рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансовй контроль

федеральных средств. Они также проводят на договорной основе по обращениям

органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного

самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов)

поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных

фондов и доходов от имущества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать

меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и

неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об

устранении и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с

законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании

с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в

нарушении законодательства; передавать материалы ревизий и проверок в

правоохранительные органы.

Территориальные КРУ также вправе контролировать качество проведения

аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций

(кроме аудита в банковской сфере). По результатам проверок территориальные

КРУ имеют право ставить вопрос перед Минфином России об аннулировании

лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Руководители территориальных КРУ назначаются на должность и

освобождаются от нее Минфином России.

Финансовый контроль со стороны специализированных органов.

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России

существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой

деятельности которых является конкретная область финансов, например

налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к

рыночной экономике стало необходимым выделение налоговых органов в ^особую

систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы

контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью

исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других

обязательных платежей.

В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной

налоговой службе РСФСР" была создана при Министерстве финансов РСФСР единая

система контроля за соблюдением налогового законодательства, за

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в

соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей,

установленных законодательством.[19] Указом Президента РФ от 1 декабря 1991

г. № 3402 утверждено Положение о Государственной налоговой службе

Российской Федерации, которым предусмотрено, что органы Государственной'

налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за

соблюдением налогового законодательства[20]. В соответствии с Указом

Президента от 23 декабря 1998 г. служба была преобразована в Министерство

Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), входящее в систему

федеральных органов исполнительной власти и подчиняющееся Президенту РФ и

Правительству страны [21].

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также налоговые

органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное

оперативное звено— городские и районные налоговые инспекции, поскольку

именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет

налогоплательщиков. В свою очередь, МНС России контролирует деятельность

нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие налоговых

органов с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым

законодательством проверять любые денежные документы у юридических и

физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц

без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за

исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение

хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность

исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов

производственные, складские и торговые помещения; применять меры

принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая

изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в

банках. Налоговые органы также имеют право наложения административных

штрафов и иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления

государственной дисциплины в целях соблюдения налогового законодательства в

1992 г. были созданы органы налоговой полиции при Государственной налоговой

службе РФ (Главное управление налоговых расследований — ГУНР). В

соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О Федеральных органах

налоговой полиции" (с изменениями и дополнениями) были образованы названные

органы, правопреемники ГУНР, которые являются правоохранительными органами

и составной частью сил обеспечения экономической безопасности страны[22]. В

соответствии с названным законом, а также Положением о Федеральной службе

налоговой полиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента

^Российской Федерации от 25 сентября 1999 г.[23] основными задачами

Федеральной службы налоговой полиции РФ являются:

-выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений;

- обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их

должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных

обязанностей;

- государственная защита должностных лиц налоговых органов,

федеральных органов налоговой полиции и их близких;

- выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах

и федеральных органах налоговой полиции.

.Федеральные органы налоговой полиции— централизованная система

органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим

органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской

Федерации. Соответственно в систему этих органов входят: Федеральная служба

налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП); органы Федеральная служба

органов налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам

федерального значения, автономной области, автономным округам (управления,

отделы) — территориальные органы; местные органы налоговой полиции

(межрайонные отделы управлений).

Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Директор, который

назначается на должность и освобождается Президентом РФ по представлению

Председателя Правительства.

Для выполнения поставленных перед налоговой полицией задач на нее

возлагаются соответствующие обязанности и предоставляются соответствующие

права:

- проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскных

мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и

пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших

указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принятие

мер по возмещению нанесенного государству ущерба;

- пользование при исполнении служебных обязанностей правами,

предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и

агентам валютного контроля;

- в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции

выносить в качестве предупредительной меры письменных предостережений

руководителям, главным бухгалтерам и иным должностным лицам банков и других

организаций независимо от организационно - правовых форм и форм

собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями

устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты

налогов и других обязательных платежей, представления отчетной и иной

документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в

соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления

бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика,

контролировать выполнение этих требований;

- наложение административного ареста на имущество юридических и

физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном

порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате

налогов, сборов и других обязательных платежей

для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов,

сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты;

- осуществление при наличии достаточных оснований внедрения своих

оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций

независимо от форм собственности, когда получение иными способами

необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения

доходов (прибыли) невозможно;

- право выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом

преступлении или нарушении, вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых

сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в

соответствующий бюджет и иные полномочия.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в

соответствии с Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г. "О государственном

страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по

надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[24].

Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР "О

страховании" от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном законе "Об

организации страхового дела в Российской Федерации"[25]. Ё 1996г.

Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства

финансов РФ с сохранением основных задач и функций [26].

Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо

лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового

рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за

соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.

Устанавливаются правила формирования размещения страховых резервов,

методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой

фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по

страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В

случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных

документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие

лицензий страховых фирм либо. Обратиться в арбитражный суд с иском об их

ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит

Центральному банку России (ЦБР). Как орган, наделенный властными

полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в

стране. Центральный Банк России осуществляет надзор за деятельностью

кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение —

Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными

организациями банковского законодательства и установленных Центральный Банк

России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов

нарушений или предоставлении кредитными организациями неполной или

недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости от вида

нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в

размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала;

выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению;

реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких

нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов

на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок

до шести месяцев и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация

банка.

На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за

соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении

товаров через таможенную границу Российской Федерации.

К другим государственным финансовым организациям относятся

государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система

органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и

использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих

соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся

Пенсионный фонд Российской Федерации[27], Фонд социального страхования[28],

Фонд обязательного медицинского страхования[29].

Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах и

ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и

специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями,

которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства

или ведомства. В МВД Российской Федерации, например финансовый контроль,

осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и других подразделений

непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД

России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-

ревизионной работой в системе МВД России осуществляет Контрольно-

ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России)[30].

Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного

подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД

краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и

подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД[31]. Контрольно-

ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии

финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства,

содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в

два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по

отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-

следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя

или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать

установленного, его продление допускается только с разрешения руководителя,

назначившего ревизию.

Основными задачами внутреннего финансового контроля являются:

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных

ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Для современного этапа развития нашей государственности характерны и

интеграционные процессы между государствами. Так, Российская Федерация и

Республика Беларусь в соответствии с Договором создают Союзное государство,

которое знаменует новый этап в их становлении и формировании на этой основе

правового государства[32]. В Договоре закреплены различные цели

государства, к которым, в частности, относится создание единого

экономического пространства для обеспечения социально-экономического

развития. Договором предусмотрено создание системы межгосударственных

органов, в том числе осуществляющих государственный контроль. К ним

относится, в первую очередь, Счетная палата. Она призвана: I) осуществлять

контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного

государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку счетов о

доходах и расходах всех органов Союзного государства; 2) устанавливать

законность полученных доходов и произведенных расходов, а также

рациональность управления финансами; 3) контролировать эффективность

использования имущества Союзного государства[33].

По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету

Министров и Парламенту Союзного государства ежегодный отчет. Органы

Союзного государства, национальные аудиторские организации либо

компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее

запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения

возложенных на нее функций. Счетная палата может, действуя по собственной

инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в

рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.

В целях реализации данного Договора разработана Программа действий

двух стран, включающая в том числе, унификацию налогового законодательства,

введение единой денежной единицы, формирование и исполнение бюджета

Союзного государства, формирование общего рынка ценных бумаг и создание

учреждений по эмиссии ценных бумаг, регулированию фондового рынка и ряд

других мероприятий[34].

Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется

эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является

важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере

финансов.

Глава II. Методы осуществления финансового контроля

2.1. Понятие и система методов финансового контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами

финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления.

Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда

факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов,

осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований

возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового

контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться

и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов

финансового контроля составляют: ревизия, проверка, анализ финансово-

хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более

частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие

задачи.

Ревизия — это наиболее действенный метод последующего

контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального

и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной

деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и

финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и

предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и

финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных

резервов.

Ревизия отличается от других методов контроля определенной

периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии

оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств

в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к

внешнему контролю.

Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится

по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем

ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и

финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического

и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных

документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности.

Тематические проверки (обследования) так же, как и ревизии, являются

формой не только внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и

внутрихозяйственного контроля. Они проводятся нерегулярно и оформляются,

как правило, справками или докладными записками.

Счетная проверка отчетности подразумевает контроль достоверности

бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля,

осуществляемого планомерно (как правило, один раз в год) финансовыми

органами, контролирующими расчеты предприятий и производственных

объединений по платежам из прибыли. Достоверность отчетных данных

проверяется, кроме того, статистическими и банковскими органами,

работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата

вышестоящих органов при приемке отчетности, ревизиях, тематических

проверках и анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных

предприятий.

Роль счетных проверок как одной из форм внутрихозяйственного контроля

возрастает на современном этапе, когда все большее развитие получают

крупные хозяйственные комплексы — производственные объединения. При этом

исключительно важен контроль достоверности исходной учетной информации

производственных единиц и других низовых подразделений, на основе, которой

впоследствии формируются сводные отчетные показатели по объединению в

целом. Основными вопросами для счетных проверок являются: достоверность

отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции,

прибыли, производительности труда, рентабельности; уровень затрат на

производство и себестоимость продукции и др.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр

финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта

для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой

деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и

нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля

предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово –

бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой

деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным

капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.