![]() |
|
|
Мировой опыт налогообложения и его значимость для РоссииГермании построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% – в бюджет соответствующей земли и 15% – в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода. Германия – одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн–Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония, Шлезвиг–Гольштейн. Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения: . налоги по возможности минимальны; . минимальны, или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание; . налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи–либо шансы; . налоги соответствуют структурной политике; . налоги нацелены на более справедливое распределение доходов; . система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому давать какие–либо сведения о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано; . налоговая система исключает двойное налогообложение; . величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства. Основные виды налогов в Германии: . подоходный налог на физических лиц, . налог на корпорации, . налог на добавленную стоимость, . промысловый налог, . налог на имущество, . поземельный налог, . налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, . страховые взносы, . налог с наследства и дарения, . автомобильный налог, . налог на содержание пожарной охраны, . акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно–водочные и табачные изделия, . таможенные пошлины, . сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии. Рассмотрим некоторые из них. В Германии установлены две основные ставки корпорационного налога на прибыль. Если прибыль не распределяется, то ставка налога 50% (до 1990 г. была 56%). На распределяемую в виде дивидендов прибыль ставки существенно ниже – 36% с учетом того, что дивиденды включаются в личные доходы акционеров, подлежащие обложению подоходным налогом. В среднем с учетом налоговых льгот ставка не превышает 42%. Широко используется ускоренная амортизация. Например, в сельском хозяйстве разрешается уже в первый год списать до 50% стоимости оборудования, в первые три года – до 80%. Не облагаются налогом проценты по ссудам. Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме акциза на пиво, идущего в бюджеты земель. Наибольшие доходы казне обеспечивает акциз на минеральное топливо – 31,8 млрд. марок в 1994 г. Затем идет табачный акциз – 15,5 млрд. марок, около 2 млрд. марок – кофейный. Ставки федеральных акцизов следующие: . бензин – 0,98 - 1,08 марки на 1 литр в зависимости от содержания в нем свинца; . мазут для отопления – 9,4 пфеннига на 1 кг; . табачные изделия – 13 пфеннигов в расчете на 1 сигарету; . поджаренный кофе – 4,3 марки на 1 кг; . крепкие спиртные напитки – 2550 марок на 100 литров; . шампанское – 2 марки на 0,75 литра; . на страховые сделки – 12% со страхового полиса [28, 61]. Промысловым налогом (это один из основных местных налогов) облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Характерный пример: ставка 5% от прибыли и 0,2% от стоимости основных фондов. При этом необлагаемый минимум составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между нанимателем и работником. Подоходный налог в Германии взимается с физических лиц по прогрессивной шкале: минимальная ставка – 19% (при годовом доходе до 8153 нем. марок), максимальная – 53% (с дохода свыше 120 тыс. нем. марок) [25, 206]. Необлагаемый минимум – 1536 марок в месяц для одиноких и 3 072 марки для семейных пар. Далее идут налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, достигших возраста 64 лет, необлагаемый минимум увеличивается до 3 700 марок. У лиц, имеющих земельный участок, не облагаются подоходным налогом 4 750 марок. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, а для семейной пары – 240 тыс. марок. Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека: от наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий), промысловой деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду и внаем и все прочие поступления. Для определения облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты. При этом учитываются и особые расходы, как, например, алименты после развода супругов, взносы на медицинское страхование и страхование жизни, церковный налог, затраты на профессиональное образование и т.д. Подоходный налог с наемных работников удерживается работодателем из их заработка при выплате заработной платы (налог на заработную плату) и перечисляется в налоговые органы. При определении налога на заработную плату применяются такие категории, как налоговые классы, налоговые таблицы и налоговые карты. Существует шесть налоговых классов, в которые группируются наемные рабочие и служащие: I класс – холостые рабочие без детей; II класс – холостые, разведенные или овдовевшие люди, имеющие на содержании ребенка; III класс – женатые, если в семье работает лишь один из супругов; IV класс – предусматривает случай, когда работают и муж, и жена, и облагаются налогом раздельно; V класс – женатые работающие, один из которых облагается по III классу; VI класс – рабочие, имеющие заработную плату в нескольких местах, Налоговые таблицы учитывают классы, а также наличие в семье детей, их количество, на чьем содержании они находятся, совместно или раздельно ведется в семье хозяйство. Таблицы учитывают также налоговые льготы. Удержание налога из заработной платы происходит на основе налоговой карты. Карта заполняется в общине по месту жительства. В ней удостоверяются налоговый класс, количество детей, вероисповедание работающего. Там же отмечается инвалидность, достижение 64-летнего возраста и т. д. В 1994 г. Германия получила в виде налоговых поступлений 786 млрд. марок. Они распределены так: в федеральный бюджет – 379 млрд. марок, в бюджеты земель – 269 млрд., в бюджеты общин – 97,3 млрд., отчисления в фонды Европейского Союза – 40,7 млрд. марок. Эволюция налоговой системы Германии от сильных в финансовом отношении земель и слабого государства (империи) через чрезмерную централизацию к разумным финансовым отношениям, строящимся на основе соблюдения интересов регионов и государства, может быть весьма поучительной и для Российской Федерации. Одной из последних среди промышленно развитых стран Швеция начала осуществлять глобальную перестройку своей фискальной системы по направлениям, ставшим к этому моменту уже стандартными. Новая система налогообложения Швеции была одобрена Парламентом в июне 1990 г. и вступила в силу с 1 января 1991 г. Как и в других странах, необходимость реформирования налоговой системы возникла в связи с негативными тенденциями, наметившимися в шведской экономике во второй половине 80-х гг. (позже, чем в других развитых странах). В этот период темпы роста инфляции оказались в среднем на 2% выше, чем в странах - конкурентах Швеции, а при значительно возросших затратах на рабочую силу страна существенно отставала по темпам роста ВНП и производительности труда от других государств - членов ОЭСР. Нарастали объемы экспорта национального капитала: в 1988 г. объем инвестиций шведских предпринимателей за рубежом превысил объем вложений в национальную экономику. Нормативная ставка налога на прибыль корпораций в Швеции в настоящее время составляет 28%, но до 1991 г. она составляла 52%, а с учетом специального налога на финансирование фондов наемных рабочих - 57%, т.е. одной из наиболее высоких среди развитых стран. И даже при наличии различных налоговых льгот норма прибыли у шведских компаний была существенно ниже, чем у их зарубежных конкурентов. Еще более жестким, чем налог на корпорации, был подоходный налог, включавший подоходный местный и прогрессивный государственные налоги. Номинальная ставка подоходного налога колебалась от 35 до 72%, а у среднеоплачиваемого рабочего с учетом действовавших налоговых льгот фактически начислявшийся подоходный налог изымал около 40% заработной платы. Если же принять во внимание налог на заработную плату (данный платеж производит работодатель, но он существенно влияет на зарплату наемных рабочих), то максимальное налоговое бремя для шведа составляло 73% его доходов. А это означает, что заставить квалифицированных специалистов трудиться сверхурочно, повышать уровень образования, искать дополнительные заработки было весьма проблематично: налоговая система оказывала явно дестимулирующее влияние на трудовую активность населения. Кроме того, применение высоких ставок при системе разнообразных налоговых льгот создавало условия для уклонения от уплаты налогов. Налог на доход с капитала взимается по ставке 30%. В понятие капитала включается кроме ценных бумаг, процентов по вкладам также владение землей. Акцизами облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак, бензин, энергия. Налог на наследство и дарение ступенчатый – от 10 до 60%. Наследство (дарение) до 200 тыс. крон для супругов и по 50 тыс. крон для каждого ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних родственников и при стоимости, превышающей 8 млн. крон. Одна из крупнейших статей дохода бюджета Швеции – социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда. Приведем пример начислений на заработную плату работников наемного труда, % (табл. 3). Таблица 3 Начисления на заработную плату |Виды начислений |Процент к | | |заработной плате | |1 |2 | |На пенсионное обеспечение |13,0 | |На медицинское страхование |8,43 | |На народную пенсию (для обеспечения тех, у кого |5,86 | |нет выслуги лет) | | |На пенсионную страховку |0,2 | |На страхование от производственного травматизма |1,38 | |На превентивную защиту сотрудников |0,17 | |На выплату пособий по безработице, финансирование |2,12 | |переквалификации потерявших работу | | |1 |2 | |На гарантию заработной платы при банкротстве |0,2 | |компании | | |На страхование жизни |0,61 | |На групповую страховку |0,95 | |На пособия при увольнении |0,28 | |На дополнительную пенсию |3,1 | |На страховку от травматизма |1,0 | |В гарантийный фонд |0,06 | |Налог на пенсионные платежи |0,6 | |Общая сумма начислений составляет |38%. | [32, 25] Если речь идет не о наемном работнике, а о владельцах фирмы, то несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже выше – 39,3%. Финансовый год в Швеции начинается с 1 июля. Налоговая система Соединенных Штатов Америки развивается и совершенствуется уже более 200 лет и способствует развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным – обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоги выступают здесь в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основное звено в финансовой системе США составляет бюджетный механизм федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов. Доходную часть федерального бюджета США определяют пять основных источников. Это подоходный налог с физических лиц, удельный вес которого в доходах обычно превышает 45%. Далее идут отчисления в фонды социального страхования – 36–37%. Налог на прибыль корпораций составляет только 8–10%, акцизы – 4-5% и таможенные пошлины – примерно 1%. Речь идет о собственных доходах без учета заемных средств. Как видим, самую крупную статью доходов составляет подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеются необлагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. Исчисляется налог следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т. д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов – земельных участков, зданий, оборудования, текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. Далее можно вычесть расходы на спецодежду, транспортные и некоторые другие расходы, непосредственно связанные с производственной деятельностью. Полностью или частично исключаются еще некоторые виды доходов: . 50% доходов от реализации капитальных долгосрочных активов, . проценты по облигациям, выпущенным властями штатов или местными органами управления, . некоторые виды выплат из государственных и частных фондов социального страхования. После указанных вычетов получается чистый доход плательщика. Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме того, чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и ипотечному долгу в залог недвижимости. После данных вычетов образуется налогооблагаемый доход. Необлагаемый минимум доходов – величина переменная, имеющая тенденцию к увеличению. В начале 90–х годов он равнялся 3 тыс. долл., а для супругов, заполняющих совместную декларацию, – 5 тыс. долл. Ставки подоходного налога приведены в табл. 4. Таблица 4 Ставки подоходного налога |Налоговые|Налогооблагаемый доход, тыс. долл. | |ставки, %| | | |Супружеская |Супружеская |Одинокий глава|Одинокий | | |пара, |пара, |семьи |человек | | |совместные |раздельные | | | | |доходы |доходы | | | |1 |2 |3 |4 |5 | |15 |0–29,75 |0–14,9 |0–23,9 |0–17,85 | |28 |29,751–71,9 |14,901–35,95 |23,901–61,65 |17,851–43,15 | |33 |71,901–149,25 |35,951–113,3 |61,651–123,79 |43,151–89,56 | |28 |Свыше 149,25 |Свыше 133,3 |Свыше 123,79 |Свыше 89,56 | [31, 131] Интересно проследить эволюцию ставок подоходного налога в США. До 1986 г. там действовала сложная система из 14 ставок от 11 до 50%. По реформе 1986 г. на следующий год, было, введено пять ставок: 11, 15, 28, 35 и 38,5% в зависимости от облагаемого дохода и семейного положения налогоплательщика. Указанная выше система введена с 1988 г. Интервалы доходов, в которых действуют налоговые ставки, могут уточняться и изменяться при формировании бюджета. Итак, основное направление развития подоходного обложения ведет к упрощению шкалы ставок, снижению максимального уровня налога, увеличению необлагаемого минимума. Но наряду с этим уменьшается количество налоговых льгот. Отчисления в фонды социального страхования – вторая по величине статья доходов федерального бюджета – делаются как работодателем, так и наемным работником. В США действуют две государственные системы социального страхования: федеральная пенсионная система и федерально–штатная система страхования по безработице. Взносы имеют обязательный характер. В отличие от России, где основную часть взноса делает работодатель, в США взнос делится в равных долях. Ставка меняется при формировании бюджета, но при этом имеет тенденцию к росту. Так, в 1980 г. комбинированная ставка для предпринимателей и лиц наемного труда составляла 12,3% (уплачивали они по 6,15%), в 1988 г. – 15,02%, в 90–х годах – 15,3% фонда заработной платы. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 50,1 тыс. долл. в год в расчете на каждого занятого. Третье место по степени доходности занимает налог на прибыль корпораций. Основная ставка налога – 34%, но вносится он ступенчато. За первые 50 тыс. долл. прибыли уплачивается 15%, за следующие 25 тыс. долл. – 25% и лишь на оставшуюся сумму вступает в действие основная ставка налога. Такое ступенчатое налогообложение серьезно поддерживает предприятия малого бизнеса. Кроме того, в ряде отраслей применяются ускоренные нормы амортизации оборудования. До реформы 1986 г. налог на прибыль корпораций был в размере 46%, в 1987 г. – 40%. Для того чтобы поддержать отрасли добывающей промышленности, в 80–х годах была установлена налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих по добыче ресурсов. С помощью данной скидки налог может быть уменьшен в пределах 50%. При исчислении налога на прибыль не учитывается удорожание стоимости активов, если только оно не реализуется путем продажи. Действуют и другие налоговые льготы. Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпораций, (максимально – 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода. Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены на товары – алкогольные и табачные изделия, бензин, нефть, драгоценности, меха, дорогие автомобили, личные самолеты, на услуги – дороги и воздушные перевозки. Основную часть акцизов взимают штатные и местные органы. Ставки федеральных акцизов в середине 90–х годов были следующие: на спиртные напитки – 12,5 долл. на галлон, пиво – 9 долл. на баррель, сигареты – в зависимости от качества 8 или 16,8 долл. на 1 тыс. штук, бензин – 9 центов на галлон, пассажирские авиалинии – 8% стоимости услуг. Ставки акциза на нефть дифференцированы. По вновь открытым месторождениям – 15% стоимости, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |