![]() |
|
|
Философия52. Взаимодействие объекта и субъекта в научном познании. Понятие «субъект познания» было введено в западно-европейской философии для характеристики знания и познания. Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания, источник активности, направленной на объект. В качестве субъекта может выступать отдельный индивид, коллектив, социальная группа, класс, общество в целом. Как элементы системы «субъект» выступают различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры. Общество является универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех уровней. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. В материалистической философии субъект рассматривается как материальное предметное существо. Объективные идеалисты под субъектом познания понимают обезличенное мышление: мировой дух, идея, абсолютная идея. Субъективные идеалисты под субъектом познания понимают мышление человека. Объект познания также по разному понимается философами. Для материализма в качестве объекта познания выступает природа и общество. Объект познания в философии объективных идеалистов – это мир, созданный мировым духом, идеей, абсолютной идеей. Объектом познания для субъективного идеализма является содержание ощущений, идей субъекта. Говоря о взаимодействии субъекта с окружающей средой, мы должны рассмотреть понятие практика. Для объективного идеалиста Гегеля практика – это волевая деятельность абсолютной идеи. Для субъективного идеалиста Беркли практика – деятельность, обусловленная волей, интуицией субъекта. Для материализма практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Объект является источником познания, он определяет содержание знаний. Активность субъекта, его практика, являются основой развития познавательного отражения действительности. Важнейшие характерные черты практики как гносеологического феномена: 1. целенаправленность; 2. предметно-чувственный характер; 3. преобразование материальных систем. Во взаимоотношении субъективного и объективного в структуре практики, определяющим является объективное. Наличие идеального, субъективного в практике не отрицает того, что в своей основе практика есть материальный процесс. Будучи материальной основой познания, практика является и его конечной целью. Под объектом в гносеологии надо понимать не любой фрагмент реальности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта, который вовлекается в деятельность субъекта и становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта. «Субъект» и «объект» как парные категории выражают единство противоположностей. Разрешение противоречий между субъектам и объектом происходит посредством практического изменения объекта субъектом. Субъект – объектное отношение, позволяет раскрыть механизм социальной обусловленности познавательного процесса. 53. Научное творчество как двигатель развития науки ТВОРЧЕСТВО - конструктивная деятельность по созданию нового. Важнейшие виды (и результаты) Т. - открытие и изобретение. Открытие устанавливает ранее неизвестные в науке объективные закономерности, явления, свойства, эффекты, вносит коренные изменения в существующие научные знания. Изобретение связано с применением открытий или уже известных законов для создания новых систем, их отдельных компонентов. Открытие касается того, что уже существовало или существует в реальном мире (Колумб открыл Америку); изобретение творит то, чего на данный момент времени нигде нет (Б. Франклин изобрел громоотвод), и, следовательно, формирует так называемый искусственный мир - мир техники и новых социальных отношений. Таким образом, в процессе Т. не просто возникают новые предметы, но происходит развитие сущностных сил человека, он преобразует не только внешнюю среду, но и самого себя. Научное творчество, реализуемое в рамках нормальной науки, по своему характеру напоминает "решение головоломок", построенных по принципам кроссворда или шарады. Здесь задаются некоторые условия или параметры задачи, алгоритм которой непременно предполагает ее принципиальную решаемость при умелом использовании существующих теоретических и методологических образцов. При этом статус подобных головоломок отнюдь не определяется реальной когнитивной или практической значимостью проблемы, но лишь теми возможностями, которые они предлагают для проверки изобретательности и мастерства ученого. Кун, например, полагал, что цели научного исследования переводятся в плоскость психологических, но не познавательных факторов. "Среди главных мотивов, побуждающих человека к научному исследованию, можно назвать желание добиться успеха, вдохновение от открытия новой области, надежда найти закономерность знания... Более того, хотя результатом исследования является иногда крушение надежд, этих мотивов вполне достаточно для того, чтобы вначале привлечь человека, а потом и увлечь его навсегда". Открытие — это не столько отдельное событие, сколько длительный промежуток времени, в течение которого научный мир приходит к идее о его аномальности. Открытие кислорода в химии может быть связано с тремя именами: К.В.Шееле, Дж.Пристли и А.Лавуазье, где приоритет Лавуазье обеспечивается не столько фактом открытия нового газа, сколько концептуальным обоснованием неправомерности теории флогистона. Классическим примером случайного открытия в науке является открытие рентгеновских лучей, которые едва ли были бы замечены и изучены, не усомнись Рентген в правомерности электромагнитной теории. Тем самым открытие возможно лишь при осознании отклонения от ожидаемого результата. В современную эпоху бурного развития науки и техники, преобразования общественных отношений особенно актуальными становятся вопросы обучения Т., воспитания творческих личностей. Создаются специальные методики решения творческих задач, активизации творческого потенциала человека, возникают соответствующие учебные заведения. Переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности индивида - одна из главных задач любой системы образования. 54. Идеалы и нормы научного познания Идеалы и нормы научного познания менялись со сменой различных этапов развития науки. Поэтому этот вопрос мы охарактерезуем в историческом плане. Ведущее значение в античной философии отводилось сопоставлению знание-мнение, истинность-заблуждение. Знание понималось в едистве с его предметом. Античная философия изучала процесс, посредством которого предмет переводиться в состояние знания. С точки зрения европейской философии (философии нового времени) главная проблема заключалась в связи «я»-субъекта и внешнего мира. Деккарт выделял субъект как отличное от материальной субстанции и логически противоположное ей. Кант постулировал зависимость реальности от самого познания. Объект по Канту существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта. Гегель утверждая диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта сформулировал принцип совпадения диалектики и логики. В ХХ веке аналих проблем теории познания в западной философии рассм. Махизм с позиций идеалистического империализма. С точки зрения логического позитивизма идеалои осмысленности является науное знание. Экзестенциализм критикует теорию познания за излишнюю рациональность. Материалистическая философия идеализировала объективность знания, строгость, проверяемость на практике. 55. Принцип объективности в научном познании. Если понимать объективность знания как наличие в нем элементов знаний об объекте каков он есть на самом деле, «сам по себе», без влияния познавательной системы (человека с экспериментально-теоретическим инструментарием), то этот идеал уходит по мере развития науки. Можно ориентироваться, например, на периодизацию изменениянорм научности знания в тиерминах: классическая наука, неклассическая наука и постнеклассическая наука (соответственно: клас-е, некл-е, постнекл-е научное знание). Наблюдая развитие науки от классического периода к неклассическому периоду, а далее к постнеклассическому периоду, мы видим утрату классического идеала объективного знания. Например, в физике микрочастиц, квантовой механике «наблюдаемую систему» (объект и его окружение) и «наблюдающую систему» (субъект и его инструменты) невозможно разделить ни в экспериментальной ситуации, ни в теоретическом описании. Здесь знание остается объективным только в смысле, придаваемом этому понятию Кантом как общезначимому знанию, имеющему основания в пределах возможного опыта. Понятие «объективное» у Канта поясняется так: «Таким образом, объективное значение и необходимая всеобщность суть тождественные понятия, и хотя мы не знаем объекта самого по себе, но когда мы придаем суждению всеобщность и через то необходимость, то этим самым придаем ему и объективное значение».
56. Принцип историзма в научном познании ИСТОРИЗМ — принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. И. означает такой подход к явлениям, к-рый включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определенного способа теоретического исследования И. есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в к-ром выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. И. предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. И. стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности ее развития (напр., дарвиновская теория эволюции). Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определённые тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения. Важным принципом диалектического метода является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития. В.И.Ленин отводит важную роль этому принципу в социальном познании: “Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь”. Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказывать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие. Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами. 57. Проблемная ситуация в научном познании. Одной из наиболее известных зрелых концепций, представляющих собой актуальную реализацию довольно распространенного понимания науки как некоторой системы , изменяющейся в силу собств имманентной логики является модель роста знания К.Поппера, разработанная им в «Логике научного открытия» и последовательно развиваемое в более поздних работах. Проблема научного открытия является центральной проблемой попперовской эпистемологии , является ядром его концепции, поэтому , анализируя эвристический потенциал логической модели открытия мы преимущественно будем апеллировать именно к этой теории. Исходные принципы построения попперовской модели научного открытия таковы. В духе своей общей позиции Поппер стремился поставить и решить проблему открытия как проблему логики. В этом смысле жоперовский вариант теории научного открытия представляет собой один из многих вариантов философского поиска «алгоритма творчества» Достигается эта цель путем сознательной целенапр работы по устранению субъекта из процесса исторического мышления. Фактический, актуальный процесс зарождения, изобретения гипотезы, или теории, в голове некоего индивида, не поддающийся никакой логической кодификации. Реальная сфера мышления как творчества – принципиально внелогическая стихия могущая быть разве что предметом исследования эмпирической психологии. Исходный момент- процесс, посредством которого открываются новые истины, возводятся теоретические системы,- признается принципиально акцидентальным, алогичным, асоциальным. Акт изобретения- игра личного воображения индивида. Исторический процесс возрастания знания лишен какой бы то ни было направленности, тенденций, ритмов. Его закон-случай. Проблемы, имеющие место в мире саморазвивающегося знания, не предполагают никаких объективных закономерностей, делающих возможным их решение. «Разрядка напряженности» в науке, разрешение проблемной ситуации достигается при помощи перебора всевозможных вариантов гипотез, часть которых случайно приводит к цели, т.е. исключительно благодаря методу проб и ошибок. Это заключение, по крайней мере спорно. Разумеется, нет оснований утверждать, что данная теория сформулирована на языке данных понятий, являлась единственно возможной в определенной исторической ситуации. Всякое историческое событие в науке - итог взаимод-ия многих способствующих ему обст-в. Абсолютной неизбежности именно данного хода событий в истории развития научной мысли, исключающие какие бы то ни было иные возможности развития, не сущ-ет: всегда имеется мн-во тенденций, представл-щих собой не только варианты одного и того же порядка, но подчас и против-ые друг другу. 58. Преемственность в развитии научных знаний. Актуальность для общ-ва проблемы преемственности (далее – п) научных зн-ий прежде всего обусл превраще-м науки в важн фактор общ прогресса. Смысл п хорошо охар-л Гегель в своей Науке логики удержать полож-ное в его отриц-ном, содержание предпосылки в её рез-те это самое важное в основанном на разуме познании, в то же время достаточно простейш размышления, чтобы убедиться в абсол истин-ти и необх-ти этого требования .Логический анализ производится именно и прежде всего с точки зрения удержания полож в отрицательном (что удерживается? как? каким образом?). П в истор плане предстает как более противоречивый зигзагообразный процесс. Поскольку критерии истин ценного, полож-го (выступающие принципами п нового знания), сами проходят проверку временем, практикой и не всегда её выдерживают - постольку п с точки зрения имеет более широкое содержание. Она включает в себя в сфере теории наследование очередными поколениями как научно доказанных истин, так и идей, кот еще предстоит доказать, а такие ошибочных, в том числе и реакционных взглядов в психологии ученых - излишнюю пристрастность к одним и предубежденность против других точек зрения и т.д. Иссл-ие процесса п в историческом выступает важным условней оптимального управления развитием науки и умелого пользования человечеством уже накопленными знаниями об окружающем мире. Подобное же влияние на п знаний об общественных явлениях, законах оказывает и их исторический характер. - Доказательство истинности догадок о будущем затруднено отсутствием или незрелостью нарождающихся отношений, тенденций. Особое влияние на преемственность знаний в науке оказывает интерес господствующего класса в принятии распространении и углубления новых знаний определяемый тем, что в руках последнего сосредоточена политическая власть, экономическое могущество, ему на длительный период историй принадлежит монополия на образование. Каждый этап развития науки в целом хар-ся своим опр фондом накопленных знаний. Однако для социал науки это суждение правомерно в гораздо меньшей степени, чем по отношение к естеств-анию и техн наукам. Если уровни развития естеств-техн знаний в странах с относительно равным экон развитием более или менее сравнимы, то для обществ наук они могут быть весьма различны. Современный этап развития науки требует не только разработки имеющегося наследия о преемственности знаний, но и ставит ряд новых специфических проблем. Одной из таких, является проблема возрастания удел веса принятия нами все большей части научного знания, его оценки лишь на уровне изучений в готовом виде (в силу увел-ия объёма инфии, дифференциации наук), а не на уровне обоснования её истинности или проверки этого обоснования. 59. Предвидение и его роль в науке. Основывающиеся на обобщении теоретических и экспериментальных данных и учете объективных закономерностей развития предсказание наблюдаемых или не установленных еще на опыте явлений природы и общества Н.П. может быть двоякого рода: 1)относительно неизвестных, не зарегистрированных в опыте, но существующих явлений (напр. Предсказание античастиц, новых хим. элементов, месторождений ископаемых и т. д. ) 2) относительно явлений которые еще только должны возник никнуть в бедующем при наличии определенных условий. Н.П. всегда основывается на распространении познанных законов природы и общества на область неизвестных или не возникших еще явлений, где данные законы должны сохранять силу Н.П. неизбежно содержит и элементы вероятностных предположений, особенно в отношении конкретных событий будущего и их сроков. Это обусловлено возникновением в процессе развития качественно новых причинных связей и возможностей, не существовавших ранее, а в применении к обществу – особой сложностью процессов его развития. Критерием правильности Н.П. в конечном счете всегда является практика. 60. Понятие «верификация» в науке. Верификация (с лат. док-во, подтверждение) – как он был сформулирован в Венском кружке, понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. При этом различается непосредственная верифицируемость утверждений, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения к-л положения к прямо верифицируемым утверждениям. Научные положения, содержащие развитые теоретические понятия, относятся к косвенно верифицируемым утверждениям. Верификация – актуальный процесс проверки реальных утверждений и верифицируемость – возможность верификации её условия. Анализ условий и схем верификации выступают в качестве предмета логико-методологического исследования. Термин получил широкое распространение в связи с концепцией анализа языка науки в логическом позитивизме, который и сформировал принцип верификации. 61. Понятие «фальсификация» в науке. Фальсификация (лат. falsus - ложный и facio - делаю)— принципиальная опровержимость любого научного утверждения. научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. В основе Ф. лежит формально логическое отношение, согласно которому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует и множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации принцип Ф, который был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь те высказывания, которые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально нефальсифицируемые утверждения лишаются его. Принцип фальсифицируемости по Попперу выступает критериальным основанием дифференциации науки и философии ("метафизики"). 62. Проблема классификации наук Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом весьма условно можно подразделять на три большие группы (подсистемы) – естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между ними нет – ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Каждая из указанных подсистем в свою очередь образует систему отдельных наук. В связи с междисциплинарными и комплексными исследованиями, проводимыми средствами нескольких научных дисциплин, возникли пограничные науки на стыке разных наук: биохимия, биофизика, геохимия. По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможности использованию. Непосредственная цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. 63. Натурфилософия и естествознание НАТУРФИЛОСОФИЯ (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней Греции). В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе. В Средние века натурфилософия почти исчезает. Отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. В эпоху возрождения начинается новый расцвет натурфилософии, который связан с именами Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Компанеллы, Дж.Кардано, Парацельса, Ф.Патрици. Натурфилософия этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма и гилозоизма. Принцип тождества микро- и макрокосмоса особенно широко используется. Выдвинута концепция целостного рассмотрения природы и ряд других диалектических положений. В 17-18 веках в эпоху господства механистического естествознания натурфилософия отступает на второй план. В немецкой классической философии натурфилософия снова выдвигается в качестве основной доктрины. Современными науками натурфилософия практически нерассматривается. 64. Естествознание как отрасль научного познания ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — наука о при роде; совокупность естественных наук. взятая как целое; одна из трех осн. областей человеческого знания (наряду с науками об об-ве и мышлении). Е.— теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.. По своему содержанию и методу изучения явлении природы Е. может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта — на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы (механические, физические, химические и др.), и на органическое, предмет к-рого составляют явления жизни. Участвуя в выработке естественнонаучной, или “физической”, картины мира, Е., гл. обр. своей теоретической частью (понятия, категории, законы, теории, гипотезы), а также разработкой приемов и методов научного исследования примыкает к философии; оно влияет непосредственно на развитие философии, закономерно обусловливает смену форм материализма в зависимости от создающих эпоху естественнонаучных открытий. С др. стороны, Е. теснейшим образом связано с техникой, с процессом производства. Общий ход развития Е.— от непосредственного созерцания природы (в древности) через ее аналитическое расчленение (15— 18 вв.), закрепленное и абсолютизированное, а потому превращенное в метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (19—20 вв.). Стихийное проникновение диалектики в Е. в 19 в. осложнилось в 20 в. кризисом Е., причины и пути преодоления к-рого указаны Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”. В центре совр. Е. до середины 20 в. стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарных частиц; физика стимулировала развитие др. отраслей Е.— астрономии (космонавтика), кибернетики, бионики, химии, биологии и др. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачу искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности; физика способствует познанию природы химической связи, решению проблем космогонии и космологии. В совр. Е. начинает лидировать уже не только физика, но и целая группа наук (молекулярная биология, кибернетика, макрохимия).. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |