рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака

Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака

1. Мировоззрение и его структура

Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он

живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть.

Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении

этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют М.. Оно играет

особую, очень важную роль во всей деятельности людей. М. - это такая

совокупность образов и представлений или система категорий и понятий, кот.

подчинена основным вопросам М-я, определяющем место людей в природе и их

ист. происхожд-е и назначение. Существует два способа освоения мироздания:

1) путем психолог. ассоциаций, через образы и представления; 2) путем

логической системы понятий и категорий. Сущ. 2 уровня М.: 1) эмоционально-

образный-связан с миром ощущений (искусство, мифология и религия); 2)

логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).

Ист. типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мифология (“миф”- легенда) - продукт воображения, попытка людей объяснить

мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д.

Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в

первобытном обществе (мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом

и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия -

культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные

чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в

сверхъестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или

“мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство:

содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос

первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф.

стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Цель Ф. состоит

в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.

--------------------------------------------------------------------------

2. Основные проблемы и разделы философии

К проблемам философии относятся:

- отологические (проблемы бытия, человечества – мате-рия и сознание,

движение и развитие, пространство и время, явление и сущность, причина и

следствие, необходимость и случайность, форма и содержание, качество и

количество, единство и борьба противопо-ложностей, отрицание и отрицание

отрицания, возможность и действительность, часть, целое и система,

единичное, особенное и всеобщее и др.);

- гносеологические (теории познания – чувственное и рациональное

познание, абсолютная и относительная истина);

- аксиологические (вопросы культуры и системы ценностей – природа и

общество, материальная, социальная, политико-правовая, духовная сферы

жизни общ-ва, культура и общ-во, сущность чел-ка, личность и общ-во,

общественное и индивидуальное сознание и др.);

- проблемы истории философии (древнегреческая натурфилософия (Гераклит,

Элеаты, Демокрит), школа Сократа, Платон и Аристотель, Философия

Средневековья, философия эпохи Возрождения, Английские философы XVII –

XVIII (Бэкон, Гоббс, Локк), Декарт и Спиноза, философия франц. просвещ.,

Кант и Фихте, Маркс, Гегель, Фейербах, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)

и др.).

--------------------------------------------------------------------------

3. Функции философии, ее роль в жизни человека и общества

Основные функции философии мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция предусматривает формирование жизненных позиций,

убеждений и идеалов людей и реализуется на двух уровнях: логико-рассудочном

и эмоционально-образном.

Методологическая ф-я проявляется в обеспечении научного и социального

познания выверенными правилами, нормами и методами исследования.

Помимо двух основных ф-й философия исполняет социально-аксеологическую,

культурно-воспитательную, прогностическую ф-и, а также функцию критики,

призванную противостоять догматизму.

Философия есть поиск и нахождение чел-ком ответов на главные вопросы

своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не

знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле

действия которых попадает каждый человек).

--------------------------------------------------------------------------

4. Философия и другие науки

Первые греч. философы были одноврем. и учеными. Философия представала как

наука наук, мать всех наук. Со временем наука отделилась от философии.

Философия обладает собств. понятийным аппаратом и стремится к открытию

закономерностей универсума. Частные науки (физика, химия, матем-ка,

биология, медицина и др.) не интересуются целостным отношением мышления и

бытия, а исследуют специфич., конкретный срез реальности. Философия же

универсальна, ее интересует мир в целом.

Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существ.

объективно. Их не интересует ценностная шкала человеч. смыслов. В философии

особую значимость приобретают аксиологические ориентации.

Философии не свойственна науч. однозначность. Она стремится выяснить

исход. предпосылки любого знания, важен не только достигнутый результат,

но и путь к нему.

Наука опирается на факты и их эксперим-ю проверку. Философия, напротив,

отстоит от сферы повседневности и уносится в сферу поиска смысла жизни.

Конкр. науч. дисц. Могут развиваться, не учитывая опыт др. форм общ.

сознания. А в философии в качестве эмпирической базы и исход. пункта

обобщений принимается совокупный опыт духов. развития человеч-ва, всех форм

общ. сознания: науки, искусства, религии, права и др.

Философия есть русская, немец., англ-кая, франц-кая и др., однако нет ни

франц., ни русской, ни англ. физики, матем-ки или астрономии.

В отличие от науки философия стремится быть ближе к обыденному здравому

смыслу и не отказывается от понятного языка в пользу абстрактных символов

науки.

--------------------------------------------------------------------------

|

5. Древнегреч. натурфилософия. Гераклит, Элеаты, Демокрит

Система данной философии появилась около 6 в. до н.э. Считалось, что мир

появился из к.-л. природного начала (огонь, вода и др.).

Гераклит – мир сравнивается с рекой, «в одну реку не войдешь дважды».

Демокрит полагал, что «мир – это бесконечное движение атомов в пустоте,

они сталкиваются и образуют вещи, затем вещи погибают».

Элеаты рассматривали мир, как шар без пустот. Движения нет.

Гераклит считает, что миром правит логос. Представление о логосе можно

расценить как наивное понимание закономерности. Это было действительно

наивное понимание, т.к. содержательные аспекты логоса Гераклит умел

интерпретировать лишь как связь событий, т.е. исключительно как факт.

Конкретно он имел ввиду, что все в мире состоит из противоположностей,

противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого

все изменяется, течет: образно говоря нельзя дважды войти в одну и ту же

реку. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество.

Например, «жизнь одних есть смерть других», то есть жизнь есть смерть.

Гераклит ещё чрезмерно доверяет миру событий, что определяет как слабые,

так и сильные стороны его воззрения. С одной стороны, он подмечает, пусть в

наивной форме, важнейшие свойства мира событий – их взаимодействие,

связность, относительность. С другой стороны, он еще не умеет анализировать

мир событий с позиций, характерных для ученого, то есть с доказательствами,

понятиями.

Гераклитовская философия тождества противоположностей, противоречий, резко

критиковалась элеатами. Так, Парменид считал тех людей, у кого «быть» и «не

быть» считается одним и тем же и не одним и тем же и для всего имеется

обратный путь (здесь он намекает на Гераклита), «двухголовыми».

Парменид, как и его ученик, Зенон, подобно современным ученым анализируют

мир событий и отсюда делают свои выводы, какими бы фантастическими они не

являлись.

Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они

придумали ряд парадоксов (апорий), которые и поныне вызывают у философов,

физиков и математиков головную боль.

По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить

множественность. Невозможна не только множественность, но и движение. В

аргументе «дихотомия» (разделение на два) доказывается: для того, чтобы

пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы её

пройти надо пройти четверть пути и далее 1/8 пути и так до бесконечности.

Получается, что невозможно из данной точки попасть в ближайшую к ней, ибо

её фактически нет. Если движение не возможно, то Ахилл не может догнать

черепаху и придется признать, что летящая стрела не летит. В таком случае

отсюда, как говорится, «с железной необходимостью» следует, что бытие

единственно, целокупно (не имеет частей) не изменяется, не подвижно, все

существующее есть одно и то же.

Рассматриваемые апории дошли до нас в изложении Зенона. Апории Зенона

опровергали много раз, указывая просто на факты: А догнал В, С летит и т.д.

Элеаты ведь ставят вопрос действительно по научному: если есть движение, то

его надо осмыслить. Конечно, из понимания движения и множественности не

следует, что их вообще нет. Но и хорошего то из этого не было, если нет

способности понять с научных позиций вроде бы довольно очевидные вещи,

механическое движение, всяческого рода изменения. Гераклит потому и

раздражал элеатов, что он не давал не противоречивого объяснения факту

изменения.

Итак, Гераклита прежде всего интересует изменение и движение, их истоки,

причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в

первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что

все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов,

отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставят под

сомнение его реальность. Разумеется, элеаты не доказали, что нет движения,

они показали современникам, что те едва ли понимают содержание движения.

Сами элеаты в понимании движения были на подлинной вершине существовавших в

их эпоху воззрений.

--------------------------------------------------------------------------

7. Философия Средневековья

Религиозный характер философской мысли средневековья.

Эта Ф. получила название схоластика. Испытывала влияние священного писания

библии. Наиболее влиятельный из отцов церкви – Августин Блаженный. Впервые

сформулировал осн. принципы христ. философии. Доказывал, что бог явл.

высшим бытием, бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по

необходимости. Считалось, что истина еже дана в библейских текстах и

необходимо правильно истолковать их. Так как библ. тексты отличались

иносказательным хар-м, то для их толкования требовалась изощренная логика.

Бог един, но троичен в трех лицах: отец, сын и святой дух. Фома Аквинский

- второй святой катол. церкви (томизм, католич. филос. – филос.

крестьянства Запад. Европы): осн. цель отработка основных догматов христ.

вероучения в формах здравого смысла.

--------------------------------------------------------------------------

8. Основные направления философии эпохи Возрождения и их характеристика

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение

культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания

привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и

перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.

Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего, возрождение

проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма,

направленных против христианской морали. Стремление всего живого к

избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть

ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение – высшее благо.

Дж. Бруно провозглашал существование бесчисленных миров. Небесные тела

составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном

пространстве, был противником схоластических методов осмысления природы.

Идея пантеизма (отождествление Бога и природы) лежит в основе всей

философии эпохи Возрождения. Гуманизм – учение о ценности чел-ка (он высш.

цен-ть).

|

6. Школа Сократа. Платон и Аристотель

Сократ хочет понять мир, двигаясь от общего к событиям. В этом отношении

типичным для него явл-ся рассуждение о прекрасном. «Каждая вещь прекрасна

по-своему, но все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как

таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл». Раз общее м.б. обнаружено не

чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил

основы идеализма.

Сократ приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею

обусловлены пригодность и полезность всего остального, в т.ч. и

справедливости.

Он разработал опред. метод – диалектику, состоящую из иронии и майевтики

(рождения мысли, понятия). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала

дает негативный рез-т, но перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь

новых мыслей. И в наше время обмен мнениями, диалог, дискуссия явл-ся

важнейшим средством получения инф-и.

«Познай самого себя, и ты познаешь мир» - Сократ.

Олицетворением объективного идеализма античности был Платон (428 – 348 гг.

до н.э.). Он сформировал структуру мира, связан. с текучим многообр-м

чувственных вещей и одновременно противостоящую этому многообр-ю в мире

идей. Именно в идее, олицетворяющей сущность одноименных ей вещей,

«снимаются» противоречия чувственного мира.

Платон пропагандирует широко распр. на Востоке идею освобождения души от

кругооборота земных рождений в результате благой жизни.

Теория идей Платона: подлинными предметами разумного знания являются не

вещи, а идеи как «подлинно сущее» бытие.

Платон разделяет подлинное знание и мнение, подчеркивая, что без учения об

идеях невозможно никакое достоверное знание.

Идеи обладают абсолютным совершенством – это первопричины. Чтобы открыть

истину человек должен приблизиться к идее.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) был учеником, а затем решительным

противником Платона. Святой № 1 катол. церкви.

Аристотель создал «учение о материи и форме». Самобытное единичное бытие

он называет субстанцией – это такое бытие, кот. не способно пребывать в

другом бытии, оно сущ-ет в самом себе. Мир есть совок-ть субстанций, каждая

из них – некоторое единичное бытие.

По Аристотелю, единич. бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы).

Материя – это возможность бытия и вместе с тем некот. субстрат. Эйдос –

форма – это и сущность отдельного, единич. предмета, и то, что охватывается

этим понятием.

Всякая вещь имеет 4 причины: сущность (форму), материю (субстрат),

действие (начало движения) и цель. Но и действ. причину, и целевую причину

определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи – вещности к

действительности, это осн. динамич. и смысл. содержание вещи.

Материя инертна, чтобы она пришла в движение нужна форма.

--------------------------------------------------------------------------

9. Англ. философы XVII – XVIII. Бэкон, Гоббс, Локк.

Френсис Бэкон (1561 - 1626), пытаясь показать практ. пользу и значим-ть

опытной науки, стал родоначальником англ. эмпиризма (с лат. - опыт).

Основной тезис Бэкона «Знание - сила» подчеркивал сущ-ть и цель новоевроп-й

науки. Материализм Бэкона закл. в убеждении, что основа человеч. знания –

изучение природы. Власть над природой строится на ее познании. Природа

материальна, обладает движением, кот. не исчерп. Только перемещением в

простр-ве, а вкл. в себя внутр. активность. В своем произв-и «О дост-ве и

преумнож-и наук» он предлагает классиф-ю наук, основу кот. сост. глав.

способ-ти человеч. души – память, воображение, разум.

Учение об идолах – образно называя искаженные представления людей о

действит-ти идолами познания, Бэкон предлагает их классиф-ю: идолы рода

(человеч. роду присущи многочисл. заблужд., огранич. и ложные представ-я),

идолы пещеры (свидет-ют о сложности и потаенности субъектив. внутр. мира

чел-ка), идолы рынка (их порождает неправильное употреб. слов, пустые

споры), идолы театра (это все некритич. заимствованные положения из различ.

философ. систем и доктрин, индивиды на сцене вымышленного мира).

Учение о методах – необход-ть разделения природы средствами разума; далее

необходимо выделить самое простое и легкое; затем следует открытие закона,

кот. послужит основ. знания и деят-ти; и лишь в итоге нужно суммировать все

представления, выводы и примеры и получить истин. толкование природы.

В философ. системе Т. Гоббса (1588 – 1679) на перед. план выдвинулись

вопросы соц. философии. Его отношение к теологии хорошо понятно из

изречения: «Пилюли религ. веры следует проглатывать, не разжевывая».

