человека.

Я уверен, что в третьем тысячелетии человечество переживет еще одну

нравственно-этическую революцию, которая вознесет человека на вершину

персоналистической воплощенности, вершину земной свободы. И с этой вершины

перед человеком откроется новый горизонт: ведущей тенденцией станет не

персонификация, не обретение личной свободы индивидуальности, а стремление

человеческого социума (сообщества индивидуальностей), к слиянию в единый

мировой организм, единую информационно-энергетическую систему.

Но ведущей линией начала третьего тысячелетия будет именно освобождение

индивидуальности, достижение полноты индивидуальной воплощенности.

Блестяще существо этой революции было выражено Бердяевым, которого с полным

основанием можно считать одним из первых предвестников наступления новой

эры. "Моя попытка построить философию вне логической онтологической и

этической власти "общего" над личным плохо понимается и вызывает

недоумение. Но я уверен, что все основы философии требуют пересмотра в этом

указанном мной направлении. Это имеет важные социальные последствия, но еще

более последствия религиозные и моральные. Такой тип философии совершенно

ошибочно было бы смешивать с философией прагматизма или с философией жизни.

Персоналистическая революция, которой по-настоящему еще не было в мире,

означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости,

освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному миру, к духовному миру."

[Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М. "Книга" 1991

г. стр.298-299 ]

Основа этики эры персоналистической революции - Категорический Универсум,

который сформулирован в предыдущей главе. Важнейшая особенность КаУм -

способность разрешения противоречия между требованиями всеобщей

необходимости и личностной реализацией. Оно разрешается перемещением центра

объективации этических норм к субъекту.

Этический Закон становится внутренним законом, не требующим переложения в

нормы всеобщего, которые не способны исчерпать все многообразие частного.

Действительно, если наша реализация сознательно ограничивается

"реализационными полями" других, но в пределах своего "поля" индивидуальная

воля не ограничена ничем - разве это не истинно новая ступень человеческой

свободы?

Вы можете спросить: что это за подлинное освобождение духа, если оно

ограничено свободой других? Чем оно отличается от не свободы? И разве оно

избавляет человека от переживания ограниченности свой свободы другими

индивидуальными волями?

Но не бойтесь этого противоречия, ибо оно есть истинно жизненная сила.

Бойтесь всего абсолютного. В том числе и абсолютной свободы. Абсолют это

исчерпанность развития, движения.

Подлинная свобода это свобода внутренняя, свобода осознания своих

возможностей и свободное парение в них. Истинно: учитывать волю других не

значит жить по воле других. Свобода - это полнота личной возможности и в

этом смысле КаУм дает действительно бесконечную свободу ибо в каждом из нас

- безграничность вселенной.

Человек - существо общественное, в нем воплощено единство и

противоречивость общего и индивидуального. Поэтому истинная свобода и может

быть достигнута только через воплощение этого единства и противоречивости,

через гармонизацию воли личной и максимы общей воли. Осознание безусловной

необходимости этого и есть путь к обретению подлинной свободы и

нравственной жизни.

Было бы наивным полагать, что жизнь по КаУм есть полное избавление от

противоречий между волями людей. Было бы наивным полагать, что можно уже

сейчас прожить жизнь в строгом соответствии с КаУм. Даже если человек

подлинно хочет не воспрепятствовать реализации другого, он может это

сделать по неведению. Но безусловно то, что нужно жить в стремлении к

полному следованию Закону, в стремлении приводить все свои поступки в

соответствие с высшей этикой.

Принятие этики Категорического Универсума будет знамением вхождения

человечества в новую эру, которая имеет и религиозный смысл.

Высокий смысл этой эры в грядущем Пришествии. Но не в возвращении Христа-

искупителя, а в схождении Святой Троицы на человечество, ее воплощении в

нем. и это будет признанием того, что всякий человек - истинно сын Божий,

его душа - частица органическая и неотъемлемая самой Трансцендентальности,

самого Творца. Грядет пришествие Трансцендентальности, вхождения Бога в дух

каждого. Но человечество должно предуготоваться к этому.

Следующая жертва Бога вновь во Христе, но не в смерти и воскрешении его в

инобытии, а в жизни среди нас. Христос войдет в каждую душу человеческую,

но всякая ли душа будет готова принять его?

У меня спросили

У меня спросили: "Что есть: человек, живущий по этике третьего тысячелетия?

В чем его правда? В чем сила?"

Он истинно свободен, ибо живет в согласии с истинным смыслом, целью Бытия и

лишен оков, которые неизбежно накладывает следование общим нормам.

Это истинно Человек, ибо он не овца в стаде, не лицо в толпе, во всем

следующее общим порывам. Он истинно нравственен, ибо единый и непреложный

Закон сообщества Творцов движет им: реализуясь сам, не препятствуй

воплощению Творца в другом. Не в этом ли все не убий, не укради, не

прелюбодействуй, помни день субботний, сверши хадж и многие иные внутренние

законоположения, которым следует человечество во всех своих культурно-

исторических проявлениях? Это воистину любящий человек, ибо ближний для

него - то же, что и он сам.

Истинно не спит в нем совесть и говорит: "Бди", ибо как ей молчать, если не

пройдешь ты по лесу, не раздавив муравья, если не свершится жизнь твоя без

чьей-то боли? Нет праведника без греха, но не должно быть греха без

искупления - в этом праведность.

Истинно нет предела его творческой силе, ибо не говорят ему: не делай так,

а делай, как все делают. Истинно свято ему всякое доброе наследие

человеческое, ибо разрушение его есть убийство чьей-то творческой воли,

направленной к инобытию. Истинно Бог в нем, ибо не вместе ли они Творцы?

Назад к содержанию

7.Счастье

Счастье - тоже искусство возможного.

Однажды один мой знакомый сказал: "Все твои умопостроения о новой

философии, открывающей человечеству дорогу к счастью, я могу разрушить

одним вопросом: Счастлив ли ты сам?"

- Да, ибо я знаю, что такое счастье, и я счастлив, насколько это вообще

возможно.

Однако для того, чтобы понять смысл ответа и убедиться в его искренности,

стоит уточнить само понятие счастья и особенности человеческого переживания

этого состояния.

Счастье - это состояние высшего эмоционального удовлетворения своим

реальным бытием.

Впрочем, в этом определении очевиден элемент упрощения. В нем отсутствует

критерий, на основании которого мы можем отличить подлинное, адекватное

самому существу человека, счастье от его искусственной имитации, вызванной

воздействием на высшую нервную систему алкоголем, наркотиками или прямым

раздражением особых мозговых центров.

Такой критерий определяется, исходя из познанного нами смысла бытия и

предназначения человека.

Счастье - это состояние высшего эмоционального удовлетворения, возникающее

в момент резонанса жизнедеятельности человека и его творческой

предназначенности, в момент реализации личностных свойств.

В этом смысле я считаю абсолютно не случайным, что человек испытывает

наибольший эмоциональный подъем при оргазме, переживаемом во время одного

из самых высших творческих актов, актов зачатия новой жизни. И не стоит это

эмоциональное удовлетворение сводить только к физиологии, ведь вполне

очевидно, что его глубина находится в прямой связи не только с

физиологической, но и с духовной стороной совокупления, дающего начало

новому вместилищу живой души.

Попытка дать рецепт обретения счастья многим кажется наивной и лишенной

смысла: ведь нельзя же представить себе эдакое перманентное пребывание в

эйфории! Такое состояние просто опасно для человека, ибо резонансная

амплитуда может превысить возможности психики, возможности высшей нервной

системы и разрушить ее.

Однако все становится на свои места, когда мы осознаем, что счастье это

действительно только одномоментное ощущение резонанса или реализованности.

Поэтому переживание счастье осуществляется лишь в актах свершенного

творчества, лишь в реализационных моментах воплощения личности.

Человек переживает счастье, когда чувствует, что ему удалось реализовать

какую-то еще не воплощенную сторону свой личности, когда наступает

мгновение сотворенности, воплощенности его творческого начала. Так подлинно

счастлив был поэт, воскликнувший: "Ай да Пушкин. Ай да сукин сын!" Так

подлинно счастлив бывает человек, взошедший на свою вершину: "Я

покоритель!"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.