![]() |
|
|
Развитие финансового контроля и его эффективность в РФструктурному подразделению (инспекции); - коэффициент результативности контроля (КР): КР = Он. / Оп.; - коэффициент реализуемости контроля (КРК): КРК = Кп. / Кк.; - коэффициент действенности контроля (КДК): КДК = Осф. / Он.; - коэффициент окупаемости работы (КОР): КОР = Осф. / Озс., где Озс. - объем затраченных средств на содержание инспектора. Предлагаемые методические подходы могут использоваться для количественной оценки эффективности работы инспекторов, инспекций, аудиторских направлений, а также для стимулирования как отдельных инспекторов, так и инспекций. По нашему мнению, осмысление и использование предлагаемых теоретических и методических подходов к оценке эффективности государственного финансового контроля позволит существенно повысить ответственность за результативность контроля и поднять на новую ступень эффективность деятельности Счетной палаты. Аудитор Счетной палаты Российской Федерации С. П. ОПЕНЫШЕВ Начальник инспекции В. А. ЖУКОВ |МИНФИН СОГЛАСИЛСЯ СНИЗИТЬ НАЛОГИ В 2004 ГОДУ | | | |• Елена КОРОП | | | | | | | |В дискуссиях правительственных чиновников о налоговой реформе наметился| |неожиданный поворот. В четверг на заседании правительства вице-премьер | |Алексей Кудрин заявил, что готов снизить на 2% ставку налога на | |добавленную стоимость (НДС) уже в 2004 году. Между тем в представленных| |к заседанию материалах Минфин настаивал на невозможности снижения НДС | |ранее 2006 года. Решение по этому вопросу кабинет примет в апреле, но в| |правительственных кругах не уверены, что оно будет положительным. По | |оценкам аналитиков, снижение НДС не приведет к всплеску инвестиционной | |активности, но поставит под угрозу доходы бюджета. | | | |Михаил Касьянов сначала вообще отказался обсуждать налоговые вопросы, | |заявив, что не нашел в докладе Минфина новой информации. Премьер лишь | |пожалел об упущенной возможности начать налоговую реформу в 2004 году и| |помочь тем самым перерабатывающей промышленности. | | | |Алексей Кудрин признал "частичную вину" финансового блока правительства| |в затягивании налоговой реформы и пообещал представить план снижения | |налогов в апреле. Потом, сделав паузу и собравшись с духом, | |вице-премьер заявил, что готов снижать ставки единого социального | |налога (ЕСН) и НДС в 2004 году (вплоть до вчерашнего дня Кудрин называл| |самими ранними сроками снижения этих налогов 2005-2006 годы). | | | |Однако чудесного превращения консерватора в либерала не случилось. | |Кудрин тут же уточнил, что снижение ставки НДС на 2% (сейчас 20%) | |возможно только при условии сокращения расходов бюджета. Кроме того, | |придется отказаться от упрощения процедуры возврата НДС экспортерам и | |при капитальных вложениях, а также отменить часть льгот по налогу. При | |этом сам Минфин признает, что упрощение процедуры возврата НДС для | |предприятий гораздо важнее, чем незначительное снижение ставки. | | | |"Я ждал от вас этих слов полгода", - сказал Касьянов Кудрину и попросил| |его быстрее оформлять новые идеи в виде законопроектов, а сам | |отправился к президенту обсуждать экономическую ситуацию в стране. | | | |Если Кремль согласится в предвыборный год поджать расходы бюджета и | |законопроекты Минфина будут внесены в Госдуму в апреле, у правительства| |остается шанс начать налоговую реформу в 2004 году. Главное - впопыхах | |не отреформировать то, что не надо. | | | |Первый вопрос, которым задались оправившиеся от шока участники | |правительственного заседания и экономические аналитики: почему Минфин | |настаивает на снижении НДС, а не ЕСН? Ведь Алексей Кудрин сам рассказал| |об опросе членов Российского союза промышленников и предпринимателей, | |которые в один голос заявили, что деловое сообщество гораздо больше | |беспокоит высокая ставка ЕСН. Именно необходимость платить 35,6% от | |фонда оплаты труда и ограниченный доступ к регрессивной шкале ЕСН | |заставляет предприятия уходить в тень и платить зарплаты в конвертах. | | | |НДС взимается при продаже любых товаров и услуг, поэтому снижение | |ставки этого налога, по мнению Минэкономразвития, будет способствовать | |росту потребления и производства продукции с высокой добавленной | |стоимостью. Но предлагаемые Минфином пределы и условия снижения слишком| |несущественны, чтобы, как заявил Алексей Кудрин, добиться всплеска | |инвестиционной и предпринимательской активности в стране. | | | |"Двухпроцентное снижение - это слишком мало, - говорит председатель | |комитета Совета федерации по промышленной политике Валентин Завадников,| |- тем более, если снижение ставки будет связано с отказом от упрощения | |возврата НДС при экспорте и капстроительстве. Такой обмен абсолютно | |неравноценен". | | | |Руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев | |уверен, что решить проблемы инвестиционного климата с помощью снижения | |одного налога невозможно. К тому же снижение одного налога | |правительство обязательно компенсирует повышением других. Повышение | |налога на добычу полезных ископаемых, против чего вчера резко выступил | |советник президента Андрей Илларионов, Минфин планирует осуществить уже| |в 2004 году. | | | |По мнению главного экономиста ИБГ "НИКойл" Владимира Тихомирова, | |предприятия не ощутят реального снижения налоговой нагрузки, а | |освободившихся финансовых ресурсов в перерабатывающем секторе будет | |недостаточно, чтобы стимулировать рост производства. | | | |Зато могут возникнуть проблемы у бюджета - поступления НДС обеспечивают| |более 40% доходов казны. Член Экспертного совета Госдумы по банковской | |деятельности Александр Хандруев говорит, что НДС - последний налог, | |поступлениями которого можно рисковать. "Российская экономика сильно | |зависит от колебаний цен на нефть. Основные доходы бюджет получает от | |налогообложения экспортных сырьевых отраслей. Сейчас ситуация на | |мировых рынках непредсказуема, и, если правительство закрепит в законе | |обязательство снизить в 2004 году НДС, а потом цены на нефть упадут, | |ему будет нечем заместить выпадающие доходы", - считает Владимир | |Тихомиров. Заместитель гендиректора Центра фискальной политики Антонина| |Ковалевская объясняет неожиданную готовность Минфина снизить НДС | |надеждами на расширение налоговой базы за счет выхода предприятий из | |тени. Но в любом случае в краткосрочном плане, то есть в ближайшие | |год-два доходы бюджета пострадают. | |11:22 14-03-2003 | К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ Акбарова Ж.Д. г. Барнаул, Алтайский экономико-юридический институт В настоящее время Россия находится на пороге третьего тысячелетия. Все россияне питают надежду, что вступление России в XXI век будет сопровождается развитием экономических отношений на ее территории, т.е. развитием производства, увеличением количества инвестиций, снижением темпов инфляции, что в конечном итоге приведет к оздоровлению экономики и гос. финансов, а это в конечном счете подразумевает выход из экономического и политического кризисов. И наконец-то по уровню жизни Россия сравняется с ведущими странами мира. Но достижение такого уровня развития, а также финансовой стабилизации немыслимо без хорошо и надежно функционирующего института гос. финансового контроля, который является составной частью государственного контроля. Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов госконтроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна. Поэтому существующие пробелы функционирования элементов системы фин. контроля следует преодолеть, по нашему мнению, путем установления на федеральном уровне общих основ организации гос. фин. контроля с учетом особенностей регионов. В Указе Президента РФ "О мерах по обеспечению гос. фин. контроля" от 25.07.96 г. для всех органов гос. фин. контроля в качестве форм контроля предписаны комплексные ревизии и тематические проверки, в Федеральном законе "О Счетной палате" от 11.01.95 г. в статье 15 предусмотрены просто ревизии и проверки, а в Налоговом кодексе закреплены камеральные и выездные налоговые проверки. Наряду с данными формами контроля в доктрине финансового права существуют и другие гос. финансового контроля. Из этого следует, что пришло время узаконить не только ревизию, но и все формы осуществления финансового контроля: для органов казначейства и КРУ Минфина РФ, а так же контрольно- ревизионных органов исполнительной власти - ревизию; для государственных органов налоговой, таможенной служб, служб по валютному и экспортному контролю - счетную проверку; для института счетных палат - счетно- аналитическую проверку; для аудиторских фирм - аудиторскую проверку. Государственный финансовый контроль в России сегодня может осуществлять и осуществляет относительно большое количество органов государственной власти, Президент, Счетная палата, КРУ Минфина РФ, Министерство РФ по налоговым сборам и т. д. Основной их задачей на современном этапе является повышение эффективности их деятельности в области государственного финансового контроля. Так же необходимо избежать ненужного дублирования финансово-контрольной деятельности одних органов другими. Необходимо и создание общей информационной базы, на которой будет основываться финансовый контроль всеми контролирующими органами и будет являться основанием для координации их деятельности. Человеческое общество в своем развитии создало глобальные финансовые планы - бюджет, который является основным финансовым планом любого государства, в том числе и России. Бюджетная система является центральным звеном финансовой системы РФ, а бюджетная система - основным институтом финансового права. В бюджете мобилизуется огромное количество денежных средств, которые потом расходуются исходя из цели задач, стоящих перед государством. Согласно статьи 2 Федерального закона "О счетной палате" счетная палата - постоянно действующий орган финансового контроля, создаваемый федеральным собранием и подотчетный ему. Институт Счетных палат в силу своего статуса может реализовать критерий законности с наибольшей эффективностью. Важнейшими подлежащими финансово-экономическому контролю со стороны счетных палат являются: 1. Бюджетный процесс, а точнее финансово- экономическая экспертиза проекта бюджета и его исполнения. 2. Эффективность и рациональность использования государственных средств конечными пользователями: казенными, унитарными предприятиями и бюджетными организациями. Ввиду того, что финансово-экономическая экспертиза проекта бюджета проводится 1 раз в год, причем в сжатые сроки, а экспертиза его исполнения - в лучшем случае 1 раз в квартал, основное рабочее время Счетная палата посвящает финансово-экономическому контролю использования гос. финансов конечными пользователями. При всем плачевном состоянии финансовой науки в России методология бюджетного анализа все же развивается. Но совсем иначе обстоит дело с разработкой методологии осуществления второго аспекта контрольной деятельности Счетных палат. Сегодня нет научного обоснования даже основной формы контроля использования государственных финансов конечными потребителями. Таким образом, совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату, не боясь того, что денежные средства по дороге в очередной раз "бесследно исчезнут", и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действию. |Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля | |Государственный финансовый контроль (далее - финансовый контроль) является| |функцией управления производительными силами и производственными | |отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со | |сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, | |представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и | |количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль | |включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой | |определенную систему знаний - теорию. | |Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового | |контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления | |контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной | |потребности. Факты становятся составной частью научных и практических | |знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном | |виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы| |и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат| |базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории. | | | |В основе функции финансового контроля находится процесс изучения | |определенного объекта (предмета или явления) с целью установления | |закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах | |рационального использования в практической деятельности людей. Поэтому | |возникает необходимость развития финансового контроля, как и системы | |научных знаний. | |Наука - это динамическая система знаний, раскрывающая новые явления в | |обществе и природе с целью применения их в практической деятельности | |людей. Экономическая наука развивается вместе с развитием производительных| |сил и производственных отношений в конкретных общественно-экономических | |формациях. Развитие каждой науки основано на ее собственных законах и | |исторических условиях, присущих данной формации. Вместе с тем в каждой | |формации действуют общие экономические законы, влияющие на развитие науки.| | | |Исходя из этой концепции науки, финансовый контроль представляет собой | |динамическую систему экономических знаний, направленных на устранение | |негативных явлений в развитии производительных сил и производственных | |отношений с целью их регулирования в расширенном воспроизводстве. | |Финансовый контроль, подобно любой экономической науке, изучает проблемы | |расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, поэтому не| |может ограничиваться лишь качественными определениями экономических | |законов и категорий, он изучает и их количественные соотношения. Развитие | |производительных сил и производственных отношений в обществе обусловило | |появление новых функциональных экономик: научная организация и экономика | |труда; эффективность капитальных вложений и новой техники; | |ценообразование; финансы, денежное обращение и кредитование; бухгалтерский| |учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности; математические методы | |и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, | |планировании и управлении экономикой и ее отраслями. Финансовый контроль | |находится в тесной взаимосвязи с планированием, управлением и анализом | |хозяйственной деятельности. Эта связь проявляется в том, что эти | |функциональные экономические науки исследуют один и тот же объект, но с | |различной целевой функцией. | |Таким образом, финансовый контроль в своем развитии интегрируется с | |другими функциональными экономическими науками. | |В процессе взаимодействия наук достижения одних наук изучаются методом и | |средствами других. Потоки информации ряда наук перерабатываются одной | |наукой. Например, информация о развитии экономики обобщается статистикой, | |хотя эти информационные потоки образовались в процессе взаимодействия и | |влияния на хозяйственные процессы планирования, бухгалтерского учета, | |контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансирования и других | |экономических наук. Правдивость этой информации, ее объективность и | |достоверность устанавливаются финансовым контролем. | |Таким образом, финансовый контроль, используя экономическую теорию, | |выполняет жизненно важную роль в обеспечении практическими рекомендациями | |систем управления производством, распределением и потреблением. Выявляя | |диспропорции и негативные явления в обществе, он способствует их | |устранению и предупреждению повторения, рациональной организации | |производственных отношений и оптимальному использованию производительных | |сил. | |Финансовый контроль выполняет конкретные функции экономической науки: | |познавательную - выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие | |производительных сил и производственных отношений, с целью их | |регулирования; практическую - обеспечивает управление экономикой | |конкретными методами в части рационального расходования материальных, | |трудовых и финансовых ресурсов. Отсюда финансовый контроль как наука | |интегрирует различные качества экономических наук и является | |непосредственной производительной силой | |В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован| |по следующим признакам: | |контроль на уровне верховной власти, т.е. по показателям, отражающим | |динамику производства и потребления в стране и уровень благосостояния | |народа, уровень экономической безопасности государства; | |контроль на уровне центральной исполнительной власти (по показателям, | |данным в предыдущем параграфе); | |контроль на уровне отрасли - здесь система показателей центральной | |исполнительной власти конкретизируется применительно к отраслевым | |особенностям; | |контроль на уровне региона предполагает интеграцию показателей контроля | |верховной власти и отраслевых показателей; | |контроль на уровне предприятия и организации. Здесь контрольная работа | |государства должна ограничиваться исполнением обязательств предприятия | |перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием | |средств, полученных предприятием из государственного бюджета. | |Особое место в системе финансового контроля занимает государственный | |финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и должен | |распространяться, по нашему мнению, во-первых, на сферу формирования | |доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств | |государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым| |и эффективным использованием средств государственного бюджета и | |государственной собственности. В этой связи государственный финансовый | |контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за | |формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и | |ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также | |предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства | |на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо | |финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). | |Кроме того, государство должно следить и за финансовой, кредитной и | |эмиссионной деятельностью государственного банка. | |С учетом изложенного возникает вопрос о высшем органе государственного | |финансового контроля. Его место, структура, функции, права и | |ответственность определяются как сущностью контроля, так и формой | |организации верховной власти в государстве (монархия, республика | |(президентская или парламентская). | |Говоря о сущности и месте государственного финансового контроля, нельзя не| |отметить тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться | |до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., | |т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный | |финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, | |т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |