рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рынок ценных бумаг

• по территории, на которой обращаются ценные бумаги (региональный,

национальный и мировой рынок);

• по степени риска (высокорисковый, среднерисковый и малорисковый

рынок).

Отдельные сектора (сегменты) рынка ценных бумаг оказывают существенное

влияние на его развитие.

6. Этапы развития рынка ценных бумаг

В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить

следующие этапы.

Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России

активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские

обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-

Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении

различные ценные бумаги.

Особое распространение получили векселя, облигации, расписки

казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации

государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог)

Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных

ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В.Сталина в

стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного

сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались ив

счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были

погашены через 35-40 лет.

В 1990-1991 гг. началось возрождение рынка ценных бумаг в России.

Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-

правовой базы фондового рынка.

Постсоветский период. В 1992 г. Верховный Совет РФ принял

"Государственную программу приватизации государственных и муниципальных

предприятий в Российской Федерации на 1992 г.", были разработаны

законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги

по ее выполнению. С принятием-данной программы в России была совершена

тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного

общественного строя другим.

В период 1993-1994 гг. обвальный характер приватизации практически

разделил общество на противоположные группы - крупные собственники

(владельцы капитала и крупные акционеры пред-приятий), мелкие и мельчайшие;

реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел

равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной

собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом

каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком:

продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия. Однако

практически граждане оказались с разными результатами: одни стали реальными

собственниками, другие - нет. Это было связано с разными финансовыми

возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать

"ваучеры", а другие искали возможность их продать), уровнем их

информационной осведомленности, психологическим-и установками и мотивацией

поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась

заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации,

получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением

сроков вложения "ваучеров", низкой активностью участия населения в

проводимых специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной

приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В

результате приватизации и акционирования весьма значительная часть

предприятий перешла из государственной в частную собственность.

Летом 1994 г. начался массовый выпуск государственных ценных бумаг.

Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к

традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного

бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось

несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом

это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет

внутренних безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило

необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение

объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того,

увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки

на'бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным

заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг.

В 1995-1996 гг. получило развитие государственное регулирование рынка

ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-

правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы

"Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг" и др. К началу 1996 г.

значительных масштабов достигла практика использования государством

финансовых инструментов ментов рынка ценных бумаг по следующим

направлениям:

• выпус;с государственных ценных бумаг в целях финансирова ния дефицита

государственного бюджета - государственных краткосрочных обязательств

(ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного

сберегательного займа (ОГСЗ);

• реструктуризация внутреннего валютного долга – выпуск облигаций

внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

• связывание части свободных денежных средств на основе денежкой

приватизации.

Современный этап (с 1997 г.) развития рынка ценных бумаг

характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным

кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на

иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля,

увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери

государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная

правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной

мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны

правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и

экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению

структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой

стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-

ноябре 1997 г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета

наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций

нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных

участников также была значительна.

После августовского кризиса 1998 г., несмотря на угрожающую ситуацию,

российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в

считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998 г. и в 10-15

раз по сравнению с октябрем 1997 г. Ключевыми задачами нового этапа

развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения

инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов.

Решительные и согласованные действия государственных органов должны

способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому

вложению капитала институциональными инвесторами.

7. Тенденции развития рынка ценных бумаг в РФ

Интеграция российского рынка ценных бумаг и мировую финансовую систему,

безусловно,'при внесла ряд положительных аспектов в деятельность

резидентов, но одновременно усилила зависимость отечественного фондового

рынка от конъюнктуры международных рынков капитала.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в 1997 г. ("азиатский

кризис"), поразил в большей степени развивающиеся страны, в том числе и

молодой рынок ценных бумаг Российской Федерации. На первой стадии кризиса

произошел отток капитала с отечественного рынка государственных и

корпоративных ценных бумаг в конце 1997 - начале 1998 гг. Репатриация

государственных займов, увеличив спрос на иностранную валюту, привела к

понижению цен на корпоративные бумаги. Падение мировых цен на сырье в

сочетании со снижением золотовалютных резервов потребовало девальвации

рубля, которая, однако, проведена не была. Установленный вместо этого

валютный коридор до 2000 г., помимо других негативных последствий, к

определенной мере дезориентировал участников фондового рынка. Котировки

акций быстро снижались. Так, индекс КТ51 за этот период снизился более чем

на 50%. Временная стабилизация финансового рынка и непродолжительная

тенденция некоторого роста биржевых индексов общей ситуации не изменили.

Весенний правительственный кризис 1998 г. и ухудшение состояния

платежного баланса страны инициировали вторую стадию кризиса российского

рынка ценных бумаг. По-прежнему остро стоял вопрос о девальвации рубля и,

кроме того, назрела необходимость срочного удешевления обслуживания

внутреннего государственного долга, сформированного в основном за счет

краткосрочных и высокодоходных ГКО-ОФЗ и превысившего к этому времени 20%

валового национального продукта. Кроме того, законодательное ограничение

лоли владения нерезидентами акциями федеральных энергетических компаний (до

25%), например РАО"ЕЭС России", послужило причиной снижения инвестиционных

рейтингов страны, ухода многих инвесторов с рынка ценных бумаг и, как

следствие, очередного повышения доходности ГКО, превысившей ъ июне 1998 г.

50-процентный рубеж. В результате произошло 20-процентное снижение цен

акций, а отечественная валюта стала еше менее устойчивой. Обострению

ситуации способствовала и эмиссия высокодоходных облигаций двух внешних

займов на общую сумму около 4 млрд долл., снизившая котировки еврооблигаций

предыдущих выпусков.

Положение на рынке усугублялось и беспрецедентным ростом в июле 1998 г.

средневзвешенной доходности ГКО-ОФЗ (до 126%), отменой ряда аукционов по их

размещению и, наконец, конвертацией ГКО в среднесрочные (до 2005 г.) и

долгосрочные (до 2018 г.) облигации, номинированные в долларах США.

Некоторое улучшение ситуации, наметившееся в середине июля, после решения

международных кредиторов оказать мощную финансовую поддержку России, было

недолгим.

Третья стадия фондового кризиса, начавшаяся в августе 1998 г.,

ознаменовалась бегством отечественных и иностранных инвесторов с рынка

государственных ценных бумаг, повлекшим дальнейшее ухудшение ситуации и на

рынке корпоративных бумаг (сводный индекс РТС-Интерфакс понизился на 30%).

Падение котировок государственных облигаций, традиционно служивших

обеспечением иностранных кредитов, вынудило банки продавать ценные бумаги

из своих портфелей и закупать валюту. Последствия очевидны - дальнейшее

падение цен на ГКО-ОФЗ и корпоративные бумаги, усиление неустойчивости

рубля.

Кульминация кризиса российского рынка ценных бумаг наступила 17 августа

1998 г. - девальвация рубля, приостановление обращения ГКО-ОФЗ,

принудительная реструктуризация долгов по ним и трехмесячная отсрочка

погашения внешней задолженности российских банков (дефолт). В результате

рынок ценных бумаг, особенно корпоративных, практически полностью утратил

свою ликвидность, а Российская Федерация - инвестиционную

привлекательность. Инвесторы (резиденты и нерезиденты) понесли огромные

убытки. Мало того, банковская система страны буквально "рухнула"; снизились

объемы экспортно-импортных операций и масштабы деловой активности в стране.

Застой производства и торговли продолжался до конца года.

" Сузились возможности ведения бизнеса профессиональными участниками

рынка ценных бумаг, что привело к сокращению их количества, расширению

универсализации деятельности и укрупнению институциональных образований

(см. табл.4).

Сократились объемы операций, проводимых профессиональными участниками

через ведущих организаторов фондового рынка; изменилась структура участия

организаторов рынка в совокупном объеме фондовой торговли (см. табл. 5).

Для восстановления доверия к российскому фондовому рынку Федеральная

комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) в течение 1997-1998 гг. предпринимала

многочисленные антикризисные меры, в частности, разработку и утверждение в

Правительстве Государственной программы защиты прав инвесторов; участие в

подготовке закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке

ценных бумаг"; публичные требования отмены трехмесячной отсрочки погашения

банковских задолженностей и пересмотра условий реструктуризации

государственного долга; снижение требований к минимальным размерам

собственного капитала профессиональных участников рынка; неоднократные

приостановки торгов на фондовых площадках для защиты рынка корпоративных

бумаг и т.д.

Таблица 4

Сокращение количества профессиональных участников фондового рынка в

1998 г.

|Вид |Количество на начало месяца, ед. |

|профессиональной | |

|деятельности | |

| |январь |июль |Декабрь |

|Брокерская |393 |507 |376 |

|Дилерская |61 |94 |76 |

|Брокерская и |1102 |1207 |1110 |

|дилерская - | | | |

|совместно | | | |

|Доверительное |- |9 |8 |

|управление | | | |

|Брокерская, |5 |130 |1128 |

|дилерская и | | | |

|доверительное | | | |

|управление - | | | |

|совместно | | | |

|Итого: |1561 |1947 |1698 |

Таблица 5

Структура участия в фондовой торговле в 1998 г.

|Организатор торговли |Январь |Ноябрь |

|ЗАО "Московская межбанковская валютная |13 |24 |

|биржа" (ММВБ) | | |

|НП Торговая система РТС" (РТС) |82 |32 |

|НП «Московская фондовая биржа» (МФБ) |5 |44 |

|итого: |100% |100% |

Таким образом, в результате кризиса российского рынка ценных бумаг

изменились определенные правовые аспекты его деятельности, уменьшилось

число профессиональных участников, беднее стала номенклатура обращающихся

ценных бумаг.

После утраты финансовым рынком такого важного инструмента регулирования

банковской ликвидности, как ГКО-ОФЗ, возникла потребность в появлении

нового инструмента, который бы позволил банкам решать проблемы

регулирования краткосрочной ликвидности и явился бы альтернативой вложениям

в валюту. С этой целью ЦБ РФ в сентябре 1998 г. предоставил рынку новый

инструмент - собственные бескупонные облигации Банка России (ОБР) (так

называемые "бобры"), срок их об- --ращения составлял 3 месяца, максимальный

объем эмиссии - 10 млрд руб. Однако интерес участников рынка к этим

облигациям был невысоким: в течение первого месяца существования рынка ОБР

спрос на облигации практически полностью отсутствовал из-за острого

дефицита ликвидности у банков. Банку России удавалось размещать ОБР только

на вторичных торгах. Аукционы 2 и 16 сентября были признаны несостоявшимися

из-за высокого уровня доходности, заявленного участниками рынка. Первый

успешный аукцион по размещению ОБР состоялся 30 сентября, а затем были

признаны состоявшимися четыре аукциона, проведенные в октябре и ноябре.

Общее изменение состава участников рынка государственных ценных бумаг

под влиянием финансового кризиса нашло отражение и на рынке ОБР. В

докризисный период основную роль на рынке ГКО-ОФЗ играли крупные банки -

держатели внушительных портфелей государственных ценных бумаг. После

августовских событий на первый план вышли средние и мелкие банки; выходя на

рынок ОБР, они не вкладывали значительных средств в эти бумаги,

рассматривая их лишь в качестве дополнения к традиционным банковским

операциям. Особый интерес ОБР, вызывали у региональных коммерческих банков,

незначительно пострадавших в результате кризиса.

Активизация операций с ОБР наметилась лишь в октябре в условиях

относительной стабилизации валютного курса. Некоторое увеличение

привлекательности ОБР объяснялось возможностью использовать их в качестве

залога при получении у Банка России ломбардных кредитов и кредитов

"овернайт". Изменение ситуации на валютном рынке в ноябре вызвшю новое

увеличение доходности облигаций. Однако после окончания срока действия

объявленного 17 августа моратория на выплаты по кредитам нерезидентов спрос

на иностранную валюту несколько понысился усилив отток средств на валютный

рынок.

По мере развития рынка ОБР Банк России продолжал расширять возможности

держателей этих бумаг. Так, с ноября ЦБ рф начал проводить на рынке ОБР

сделки РЕПО; они могли заключаться только с базовыми выпусками ОБР,

имеющими срок погашения не менее семи календарных дней. Операции РЕПО на

рынке ОБР проводились по той же схеме, что и подобные операции на рынке ГКО-

ОФЗ. Срок сделок РЕПО составлял 2 дня. В -лом же месяце впервые состоялся

аукцион РЕПО по ОБР. Средняя за месяц ставка отсечения на аукционе

составила около 24% годовых. В декабре этот показатель превысил уже 29%

годовых. При этом объем операций, составлявший в ноябре более 1 млрд руб.,

в декабре снизился до 0,2 млрд руб.

До конца 1998 г. было размещено 12 выпусков ОБР, в том" числе 5

выпусков на аукционе и 7 на вторичных торгах; погашено 8 выпусков этих

облигаций. Объем четырех выпусков ОБР находившихся в обращении на 1 января

1999 г., насчитывал 2,3 млрд руб. по номиналу. Последний выпуск ОБР был

погашен 17 февраля 1999 г. Итогом четырех месяцев работы рынка ОБР явилось

продолжение торговли ценными бумагами на организованном рынке и

предоставление рынку инструмента регулирования банковской ликвидности.

Торги на рынке ГКО-ОФЗ возобновились в январе 1999 г. Наряду с

традиционными в обращении появились новые виды государственных ценных

бумаг. К первым относились очередные серии ГКО с небольшим сроком

обращения, низкой доходностью и относительно высокой ликвидностью, а также

ранее выпущенные и ставшие малоликвидными ОФЗ; нархиатсль-ная стоимость

этих бумаг не изменилась и равнялась 1 тыс. руб. Ко вторым - среднесрочные

ОФЗ с нулевым купонным доходом и номинальной стоимостью 10 руб., так

называемые инвестиционные ОФЗ. Эти бумаги позволяли погашать задолженности

бюджету и принимались по нарицательной стоимости в оплату уставных

капиталов банков. Их рыночная стоимость изменялась в пределах 15-30%

номинал, поэтому они были относительно доходными и малоликвидными. •

Торговый оборот рынка ГКО-ОФЗ в первой половине 1999 г. достигал в рублевой

части всего 2,5-3,0% и примерно 1% в валютной от докризисного уровня.

Помимо существенного снижения ликвидности фондовых инструментов произошел

зкачительный рост (до трех раз) уровня комиссии ММВБ, взимаемой с

профессиональных участников рынка. Все это свидетельствовало об утрате

рынком государственных ценных бумаг своей былой привлекательности.

В конце 1999 г. был проведен закрытый (неофициальный) аукцион по

размещению новых ГКО; он предназначали для одного из крупнейших участников

этого рынка - банка СгесШ Зшзке р!га ВозШп. Доходность бумаг составила

всего 4,5% годовых, но они пользовались большим спросом у иностранных

инвесторов, поскольку позволяли решать проблему средств, замороженных в

старых ГКО[1].

В феврале 2000 г. был проведен первый официальный аукцион по

размещению.двух выпусков новых ГКО объемом по 2,5 млрд руб. каждый. Один из

них предназначался для иностранных инвесторов, а другой - для российских

участников рынка. Доходность размещенных бумаг достигла в среднем 20,1%, а

во второй половине года доходность очередных эмиссий снизилась до 17-18%.

В июле 2000 г. завершилось обращение ОГСЗ, выпущенных до кульминации

кризиса. Учитывая дефицит привлекательных для инвесторов инструментов,

Минфин РФ принял решение о возобновлении эмиссии ОГСЗ за счет сокращения

объема выпуска ОФЗ. Полугодовая купонная ставка по новым ОГСЗ определялась

исходя из официального уровня инфляции за предшествующие 6 месяцев,

увеличенного на 1,5%. Последующие выпуски этих бумаг имели аналогичные

условия. Новые ОГСЗ стали первыми индексируемыми по уровню инфляции

инструментами рынка внутреннего государственного долга.

В 2001 г. эмиссия новых государственных краткосрочных ценных бумаг

продолжилась. Они выпускались для финансирования кассовых разрывов бюджета,

а также для уменьшения задолженности по внешним заимствованиям. Их

доходность составляла 13- 15%, а сроки обращения - 98 'и 196 дней, в

зависимости от выпуска. Масштабы эмиссии новых ГКО в настоящее время строго

увязаны с величиной бюджетного дефицита. Аукционы по их размещению

проходят, как и прежде, на ММВБ. Операции осуществляются официальными

дилерами ЦБ РФ. Новые ГКО предназначены для резидентов и нерезидентов,

являются предъявительскими бумагами и подлежат централизованному хранению и

погашению.

Несмотря на негативный опыт банки вновь покупают ГКО Им необходимо

размещать большой объем скопившейся рублевой массы, а кредитованию

реального сектора экономики по-прежнему уделяется мало внимания. Однако,

если до кризиса погашение этих бумаг осуществлялось в размере 6 млрд руб. -

(1 млрд долл. США) еженедельно, то сейчас эти показатели значительно ниже.

Возобновление выпуска ГКО можно рассматривать как восстановление рынка

государственных ценных бумаг в качестве неинфляционного источника

финансирования бюджетного дефицита. Однако восстановительный период отнюдь

не завершен; рынок государственных ценных бумаг будет развиваться,

постепенно наращивая объемы операций и расширяя круг участников. Залогом

его успешного развития должны стать стабилизация и рост реального сектора

экономики.

Оживление на рынке корпоративных ценных бума;, в частности акций, еше

более пострадавшем в результате кризиса, наметилось в середине 1999 г.,

когда котировки наиболее ликвидных акций выросли на 10-15%. Однако мощный

рост котировок носил не столько экономический, сколько политический

характер. Во-первых, как и прежде, это было связано с очередным решением

международных кредиторов оказать финансовую помошь стране; во-вторых,

произошло повышение мировых цен на энергоносители и улучшение конъюнктуры

международных рынки;; капитала, в частности фондового рынка США.

8. Перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ.

Перспективы развития. В настоящее -время и РФ, как и в других странах,

происходит расширение банковских операций с ценными бумагами. Однако

суммарная рыночная капитализация российских банков (стоимость всех видов

ценных бумаг, выпущенных банками) все еще несравнимо мала в сопоставлении с

другими, в том числе развивающимися странами (см. табл 6.).

Таблица 6

Рыночная капитализация банков на начало 2001 г., млрд долл.

|США |Англия |Япония |Китай |Россия |

|850 |330 |300 |около 200 |16,6 |

С середины 1999 г. в стране быстро развивается рынок корпоративных

облигаций. Можно говорить о возникновении нового сегмента отечественного

рынка, не менее привлекательного, чем рынок государственных ценных бумаг.

Расширяется привлечение ресурсов на долгосрочной основе, а также оказание

посреднических услуг при первичном размещении ценных бумаг (андеррайтинг).

Быстрыми темпами развивается и вторичный рынок корпоративных облигаций

(см. табл. 7). На ММВБ в середине 2001 г. ежедневный объем оборота этих

инструментов занимал в среднем 40% от соответствующего оборота рынка

государственных ценных бумаг, составляющего около 500 млн руб. К началу

2003 г. прогнозируется равенство этих показателей.

Таблица 7

Средний объем вторичных торгов корпоративными облигациями на ММВБ по

кварталам в 2000-2001 гг., млн руб.

|2000г. |2001г. |

|I |II |III |IV |I |II |

|95 |95 |375 |80 |1000 |2100 |

Для дальнейшего развития этого рынка необходимо существенное снижение

налога на эмиссию ценных бумаг; сейчас его размер в РФ - 0,8% от объема

эмиссии, против 0,026% в США.

Ограниченным остается инструментарий российского рынка ценных бумаг. На

отечественном биржевом рынке по-настоящему ликвидными могут считаться акции

лишь 5-7 компаний и менее 10 выпусков государственных и корпоративных

облигаций, что намного ниже, чем в других странах (табл. 8).

Таблица 8

Количество эмитентов, чьи акции котировались на национальных фондовых

биржах в 2001 г., ед.

|США |Англия |Китай |Ю. Корея |Россия |

|8000 |3000 |1100 |700 |менее 30 |

Одно из главных направлений развития российского рынка ценных бумаг

сегодня - существенное увеличение количества обращающихся инструментов[2].

Для этого необходимо:

• расширение операций кредитования под залог государственных и

корпоративных ценных бумаг (операций РЕТЛО), в частности продажа Банком

России бумаг из собственного портфеля с обязательством обратного выкупа;

• развитие рынков биржевой торговли инвестиционными паями (ПИФ-ов),

ипотечными облигациями, срочными производными инструментами, находящихся

сейчас в зачаточном состоянии;

• организация в России (в частности в Москве) международного сектора

рынка ценных бумаг, т.е. осуществление на российских биржах листинга и

обращения акций и долговых бумаг, входящих в расчет фондовых индексов Dow-

Jones, NIKKEI и др.

В соответствии с основными направлениями экономического развития страны

на 2002-2004 гг. и новой концепцией развития фондового рынка[3],

одобренными Советом Федерации и Правительством РФ, необходимо

законодательное закрепление возможности обращения иностранных ценных бумаг

на российском рынке, а также принятие законов об инвестиционных фондах, об

эмиссионных ипотечных ценных бумагах; изменение Закона "Об ипотеке (залоге

недвижимости)"; внесение поправок в ГК РФ и НК РФ, земельное

законодательство и др.

Следует также преодолеть синдром недоверия инвесторов, особенно граждан

к рынку ценных бумаг. В развитых странах главная составляющая структуры

всех инвесторов - физические лица, действующие напрямую или через

пенсионные и паевые фонды, брокерские фирмы и банки и др. В РФ численность

этой категории инвесторов составляет лишь несколько десятков тысяч

обеспеченных граждан. Одно из важных направлений в решении этой задачи -

развитие использования автоматизированных систем фондовой торговли,

реализуемых посредством Internet. Эта технология в начале 90-х гг.

привлекла на фондовый рынок США дополнительно десятки миллионов граждан. В

РФ система Internet-торговли была реализована в конце 1999 г. на ММВБ и

также показала высокую эффективность; объем заключенных сделок в течение

следующего года возрос почти в 70 раз и составил в среднем 27 млрд руб. за

месяц. Количество пользователей системы стремительно росло: в 2001 г. к ней

было подключено 90 брокерских компаний.

Широкое развитие систем фондовой торговли с использованием Internet или

других прогрессивных технологий могло бы обеспечить доступ на российский

рынок ценных бумаг сушествен-но большему кругу граждан страны и зарубежных

инвесторов. Однако этому препятствуют: низкий уровень организационно-

технического развития телекоммуникационных сетей; ограниченность

юридического обеспечения, в частности, наличие нерешенных вопросов

оформления сделок (электронное факсимиле, например)1; фискальный характер

налогового законодательства, в частности, удержание налога на доходы

физических лиц с оборота совершенных сделок независимо от их прибыльности

или убыточности и др.

Современный рынок ценных бумаг Российской Федерации активно

развивается, растет его значение как одной из важнейших сфер макроэкономики

страны. Государство совместно с другими профессиональными участниками рынка

активно формирует его инфраструктуру. Являясь самодостаточной экономической

системой, РФ не тяготеет ни к одному из мировых финансовых центров,

поддерживая отношения с ними. Страна стремится стать самостоятельным

финансовым центром и формирует собственную модель рынка ценных бумаг на

основе учета мирового опыта, национальных интересов и традиций

Заключение

Период 1990-х годов в России связан с целым рядом экономических бурь и

финансовых потрясений. Они были вызваны прежде всего приватизацией и

акционированием предприятий, становлением российского рынка ценных бумаг.

Следствием бурного развития фондового рынка стали и современная финансовая

практика, и резкая имущественная дифференциация общества на крупных

собственников (владельцев и крупных акционеров предприятий, мелких и

мельчайших собственников).

Динамичный российский фондовый рынок пережил взлеты и падения. Эйфория

населения в начале приватизации и горькое разочарование ее итогами,

обманутые надежды людей; расцвет финансовых «пирамид» типа МММ и

последующий их крах; спекулятивный ажиотаж на рынке ГКО и его обвал в

августе 1998 г. – лишь немногие яркие страницы драматического становления

фондового рынка в России. Рынок ценных бумаг стал ареной ожесточенной

борьбы за раздел и передел собственности между влиятельными коммерческими

структурами, мощными финансовыми группами, политическими элитами,

криминалитетом.

На основе этих и других освещенных ранее проблем можно сделать

следующие выводы, что современный рынок ценных бумаг РФ, несмотря ни на что

активно развивается, растет его значение как одной из важнейших сфер

макроэкономики страны. Государство совместно с другими профессиональными

участниками рынка активно формирует его инфраструктуру. Являясь

самостоятельной экономической системой, РФ не тяготеет ни к одному из

мировых финансовых центов, поддерживая отношения с ними. Страна стремится

стать самостоятельным финансовым центом и формирует собственную модель

рынка ценных бумаг на основе учета мирового опыта, национальных интересов и

традиций.

Использованная литература

1. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. /М., 2002.

2. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие (под ред.проф. Е.Ф.Жукова) ./М.,

2003

3. Литвиненко Л.Т.Нишатов Н.П. Рынок государственных ценных бумаг / М.,

1998.

4. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. /М., 1995.

5. Рынок ценных бумаг (Под ред.В.А. Галанова, А.И. Басова)/М., 1998.

6. Алексеев М.И. Рынок ценных бумаг /М., 1992.

7. Афонина С.Н. Рынок ценных бумаг /М., 1997.

8. Курс экономики (под ред. Б.А. Райзберга) /М., 1997.

9. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. /М., 1995.

10. Ценные бумаги: учебник (под ред. В.М.Колесникова.) /М,1998.

11. Экономики учебник. (под ред. Доц. А.С. Булатова) /М., 1997

-----------------------

[1] 1 Банька Т. Новые ГКО как средство платежа по внешнему долгу

(http://strana.ru/economics/finance/2001/02/14/982161031.html).

[2] Информационно-аналитические материалы 3-й банковской конференции "1

пектины развития рынка финансовых услуг в России". Сочи. - М., 2001.

[3] Концепция развития фондового рынка России (извлечение) //Финансовый

бизнес. - дъ 2. - 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.