рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия

21. Концепция развития науки постпозитивима. «Статичность» создаваемой ими картины науки, невозможность адекватного отражения ни генезиса знания, ни закономерностей и динамики развития науки в целом привело к тому, что к середине ХХ века потенциал этих систем оказался в значительной степени исчерпан. Попытка исправить сложившееся положение была предпринята представителями нового направления в философии науки – постпозитивизма, основоположником которого выступил английский философ Карл Поппер. Понятие «постпозитивизм» охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Условно можно выделить два основных направления (естественно, обнаруживающих между собой общность): релятивистское, представленное Томасом Куном, Полом Фейерабендом, Максом Полани; и фаллибилистское, к этой группе следует отнести прежде всего Карла Поппера и Имре Лакатоса, а также Дж. Уоткинса, Дж. Агасси, Дж. Фетзера. Представители первого течения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания уделяют большее значение социальным факторам развития науки, философы второго – строят философские концепции исходя из тезиса о «погрешимости» научного знания, его неустойчивости во времени. Постпозитивизм не ограничивается статикой знания, но видит основное назначение философии науки в исследовании процесса развития, «роста» знания. Общим для этого направления является признание важности мировоззренческих, философских, метафизических основ научных теорий. В противоположность неопозитивистскому антиисторизму, постпозитивизм стремится осуществить синтез логико-методологического и историко-научного методов анализа научного знания. Взамен разработки идеальной модели познания постпозитивизм обращается к его реальной истории, демонстрируя зависимость познавательного процесса от общества и от познающего индивида. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов. Сумма идей, лежащих в основе философских работ обсуждаемого направления, может быть представлена следующим образом . 1. Теоретическое понимание науки возможно лишь при построении динамической картины научного знания. 2. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирический и теоретический уровни, любое эмпирическое утверждение является теоретически нагруженным. 3. Философские (онтологические и методологические) концепции имеют тесную связь с конкретно-научным знанием. Философия не только стимулирует развитие науки, но философские утверждения органически входят в «тело» науки. 4. Динамика научного знания не является строго кумулятивным процессом, научные теории независимы друг от друга и, как правило, несопоставимы, несоизмеримы. 5. Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких «ближних» задач: лучшего понимания определенных феноменов, решение большего числа научных проблем, построение более простых и компактных теорий и др. 6. В качестве метода разработки историко-методологической модели науки выступает совокупность различных подходов к ее анализу: историко-научный, етодологический, науковедческий, психологический, социологический, логический и др. При этом логический метод по меньшей мере не имеет доминирующего характера.

22. Концепция развития науки постструктурализма.

С конца 60-х – начала 70-х годов происходит переход к новому этапу развития структурализма – постструктурализму (70-80-е годы). Знание лишается ореола объективности, трактуется как средоточение социальных и политических сил, как воплощение стратегий власти, принуждений и побуждений. Акцент в исследованиях структуралистов смещается с анализа объективных нейтральных структур к анализу всего того, что лежит вне структуры, что относится к ее "изнанке". Постструктурализм нацелен на выявление парадоксов и апорий, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, на преодоление структуралистического аисторизма и лингвистического редуцивизма, построение новых моделей смыслообразования, создание новой практики "открытого" чтения, преодолевающей аналитические истолкования. Главные представители постструктурализма – Деррида, Делез, Лиотар, Бодрийар, Блум, де Ман, Миллер идр. Подобно структурализму, пострукттурализм не образует организационного единства и не имеет общей программы, существует определенная общность проблемного поля и подходов к проблемам. Среди ориентаций внутри постструктурализма особенно важны две – с акцентом на политическую реальность: "нет ничего кроме текста" (Деррида) и "все в конечном счете – политика" (Делез) . Одной из главных задач постструктурализма является критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка влсти и власти языка. Одним из наиболее ярких представителей постструктурализма считается французский философ Жак Деррида (р.1930).

23. Концепция развития науки в феноменологии Феноменология - философское течение, главным направлением которого является: -стремление освободить философское сознание от натурфилософских установок; -достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании; -выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938). До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте. Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов. Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт сознания; - созерцание феноменов как очевидных данностей. Посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого сознания»). Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логически. Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в экзистенцианализме и герменевтике.

24. Концепция развития науки в герменевтике Герменевтика - способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках). Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл. Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций. -У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей. -В 20 веке Герменевтика оформляется в одну из основных методологических процедур философии: · в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение. · у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей методологии, соединившись с диалектикой. Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание. Герменевтика для Г. - прежде всего мыслящая практика. Ее задача - понимание предмета в его уникальности и конкретности, в определенности "здесь" и "теперь". Это чисто культурологическая проблематика.


25. Концепция науки франкфуртской школы ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930-х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления. Для наиболее видных представителей Ф.Ш., к числу которых принадлежат Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, в определенные периоды своего творчества Фромм и Хабермас, а также А. Шмидт, О. Негт, характерна разноплановость научных интересов и поливариантность решений ставившихся исследовательских задач. Но общность в постановке изучаемых проблем дает основание относить их теоретическую и практическую деятельность в области социальных исследований к единому направлению. К числу основных вопросов, изучавшихся представителями Ф.Ш., относятся такие, как анализ философских, мировоззренческих и методологических оснований социальной теории, что, в свою очередь, приводило к пересмотру традиционного для классической модели социального знания разрыва объекта и субъекта познания и ориентировало в направлении поиска методов познания не только общих, типичных, но и уникальных явлений социальной действительности, взятых в их неповторимой индивидуальности; включение в сферу социологического анализа общих проблем культуры и связь их с политической практикой; преобладание, в противоположность неопозитивистским устремлениям, "гуманистической" ориентации с ее интересом к проблемам человеческой личности. Идя от критики "традиционной теории" и образа науки, характерного для их времени, и основываясь на принципах однозначной социокультурной детерминации теоретических представлений, франкфуртцы приходят к критике реалий современного общества. При этом они не видят каких-либо зачатков нового миропорядка в существующих конкретных социальных системах. В соответствии с общими установками франкфуртцев, поиск факторов, использование которых могло бы облегчить участь современного общества, современной культуры, ведется в сфере субъективности, хотя постоянно подчеркивается ее социальная обусловленность. Уже в первых исследовательских проектах франкфуртцев намечается сближение с методикой и техникой психоанализа. В глубинных структурах личности ведется поиск причин, определивших и определяющих характер и направленность развития человеческой цивилизации.

26, 27. Понятие и виды научной революции Научная революция - это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, который отражает более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резкое изменение системы методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критика старых и утверждение новых ценностей познания. Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. А) XVII-XIV века – классическое естествознание; первая революция революция: 1. выработка идеалов научности; 2. приобретение дисциплинарной организации. В) Неклассическое естествознание. Конец XIXв – I половина XXв.; 2 революция: 1. понимание относительной истинности теорий, учет особой роли средств наблюдения.

С) Постнеклассическое естествознание. Последняя четверть XX века; 3 революция: компьютеризация естествознания, распространение междисциплинарных исследований, широкое освоение идей эволюции и историзма. Этап же научной революции сменяется периодом эволюционного развития науки.

28, 29. Понятие «научно-технической революции». 29. Роль НТР в развитии общества.

Большие возможности для прогресса цивилизации создаются развернувшейся в мире революцией в науке технике (НТР). Если первая великая революция в производительных силах была связана с возникновением производящей экономики, вторая – с переходом от ручного труда к машинному, то научно - техническая революция знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному и, следовательно, приводит к коренному изменению места человека в производстве. В отличие от производства машинного, создаваемое НТР автоматизированное производство является четырехзвенным, когда к прежним трем звеньям добавляется управляющее устройство. Развитие автоматизированного производства связано с совершенствованием электронно-вычислительных машин, с появление робототехники, гибких автоматизированных систем. Автоматизация вытесняет человека из непосредственного процесса материального производства и меняет его производственные функции. Человек становится «рядом» с производством как его контролер и регулировщик. Использование новых технологий и материалов в различных отраслях общественного производства, автоматизация производственных процессов и интеллектуализация труда, быстрое совершенствование и миниатюризация информационной техники, информатизация производства создают качественно новые производительные силы, способные принципиально изменить весь образ жизни людей на основе огромного роста производительности общественного труда, экономии времени и, следовательно, увеличения свободного времени в обществе, развития творческой деятельности людей. Все это позволяет с полным основанием сказать, что научно-техническая революция - процесс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни, а не только область науки и техники. Но, конечно, научно-технические достижения являются исходными, ибо именно они определяют новые возможности для человеческой деятельности, мощь используемых средств. Социальная природа НТР выражается и в порождаемых ею противоречиях – в неоднозначности ее влияния на природу и общественную жизнь, которое может быть и положительным и отрицательным. Здесь многое зависит от социальных условий ее развития, контроля общества над использованием ее достижений.

30. Понятие «метод» и его аспекты

МЕТОД (греч. methodos—буквально “путь к ч.-л.”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. М. как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы. Философия, в отличие от конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания — материалистическую ди-алектику. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального м^ира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектике-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и метафизике.

31. Понятие «методология» и её виды Методология науки – специфическая область знания, занимающая промежуточное положение в иерархии познавательных сфер между конкретными науками и философией. Поэтому методология наук не входит специально в предмет исследования конкретных научных дисциплин. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Метод (с греч. путь, исследование) – способ достижения определенных целей, совокупности приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Хотя методология вырабатывает общие подходы и принципы, она не дает готовый рецепт нового знания. Она указывает на возможные варианты решения проблемы и на тупиковые пути. Методология, как учение о познавательной деятельности, может выражаться в двух основных формах: дескриптивной и нормативной. Дескриптивная методология – это история отношения научного знания. Ее называют также первичным уровнем рефлексии или самосознания определенной науки. Нормативная методология – учение об общезначимых путях познавательной деятельности, сформулированных в форме методологических принципов. Нормативная методология рассматривается как феномен явного самосознания науки , явная рефлексия. Существуют еще понятия «протометодология». Это интуитивный выбор пути познания, на основе индивидуального познавательного опыта. Различают еще формальную и содержательную методологию. Предмет формальной методологии – это язык и логика научного познания. Формальная методология в основном занимается решением проблем обоснования научного знания. Она характерна для позитивизма и неопозитивизма. Предмет содержательной методологии – это зарождение нового знания и его рост. Она характерна для постпозитивизма. В методологии можно выделить три уровня: 1. философский 2. общенаучный 3. частнонаучный

Философский уровень методологии близок к проблемам гносеологии. Общенаучный уровень методологии есть специфический синтез частнонаучного знания и философского знания. Частнонаучный уровень методологии есть синтез общенаучной методологии и системы знаний частных наук. Методология научного познания связана с тремя основными традициями философского учения в познании: сенсуализмом, рационализмом, агностицизмом.

Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Если раньше понятие методология охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне-дифференцированная и специализированная область познания.


32. Наблюдение и эксперимент как методы эмпирического иссл-я. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. М.э.и.:1.Наблюдцеленаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органы чувств. Н. может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и др. тех-ми устройствами. Основн. требов-я к научному н.: однозначность замысла; возможность контроля путем либо повторного н., либо с помощью др. методов. Важным моментом н. яв-ся интерпретация его результатов- расшифровка показ-й приборов. 2.Экспер-нт- активное и целенаправ-ое вмешательство в протек-е процесса, соотв-щее измен-е исследуемого объекта или его воспроизвед-е в спец-но созданных контролируемых усл-ях, определяемых целями э. Основные особенности э.: а) более активное отнош-е к объекту исслед-я, вплоть до его измен-я и преобраз-я; б) возмож-сть контроля за поведением объекта и проверки рез-тов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исслед-я; г) возмож-сть обнаруж-я таких св-в яв-ий, кот-ые не наблюдаются в естествен. усл-ях. Виды э. весьма разнообразны. По своим ф-м выделяются исследов-ские, проверочные, воспроизводящие э. По хар-ру объектов различают физ-кие, хим-кие, биол-кие, соц-ные. Сущ-ют э. Качеств-ные и колич-ные. Широкое распр-е в сов-ой науке пол-л мысленный э. – с-ма мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. 3.Срав-е – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, т.е. их тождество и различия. С. предметов в классе осуществляется по признакам, сущ-ным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. С. яв-ся основой такого логич-ого приема  как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть – выявл-е общего и особенного в познании различных ступеней развития одного и того же яв-ия или различных сосущ-их яв-ий. 4.Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании рез-тов опыта с помощью опред-ых систем обозн-я, принятых в науке. 5.Измер-е –совокупность действий, выпол-мых при помощи опред-ых средств с целью нахожд-я числов. знач-я измеряемой вел-ны в принятых ед-цах измер-я.

33. Анализ и синтез как общелогические методы познания. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся а. и с. А. –реальное или мысленное раздел-е объекта на составные части и синтез – их объединение в единое органическое целое, а не в мех-й агрегат. Рез-т синтеза – совершенно новое образование. Применяя эти приемы иссл-я, следует иметь в виду, что, во-1-ых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой обл-ти знаний есть свой предел чления объекта, за кот. мы переходим в иной мир св-в и закономерностей. Во-2-ых, разновидностью анализа яв-ся также раздел-е классов предметов на подклассы – их классиф-ция и периодизация. В-3-их, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некот-ые виды научной деят-ти яв-ся по преимуществу аналит-скими или синтет-скими.

34. Абстрагированиее и обобщение. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся а. и о. Абстраг-е – процесс мысленного отвлеч-я от ряда св-в и отнош-й изучаемого яв-я с одновременным выдел-ем интересующих исслед-теля св-в. В рез-те этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», кот. яв-ся как отдельно взятые понятия и категории так и их с-мы. Наиболее развитыми из них яв-ся мат-ка, логика, диалектика, фил-фия. Выяс-е того, какие из рассматриваемых св-в яв-ся сущ-ми, а какие второстепенные- главный вопрос аб. Обобщение – процесс установл-я общих св-в и признаков предметов, тесно связано с аб-ем. При том м. б. выделены любые признаки или существенные.

35. Индукция и дедукция. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я.3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся и. и д. Индукция – движение мысли от единичного к общему и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположны, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный х-р. Инд-ые обобщения обычно рассматриваются как опытные истины. Из видов ин. общ. выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную, мат-ую. В логике рассматриваются также инд. методы установления причинных связей – законы инд-ии. К ним относятся методы: ед-го сх-ва, ед-го различия, сходства и различия, сопутствующих измен-й и методов остатков. Харак-ная особен-сть д. заключ-ся в том, что от истинных посылок она всегда ведет к достоверному истинному заключ-ю, а не к вероятностному. Д. умозакл-я позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуж-я, без обращения к опыту, интуиции здравому смыслу.

36. Системный подход и его применение при изучении природы и общества. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогические методы и приемы исследования. К общелогическим методам и приемам исслед-я отн-ся с.п. С.п.–сов-сть общенаучных методологических принципов, в основе к-ых лежит рассмотр-е объектов как с-м. К числу этих требов-й относится: а) выявл-е завис-сти каждого эл-та от его места и ф-ий в с-ме с учетом того, что св-ва целого несводимы к сумме св-в его эл-тов; б) анализ того, настолько повед-е с-мы обусловлено как особен-тями ее отдельных эл-тов, так и св-ми ее структур; в) исслед-е механизма взаимод-я с-мы и среды; г) изуч-е хар-ра иерархичности, присущей данной системе; д) обеспеч-е всестороннего многоаспектного опис-я с-мы; е) рассмотр-е с-мы как динамичной, развивающейся целостности.Специфика с.п. опред-ся тем, что он ориентирует исслед-е на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее мех-змов, на выдел-е многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теор-кую картину. Важным понятием с.п. яв-ся понятие «самоорганизация». Данное понятие хар-ет процесс созд-я, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся с-мы, связи меджу элементами к-ой имеют не жесткий, а вероятностный хар-р. В современной науке самоорганизующиеся с-мы яв-ся спец. предметом исслед-я синергетика, общенаучной теории самоорг-ции, ориентированной на поиск законов любой природы - природных, соц-ных, когнитивных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.