Центром филос. интересов Гоббса явл. чел-к. Объясняя человеч. жизнед-ть и

человеч. душу, Гоббс отдает предпочтение механистическому подходу: жизнь

есть движение членов, сердце – пружина, нервы – нити, а суставы – колеса,

сообщ-е движение всей машине человеч. тела. Любой народ по его мнению

проходит 2 стадии развития: догосударст-ю (естеств-ю) и госуд-ю. Люди в

противоположность естеств., сугубо эстетич. природе чел-ка должны стать на

путь обществ-го договора, ибо даже плохой мир лучше войны.

Воззрения Гоббса были развиты его соотеч-м Джоном Локком (1632 - 1704),

кот. работал над своим основным сочинением «Опыты о человеч. разуме» на

протяж. 19 лет. Осн. содерж. его сочин. была критика врожденных идей. Локк

отрицает даже врожденность идеи Бога, указывая на существ-е атеистов и сам

феномен атеизма.

Локк выд. 2 разновид-ти опыта, объясняющие происх-е всех наших идей: идеи

внеш. опыта мы получ. посредством зрения, слуха, осязания и др. органов

чувств, однако люди могут иметь еще и идеи о своей собств. деят-ти, психич.

состояниях, чувстве радости, печали, гордости – эта деят-ть названа Локком

рефлексией. В деят-ти внутр. опыта познават-е проц. неотделимы от волевых и

эмоцион-х. Вслед за важн. проблемой 2-х родов опыта возникла проблема

первич-х (неотъемл. св-ва всех тел – протяж-ть, форма, движ-е, число и

т.д.) и вторич-х (цвет, звук, запах, вкус – всегда изменчивы) качеств.

Знание Локк делит на интуитивное и демонстративное, кот. в совокуп-ти

образ. умозрительное знание; 3-ю разновид-ть Локк наз. сенсетивным знанием,

т.е. знанием относ. внеш. предметов, получ. нашими ощущ-ми.

Учение о естеств. правах чел-ка (природное равенство, свобода, собств-ть и

присвоение, власть). |

10. Философия Декарта и Спинозы

Главным своим заданием Ф. нового времени предусматривает в разработке и

обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два

противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм

предусматривает, что основное содержание научного познания получается с

чувственного опыта, а рационализм - через деятельность разума.

Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт - своей

методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент

считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-

математическому мышлению.

Декарт был уверен, что ист-м истины м.б. только разум, а не обычаи,

традиции, авторитет. Критериями истины явл. ясность и отчетливость, кот. ум

ищет в самом себе, опираясь на интуицию. Действие, след-е за интуицией, -

дедукция, в кот. в отл. от интуиции есть движение. Интуиция и дедукция – 2

наиболее верных пути, ведущ. к знанию, сверх кот. ум не должен допускать

ничего. Декарт яркий представитель дуализма.

Англ. матер-м имел в значительной мере аристократический характер, его

учение предполагалось для избранных, а фр-е материлисты несут свои идеи в

широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды

преимущественно в форме широкодоступных изданий. Они опирались на широкое

развитие свободомыслие в Англии. Другим важным источником были для них

физический мате-м Декарта, а также мат-е учение Спинозы о природе,

субстанциях и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношению к телу.

--------------------------------------------------------------------------

11. Философия франц. Посвещения.

Дидро и Гельвеций

Фил-я Посвещ. высоко оценив. приоритеты разума. Именно распр-е передовых

идей, прогрессив. знаний, критич-й разум мыслились как осн-я для прогресса

всего общ-ва. Разум и рациональность становятся определяющими идеями фил-и

Просвещ. Одной из осн. целей фил-и данной эпохи была критика религиозной

ортодоксии, принятых на веру и не имеющ. рацион-го обоснов-я религ-х

догматов. Разум и мыслящий рассудок стали единств. мерилом всего сущего.

Важным было отстаивание идеи материалистич. понимания психики, просветит-х

представ-й о природе чел-ка, основ. на разумных началах.

Гл.представителем второго направ-я франц. матер-ма был Клод Анри Гельвеций

(1715 – 1771), кот. считал, что чувств. познание – это только первый шаг

познающего мышления. Наблюдать, обобщать и делать закл-я из чувств. впечат-

й предстоит уму. Гл. его произведение «Об уме» направлено против

религиозной идеологии. Ощущение- фундамент познания, но ум основ-ся на

удачном подборе новых идей. Поэтому основопол. способностью ума следует

считать сравнение. Идеи он разд. на полезные, вредные и безразличные.

Дени Дидро (1713 - 1784) осознал недостатки механицизма. Материя – это

непрерывное движение, всеобщее «брожение» во Вселенной. Поскольку он гл.

движ. силой считает внутр. активность, его матер-зм характеризуют как

энергетич-й. По мнению Дидро, вся природа находится в вечном движении и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.