![]() |
|
|
Курсовая работа: Международно-правовой механизм устранения двойного налогообложения доходов и имуществаКурсовая работа: Международно-правовой механизм устранения двойного налогообложения доходов и имуществаВведение 1. Международное двойное налогообложение: общая характеристика 1.1 Понятие и причины возникновения международного двойного налогообложения 1.2 Международное двойное налогообложение как объект международных налоговых соглашений 1.3 Механизм устранения международного двойного налогообложения в правовой доктрине 2. Этапы устранения международного двойного налогообложения 2.1 Международное межведомственное взаимодействие налоговых органов 2.2 Выявление конкуренции налоговых юрисдикций 2.3 Установление резидентства в целях устранения двойного налогообложения 2.4 Распределение объектов налогообложения между конкурирующими налоговыми юрисдикциями 2.5 Применение частных методов устранения международного двойного налогообложения Заключение Список использованных источников и литературы источники Введение Для современного мира характерна тенденция увеличения скорости и объёма трансграничной миграции капитала, человеческих и производственных ресурсов[1], развития международного разделения труда[2] и усиления роли транснациональных корпораций в мировой экономике[3]. Одновременно с этим сохраняется институт национального налогового суверенитета, что способно привести к возникновению объектов налогообложения, на которые претендует сразу несколько стран - такая ситуация описывается понятием "международное двойное налогообложение". Оно способно (и в этом нельзя не согласиться с А.А. Шахмаметьевым)"стать серьёзной преградой развития международной экономической деятельности, если бы каждое государство…за счет максимального расширения состава объектов налогообложения и круга налогоплательщиков, использовало все возможности, предоставляемые налоговым суверенитетом, исключительно в целях увеличения своих доходов"[4]. Сразу оговоримся, что мы не собираемся давать нравственной оценки обозначенной выше тенденции, а лишь принимаем её как данность. Следует отметить, что Россия, очевидно, не останется в стороне от глобальных интеграционных процессов ввиду самой их сущности. Сей факт проявляется в реализации в нашей стране ряда крупных инвестиционных проектов, и подтверждается, в частности, известиями об ожидаемом скором завершении переговоров о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию[5]. Следовательно, изучение международно-правового механизма устранения двойного налогообложения необходимо признать актуальной темой. Наша тема не относится к категории всесторонне изученных, но, ввиду её практической значимости, существует немало работ, касающихся частных вопросов, таких как установление резидентства физических лиц или налогообложение доходов иностранных организаций, полученных от источников в РФ. Однако глубоких комплексных исследований почти нет, более того, приходится констатировать бедность понятийного аппарата, а процессуальная сторона международно-правового механизма устранения двойного налогообложения вовсе остаётся неизученной, и это представляется наиболее странным. Цель настоящего исследования состоит в познании международно-правового механизма устранения двойного налогообложения имущества и доходов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. дать общую характеристику объекта исследования: дать определение международного двойного налогообложения и установить причины его возникновения, рассмотреть международное двойное налогообложение в качестве объекта международных налоговых соглашений, а также доктринальную сторону механизма его устранения; 2. исследовать этапы устранения международного двойного налогообложения: выявление конкуренции налоговых юрисдикций, установление резидентства ad hoc, распределение объектов налогообложения между конкурирующими налоговыми юрисдикциями, применение частных методов устранения двойного налогообложения, а также рассмотреть взаимодействие налоговых органов в качестве общего метода такой деятельности. В нашей работе мы цитируем следующих авторов: Анисимова Е.В., Старженецкий В.В., Гусев В.В., Иванец Ю.Л., Кобзарь-Фролова М.Н., Кучеров И.И., Плетнева О.А., Гребенчук А.О., Саматов О.Ж., Толкушкин А.В., Фомичева Л.П., Шакирьянов А.А., Шахмаметьев А.А. Нормативную базу исследования составляют международные договоры и нормативно-правовые акты Российской Федерации. 1. Международное двойное налогообложение: общая характеристика 1.1 Понятие и причины возникновения международного двойного налогообложения Прежде всего, следует прояснить терминологический вопрос: дело в том, что некоторые авторы для обозначения исследуемого нами объекта используют такой термин как "многократное налогообложение", например, А.А. Шахмаметьев считает его более точным с математической точки зрения[6]. Однако для нас более предпочтительным представляется термин "двойное налогообложение", как более соответствующий сущности механизма устранения международного двойного налогообложения, который представляется нам основанным на взаимодействии именно двух субъектов. Вместе с тем, с упомянутым автором нельзя не согласиться в одном: целесообразность оперирования тем или иным понятием не следует делать предметом дискуссии, поскольку оба они отражают все существенные характеристики рассматриваемого явления[7]. Во всяком случае, спорить об этом мы не готовы. Обосновывая актуальность темы настоящего исследования, мы упомянули лишь несколько признаков международного двойного налогообложения, ещё раз подчеркнём, что к нему приводит "практическая реализация различными государствами претензий на получение части дохода от международной экономической деятельности (получение фискальных платежей при совершении отдельных операций в рамках международной экономической деятельности)"[8]. Теперь подробнее остановимся на причинах возникновения международного двойного налогообложения, В.В. Гусев предлагает следующий перечень: 1. одно и то же лицо признается резидентом в России и еще в одном или нескольких государствах; 2. один и тот же доход российского резидента рассматривается как имеющий источник происхождения в двух или более странах и облагается налогом в каждой из этих стран; 3. один и тот же доход российского предприятия облагается в Российской Федерации на основе признания резидентства, а в другой стране - в соответствии с законодательством об источнике дохода; 4. имеются различия между Россией и другими странами в порядке и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиком; 5. в российском налоговом законодательстве отсутствуют положения о зачете отдельных видов налогов, уплаченных российским резидентом в другой стране[9]. Международное двойное налогообложение необходимо отличать от внутреннего двойного налогообложения, которое А.А. Шакирьянов определяет как ситуацию, когда один и тот же налог взимается на уровне различных административно-территориальных единиц. Оно может быть вертикальным (если одинаковые налоги уплачиваются на местном и государственном уровне) и горизонтальным (имеет место двойное налогообложение на одном административном уровне за счёт различий в определении объекта налогообложения) [10]. Названный автор в другой своей статье признаёт, что государству относительно несложно устранить внутреннее двойное налогообложение: оно может сделать это путём реформирования национального налогового законодательства, опираясь на последствия применения отдельных норм и материалы судебно-арбитражной практики[11]. Таким образом, ни сами сравниваемые явления, ни правовые средства их устранения нельзя признать родственными в той мере, в какой это необходимо для их одновременного изучения в рамках настоящего исследования, и потому мы этого не делаем. А.А. Шахмаметьев разграничивает понятия двойного налогообложения в юридическом и экономическом смыслах: первое возникает, когда в силу формальных (установленных налоговым законодательством) оснований у одного и того же лица в отношении одного и того же объекта налогообложения возникает обязанность по уплате сопоставимых налогов более одного раза за один и тот же период. По сравнению с юридическим, экономическое двойное налогообложение - более широкое понятие, в котором основное внимание обращено на фактическую сторону проблемы аккумуляции налоговой нагрузки и ее последствий. Под экономическим двойным налогообложением понимается последовательное налогообложение одного и того же (с экономической точки зрения) объекта у разных налогоплательщиков. Наиболее часто приводимым примером такой ситуации является налогообложение прибыли акционерного общества и выплачиваемых за счет этой прибыли дивидендов: вначале общество платит налог на прибыль, затем акционеры, получающие дивиденды, также платят налог[12]. Подчеркнём, что нас интересует юридическая сторона вопроса. Как отмечал Н.А. Падейский, "двойное налогообложение возможно во всех налогах: прямых и косвенных, в налогах на доход и имущество, налогах на владение, обращение и потребление, в таможенных налогах и пошлинных сборах"[13]. Мы в данной работе рассматриваем правовое регулирование устранения двойного налогообложения именно имущества и доходов, поскольку на сегодняшний день именно ему уделяется наибольшее внимание в соответствующих международно-правовых актах и юридической литературе. Перейдём, наконец, к определению понятия международного двойного налогообложения. А.В. Толкушин предлагает следующее: двойное налогообложение (международное) - термин международного налогового права, означающий ситуацию, когда одновременно в двух или более странах одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения[14]. Приведённое определение в целом адекватно отражает сущность рассматриваемого явления, но нуждается в некотором уточнении. А.А. Шахмаметьев перечисляет признаки двойного налогообложения, назовём их "признаки многократности": 1. один и тот же налог (либо сопоставимый налог) должен уплачиваться два или более количества раз, при этом, под сопоставимым налогом понимается налог, отличающийся от другого установленного налога отдельными элементами, но имеющий с последним один и тот же объект; 2. налог взимается более одного раза с одного и того же объекта; 3. налог взимается более одного раза одновременно, под одновременностью понимается хронологическая зависимость факта возникновения определённого объекта налогообложения и обязанности по уплате с него налогов; 4. налоги уплачиваются более одного раза одним и тем же лицом либо разными плательщиками[15]. Возьмём перечисленные признаки за основу, добавим к ним "признак международности" и получим: международное двойное налогообложение - правовое явление, при котором один и тот же субъект приобретает обязанность уплатить один и тот же (либо сопоставимый) налог с одного и того же объекта более чем в одном государстве. 1.2 Международное двойное налогообложение как объект международных налоговых соглашенийКак было сказано выше, двойное налогообложение способно стать серьёзной преградой на пути международной экономической деятельности, поэтому государства, - замечает А.А. Шахмаметьев, - будучи заинтересованными в развитии международного экономического сотрудничества, вынуждены искать пределы использования своих налоговых полномочий, в рамках которых не только минимизировались бы негативные последствия международного налогообложения, но и последнее могло бы считаться справедливым[16]. Упомянутые пределы устанавливаются посредством заключения международных соглашений об устранении двойного налогообложения. Напомним, что ст.7 Налогового кодекса[17] конкретизирует положение п.4 ст.15 Конституции[18] и устанавливает, что международные договоры по вопросам налогообложения являются источниками налогового права РФ и обладают большей в сравнении с нормативно-правовыми актами Российской Федерации юридической силой, а также, как отмечает В.В. Гусев, имеют прямое действие[19]. Говоря о значении соглашений об устранении двойного налогообложения, следует перечислить преимущества, которые даёт их заключение государствам-партнёрам. Начнём с преимуществ, которые традиционно указываются в пояснительных записках к законопроектам о ратификации таких соглашений: 1. обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида доходов и капитала в своем государстве и государстве-партнере; 2. привлечение в каждое из договаривающихся государств иностранных инвестиций[20]; М.Н. Кобзарь-Фролова также называет: 3. гарантирование налогоплательщикам недискриминации; 4. обеспечение для государств возможности взаимных прямых консультаций, обмена информацией, обмена опытом и иных контактов для решения многих спорных вопросов, а также для контроля за внешнеэкономической деятельностью своих резидентов; 5. закрепление на договорной основе государствами своих прав на получение справедливой доли от налогообложения доходов и имущества, получаемых резидентами от международной экономической и финансовой деятельности; двойное налогообложение международное соглашение 6. предупреждение правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами по законодательству страны, на чьей территории, извлекается доход[21]; Е.В. Анисимова и В.В. Старженецкий добавляют: 7. стимулирование экономического взаимодействия субъектов предпринимательства стран, подписавших соглашение[22]. А.А. Шакирьянов предлагает классифицировать международные соглашения об избежании двойного налогообложения следующим образом: 1. соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал; 2. соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущества (по все видимости, автор не всякий капитал признаёт имуществом - И. И.); 3. соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении социальных налогов и взносов на социальное страхование; 4. соглашения об избежании двойного налогообложения в области транспорта[23]. Среди международных договоров об устранении двойного налогообложения можно выделить двусторонние и многосторонние. Последние, как правило, закрепляют типовые проекты двусторонних договоров, рекомендуемые для участников таких многосторонних соглашений. Важнейшим подобным документом, на наш взгляд, является Модельная конвенция Организации экономического сотрудничества и развития в отношении налогов на доходы и капитал[24] (далее - МК ОЭСР).О.Ж. Саматов называет ещё один документ такого рода - это Типовая конвенция ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами 1980г., а также перечисляет целый ряд типовых конвенций разработанных в рамках региональных и субрегиональных международных организаций: проект многосторонней конвенции для франкоязычных стран Африки (подготовленный под эгидой Франции в 1964 г.), Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций (1964 г.), Конвенция об устранении двойного налогообложения между странами-членами Андской группы (1971 г.), Протокол о гармонизации налоговых льгот между странами-членами Центральноамериканского рынка[25] и т.д. Следует также упомянуть Многостороннюю конвенцию ЮНЕСКО об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения, содержащую модель соответствующего двустороннего соглашения[26] (далее - МДС ЮНЕСКО), а также Протокол стран СНГ "Об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества"[27]. В РФ основой для переговоров с уполномоченными органами иностранных государств о заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения является Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утверждённое постановлением Правительства от 24 февраля 2010 г. № 84[28] (далее - ТС). Большинство авторов, в том числе Л.П. Фомичева[29], Ю.Л. Иванец[30], О.А. Плетнева, А.О. Гребенчук[31], В.В. Гусев[32] и др. признаёт, что ТС основано на МК ОЭСР, хотя Россия и не участвует в последней. Двусторонние соглашения об устранении двойного налогообложения (РФ ратифицировала 77 таких соглашений[33]) согласно ТС включают следующие положения: страны-участники соглашения; лица и налоги, к которым применяется соглашение; общие определения; критерии определения резидентства и постоянного представительства для целей устранения двойного налогообложения; принципы распределения объектов налогообложения между договаривающимися сторонами; подлежащие использованию частные методы устранения двойного налогообложения; правила о недискриминации; основы межведомственного взаимодействия налоговых органов; подтверждение особого статуса дипломатических представительств и консульских учреждений, а также их сотрудников; положения о противодействии злоупотреблению льготами, предоставляемыми соглашением; условия вступления в силу и прекращения действия соглашения. 1.3 Механизм устранения международного двойного налогообложения в правовой доктринеРанее в настоящей главе говорилось, что государства в целях устранения международного двойного налогообложения вынуждены идти на ограничение своего налогового суверенитета путём заключения международных договоров, которые устанавливают соответствующий правовой механизм, призванный, - по словам И.И. Кучерова, - обеспечить справедливое распределение налоговых обязанностей налогоплательщиков между налоговыми юрисдикциями различных стран[34]. Указанный механизм А.А. Шахмаметьев характеризует как системное комплексное явление и выделяет в его составе четыре элемента: 1. уровни правового регулирования (национальное законодательство и международные соглашения); 2. концепции и принципы, лежащие в основе такого регулирования (налоговая нейтральность в отношении экспорта и импорта капитала и принцип национальной беспристрастности); 3. критерии установления связи лица с государственной налоговой юрисдикцией, в силу которой на него возлагается обязанность по уплате налогов на территории данной юрисдикции; 4. методы (способы) устранения многократного международного налогообложения[35]. Названный автор рассматривает три группы правовых инструментов устранения международного двойного налогообложения: 1. определение субъектного и объектного состава правоотношений: а. круга лиц, которые осуществляют международную экономическую деятельность и на которых могут возлагаться налоговые обязательства в странах осуществления такой деятельности, б. объектов налогообложения, возникающих в результате осуществления такой деятельности в разных странах, в. государств, которые вправе призывать названных лиц к исполнению налоговых обязательств с указанных объектов; 2. методы устранения двойного налогообложения: освобождение, кредитование, налоговые вычеты, пониженные налоговые ставки; 3. согласительные процедуры, под которыми понимаются различные формы взаимодействия представителей государств по вопросам обеспечения эффективности устранения двойного налогообложения, решения спорных проблем, проведения консультаций[36]. А.А. Шакирьянов предлагает систему урегулирования международного двойного налогообложения, состоящую из трёх элементов: 1. методы устранения двойного налогообложения; 2. механизм борьбы с уклонением от налогообложения; 3. организационно-правовые основы деятельности национальных налоговых администраций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём[37]. В числе методов устранения двойного налогообложения автор выделяет общие (обычный вычет и освобождение с последовательностью) и специальные, последние преимущественно применяются в отношении косвенных налогов[38]. Использование системного подхода характерно для большинства авторов. В.В. Гусев рассматривает трёхступенчатую систему устранения международного двойного налогообложения: 1. на первом этапе происходит установление согласованных правил определения страны резидентства и источника доходов, применяемых в странах-партнёрах; 2. двойное налогообложение, оставшееся после установления таких правил устраняется методом зачёта (налогового кредита) и (или) методом освобождения; 3. наконец, на третьем этапе устраняется двойное налогообложение, возникающее по причине различий в определении облагаемого дохода в странах-партнёрах[39]. Мы предлагаем рассматривать международно-правовой механизм устранения двойного налогообложения как система последовательно сменяющих друг друга этапов, объединённых общей целевой направленностью и общим методом. 1. выявление конкуренции налоговых юрисдикций; 2. установление резидентства для целей устранения двойного налогообложения; 3. распределение объектов налогообложения между конкурирующими налоговыми юрисдикциями; 4. применение частных методов устранения двойного налогообложения; Кроме того, по нашему мнению, в качестве общего метода, применяемого на каждом этапе, должно быть рассмотрено международное межведомственное взаимодействие налоговых органов. 2. Этапы устранения международного двойного налогообложения 2.1 Международное межведомственное взаимодействие налоговых органов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |