рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора к канд. минимуму по философии

   В махаянистском  учении осталось уже очень мало от первоначального буддизма как филосовско-этической системы. Зато в этой, более гибкой своей форме буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в разные страны.


ВАДЖРАЯНА (ЛАМАИЗМ)


   С VI по IX в. в Индии утвердилось новое направление, имевшее несколько названий: ваджраяна («алмазная колесница»), буддийский тантризм, эзотерический буддизм, тибетский буддизм и др. Это направление ещё больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны, противопостовлялась мнгновенная, подобная молнии, реализация природы будды в течении этой жизни. Ваджраяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет место передача знаний «от посвящённого к посвящаемому», ваджраяну называют также эзотерическим буддизмом, а европейцы, ещё в XIX в. обратившие внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибетских буддистов, стали именовать эту религию ламаизмом. Считается, что именно в ламах сущность будды выражена с наибольшой полнотой, поэтому их почитают как божество.

   Если в других направлениях буддизма тело считалось символом страстей, удерживающих человека в сансаре, то ламаизм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нём заключена высшая духовность. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы будды в теле.

    Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.  Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом :  верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан.  Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибудды, представляющегося первичным эвеном всех дальнейших воплощений Будды.  Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.  Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Особенно большое значение придается созерцанию и магическим заклинаниям, знание которых облегчает и ускоряет перерождение и достижение нирваны. Вместо длинной цепи перерождений, человек может достигнуть нирваны через одно короткое тайное заклинание – дарани. Таким образом, центр тяжести переносится с самостоятельных усилий человека (как это было в раннем буддизме) на магические действия мудрецов. Так вырождался буддизм из филосовской системы в простое колдовство.

  К IX в. ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается главным образом в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI - XVII вв. приходит в Россию.


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА


   Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии, с I в. н.э. - в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в. - в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой главный принцип -  не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился везде и, привившись к дереву местной культуры, дал новые побеги.

   Например, в Китае с VIII-IX вв. успешно распространялись два чисто китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и дзэн. В Тибете образовалось теократическое государство, упровляемое главой школы гелукпа далай-ламой, который являлся и религиозным, и государственным лидером.

   Под влиянием буддизма находились Китай, Центральная Азия, Япония. Буддизм оказывал существенное влияние на религиозные традиции этих регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, шаманство в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии, воспринимая буддийские идеи и  ценности, в свою очередь сами оказывали влияние на буддизм.

    В конце XIX - начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе и в России. Но в России влияние буддизма долгое время практически не ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы). В нашей стране он представлен в основном в качестве ламаизма. Деятельность ламаистского духовенства  возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.  Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и   находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.

 С момента возникновения буддизм прошёл три  основные стадии: начинался он как сектантская религия, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм), затем превратился в своего рода религию цивилизации, обьединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец стал культурной религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы.


 БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ


   Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно - буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление о боге-творце и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства а спасения он предлагал верующим нирвану - полное небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой считалось христианство.

  

 РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ


   После всего вынесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души - основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий.


b 20----------

1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования.


        см. билет 19.

 Конструирование, его синоним - проектирование (правда с более теоретическим уклоном). Конструируем что-то что будет использоватся, дизайн чего-то, что используется. Билет 19 и 20 не отличаются.


2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании. Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм.


Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа).

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет  культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором.

Натурфилософы (Фалес (625-545 до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (611-545 Милет), Анаксимен (585-525 Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии.

Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух.

Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос - единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины. Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.

Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности. У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение.

Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.

Основные представители (до Сократа):

Фалес (625-547 до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.

Анаксимандр (610-540 до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).

Анаксимен (585-525 до Р.Х., Милет) – воздух.

Пифагор 580-500 до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.

Гераклит (530-470 до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется.

Ксенофан (565-473 до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое –бог (природа).

Парменид (500-400, Элея) – разграничение рационального и чувственного.

Анаксагор (500-428).

Софисты – Протагор(480-410 до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

 

b 21----------

1. Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль.

Антиномии – два суждения проивоположные друг другу, но имеющие правл на существование в виду своей правельности. Кант на этом построил агностицизм.


АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в "Критике чистого разума" Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) — идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума" представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета. Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения, "иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное, а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и 4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1) "Мир имеет начало во времени и ог­раничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная суб­станция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть не единст­венная причинность, из которой можно вывести все яв­ления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам при­роды". 4) "К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Ни­где нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины". Важно от­метить, что антиномиями Кант считает отнюдь не лю­бые, уже противоречащие друг другу суждения. К их числу могут быть отнесены только те, истинность ко­торых не может быть проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над опы­том знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем последовательно доказыва­ет тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при этом так называемой логикой от противного. Лишь по­сле этого он разрешает антиномии. При этом сама про­цедура "разрешения космологической диалектики" по­нимается им как ее радикальное устранение из "мета­физики", прошедшей через горнило "критического ис­следования". В отношении первых двух антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни как само по себе беско­нечное целое, ни как само по себе конечное целое"). Устранение второй антиномии осуществлялось анало­гичным образом. Что же касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта, и те­зисы и антитезисы здесь могут быть одновременно ис­тинными, хотя и в разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" — феноме­нов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляю­щая собой учение о противоречиях человеческого ра­зума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем пе­ред его непосредственными последователями, и явив­шись, таким образом, мощным импульсом для собст­венно диалектических размышлений всех представите­лей немецкой философии. [См. также "Критика чис­того разума" (Кант).]


ПАРАДОКСЫ (греч. parado­xes — неожиданный) — противо­речия в рассуждении, возникаю­щие при соблюдении его логиче­ской правильности. Понятие «П.» родственно понятиям апории и антиномии. Антиномии делятся на два вида: семантические (по­добные сформулированной еще в античной философии антиномии «Лжец»: «Один критянин сказал: «Все критяне лгут». Что он ска­зал — истину или ложь?» Если его высказывание истинно, то оно должно быть ложным, если же оно ложно, то критянин сказал истину) и П., к к-рым относят формально-логические противоре­чия, вскрытые в кон. 19 в. в тео­рии множеств и математической логике. Напр., открытый Рассе­лом парадокс о множестве всех нормальных множеств, выражен­ный в обычном, естественном языке, может быть описан сле­дующим образом: «Полковой па­рикмахер бреет тех, и только тех, солдат и офицеров своего полка, к-рые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя?» И положительный и отри­цательный ответы на этот вопрос оказываются в равной степени доказуемыми. Наличие в рас­суждении (теории) формально­логических противоречий (П.) свидетельствует о научной не­пригодности этого рассуждения. Отсюда возникают проблемы вы­яснения причин появления П. и нахождения способов их устра­нения. Главная причина возник­новения в научном рассуждении П. состоит в сложном диалекти­ческом характере человеческого познания, в противоречивом взаи­моотношении его формы и содер­жания. Универсального пути уст­ранения П. не существует. В ло­гике и математике разработаны способы устранения П. опреде­ленных видов (теория типов, раз­личение языков разных уровней и др.).

АПОРИЯ    (греч.    aporia — за­труднение)  — трудноразрешимое     положение,  возникшее  в  резуль-    тате противоречия в рассуждени-    ях.    Классическим    примером  А. считаются     парадоксы     Зенона Элейского. Напр., летящая стрела каждый   миг   занимает какое-то определенное место, равное само­    му себе. Но так как для всякого     перемещения  предмета  необходи-    мо место большее, чем то, какое занимает этот предмет, то движу-    щаяся стрела, по мнению Зенона,     неподвижна.    Зенон    обнаружил     противоречивый  характер движе     ния,    выразившийся  в  том,  что     движущееся  тело  должно  одно-    временно быть там, где оно есть, и там, где его нет. Поскольку это     противоречие, по его мгению, не-    возможно, то никакого движения     не существует.  Рассуждения Зе-    нона оказали большое влияние на     многих    позднейших    философов     (Антиномия),  Научное    разреше-    ние апорий возможно на основе .    материалистической    диалектики. Движение она рассматривает как единство противоположностей — прерывности и непрерывности,  т. к. движущееся тело одновремемно находится и не находится в данной точке траектории. В основе трактовки апорий как неразрешимых противоречий лежит  свойственное метафизике отрицание   противоречивого характера бытия и сознания.

ЭВРИСТИКА (греч. heurisko — нахожу) — наука о возникнове­нии нового (суждений, идей, спо­собов действия) в знании и дея­тельности человека. Э, представ­ляет собой комплексную отрасль знания, объединяющую ряд раз­делов философии, психологии, математики, научной организации труда. Центральное место в ней занимает психология продуктив­ного (творческого) мышления, предметом к-рой являются психо­логические механизмы решения различных задач, проблемных си­туации, В поле зрения Э. нахо­дятся также условия формирова­ния способностей к творческой •интеллектуальной деятельности (эвристическое обучение) и мето­ды ее организации. Значение Э. возрастает в связи с ускорением технического прогресса, с расши­рением круга проблем, подлежа­щих разрешению. Развитие ки­бернетики привело к появлению эвристического программирова­ния — специального направления в моделировании мыслительной деятельности средствами элект­ронной техники. В основе разра­батываемых эвристических про­грамм лежит понимание процесса решения задач как прохождения лабиринта (когда один за другим перебираются всевозможные вари- анты решения). В связи с этим в программу для электронной ма­шины закладываются специаль­ные приемы, ограничивающие число перебираемых вариантов решения и облегчающие тем са­мым поиски нужного варианта. Такие приемы были названы «эв­ристиками». В настоящее время проводятся исследования, имею­щие своей целью совершенствова­ние эвристического программиро­вания. Это открывает большие перспективы для программирова­ния интеллектуальной деятельно­сти человека, для создания ма­шин, моделирующих и облегчаю­щих эту деятельность.

1.       Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм.


Основы КОНФУЦИАНСТВА были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.
КОНФУЦИЙ - (Кун-цзы) - (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551, Цзоу в царстве Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же], древнекитайский мыслитель.
Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг "Ши цзин" и "Шу цзин", ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов - "Лунь юй" (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).Учение Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее" (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна" (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?" (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы - "жу", т. е. просто как "ученые", "образованные").Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.

Конфуцианство - это главным образом учение для экзотериков, то есть для "внешних": для простых людей, не ученых. Конфуций сам подчеркивает, что обращается именно ко всем без различия возраста, социального положения и уровня образования.
Для обеспечения мировой гармонии предписывалось просто соблюдать ритуалы (ли), разработанные на все случаи жизни. Несоблюдение ритуалов приравнивалось к нарушению космического равновесия и действительно было таковым. Правда, объяснять смысл ритуалов своим "внешним" последователям Конфуций и его ученики не считали возможным, ибо для того, чтобы понять их, требовалась ученость. К ученым в Китае всегда было особое отношение, и они как бы естественно образовывали элиту, обладавшую знанием, недоступным для непосвященных. Элите же, то есть ученым, предписывалось изучать наследие древних, ибо те "знали смысл всех вещей", и задача ученого состояла только в том, чтобы в него проникнуть. Однако им и самим далеко не всегда удавалось обнаружить этот тайный смысл в древних книгах, прежде всего потому, что нередко его там просто не было (вспомним слова Ю.К. Щуцкого об И Цзин). И тогда они - и в этом их заслуга - садились писать очередной комментарий, вкладывая туда свой смысл... Тексты Конфуция недавно были впервые изданы на русском языке. И, хотя язык перевода местами хромает, желающие могут обратиться к альманаху "Рубеж" N 1/92, cc. 259-310. О Конфуции есть книга Владимира Малявина, вышедшая в серии "ЖЗЛ" (М., "Молодая Гвардия", 1992). Ритуал помогает направить усилие сознания и подсознания в нужное русло. Он нужен неспособным, нежелающим и начинающим. Умеющему управлять усилиями своего сознания и подсознания ритуал не нужен.
Помните притчу о белом медведе? К больному пришел шаман и сказал: я тебя вылечу, только не думай о белом медведе. С тех пор больной не мог думать ни о чем кроме белого медведя - классический случай неумения управлять ни сознанием, ни подсознанием. Для неумеющих самый простой способ "не думать о белом медведе" - ритуал: немедленно начать читать мантры, или молитвы, или стихи, тоже всегда имеющие магические свойства. Умеющему достаточно пожелать забыть о белом медведе.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.