рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России

Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других.

В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование появляется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Можно сделать вывод, что представители различных финансовых школ неоднозначно трактуют состав звеньев государственной финансовой системы. Все специалисты отмечают наличие бюджетов и внебюджетных фондов, более половины из них указывают на государственный кредит как звено системы, менее половины - на финансы государственных предприятий.

1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ

В странах рыночной экономики бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.

Вмешательство в экономику превратилось в одну из основных функций государственного бюджета. Формы такого вмешательства различны. В условиях политики «экономики предложения» наряду с прямыми методами вмешательства широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса, расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямого финансирования крупного монополистического производства. Это осуществляется в форме субсидий, кредитов, государственных гарантий, поручительств, а так же других форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста монопольной прибыли. Вместе с тем государственное финансирование содействует дальнейшей концентрации производства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий.

Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.

Оно делает это с помощью мер бюджетной политики, в основном изменяя государственные расходы и налоги. Например, путем уменьшения сбора налогов с населения можно повысить такой компонент совокупного спроса, как потребительские расходы. Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций - другого компонента совокупного спроса. Третий компонент совокупного спроса - государственные закупки - государство, используя инструменты бюджетной политики, может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.

Фундаментальная цель бюджетной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. Положительный бюджетный избыток называется бюджетным профицитом, отрицательный – бюджетным дефицитом. Бюджетный избыток зависит от ставки налогов, объема государственных закупок, размера трансфертов и от всех факторов, изменяющих уровень дохода. Поэтому в периоды экономического спада, когда происходит снижение налоговых поступлений и, как правило, увеличение трансфертных выплат, обостряются проблемы дефицита бюджета.

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования финансового рынка в России. Основными направлениями государственного регулирования являются:

- политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;

- налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;

- участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;

- законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

Политика Центрального Банка РФ распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:

- учетная политика;

- регулирование нормы обязательных резервов;

- операции на открытом рынке;

- прямое воздействие на кредит.

 Учетная политика Центрального Банка РФ состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный Банк РФ выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика Центрального Банка РФ направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

 Следующей формой регулирования Центрального Банка РФ является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение – к расширению кредитных ресурсов. С помощью нормы резервов Центральный Банк РФ воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.

Еще одной формой регулирования Центральным Банком РФ кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем из купли-продажи кредитно-финансовым институтам. Продавая государственные облигации Центральный Банк РФ тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству РФ обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя, таким образом, дефицит бюджета и государственный долг.

Формой регулирования является также прямое государственное воздействие Центрального Банка РФ на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев Центральный Банк РФ осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

Один их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).

Другим регулирующим методом является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:

- приобретение части кредитных институтов государством путем национализации;

- организация новых учреждений как дополнение к частным;

- долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и в развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Португалии, Турции, скандинавский странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х годов был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно-развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.

Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые Правительством РФ, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются Центральный Банк РФ и Министерство финансов РФ. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.

Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, подкомиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. ни могут быть дополнены другими органами парламента.

Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании (особенно компании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования как правило выступает министерство финансов (исключением из этого правила являются США , где страховые тарифы регулируются исполнительными органами штатов). Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. Поэтому уровень пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органов власти, если они участвуют в этом, как в США.

Итак, система государственного регулирования финансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений. Российская система государственного регулирования долгое время находилась в стадии зарождения, но на данном этапе в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран.


1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе

Финансовые рынки являются ключевым компонентом национальной экономики. Эффективно действующие финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами экономики и, в конечном итоге, содействовать снижению темпов инфляции и экономическому росту. Системный финансовый кризис в России в 1998 г. обусловил возникновение кризиса национальных финансовых рынков, последствиями которого выступили снижение оборотов торгов и ликвидности рынка федеральных и муниципальных облигаций, высокая волатильность и низкие обороты на рынке акций российских компаний, фактическая ликвидация рынка производных финансовых инструментов и прочее.

Наибольшее развитие в переходном периоде российские финансовые рынки получили в период 1996-1998 гг. Тогда интенсивное развитие рынка федеральных облигаций обеспечивало высокий уровень реальных процентных ставок в экономике (даже реальные процентные ставки по банковским депозитам составляли 20-50% годовых), что стимулировало рост сбережений экономических агентов в виде банковских депозитов (так, только доля банковских депозитов населения в совокупном денежном предложении возросла с 9.8% по состоянию на 01.01.93 до 42.4% от М2 на 01.01.98[21]), структурирование процентных ставок и развитие прочих сегментов финансовых рынков - муниципальных облигаций, акций и производных инструментов. Процентные ставки, действующие в экономике, равно как и состояние отдельных сегментов финансового рынка России, были полностью ориентированы на ситуацию, складывающуюся на рынке федеральных облигаций.

Вплоть до 2002 г. состояние российского финансового рынка характеризовалось:

- низкой емкостью всех сегментов рынка;

- недостаточной ликвидностью сегментов с низкими рисками и низкой доходностью, а также высокими рисками и низкой ликвидностью сегментов рынка, обеспечивающих высокую доходность по вложенным средствам;

- неразвитостью сегмента срочных финансовых инструментов, позволяющего страховать (хеджировать) риски потери вложенных средств.

В этом смысле 2002-й год выступил в качестве «переломного» года - именно в том году ключевые показатели состояние финансовых рынков и банковской системы (обороты и ликвидность на облигационном рынке, ликвидация накопленных убытков и объем активов банковской системы) достигли предкризисного уровня.

Мировой рынок долговых инструментов развивающихся стран в последние несколько лет определялся действием двух тенденций. С одной стороны, финансовые кризисы в таких традиционно привлекательных для внешних инвесторов странах, как Аргентина, Бразилия и Турция, привели к росту рисков вложений в данные экономики. С другой стороны, стабилизация финансовой ситуации в таких странах, как Мексика, вызвала там снижение доходности вложений. Дополнительно, снижение ставок рефинансирования в экономически развитых странах обусловило необходимость поиска международными инвесторами альтернативных направлений вложений средств.

В этом смысле Россия в последние три года выглядит достаточно привлекательным объектом международных инвестиций, учитывая позитивные темпы роста производства и существующую сырьевую модель развития национальной экономики (в рамках сохраняющегося высокого уровня цен на нефть и прочие сырьевые ресурсы). Доходность российских внешних долговых обязательств существенно снизилась в 2005-2007 гг. (с 17.63% по еврооблигациям «Россия-30» в 2005 г. до 9.05% в конце 2007 г.). Более того, если спрэд данной бумаги к американским десятилетним облигациям US-Tbonds составлял в 2005 г. 1252 б. п., то к концу 2007 г. разрыв сократился до 523 б. п. (по оценкам АЛ «Веди», доходность «Россия-30» снизится к концу 2008 г.до 7.65% , а спрэд - уменьшится до 306 б. п.). Проведение платежей (основных и процентных) по внешнему долгу позволяет России надеяться на увеличение кредитного рейтинга. Тем не менее неразвитость банковской системы и финансовых рынков может выступить в качестве препятствия для существенного расширения объема внешних инвестиций (прямых и портфельных) в среднесрочной перспективе.

Развитие российского фондового рынка в 2007 г. было менее интенсивным по сравнению с 2006 г. - средний прирост стоимости российских акций (т.е. доходности по принципу buy-and-hold в долларах США), составил около 35%, что существенно ниже уровня 2006 г. - 98.5%. Несмотря на снижение темпов роста основных индикаторов в 2007 г., российскому фондовому рынку удалось сохранить за собой ведущие позиции в группе мировых фондовых рынков. Увеличение капитализации в 2007 г. на 35% наблюдалось на фоне 6%-ного снижения аналогичного среднего показателя для развивающихся стран и 16-39%-ного (на границах данного диапазона - DJIA и DAX соответственно) - для ведущих фондовых рынков.

Отличительными особенностями развития российского фондового рынка в 2007 г. по сравнению с предшествующими периодами выступили:

- усиление зависимости котировок акций от уровня мировых цен на нефть;

- сохранение позитивных макроэкономических тенденций в российской экономике, включающее положительные темпы роста производства и капитальных вложений, сокращение объема внешнего долга (в номинальном и относительном исчислении), что выгодно выделяло Россию в ряду развивающихся фондовых рынков;

- увеличение инвестиционной активности населения.

Стимулирование экономического развития предполагает, в частности, разработку государственной промышленной политики.

Под промышленной политикой понимается система мер, направленных как на осуществление позитивных структурно-технологических и институциональных преобразований в самой промышленности, так и на развитие спроса на определенные виды промышленной продукции. К числу инструментов промышленной политики можно отнести:

1) меры по стимулированию спроса (государственные закупки продукции; защита внутреннего рынка посредством установления импортных тарифов и квот; внешнеполитическая, финансовая, информационная и организационная поддержка экспорта; стимулирование спроса домашних хозяйств посредством предоставления целевых бюджетных субсидий или реализации бюджетных программ социальной поддержки; стимулирование инвестиций посредством предоставления государственных гарантий, долевого бюджетного финансирования, осуществления государственных инвестиций в развитие социальной и производственной инфраструктуры);

2) меры финансовой поддержки производителей (расширение кредита за счет предоставления прямых займов и государственных гарантий по займам, налоговых льгот; субсидирование прибыли, т.е. реализация программ, гарантирующих производителям повышенную прибыль; покупка государственными структурами типа банка реконструкции и развития акций предприятий на фондовой бирже как способ их финансирования);

3) государственные программы подготовки и переподготовки кадров;

4) регулирование цен естественных монополистов;

5) субсидирование цен на социально значимые товары или прямая бюджетная поддержка потребителей;

6) помощь в разработке и развитии рынков новых видов продукции (финансовая и организационная поддержка НИОКР, оказание технического и информационного содействия в деле использования новых видов продукции и технологий).

Промышленная политика в содержательном плане представляет собой способ снижения рисков для частного капитала и частичного перекладывания их на все общество.

Для России стратегическая задача обеспечения эффективного использования ее производственного потенциала может быть решена только на основе переориентации традиционного движения финансовых потоков с сырьевого рынка в сферу производства конечной продукции и высоких технологий. Как ни велик инвестиционный потенциал частного сектора, он никогда не справится с этой задачей, поскольку она всегда будет находиться за рамками его интересов. Вместе с тем государственный сектор в российской экономике продолжает занимать ведущие позиции в отраслях оборонно-промышленного комплекса, естественных монополий, социальной сфере.

Таблица 1.3.1

Динамика доли государственного сектора в общем объеме продукции (%)

Отрасли

промышленности

2005 г. 2006 Динамика 2006/2005 2007 Динамика 2007/2006
Всего 11,2 10,8 96,43% 10,4 96,30%
Электроэнергетика 82,6 85,4 103,39% 84,6 99,06%
Нефтедобывающая промышленность 5,4 5,7 105,56% 5,5 96,49%
Нефтеперерабатывающая промышленность 4,9 5,1 104,08% 5,2 101,96%
Угольная промышленность 3,7 4,1 110,81% 4,3 104,88%
Машиностроение и металлообработка 0,2 0,2 100,00% 0,2 100,00%
Оборонно-промышленный комплекс 46,7 49,4 105,78% 51,6 104,45%
Химическая и нефтехимическая промышленность 3,9 3,1 79,49% 2,8 90,32%
Медицинская промышленность 15,7 15,6 99,36% 15,4 98,72%
Микробиологическая промышленность 14,4 14,2 98,61% 14,0 98,59%
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 3,4 3,9 114,71% 4,3 110,26%
Пищевая промышленность 2,7 1,9 70,37% 1,5 78,95%

Доля государственного сектора в общем объеме произведенной промышленной продукции в 2006 и 2007 гг. по сравнению с уровнем 2005 года несколько сократилась до 10,8 и 10,4%. Тем не менее, масштабы государственного участия в системе конкурентного рыночного равновесия как экономического агента все еще достаточно весомы (таблица 1.3.1.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.