![]() |
|
|
Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)p>87.Соціальний прогноз і глобальні проблемми сучасності.Проблема исторического прогресса является одной из централь- ных во всех значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно философия призвана рефлексивно осмыслить историчес- кий процесс. Но вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к со- вершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден (по крайней мере, экономика служит базой для многих негативных процессов), а состоя- ние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым. По- этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо- речивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че- ловечеством встала задача научиться сочетать изменения в науч- но-технической,социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или при- равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие раз- вития можно на основе анализа различных типов универсальных свя- зей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения рав- нозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые измене- ния типа "вода - пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, ко- торые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Раз- витие - процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступа- тельных изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени (например,эволюция литосферы, экосистем, истори- ческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.). Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое развитие происходит с постоянными отклоне- ниями в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (эволюция приматов или конвер- генции - слияния, синтеза, объединения различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен). Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в определенных условиях в результате действия соответс- твующих причин. Необходимо учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и развитие самой современности: ведь в нас- тоящем противоборствуют различные тенденции, формируются альтерна- тивные возможности будущего развития. Историзм тесно связан с кон- цепцией детерминации явлений. История - не заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные зако- номерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических процессов. В реализации ис- торических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов диа- лектики. В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противо- положными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле- ментов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устой- чивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обес- печивающих существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом. 88.Діалектика класового, національного і загальнолюдського у розв’язанні
глобальних проблемм сучасності. До 88 питання
социальных процессов на основе гуманизации НТП и
коренного переустройства всей системы общественных отношений. Без этого
невозможно решение глобальных
проблем, входящих в третью группу. Первая из них - это проблема
народонаселения. Проблему народонаселения нельзя сводить только к воспроиз-
водству населения и его половозрастному составу. Речь идет здесь в первую
очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных
способов производства материальных благ. Диалекти- ко-материалистическая
социальная философия отвергает мальтузианс- кую концепцию роста
народонаселения, биологизаторский подход к объяснению его воспроизводства. 89.Гуманістична місія соціального прогнозування. Прогнозирование – процесс получения знаний только на основе специальных научных методов. В условиях научно-технического прогресса прогнозирование становиться
составной частью того или иного вида деятельности. Экстраполяционные методы основываются на эмпирически фиксированные законы, то есть на цепочках явлений, которые повторяются. В прогнозировании большую роль играет интуиция, под которой понимается способность угадывать целое до того, как получены все части этого целого способность охватывать в наиболее типовое, что есть важным еще до получения результатов исследования его. Методы моделирования и аналогии. Основу их составляют эмпирическое и теоретическое знание. Отношения аналогии между моделью и оригиналом устанавливаются с помощью гипотезы, которая имеет ту или иную степень вероятности. Прогнозирование, которое основывается на предположениях экспертов, или экспертная оценка. К этой группе относиться индивидуальное интуитивное прогнозирование, консенсус (создание экспертами общей точки зрения на определенный вопрос, касающийся будущего), метод Дельфи (основывается на последовательном опросе экспертов, во время которого каждого из них знакомят с мнением остальных, как следствие – выясняется доминирующее мнение). Социальные прогнозы могут быть разными: поисковыми, нормативными, аналитическими и предупрежающими. Актуальность проблемы прогнозирования в наше время обусловлена такими факторами: 1. Усложнились процессы развития общественной жизни в условиях НТР. 2. Значительно расширились объем и масштабы прогнозтическиой деятельности, количественная и качественная разнообразность объектов прогнозирования. 3. Выросла социальная, экономическая, экологическая, информационная ценность прогнозов. //Моя самодеятельность (пр. - Яша) Гуманистическая миссия социального прогнозирования заключается в том, что в общем случае прогнозирование несет людям пользу, помогает решить их проблемы. 90.Майбутнє людства і реальний історичний процесс. Теоретической разработкой и обоснованием разных вариантов развития
общества и человека в будущем занимается в западном мире футурология. Наиболее характерной чертой эволюции футурологии в последующие года есть то, что существенных изменений перетерпели не детали, а целые теории, которые до недавнего времени считались на Западе общепринятыми. Надежды, что прогресс технологии, роботизация и компьютеризация смогут решить все проблемы капитализма, не оправдались. Поэтому сегодня пересматриваются все концепции индустриализма и связанные с ним многие концепции, которые предрекали наступление «золотого века», всеобщего благополучия для нынешнего поколения. Происходит быстрый переход от оптимистических прогнозов, разработанных в 60-х годах, к пророчествам о неизменной гибели цивилизации вследствие бесконтрольного развития науки и техники. Взгляды на исследование будущего американского футуролога Олвина Тофлера. Тофлер рассказывает, как все более повышается темп жизни, и человек чувствует себя в этом «сумасшедшем мире» все более одиноким. Все чаще он оказывается в состоянии шока. Но это, на его мнение, только начало, поскольку возникает не только шок, а шок от столкновения с будущим. Безвыходность, пессимизм, депрессия – характерные черты многих концепций современных западных социологов и футурологов. Соответственно их представлениям будущее человеческого общества напоминает «страшный суд», где апокалиптические картины будущих катастроф перемежаются с псевдорелигиозными проповедями и пророчествами генетической и духовной деградации человека. 61.Загальна характеристика методів емпірічного рівня пізнанняю Среди методов научного исследования, как уже отмечалось, различаются
методы, свойственные эмпирическому и теоретическому уровням исследования. Один из важнейших методов эмпирического познания — наблюдение. Под
наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной
действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,
свойствах и отношениях изучаемых объектов. Важнейшей особенностью наблюдения является его целенаправленный характер. Эта целенаправленность обусловлена наличием предварительных идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Научное наблюдение в отличие от обычного созерцания всегда оплодотворено той или иной научной идеей, опосредуется уже имеющимся знанием, которое показывает, что наблюдать и как наблюдать. Наблюдение как метод эмпирического исследования всегда связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения). Описание подразделяется на два основных вида — качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей между результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение объектов но каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. В свою очередь, это позволяет широко использовать в науке математические средства и создает предпосылки для математического выражения эмпирических зависимостей. Сравнение используется не только в связи с измерением. В ряде подразделений науки (например, в биологии, языкознании) широко используются сравнительные методы. Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно
самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от обычного
наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание
изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое
явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых
условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при
повторении условий. 62.Методи теоретичного пізнання їх загалльна характеристика. 1) розміщені та упорядковані у просторі і часі дані відчуттів (явища) – самі по собі не дають знань. 2) Розсудок – здатність мислити предмет чуттєвого споглядання, одночасно мислити його в певній незалежності від чуттєвих вражень. Поняття, які дає розсудок: - емпіричні, якщо вних містяться відчуття; - чисті (до яких не приєднуються відчуття, містять лише форму мичлення про предмет взагалі) – є категоріями філософії. Виділив 12 категорій – єдність, множина, цільність; реальність, заперечення, обмеження; ... 3) розум – є здатністю опосередкованого пізнання, що прямо не пов’язане з досвідом, утворює свої поняття – трансцендентальні ідеї (психологічні ідеї – мікросвіт людського “я”,космологічні ідеї – макрокосм, теологічні ідеї). У розумі при спробі мислити світ як єдине ціле виникають суперечності 1) скінченість – нескінченість світу; 2) подільність – неподільність світу; 3) існування свободи – все залежить від природи (необхідність); 4) існування Бога – не існування першопричини світу. ----------------------- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |