рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора к канд. минимуму по философии

Шпора к канд. минимуму по философии











Составители:

Гавриков Михаил Александрович

Киселев Михаил Григорьевич



Составители выражают благодарность всем авторам шпор по философии, выложивших свои работы в интернет.
b 1---------- 3

1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура. 3

2. Платон. "Апология Сократа". 3

b 2---------- 3

1. Духовно-практическое освоение мира. 3

2. Философия эпохи Возрождения. 4

b 3---------- 5

1. Природа человека и смысл его существования. 5

2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека, искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский. 5

b 4---------- 6

1. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. 6

2. Основные идеи западноевропейской философии ХVII-ХVIII веков. Новый менталитет, его влияние на создание высоких технологий. 7

b 5---------- 12

1. Метафизические проблемы познания (Бог, душа, свобода и т.п.) 12

2. П.Я.Чаадаев. Философические письма. Письмо первое (Россия и Запад) 12

b б---------- 1. Диалектика научного прогресса и современный мир. ВОПРОС ДУТЫЙ!!!!!! 13

2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях, человеке и его душе. "Идеальное государство", место в нем искусства. 13

b 7---------- 15

1. Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд. 15

2. Ф.Бэкон. "Новый органон" ч. I (сущность эмпирического метода познания) 18

b 8---------- 18

1. Механицизм и математизация науки. Перспективы и трудности. 18

2. Философия Аристотеля. "Первая Философия". Учение о мире и познании. Социально-политические взгляды. Нормативная эстетика. 19

b 9---------- 20

1. Истина и заблуждения в истории науки. Догматизм, релятивизм и конвенционализм. 20

2. "Коперниковский переворот" И.Канта в гносеологии. Этика Канта. 21

b 10---------- 23

1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой философии. 23

2. Н.А.Бердяев. Воля к жизни и воля к культуре (соотношение культуры и цивилизации). 24

b 11---------- 25

1. Субьект и объект в познании. 25

2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции). 25

b 12---------- 27

1. Личность. Проблемы свободы и ответственности. 27

2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). 27

b 13---------- 29

1. Проблема научных революций в современной философии науки. 29

2. Гегель. Энциклопедия философских наук (общий анализ структуры и основных проблем). 30

Билет №14. 31

1. Проблема отчуждения. Исторические трансформации отчуждения. 31

2.      Докритический период в творчестве И.Канта. 32

b 15---------- 33

1. Научные истины и социокультурные ценности. Идеология и социальная обусловленность знания. 33

2. Основные этапы развития русской философии и их характеристика. 34

b 16---------- 35

1.      Формы и методы научного познания. Критерии научности в процессе развития знаний. 35

2. Корпускулярная философия М.В.Ломоносова. 37

b 17---------- 37

1.      Диалектика абстрактного и конкретного в познавательном процессе. 37

2.      Сенсуализм в поисках основы познания и поведения человека (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм). 37

b 18---------- 39

1.      Догматизм, агностицизм, скептицизм и научное знание. 39

2. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Демокрит о человеке, мудрости, культуре. 41

b 19---------- 42

1.      Эстетическая сущность дизайна. 42

2.      Древнеиндийская философия. Буддизм и современный мир. 42

Человек, следующий Дхарме, похож. 42

b 20---------- 47

1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования. 47

2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании. Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм. 47

b 21---------- 48

1.      Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм. 49

b 22---------- 52

1.      Природа и сущность эстетического отношения человека и общества к миру. 52

2.      Система и метод философии Гегеля. Проблемы культуры и истории. 52

b 23---------- 53

1. Биологическое и социальное в человеке. 53

2. Возникновение и развитие философии марксизма. 54

b 24---------- 56

1. Рационализм и наука. 56

2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева. 56

b 25---------- 57

1. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем. 57

2. Р.Декарт. Рассуждения о методе (основные принципы рационализма) 58

b 26---------- 59

1. Роль науки в развитии техники и высоких технологий. 59

2. Философия русского космизма (Н.Федоров, В.Вернадский, К.Циолковский, и.Чижевский). 61

b 27---------- 61

1. Проблемы современного информационно-технического общества.      см. Книги. Вопрос болтологический. 61

2. Русский религиозно-философский "ренессанс" (Н.Бердяев, С.Булгаков, Я.Флоренский, В.Розанов и др.). 63

b 1----------

1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура.


Философия (дословно "любовь к мудрости") - это наука (т.к. есть изучаемый предмет и методы изучения). Сейчас у философии выделяют следующие функции: мировоззренческая, обобщающе-научная, методологическая, тренировка "культуры мышления", альтернатива религии (в философии отсутствуют обряды, ритуалы, в суе упомянуть про Фен Ю Лань). Задачи и функции философии со временем менялись (античность - объяснить мир, ср. века - обосновать главенство церкви, СССР- ... ну и т.д.), но предмет оставался один, мир (в широком смысле). Роль философии в прошлом (колыбель науки), сейчас (гимнастика для ума, заменитель религии). <Проследить путь.> В свете нынешних тенденций философия -"воспитатель" культуры. Культура (личная) - более широкое понятие (мировоззрение, вкус, и т.п.). Путь через философию к культуре один из наиболее простых. философии - первооснова (необходимая, но не достаточная) социальной культуры, хотя вместо философии может. применены мифология или религия.


2. Платон. "Апология Сократа".


Про жизнь и учение Платона и Сократа см. билет 6. "Апология Сократа" - литературное произведение Платона. По сути это монолог Сократа на своем последнем суде. Сократ здесь представляется мудрым праведным человеком, который пострадал за свою праведность. Рассказ имеет следующую эмоциональную окраску: праведного человека за его праведность приговорили к смерти (что, в общем, так и есть, т.к. Сократа судили за его "учение", а не за прочее "Мирское деяние"), хотя он и доказал свою не виновность, но его, все равно приговорили к смерти.


Краткий пересказ произведения (по логическим пунктам):

- После обвинительных речей Сократ признает, что обвинитель говорили с мастерством "чуть было он сам в эти речи не поверил", но все это ложь и я это докажу.

- Сократ извиняется за свой стиль речи, мол к другому на базарах не привык, а переучиваться поздно.

- По сути есть два сорта обвинителей, те что клеветали раньше, и те, что клевещут теперь. Сначала, защищусь от прошлых.

- По сути вся мудрость Сократа - это называть незнанием то что не знает. И беды его от того, что он начиная говорить с "мудрыми" людьми доказывал в результате споров, что этот чел. не мудр.

- В подтверждение приводит притчу, в которой Сократа назвали самым мудрым, и он начал выяснять а не мудры ли другие, так он говорил с политиками, затем с представителями искусства, и с ремесленниками. В результате пришел к выводу, что все они что-то знают лучше других и от того думают, что они самые умные, но это не так и он им это доказал. За это его и не любят.

- Молодые люди, которые слушают его, слушают по собственной воли, денег не платят. Подражают Сократу в спорах, ставя себя мудрыми, хотя на деле у них нет фил. учений, и чтоб прикрыть самих себя клевещут на Сократа.

- Защита с прошлыми обвинителями закончена, начинается защита от нынешних (от Мелита). Текст обвинения "Сократ преступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает другие, новые божества."

- Сначала Сократ доказывает, что он не портит молодежь, по крайней мере сознательно, => на суд его позвать не могут, он может портить молодежь бессознательно (с чем он, тоже не согласен),по не знанию, но за это увещевают, а не приговаривают к смерти.

- Далее доказывает, что он не может верить в другие божества, не веря в богов.

- Считает не приемлемым для себя принимать свою жизнь в расчет, т. к. благородный человек этого не делает (например, на поле брани). Приводит пример из своей жизни, как он с риском для своей жизни (когда пребывал на выборных должностях), отстаивал правду.

- Сократ для Афин, как овод для отъевшегося коня: подгоняет, жалит, исправляет.

- Умолять судей он не будет, т.к. не должно это и оскорбляет как просителя, так и просимого.

- Сократа признали виновным. Он рассуждает, что так и должно быть, коль скоро на слушенее отведен всего один день, и рассеять сложившиеся домыслы за такое время не возможно. В наказание он себе выбирает почести, ну а если серьезно то заплатить он ни чего не может т.к. живет в бедности, но его поручители (в том числе и Платон) советуют предложить 30 мин.

- Сократа приговорили к смерти. Он не огорчился, т.к. гибнет правда, а не он. Пообщался со своими единомышленниками на несколько отвлеченные темы. На прощание, перед смертью он сказал: "Но уже пора идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это никому не ведомо, кроме бога"



b 2----------

1. Духовно-практическое освоение мира.


Функции философии (для этого вопроса важна мировозренческая). Существует Религозное, философское, мифологическое мировозрение. Исхолдя из этих мировозрений человек имеет специфику духовно-практического освоения мира. Ну и далее в книги.


2. Философия эпохи Возрождения.


        Возрождение - философ.и социолог.учения  в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы ; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

        Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение --- высшее благо. На лично благе с троятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека.

        Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

        Мистический - Кузанский - растворение природы в боге. ог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс, единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую направленность, предвосхитил появление бесконечно малях, проблема бесконечности, методология математических понятий для познания природы.  ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.

        Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были:

        1) методы  экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.

        2) детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость.

        3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).

        Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных,  неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с  этим деистическая непоследовательность (деизм-  предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

        Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая сила --- человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате "Государь" дает советы парвителям, предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических целях.При этом утверждение независимости государственных форм общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли (еще Бодэн и Можевский).  Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).

        В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.



b 3----------

1. Природа человека и смысл его существования.


Отсутствует общепризнанное определение "человека". Нет общепризнанного критерия (не видового), по которому человек отличался бы от прочих животных, выделяют умственную деятельность и труд.

Выделяют 3 составляющую человека: биологическая (гены, нервная деятельность и т.п.), психическая (чувства, воображение и т.п.) и социальная (мировоззрение, ценностные установки). Это не механическая смесь, а тонкое, взаимовлияющее сообщество. При исключении одной из составляющих личности ЧЕЛОВЕК не будет. (обосновать существование каждой составляющей и показать их взаимосвязь)

Также Спиркин, выделяют 4ю составляющую: космическую, мотивируя тем, что все мы часть космоса и ноосфера (биосфера) может быть и общекосмической (показать, что определение не ложно, но спорно).

Смысл существования, скорее всего, не дан извне, однако, в разные этапы истории существовали разные ценности. (привести пример смысла жизни: средние века - "служение Богу"; возрождение и просвещение - "активные поиски"; СССР - "служение родине", однако, общепризнанного не было; фантасты - "высшекосмическое", привести пример - Эрик Ф. Рассел "Звездный страж" <повествуется о "Космических мотыльках">, ). Смысл жизни каждый человек выбирает себе сам. Обобщая: смысл жизни - реализовать себя (что именно реализовать - каждый решает сам).


2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека, искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский.


        Традиционно под фразой "средневековье" понимается Европа 10-14 веков, хотя с точки зрения лингвистики в средние века существ. китайская философия, однако, судя по окончанию вопроса речь идет именно о средневековой Европе (всуе, упомянуть про смену династий в это время в Китае)

        Философия средних веков носит название "схоластика". Ее содержание составляла совокупность религиозно-философских учений, которые в противоположность мистике видели путь постижения бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании.

        В тяжелых социально - экономических условиях средневековья наука и философия могли существовать только в стенах церкви (все остальное уничтожалось, а церковь давала защиту) => в итоге наука и философия были подчинены церкви и выживали только те учения, которые были посвящены конкретным теософским проблемам. Хотя свобода мысли отсутствовала, но эпохой застоя фил. мысли средневековье назвать нельзя, например: 1)существенной проблемой средневековья была проблема размежевания функций веры и знания, точного отграничения области каждого из них, то есть вопрос гносеологии; 2) стержневой для всего периода была проблема соотношения общего и единичного. В этих обоих пунктах был достигнут большой прогресс.

        Также, несколько столетий длился спор о природе общих понятий (дом, вообще). "Реалисты" утверждали, что существует понятие "дом, вообще, как идея дома" (помнить, Платона, и то, что учение Августина отдаленно напоминает неоплатоников), а конкретные дома вторичны. "Номиналисты" настаивали на первичности самих объектов, и вторичности обобщения-понятия "дом". Последняя фракция, была своего рода, оппозицией официальной церкви, и из ее рядов вышли некоторые создатели еретических учений. По существу за богословской оболочкой спора скрывался вопрос: что чему предшествует, объективно существующие, чувственно воспринимаемые вещи общим идеям (номинализм) или, наоборот.

        Различают три этапа схоластики (до первого этапа было формирование государств и пр. полит. проблемы, поэтому, было не до философии):

1) Ранняя схоластика (XI-XII вв.) В философском плане ранняя схоластика характеризуется ориентацией на Платона и неоплатонизм^ Наследие Аристотеля и его последователей используется лишь применительно к логическому учению. В этот период сформировались реализм и номинализм

2) Зрелая схоластика (XIII-XIV вв.) Распространение аристотелизма связано теперь уже не только с его логикой, но и с его онтологией. Отношение католической церкви к Аристотелю по мере переработки его представлений в христианско-католическом духе меняется с враждебного к примирительному. Этот период связан с ожиелением естественно научной мысли, и в связи с этим с формированием "теории двойственной истины" как выражении стремления к автономии философии и науки по отношению к вере и религиозному влиянию.

3) Кризис схоластики (XV-XVIII вв.). К средневековью не относится.


Теоцентризм стал доминирующим. В основе всего стоит Бог, Бог всем управляет. Мир - творение Бога, которое постоянно поддерживается волей божьей. Мы говорим о мире, значит мы, в том числе говорим о Боге (персонифицированном). Человек создан по образу и подобию Бога. Прекрасно только то, что божественно, а божественно, все то, что прекрасно (причем, первое утверждение главенствующее, т.е. "аморальные" произведения искусства не прекрасны, и их должно уничтожать). Существовали "вариации на тему", но основные каноны не переступались.

Августин Блаженный и Фома Аквинский выделены как основатели краеугольных учений. Августину Блаженному мы обязаны теоцентричностью мироздания. Фальсифицируя Аристотеля, стремились переделать учение последнего на манер Августина. Фома Аквинский - систематизатор и идеолог схоластики.


        Августин (354-430) - выдающийся мыслитель, заканчивающий историю духовной культуры Рима и всей античности и заложивший фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Оставил после себя большое литературное наследие.

        УЧЕНИЕ О БЫТИЕ Августина близко к неоплатонизму. Все сущее есть благо т.к. оно существует. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, напротив, благо есть субстанция (т.е. зло - это отсутствие блага). Бог есть источник бытия, красоты, блага. Мир создан Богом и благодаря последнему и поддерживает свое существование. Мир единственен. Бытие Бога можно вывести из самосознания человека, а бытие вещей из обобщения опыта. Августин анализировал Бога в соотношении с человеком и наоборот, т.е. по сути разработал философскую антропологию. Душа - бестелесна и вечна. В вопросе появления души колебался между идеей передачи душ родителями и идеей творения душ новорожденных Богом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.