рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коммерческий кредит

Для американских экспортеров проблемы кредитования своих внешнеторговых

поставок решались в основном путем расширения уже существовавшего аппарата

государственного финансирования. Эта система в США все более переключалась

в 50-е годы на форсирование сбыта товаров в развивающиеся страны третьего

мира. Быстрыми темпами росли как прямые государственные кредиты, так и

государственные субсидии. Рост вывоза капитала в форме прямых инвестиций в

иностранные дочерние и филиальные предприятия в этот период также в

значительной степени способствовал экспорту машин и оборудования из США.

Доля американских поставок, осуществлявшихся в рамках кредитов МБРР, хотя и

уменьшилась, но была по-прежнему велика.

Проблема финансирования экспорта для западноевропейских стран имела в

послевоенные годы особенно большое значение, так как их машиностроительная

промышленность в гораздо большей степени, чем американская, зависела от

сбыта на внешних рынках вообще и на рынках развивающихся стран, в

частности. В то же время фирмы этих стран в гораздо меньшей степени могли

использовать для форсирования своего сбыта такие формы финансирования

экспорта, как прямые инвестиции в заграничные предприятия, кредиты МБРР,

займы, размещаемые на рынке частных капиталов, и т.д.

В отличие от США большинство западноевропейских стран не шло по пути

создания системы финансирования экспорта с помощью прямых государственных

кредитов и субсидий. Единственным исключением явилась Франция, широко

использовавшая для продвижения своего товарного экспорта (в первую очередь,

в страны Французского сообщества) эти средства. В Англии, Бельгии,

Голландии практика прямого государственного кредитования и субсидирования

экспорта (направляемого, главным образом, в свои колонии и зависимые

страны) осуществлялась в ограниченных масштабах. В ФРГ, Италии, Австрии,

Швейцарии такой практики не было, по существу, вплоть до конца 50-годов.

Основной, а в некоторых случаях (как, например, в ФРГ) единственной,

формой кредитования экспорта машин и оборудования стали в

западноевропейских странах среднесрочные фирменные кредиты поставщиков.

Собственно «фирменными» их назвать можно с очень большими допущениями,

точнее, это кредит поставщика, который представляет собой своеобразную

форму сращивания, модификации коммерческого и банковского экспортного

кредита.

Правительства западноевропейских стран всемерно поощряли такую

практику, поскольку в этом случае в максимальной степени использовался

частный (и промышленный, и банковский) капитал, достигалась стопроцентная

«связанность» вывоза капитала с товарными поставками, и срок вывоза

капитала в такой форме был сравнительно невелик. Рост значения

среднесрочных кредитов происходил параллельно с растущей мощью европейской

промышленности.

В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала

применяться практика «комбинированного» финансирования, при которой частные

банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия

кредитного соглашения, а другие кредитные институты - непосредственно

подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно частные банки

предоставляли фирменные кредиты на срок до 4-5 лет после поставки, а

государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).

В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских

странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого

государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления

финансовых кредитов.

Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов

служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же,

как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-

экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.

Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам

наличными.

Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из

западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить

объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам,

но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их

сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.

Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение

в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной

Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.

Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные

кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла

более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение

предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже

50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно

уступали по темпам роста кредиты международных организаций.

Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских)

кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность

развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8

млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств

этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе

статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных

видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим

образом (использованная часть в млрд.долл.):

Таблица 2. Развитие международного кредита в период с 1956 по 1967г.г.

|Виды кредита |1956 |1960 |1965 |1967 |

| |$ |% |$ |% |$ |% |$ |% |

|Международный кредит |2,43 |100 |3,59 |100 |6,55 |100 |8,24 |100 |

|(всего) | | | | | | | | |

|Фирменные кредиты* |1,30 |61,7 |2,00 |55,7 |2,90 |44,3 |3,8 |46,1 |

|Прямые государственные |0,75 |30,8 |1,25 |34,8 |2,83 |43,2 |3,4 |40,9 |

|Кредиты международных |0,18 |7,4 |0,34 |9,5 |0,82 |12,5 |1,1 |13,0 |

|организаций | | | | | | | | |

* - подсчеты ориентировочные

Относительное значение частных кредитов (основную массу которых

составляют фирменные кредиты) в целом уменьшилось, но первенства они не

уступили.

Что касается развития международного кредита в отношениях между

развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока

американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых

государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и

планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не

мог компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов.

Одновременно с этим укрепились кредитные связи между

западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли частные

кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не

получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для

финансирования экспортных поставок военной техники.

Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми

странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с

развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х

гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения.

Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны

государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по

существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались

исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной

использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода,

стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.

Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке

ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль

международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в

развитых странах.

Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используемые для

финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные

поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в

деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика

приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим

дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без

предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.

Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран

с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и

экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.

Фирменные кредиты были известны еще до второй мировой войны. Однако в

то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче.

Поэтому предоставление таких кредитов иностранным покупателям не создавало

особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в

послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение фирменных

кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало

перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым

условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними

банков.

Участие банков в среднесрочном финансировании экспорта в послевоенные

годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными

причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями;

ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков

подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных

кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала,

базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, - с другой. Все эти

проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей.

Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на

помощь государство.

Основными принципами участия государства в среднесрочном финансировании

экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи

гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских

странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера

действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными

кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и

рефинансирования экспорта.

Хотя такие системы использовались для форсирования торговли между

развитыми странами, основной целью их деятельности все же было развитие

торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного

участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому

периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более

интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.

Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно

в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования

экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в

отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что

подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации

средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую

в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов

была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью

уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным.

Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания

специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с

развивающимися странами.

В конце 60-х г.г. роль фирменных кредитов как средства форсирования

сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие

практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственного оборудования

на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков

прибегнуть к ней.

Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на

денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых

машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно

на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более

длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы

ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние

итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ

поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада

конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.

Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям

подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою

очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к

экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не

лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы

получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным

ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков

государственными страховыми компаниями.

Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных

кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых

наблюдалась особенно плохая конъюнктура.

Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых

кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования

экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций

Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики

предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.

Глава 2.Вексель как инструмент коммерческого кредита

2.1. Определение, виды, функции и обращение векселей

2.1.1.Понятие векселя

Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую ничем не

обусловленное обязательство векселедателя или безусловное предложение иному

плательщику, указанному в векселе, выплатить по наступлении

предусмотренного срока указанную сумму владельцу векселя

(векселедержателю). Иными словами, вексель представляет собой составленное

в строго установленном законом виде письменное безусловное, абстрактное,

бесспорное обязательство или предложение уплатить определенную денежную

сумму.

В отношении формы векселя в ст.4 Закона «О переводном и простом

векселе» №48-ФЗ от 11 марта 1997 года (далее - Закона) сказано, что

«…переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге

(бумажном носителе)». Как письменный документ, вексель обладает рядом

обязательных реквизитов (смотрите ниже).

Платеж по векселю невозможно поставить в зависимость от наступления

каких-либо событий, он осуществляется непременно, строго в установленный

срок. В этом заключается безусловность вексельного обязательства.

Вексель полностью отрешен от условий сделки, в результате которой он

возник, в установленной для него форме для каких-либо упоминаний для этого

нет места. В этом и состоит его абстрактность: по нему должно платить вне

зависимости от чего-либо, в том числе от причин его появления. Вексельное

обязательство есть акт односторонний.

Согласно ст.2 Закона «По переводному и простому векселю вправе

обязываться граждане РФ и юридические лица РФ. Российская Федерация,

субъекты РФ, городские, сельские поселения и другие муниципальные

образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю

только в случаях, предусмотренным Федеральным законом…». Началом

вексельного правоотношения является момент выдачи векселя. Окончание

непосредственно связано с моментом исполнения.

Вексель может быть рассмотрен как одна из форм оформления кредита. С

его помощью можно оформлять различные кредитные обязательства: оплатить

купленный товар, предоставить кредит, возвратить полученную ссуду или

предоставить услуги на условиях коммерческого кредита. В связи с

возможностью подобных операций практика вексельного обращения породила

множество широко используемых терминов: «финансовый вексель», «торговый

вексель», «банковский вексель», «коммерческий вексель» и т.д., которые

необходимо различать. Нужно, однако, отметить, что все они носят чисто

хозяйственно-экономическую нагрузку и никоим образом не отражаются на самом

вексельном правоотношении. Причиной их возникновения явилось стремление

теоретиков классифицировать векселя по основаниям их выдачи.

Так, финансовые векселя применяются для оформления финансовых сделок,

нынешние векселя банков – это форма частной эмиссии расчетных средств, не

обеспеченных конкретной сделкой по продаже товара или услуги. По сути дела

– это частные банкноты, не обладающие силой законного платежного средства,

но обеспеченные обязательством банка по их обмену на банкноты Центробанка.

Коммерческий вексель – это вексель предприятия, оформляющий товарную

сделку.

2.1.2. Классификация векселей

Класс векселей достаточно многообразен, они отличаются по эмитенту,

обслуживаемым сделкам и субъекту, получающему оплату.

По признаку эмитента различают:

. казначейские векселя – краткосрочные долговые обязательства, выпускаемые

правительством страны обычно при посредничестве Центрального банка со

сроком погашения, как правило, от 90 до 180 дней;

. частные векселя – эмитируются корпорациями, финансовыми группами,

коммерческими банками.

Вексель может обслуживать чисто финансовые и товарные сделки.

Финансовый вексель, упомянутый выше, отражает отношение займа денег

векселедателем у векселедержателя под определенные проценты. Посредством

финансового векселя осуществляется выдача кредита, перечисление в бюджет

налогов, получение бюджетного финансирования, заработной платы, обмен

валюты и т.п.

Разновидностями этого финансового векселя являются:

. дружеский вексель – выдается одним лицом другому без намерения

векселедателя произвести по нему платеж, а лишь с целью изыскания

денежных средств путем взаимного учета этих векселей в банке. Обычно

дружескими векселями (на равные суммы, сроки) встречно обмениваются два

реальных лица, находящиеся в доверительных отношениях, для того, чтобы

потом учесть или отдать под залог в банке, получив под него реальные

деньги, или совершить платеж за товары.

. бронзовый вексель – это вексель, за которым не стоит реальная сделка,

нет никакого реального финансового обстоятельства, при этом хотя бы одно

лицо, участвующее в сделке является вымышленным. Цель такого векселя –

получить под него деньги в банке либо использовать для погашения долгов

по реальным товарным сделкам или финансовым обязательствам.

Бронзовые и дружеские векселя возникают при затруднительном финансовом

положении кредитора или при проведении им мошеннической операции. Такие

векселя фальсифицируют денежный оборот, провоцируя налоговые неплатежи.

В основе товарного векселя лежит сделка по купле-продаже. В этом

качестве может выступать, с одной стороны, как орудие кредита, а с другой

стороны – выполнять функции расчетного средства, многократно переходя из

рук в руки и обслуживая вместо денег многочисленные акты купли-продажи

товаров.

В настоящее время страны-участники Женевской вексельной конвенции 1930

года (в том числе и Россия как правопреемница СССР) применяют на своих

территориях «Единообразный вексельных закон». Этот закон предусматривает

два вида векселя: простой и переводной.

Простой вексель (собственный вексель, соло-вексель) представляет собой

письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное

обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег в

определенный срок и в определенном месте векселедержателю или по его

приказу другому лицу. В простом векселе с самого начала участвуют два лица:

1) векселедатель, который сам обязуется уплатить по выданному векселю; 2)

векселедержатель, которому принадлежит право на получение платежа по

векселю.

Простой вексель имеет следующие реквизиты:

1) Наименование «вексель» (вексельная метка), выраженное на том языке, на

котором составлен документ. Такое непременное условие делает

невозможным использование какого-либо другого документа в качестве

векселя надписанием вверху его слова «вексель».

2) Простое и ничем не обусловленное обязательство уплатить определенную

сумму. Введение в вексель каких-либо условий, наступление которых

становится необходимым для осуществления платежа, отрицает саму

сущность векселя как платежного средства, потому что векселедержатель

должен быть уверен, что в день срока платежа по векселю он получит

деньги независимо от чего.

3) Указание срока платежа (дата, либо «оплатить при предъявлении», либо

через определенное время после предъявления, либо через определенное

время после даты составления).

4) Указание места платежа (обычно место нахождения должника).

5) Наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть

совершен. Указывается наименование получателя денег по векселю, его

местонахождение, местонахождение банка, в котором ему открыт счет.

6) Указание даты и места составления векселя (число, месяц, год).

7) Подпись векселедателя.

Отсутствие любого из перечисленных выше реквизитов влечет за собой

недействительность векселя. Эту особенность вексельного правоотношения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.