![]() |
|
|
Философия жизниИ в конечном счете, степень переживания человеком счастья (замерь мы уровень эмоционального всплеска в энергетическом потенциале) не зависит от того, Пушкин ли закончивший "Руслана и Людмилу" Вы или простой программист- компьютерщик, сработавший на пределе своей возможности. Строго говоря, степень эмоционального переживания не зависит от объекта, вызвавшего его, но пропорциональна тому, насколько этот объект обеспечивает реализацию качеств и возможностей субъекта . Образно говоря, радость женщины, купившей понравившуюся ей шляпку по цене соразмерной возможностям кошелька, не меньше радости миллионерши, приобретшей убор от Версачи по цене соразмерной возможностям счета в швейцарском банке. Говорят, что по этому поводу американские психологи провели даже серию экспериментов. Они с точностью научного опыта подтвердили реальность приведенной закономерности. И все же у многих эти строки несомненно вызовут скепсис. Во всяком случае на первый взгляд подобное правило несет на себе несомненную печать идеализации. Подобно той, которая связана с использованием в физике понятия "идеальный газ" Проиллюстрировать это можно весьма показательным примером: некто страстный путешественник и ему бы хотелось исколесить на автомобиле пусть не весь свет, но хотя бы его половину. Для этого нужно подходящее авто и, накопив деньги, этот некто приходит в автосалон. Он дрожит от нетерпения и от близости реализации своей мечты, он кладете руки на руль и ... видит как неподалеку, кто-то со скучающим видом садится в джип, о котором наш путешественник даже не смел мечтать. Уверен, что сколь бы философично этот некто не смотрел на жизнь, свет радости в его душе хотя бы ненадолго, но затмит облако сожаления о том, что ему не дано. И разве вы не переживали подобные мгновения? И все же: "богатые тоже плачут". Однако в этом не просто утешение отстранения от обстоятельств. В этом есть более глубокий смысл. И если приведенный пример действителен для частного случая, то в оценке целостной удовлетворенности бытием все же действует правило, согласно которому в обстоятельствах, не несущих непосредственной угрозы для существования человека (т.е. в случаях усредненных обстоятельств жизни) общий потенциал позитивного и негативного в эмоциональном переживании жизни все же не зависит напрямую от объекта переживаний. Проще говоря, независимо от того, миллионер вы или человек с обычным достатком, общий баланс положительных и отрицательных эмоций, испытанных вами за свою жизнь, и уровень этих эмоций будут примерно одинаковы. Баланс, уровень переживаний зависит только от личностного потенциала, возможностей и способностей личного мировосприятия. Подобные суждения можно было бы проиллюстрировать массой примеров. Как положительных, так и отрицательных. Во всяком случае, стресс миллионера лишившегося на биржевой игре трети своего капитала действительно нисколько не меньше и не больше стресса старушки, у которой украли треть ее пенсии. Однако эти примеры, в чем я уверен, ни на йоту (при абсолютной их очевидности) не убедят вас. И печальный вздох: "Мне бы их заботы!" по поводу одинаковости степеней переживания жизни миллионера и середняка (который звучит кстати как из одних, так и других уст с равным житейско- философическим сожалением) сводит на нет внутреннее принятие этой закономерности. И все же, только через осознание факта реальности этой закономерности лежит дорога к переживаниям счастливой удовлетворенности своим бытием. И главный вывод, который стоит сделать, звучит так: счастье это тоже искусство возможного, и мерой своего мировосприятия необходимо избрать только меру своего Я. Воистину: каждому свое! Познай пределы своих возможностей и способностей и строй здание своего счастья в этих координатах. Ибо мера пережитого при этом - только ты сам. Нет смысла заглядываться на соседа там, где ты не можешь его превзойти. Живи своей жизнью и стремись превзойти только самого себя или уже созданное, если чувствуешь к этому силы . И здесь уж не так важно, расширяешь ли ты поле своей жизни, либо удобряешь его, ибо равно счастлив человек, который расширяет пределы возможного или осваивает в меру возможного эти пределы. Но есть все же то, что позволит любому подняться выше всех пределов и воспарить над ними. Это наше творчество, наше стремленье создать что-то, что явило бы миру всю неповторимость вашего Я. Только творение дает человеку непревзойденное чувство парения к трансцендентальности, к Богу. Не купленное и не украденное ставит тебя выше обстоятельств, а только твое творение. Ибо только так свершается в полной мере твоя земная предназначенность. Интуитивное принятие этого давно жило во мне, даже когда не получало еще осознанного воплощения. В этом и секрет того, что я удовлетворен своей жизнью, что я пережил немало счастливых мгновений своей свершенности. Я достаточно рано осознал меру своего "Я" и стремился строить жизнь в гармонии с возможностью, ставя лишь те цели, которые были мне по плечу и стараясь не сожалеть о том, что для меня невозможно. Я всегда стремился реализоваться в пределах мира действенного влияния моей энергетики. И возможно поэтому избежал многих разочарований, которые так часто отравляют жизнь тем, кто не живет в гармонии с мерой своего "Я". И если я чего не достиг, то виню в этом только самого себя, а не обстоятельства и тем более не других людей. Если что-то не получилось - значит это не хватило моей энергетики преодолеть внешние обстоятельства. Я никогда не ждал от жизни ничего хорошего, которое мне бы досталось по счастливому случаю, именно поэтому я никогда не имел повода разочароваться в жизни, ни в людях, с которыми меня сталкивала судьба. И от жизни и от близких людей мы получаем столько и то, сколько и что сами даем им. Если я не богат, то это потому, что я не умею делать деньги, как делают их другие. И если я завидую им, то только философски, без тени злобы. Ведь стоит ли отравлять жизнь если тебе что-то не дано? Но я могу многое другое, что делает мою жизнь полной и дает ощущение свершенности. Я счастлив, потому что понял, что в мире есть совсем не много ценностей, ради которых стоит жить, а все остальное - суета, не стоящая сожалений. В моей жизни было много того, что могло бы сделать меня озлобленным: отравленное семейным неблагополучием детство, уход отца, моя некрасивость в юности (когда так хочется любви) и многое другое, что не больше и не меньше чем у других - но мое. Я просто научился очень рано жить самостоятельно, полагаясь только на свои силы и стараясь принимать, все что со мной происходило, как закономерный результат моих собственных усилий - удавалось ли мне чего достичь или нет. Я старался познать в жизни все, что подвластно моей энергетике, получить всю гамму ощущений, доступных моей воле: несчастную и счастливую любовь, значимость своего дела, гордость и унижение, страх и преодоление его, счастье открытий и прочее, что составляет бесчисленные вариации жизненной симфонии, в которой есть место и минору, и мажору, и патетике, и бесхитростным мелодиям маленьких человеческих радостей. Единственно, чего я старался избежать и смог это сделать - ненависти и злобы. Единственно, чего я старался избежать, но не всегда это получилась - вины своей в зле для ближних. Я не знаю, что это такое, знамение ли свыше или что иное, но и к книге этой я созрел, пройдя через невольную вину свою в гибели близкого мне человека. Так что же мне просить у Бога, если это на сердце моем? Только исполнения своей предназначенности. У меня спросили У меня спросили: "А может ли прожить счастливо и выносить свой ном человек, злой волей попавший в концлагерь? Ведь не он сам положил пределы возможностям реализации своего Я?" А может вы хотите спросить меня также, имеет ли шанс предуготоваться к инобытию слепоглухонемой от рождения? Чем уже поле реализации, тем сильней нужна воля, чтобы и на этом поле взрастить Душу. Страшен выбор: или прервать цикл ее вызревания, убив себя для нового начала, или найти в себе силы преодолеть обстоятельства, но иного не дано. И человек не должен выбирать иное, если случай или воля других ставит его пред этим выбором. Иначе - мучение непрожитости, мучение переживания не счастности. Найди в себе силы либо преодолеть обстоятельства, либо реализоваться в них. Ты смог сделать первое? Значит - безмерная радость вырванной воли, которую может испытать только узник, ступивший на землю свободы. Ты не преодолел оковы? Тогда найди силы обрести смысл такого существования. Поддержи более слабых духом, напиши книгу о пережитом и ухитрись дать ей волю. Делай все, что можешь, но дай прорваться твоему Я. Другого тебе не дано, так свершись насколько возможно, но обрети внутреннюю свободу. Но помни: есть две формы свободы - свобода отстраненности от обстоятельств и сотворенная свобода в овладении ими. И то и другое - условие реализации, но только второе есть высшая свобода, в которой - свершенность твоего Я. Назад к содержанию 8.Мужчина и женщина Всякая женщина - человек, но не всякая женщина - женщина. Всякий мужчина - человек, но не всякий мужчина - мужчина. Ключ к полной реализованности, а значит и к обретению полноты жизни не только в том, чтобы познать свою общечеловеческую, но и половую предназначенность. И строго следовать этой предназначенности значит не принижать, не ограничивать свое личностное, а - соответствовать ему. Объективированность человека воплощена в биологической форме и следует во многом именно ее законам, в том числе и закону сохранения вида. Чтобы обеспечивалось выживание биологического вида, в нем должны сочетаться два свойства: свойство устойчивости и свойство изменчивости. Первое не дает виду выродиться в нечто, что отрицало бы предыдущую видовую принадлежность. Т.е. сохранить основные видовые признаки. Второе - обеспечивает развитие вида и его приспосабливаемость к перемене внешних условий видового бытия. В отношении человека (как впрочем и многих других биологических сущностей) Природа поступила мудро: она разделила эти свойства по половому признаку. Устойчивость человеческого рода обеспечивает женское начало, изменчивость - мужское. Мы можем быть трижды женоненавистниками или феминистками, но не cможем отрицать очевидные факты, подтверждающие это. Достаточно обратиться к самому элементарнейшему примеру. Вспомните свое школьное детство. Кто в большинстве своем отличался учебной прилежностью и чьи фотографии висели на стендах "Наши отличники"? Ну конечно же, девочки! Мальчики - лишь исключение. Однако парадокс: такого же обилия женских портретов Вы не найдете в галерее, которую мы условно назовем: "Выдающиеся люди человечества". Нужны ли Вам, чтобы подтвердить это, статистические сопоставления? Объяснение этого парадокса именно в половом распределении ролей. Когда речь идет об усвоении и передаче устоявшихся знаний, навыков человечества, то наиболее приспособлено к этому женское начало. Когда же речь идет о движении вперед за поле освоенного, тогда безусловно верх берет мужское начало. И остается лишь принимать как факт, что выдающимися могут быть те, кто сохраняет, и те, кто обновляет, но в человеческом сознании особо ценились пока лишь вторые. Изменить эту ролевую роспись в принципе, как общее правило, невозможно. И в ней нет ничего умаляющего или возвышающего один пол над другим. Это именно предназначенность различия. Но одно не может существовать без другого, ибо именно различие обеспечивает целостность. И в этом равнозначие отличий. Изменять эту ролевую роспись в каждом индивидуальном случае - значит идти против предопределенного общим правилом, значит открывать в себе свободу реализации начала, не соответствующего индивидуальной физиологической предопределенности. Полная гармония личностной реализованности достигается лишь в гармонии со своей сущностной, том числе и половой предназначенностью. Там где это не совпадает, все равно прорывается в женоподобных мужчинах или мужеподобных женщинах. При этом натура бывает столь сильна, что даже заставляет человека идти на прорыв обстоятельств своей внешней половой принадлежности - хирургическую смену пола. Воистину всякая женщина человек, но не всякая женщина - женщина. Что относится, естественно, и к мужчинам. Так что же значит быть женщиной, быть мужчиной, чтобы быть в гармонии со своей предназначенностью? Конечно же, если говорить только о специфическом, опуская общечеловеческое. Быть женщиной значит: - быть сексуально привлекательной, чтобы постоянно активизировать стремление мужчины инициировать продолжение рода; - быть побуждением в реализации мужского творческого начала; - быть матерью, хранительницей семейного очага и традиций, быть началом воспроизводящим применительно к человеческому роду; - нести в себе сдерживающее начало, благодаря которому разрушение созданного при творении нового не станет ведущей тенденцией цивилизации. Быть мужчиной значит: - нести в себе развивающее, творческое начало (в том числе и сексуальное) и привлекать им; - выступать силой, оберегающей женскую предназначенность; - защищать человеческий род от губительной изменчивости внешних условий. У меня спросили У меня спросили: "А если женщине природа не дала сексуальную привлекательность, но в остальном она именно женщина и осознает свою предназначенность?" Если в ней живет Женщина, она сама инстинктивно найдет как привлечь к себе желание мужчины. И как сделать это знает только женщина. Я же знаю только одно: сексуальное стремление, стремление женщины привлечь к себе, а мужчины обладать женщиной не есть стыдное. Оно в самом сущностном начале человека, так зачем подавлять его ханжески показным равнодушием к другому? И есть много сексуально талантливых людей, которым дано пробуждать в партнере совершенно неизведанную им гамму переживаний и чувств, дарить потрясение глубочайшей реализованности (оргазм и есть переживание реализации одного из важнейших начал человека). И это зависит не только от половой потенции, это зависит прежде всего от способности человека и в совокуплении быть подлинным творцом, заставляющим звучать в партнере все струны чувственных переживаний, которые еще молчали. Назад к содержанию Книга вторая Человек в социуме Назад к содержанию 9.Социальное обустройство, политика Отказываясь от обустройства общественной жизни, ты рискуешь тем, что тебя самого используют как кирпич для возводимого кем-то здания. Сколько бы ни было сильно личностное начало в человеке, он - существо общественное и его бытие вне форм социального общебытия просто невозможно. Именно поэтому обретение гармонии сосуществования этих двух начал в человеке и есть одна из ведущих линий развития человечества. К тому же и самых трагических линий. Во всяком случае, именно за обустройство человеческого общежития (будь то создание, разрушение, или сохранение империй, государств, общественно- полититических систем), за национальное самоутверждение люди заплатили самую высокую цену. Цену, в сравнении с которой все моровые язвы, эпидемии и стихийные бедствия, включая библейский потоп по своим последствиям не более, чем легкий насморк. Я говорю, что человечество уже накопило достаточный опыт жизни в самых различных формах социального общежития, чтобы адекватно оценить историческое место всего того, что уже испытано историей: деспотия, античная демократия, монархия, теократия, аристократия, олигархия или демократия. А главное, человечество кажется все же стало понимать, что для утверждения приемлемых форм общественного сосуществования не обязательно отправлять к праотцам тех, кто хотел бы чего-либо иного. Именно этот опыт и дает основания судить, что величайшей социальной революцией грядущего века будет утверждение персоналистического начала в общественном обустройстве. Однако это не будет победой индивидуального начала над общественным в смысле смены приоритета: подавление "Мы" "Я" сменится подавлением "Я" "Мы". Сущностью персоналистической революции в ее социальном переложении станет утверждение в сознании большинства необходимости равноправного и гармонического сосуществования всех элементов человеческой цивилизации: личности, общества в целом, государства (как особого механизма организации социальной жизни), социальной корпорации (классы, общественные группы, партии, производственный и собственнические коллективы и т.д.) и семьи. Иначе говоря, уже в грядущем столетии, приняв этику Категорического Универсума, большинство человечества осознает, что динамичное и непротиворечивое развитие цивилизации может быть эффективно обеспечено только на основе равенства прав и взаимообязательств друг перед другом личности, общества в целом, государства, корпоративной группы и семьи. На смену традиционной формуле, которая на протяжении тысячелетий была в основании большинства человеческих общностей "Бог, Отечество, семья, личность" придет формула не соподчиненности, а равенства: Бог=Человек=Семья=Социальная группа=Общество И только такая гармоническая формула, такое неиерархированное расположение ценностей может приблизить нас к полной гармонии общественных отношений, к подлинному освобождению творческого начала человека от подавляющего всевластия общего. Естественно, что неиерархированная структура социума, основанная на равенстве ее составляющих, возможна только в условиях демократии. И, к счастью, человечество в большинстве своем уже достаточно созрело к принятию именно демократии в качестве основы общественного обустройства. Причем демократии либерального толка, основанной в отличие от античной демократии на определенной независимости личности от государственной власти. Одному из умнейших людей уходящего столетия У.Черчиллю принадлежит изумительный по своей глубине афоризм: "Демократия - худшая из всех существующих форм власти. Если бы все остальные не были еще хуже". Разгадка парадокса этого утверждения - в нас самих. Главенство личного начала в человеке всегда приводит к тому, что забота об устройстве общественного его бытия приходит лишь тогда, когда оно угрожает самой личности. Построить же общежитие, в котором были бы учтены частные интересы, можно, лишь непосредственно участвуя в его обустройстве. Отсюда тяга человечества к постоянному расширению представительства в делах управления обществом. Отсюда же и постоянные разочарования в демократии. Любопытно, что разочарованность демократией переживается всегда сильней разочарованности другими формами общественного обустройства. Возможно, это происходит потому, что разочарование в других еще оставляет надежду на приход лучших, разочарование же в своей способности не оставляет никаких надежд. Однако если оставить в стороне афоризмы, то следует признать, что демократия действительно вполне закономерное явление в жизни человечества, безусловное следствие его социально-экономического и нравственного развития. Главными предпосылками утверждения демократического сознания стали прежде всего: - экономический прогресс, обеспечивший возможность индивидуального воспроизводства жизни и обеспечивший относительную независимость этого воспроизводства от общества; - осознание губительности идеологии классовой борьбы, которая предполагает общественное устройство, основанное на подавлении одной социальной группы другой, а не на их сосуществовании; - нравственный прогресс, основанный на осознании величайшей ценности индивидуальной жизни и равенства всех жизней "по происхождению", т.е. избавление от химер сословной предопределенности. В связи с разговором о доминирующей тенденции обустройства общественной жизни нам неизбежно придется затронуть один из самых принципиальных вопросов общественного развития - вопрос о сущности и природе собственно политической жизни. Тем более, что к самому понятию "политика" на уровне обыденного сознания давно уже сформировалось устойчиво негативное отношение. Традиция преподносит образ политики как непременно грязного действа, связанного с низменным, идущим еще от состояния первобытности стремлением доминировать, властвовать над сородичами. При этом обыденное сознание упускает важнейшую тенденцию в эволюции самой природы политической жизни. Насильственный, властный элемент политики имеет прямую связь с разобщенностью социумов, будь то сословная или классовая разобщенность. Однако по мере утверждения в общественном сознании идей не классового и социального антагонизма, а равноправного представительства и органического сосуществования в обществе различных социальных групп, меняется и сама природа политической жизни. Эта эволюция также связана с тем, что по мере развития и практической реализации идей представительства (со времен античной демократии и средневекового парламентаризма) все более широкие слои общества постепенно втягиваются в отправление власти, по крохам нарабатывая опыт участия в общественном управлении. Оно же в свою очередь по мере исторического прогресса приобретает все более черты самоуправления. И если изначально в самом существе политики, как особой сферы общественной жизни, действительно доминировал момент классового, сословного использования власти, то сегодня политика все больше лишается социальной противопоставленности и все больше приобретает черты обыденного участия представительских элементов в делах государства на основе стремления к Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |