|
Статистика финансовСтатистика финансовЛекции по “Статистике финансов” лектор: доцент Бурцева Светлана Александровна Лекция 1 Тема: “Предмет, метод и задачи статистики” Предмет статистики - это финансовые отношения или производственные отношения которые статистика отражает. Метод - это статистическое наблюдение за финансовыми процессами. 1. Наблюдение, сбор данных 2. Сводка, группировка (классификация) 3. Анализ (обобщение статистического материала на основе средних, индексных, выборочных, методов; метода рядов динамики; корреляционного анализа и корреляционно-регрессионного анализа) Задачи статистики. 1. Переход статистики на международную систему учета и статистики. До 1996 года был первый этап реформирования российской статистики по государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. В результате этого этапа определился состав статистических показателей отражающий различные аспекты экономики, созданы основы единого государственного регистра предприятий и организаций, единой системы классификации и кодирования технико- экономической и социальной информации. Сформулировались основные социальные показатели характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и др. Сформировались укрупненные экономические счета макроэкономических показателей в области цен, финансов и денежного обращения; промышленного производства; потребительского рынка и др. С 1997 по 2000 год действует федерально-целевая программа реформирования статистики 2. Разработка СНС и реформирование статистического наблюдения. В информационном массиве СНС первичные данные о финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов занимают особое место. В настоящее (с начала 1998 года) время существует статистическая отчетность, включающая четыре унифицированные формы для всех юридических лиц: = П1 - сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг = П2 - сведения об инвестициях = П3 - сведения о финансовом состоянии организации = П4 - сведения о численности, заработной плате и движении работников. По данным формам средние и крупные предприятия отчитываются ежемесячно, а малые только за год (кроме П4 по которой расчеты ведутся также ежемесячно). 3. Интеграция и гармонизация в международную систему. Классификаторы международного стандарта, используемые в статистической отчетности: * ОКУД - общероссийский классификатор управленческой документации. * ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций. * ОКДП - общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. * ОКОНХ - общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства. Это самые основные классификаторы, но также используются и другие. Статистическая информация получаемая в результате наблюдения необходима для предоставления органам государственного управления; для обеспечения информацией руководителей предприятий, фирм, компаний и т.д.; для информирования общественности об основных тенденциях развития. Задачи статистики сильно коррелированны с политическим устройством общества. Организация статистики финансов требует решения следующих задач: . технического сбора данных . концептуальных задач . задач методологического характера Основные статистические термины используемые в статистике финансов Институциональными единицами - являются хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Ими могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств). Сектора национальной экономики: 1. Нефинансовые предприятия 2. Финансовые учреждения 3. Государственные учреждения 4. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства 5. Домашние хозяйства 6. Остальной мир Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, т.е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов) которые имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение. К сектору “финансовые учреждения” относятся резидентные финансовые корпорации и квази корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими связанными с ним финансовыми услугами на коммерческой основе. Их ресурсы формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных. Отрасль определяется как совокупность заведений, т.е. предприятий расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства, заключать договора и т.д. Отрасль «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, включает финансово-посредническую деятельность. Банковская деятельность охватывает услуги ЦБ РФ и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и прочих финансово-кредитных организаций (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг) Макропоказатели состояния российской экономики в 1997 году |Показатели |1-10 1997 |1-10’97 к |1-10’96 к| | |год, трлн. |1-10’96, % |1-10’95, | | |руб. | |% | |ВВП (Валовый внутренний |2173 |100,3 |94,9 | |продукт) | | | | |Объем промышленных продукции |1297 |101,5 |95,7 | |Розничный товарооборот |694,1 |100,8 |96,1 | |Объем платных услуг |217,3 |102,4 |92,9 | |Инвестиции в основной капитал |271 |93,4 |82,6 | |Реальные располагаемые |- |101,6 |99 | |денежные доходы | | | | |Средняя з/плата (тыс. руб) |938 |119,5 |164,7 | |Индекс инфляции (по |100,2* |109,3** |117,9** | |потребительским ценам) | | | | |Индекс цен производителя на |100,1* |107,3** |123,6** | |промышленную продукцию | | | | * - в % к предыдущему месяцу ** - конец периода к декабрю предыдущего года Лекция 2 Тема: “СНС как основа макроэкономической статистики” Переход на СНС государственной статистики вызван включением различных стран в интенсивный международный раздел труда. Ядром преобразования статистики является система макропоказателей. СНС - это адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных статистических показателей. Построен в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. В счетах СНС различают две стороны: 1. ресурсы 2. использование (но не дебет и кредит, как в бухгалтерском учете) В каждом счете сумма записей, относящаяся к ресурсам равна сумме записей, относящейся к использованию. СНС - система обобщающих показателей развития экономики, характеризующих различные стадии процесса воспроизводства: 1) производство 2) первичное и вторичное распределение доходов 3) использование на конечное потребление и накопление. Каждую стадию воспроизводства отражает свой счет (группа СЧ-6) СНС и баланс народного хозяйства - это модели базового экономического оборота на макроуровне. Основными элементами экономического оборота являются: . объекты . субъекты . операции Экономический оборот состоит из основных экономических процессов: = производство = потребление = накопление = перераспределение - передача (получение) продуктов, услуг, денег (или любого эквивалента денег), осуществленных в одностороннем порядке без компенсации СНС включает в себя семь основных счетов: |Использование |Ресурсы |Показатели | |Счет «Производство» | |- Промежуточное |Валовый выпуск |Валовый выпуск | |потребление | |- промежуточное | |Валовая добавленная | |потребление = валовая | |стоимость | |добавленная стоимость | |Счет «Образование доходов» | |- Оплата труда |Валовая добавленная |Валовая добавленная | |- Чистые налоги на |стоимость |стоимость | |производство | |- оплата труда - чистые | |Валовая прибыль, валовой| |налоги на пр-во (за | |смешанный доход | |вычетом субсидий) = | | | |валовая прибыль, валовой | | | |смешанный доход | |Счет «Присвоение первичных доходов | |- Доходы от |Валовая прибыль, |Валовая прибыль, валовой | |собственности, |валовой смешанный |смешанный доход | |переданные |доход |- сальдо доходов от | |Валовые первичные доходы|- Доходы от |собственности = | | |собственности, |валовые первичные доходы | | |полученные | | | |- Оплата труда | | | |- Чистые налоги на | | | |производство | | |Счет «Вторичного распределения доходов | |Текущие трансферты, |Валовые первичные |Валовые первичные доходы | |переданные |доходы |- сальдо текущих | |Валовый расположенный |Текущие трансферты, |трансфертов = | |доход |полученные |валовый расположенный | | | |доход | |Счет «Использования располагаемого дохода» | |Расходы на конечное |Валовый расположенный |Валовый расположенный | |потребление |доход |доход | |Валовое сбережение | |- расходы на конечное | | | |потребление = | | | |валовое сбережение | |Счет «Капитальных затрат» | |- Валовое накопление |Валовое сбережение |Валовое сбережение | |основных и оборотных | |- валовое накопление | |фондов | |основных и оборотных | |- Чистые показатели | |фондов - чистые | |земли, нематериальных | |показатели земли, | |активов | |нематериальных активов = | |Чистые кредиты (+) | |Чистые кредиты (+) | |Чистые долги (-) | |Чистые долги (-) | |Финансовый счет | |Приобретение финансовых |Чистые кредиты (+) | | |активов |Чистые долги (-) | | | |Принятие финансовых | | | |оборотов | | * - для полученных данных о размерах чистых кредитов или чистых долгов к показателю валовое сбережение добавляется капитальные трансферты (сальдо) и вычитаются показатели, относящиеся к капиталообразованию. Ключевым показателем СНС является валовый внутренний продукт (ВВП), характеризующий стоимость труда и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенные для конечного потребления, накопления, экспорта. Лекция 3 Тема: “Статистика государственных финансов” Государственные финансы - сфера финансовой системы страны. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе: 1) предоставленных министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориальных бюджетов; 2) данных налоговой статистики; 3) отчетов внебюджетных фондов. Для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) начиная с 1995 года используется единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной министерством финансов РФ. Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализов. Федеральный бюджет - это централизованный бюджет, утвержденный высшими законодательными органами РФ. Бюджет территорий - основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, утверждается высшими органами власти национально-государственных и административно-территориальных образований РФ. Задача статистики государственных финансов состоит в разработке показателей характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии: * составления * рассмотрения * утверждения * использования Существует бюджетная классификация, которая включает статьи доходов (налоговые и неналоговые) и расходы. Существует классификация МВФ, которая занимается проблемами системы классификации, выделяют следующие классификации: 1. Доходов и полученных официальных трансфертов; 2. Расходов и кредитования за вычетом погашения; 3. Операций финансирования бюджетного дефицита; 4. Государственного долга. В бюджетном процессе предполагается хозяйственная операция (наличие двух сторон-участников операции). Отсюда создание второго потока к участнику поступления от участника платежа. Государственный бюджет - основной общегосударственный фонд формирования и использования, который определяет экономическую, социальную, политическую сторону общественной жизни. Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на: = текущие - налоговые и неналоговые = капитальные К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования. Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущих или капитальных) Бюджетный дефицит Бюджетный профицит Состояние бюджетной системы РФ в январе-октябре 1997 года | |Консолидированный бюджет |Федеральный бюджет | |Показатели |1997 |1996 |1997 |1996 | | |трлн. |в % к |трлн. |в % к |трлн. |в % к |трлн. |в % к | | |руб |ВВП |руб |ВВП |руб |ВВП |руб |ВВП | |Доходы |503,6 |19,4 |411,6 |18,7 |231,0 |8,9 |200,6 |9,1 | |В том числе: | | | | | | | | | |налоговые |423,5 |16,3 |347,4 |15,8 |177,4 |6,8 |153,7 |7,0 | |неналоговые |43,6 |1,7 |42,6 |1,9 |28,2 |1,1 |30,8 |1,4 | |Расходы |594,2 |22,8 |491,0 |22,3 |308,5 |11,9 |263,9 |12,0 | |Дефицит |-90,6 |3,5 |-79,4 |3,6 |-77,5 |3,0 |-63,3 |3,0 | Исполнение федерального бюджета за январь-октябрь 1997 года | |Утвержденный |Фактически исполненный на 1.11.97 | | |бюджет | | |Показатели |на 1997 год, |трлн. руб |в % к |в % к | | |трлн. руб | |итогу |утвержденному | | | | | |бюджету | |Доходы |434,4 |231,0 |100 |53,2 | |В том числе: | | | | | |налоговые |374,6 |177,4 |76,8 |47,4 | |из них: | | | | | |- налог на прибыль |76,5 |24,3 |10,5 |31,8 | |- подоходный с физ. лиц|- |1,6 |0,7 |- | |- НДС |171,9 |84,6 |36,6 |49,2 | |- акцизы |75,9 |37,3 |16,1 |49,1 | |неналоговые |25,2 |28,2 |12,2 |111,9 | |из них: | | | | | |- от |7,7 |5,7 |2,5 |74,0 | |внешнеэкономической | | | | | |деятельности | | | | | |- от продажи гос. |4,2 |11,6 |5,0 |276,2 | |имущества | | | | | |Расходы |529,8 |308,5 |100 |58,2 | |из них: | | | | | |- на гос. управление |11,6 |7,6 |2,5 |65,5 | |- на международную |10,2 |6,5 |2,1 |63,7 | |деятельность | | | | | |- на национальную |104,3 |62,4 |20,2 |59,8 | |оборону | | | | | |- на правоохранительную|46,7 |34,7 |11,2 |74,3 | |деятельность и | | | | | |обеспечение | | | | | |безопасности | | | | | |- на промышленность, |49,6 |18,5 |6,0 |37,3 | |энергетику и | | | | | |строительство | | | | | |- на сельское хозяйство|16,1 |9,0 |2,9 |55,9 | |и рыболовство | | | | | |- на |54,3 |40,5 |13,1 |74,6 | |социально-культурные | | | | | |мероприятия | | | | | Консолидированный бюджет РФ в 1940-65 гг. (млрд. руб) |Показатели |1940 |1950 |1955 |1960 |1965 | |Доходы |2,6 |5,5 |7,5 |26,6 |34,2 | |Расходы |2,5 |5,4 |7,5 |26,2 |34,1 | Источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ в 1995 году (трлн. руб) |Показатели |на 1.10.95 |на 1.01.96 | |Общее финансирование |20,5 |43,1 | |в том числе | | | |Внутреннее финансирование |12,8 |19,7 | |из него: | | | |- кредиты банка России |-0,1 |-1,2 | |- государственные краткосрочные|16,7 |24,7 | |обязательства | | | |- казначейские обязательства |-0,8 |-0,8 | |Внешнее финансирование |7,7 |23,4 | |и него: | | | |- кредиты международных |16,6 |29,5 | |финансовых организаций | | | |- кредиты правительств |-6,3 |-6,1 | |иностранных государств, | | | |иностранных коммерческих банков| | | |и фирм предоставленных РФ | | | Сравним это с Динамика структуры источников финансирования дефицита федерального бюджета в 1997 году (в % к итогу) |Показатели |1 января |1 октября | |Неточное финансирование дефицита |100 |100 | |Внутренние |55,2 |43,7 | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |