рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

расходов, их распределения не только между бюджетами (отдельных регионов

и муниципальных образований), но и между конечными получателями -

финансируемыми из бюджета предприятиями и организациями, группами

населения.

Теоретические концепции бюджетного федерализма:

1. Корпоративная (применятеся в ФРГ), суть: есть разпределение налогов на

федеральные, региональные и местные. Применяется принцип равенства

равенства региональных потребностей. Применяется политика выравнивания

через федеральный бюджет.

2. Конкурентная (применятеся в США), суть: нет распределиня налогов,

действует принцип – «один налог – один бюджет». Выравнивание регионов

производится через гос. программы.

3. Индивидуальная (договорная) межбюджетные отношения строятся на основании

договоров между центральными органами власти и субъектами федерации (в РФ

в начале 90-ых годов такие договоры были заключены с республиками

Татарстан, Башкортостан и Саха-Якутия).

В настоящий момент бюджетный федерализм в РФ можно назвать корпоративным.

Очевидно, что индивидуальный принцип для РФ на сегодняшний день неприемлем.

Помимо коррупции подобная практика межбюджетных отношений ведёт к

дальнейшему разрыву в экономическом и социальном развитии между субъектами

РФ, а это, в свою очередь, негативно сказывается на политической и

экономической ситуации в стране вцелом. Корпоративная модель, является

наиболее приемлемой для РФ . Во-первых, сейчас именно на её принципах

построены межбюджетные отношения в РФ, во-вторых, уровень социально-

экономического развития регионов РФ очень разница, поэтому без бюджетного

выравнивая нашей стране не обойтись, в – третьих, традиции федеративных

отношений (в том числе и бюджетных) в России ещё не сформированы, поэтому

бОльшая централизация в сфере бюджетных отношений является очевидным

плюсом.

.

Рассмотрим структуру доходных и расходных полномочий по разным

звеньям бюджетной системы РФ.

Таблица 1 Распределение расходных полномочий между бюджетами различного

уровня (8)

|ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ |БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ |МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ |

| |ФЕДЕРАЦИИ | |

|ОБЕСПЕчЕНИЕ ДЕяТЕЛЬНОСТИ|обеспечение |содержание органов |

|ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ |функционирования органов|местного самоуправления;|

|ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И |законодательной | |

|ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, |(представительной) и |формирование |

|ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО|исполнительной власти |муниципальной |

|УПРАВЛЕНИя; |субъектов Российской |собственности и |

|функционирование |Федерации; |управление ею; |

|федеральной судебной |обслуживание и погашение|организация, содержание |

|системы; |государственного долга |и развитие учреждений |

|осуществление |субъектов Российской |образования, |

|международной |Федерации; |здравоохранения, |

|деятельности в |проведение выборов и |культуры, физической |

|общефедеральных |референдумов субъектов |культуры и спорта, |

|интересах; |Российской Федерации; |средств массовой |

|национальная оборона и |обеспечение реализации |информации, других |

|обеспечение безопасности|региональных целевых |учреждений, находящихся |

|государства; |программ; |в муниципальной |

|фундаментальные |формирование |собственности или в |

|исследования и |государственной |ведении органов местного|

|содействие научно – |собственности субъектов |самоуправления; |

|техническому прогрессу; |Российской Федерации; |содержание муниципальных|

|государственная |осуществление |органов охраны |

|поддержка |международных и |общественного порядка; |

|железнодорожного, |внешнеэкономических |организация, содержание |

|воздушного и морского |связей субъектов |и развитие |

|транспорта; |Российской Федерации; |муниципального |

|государственная |содержание и развитие |жилищно-коммунального |

|поддержка атомной |предприятий, учреждений |хозяйства; |

|энергетики; |и организаций, |муниципальное дорожное |

|ликвидация последствий |находящихся в ведении |строительство и |

|чрезвычайных ситуаций и |органов государственной |содержание дорог |

|стихийных бедствий |власти субъектов |местного значения; |

|федерального масштаба; |Российской Федерации; |благоустройство и |

|исследование и |обеспечение деятельности|озеленение территорий |

|использование |средств массовой |муниципальных |

|космического |информации субъектов |образований; |

|пространства; |Российской Федерации; |организация утилизации и|

|содержание учреждений, |оказание финансовой |переработки бытовых |

|находящихся в |помощи местным бюджетам;|отходов (за исключением |

|федеральной | |радиоактивных); |

|собственности или в |обеспечение |содержание мест |

|ведении органов |осуществления отдельных |захоронения, находящихся|

|государственной власти |государственных |в ведении муниципальных |

|Российской Федерации; |полномочий, передаваемых|органов; |

|формирование федеральной|на муниципальный |организация |

|собственности; |уровень; |транспортного |

|обслуживание и погашение|компенсация |обслуживания населения и|

|государственного долга |дополнительных расходов,|учреждений, находящихся |

|Российской Федерации; |возникших в результате |в муниципальной |

|пополнение |решений, принятых |собственности или в |

|государственных запасов |органами государственной|ведении органов местного|

|драгоценных металлов и |власти субъектов |самоуправления; |

|драгоценных камней, |Российской Федерации, |обеспечение |

|государственного |приводящих к увеличению |противопожарной |

|материального резерва; |бюджетных расходов или |безопасности; |

|проведение выборов и |уменьшению бюджетных |охрана окружающей |

|референдумов Российской |доходов местных |природной среды на |

|Федерации; |бюджетов; |территориях |

|обеспечение реализации |прочие расходы, |муниципальных |

|решений федеральных |связанные с |образований; |

|органов государственной |осуществлением |реализация целевых |

|власти, приведших к |полномочий субъектов |программ, принимаемых |

|увеличению бюджетных |Российской Федерации. |органами местного |

|расходов или уменьшению | |самоуправления; |

|бюджетных доходов | |обслуживание и погашение|

|бюджетов других уровней;| |муниципального долга; |

| | |целевое дотирование |

|обеспечение | |населения; |

|осуществления отдельных | |содержание муниципальных|

|государственных | |архивов; |

|полномочий, передаваемых| |проведение муниципальных|

|на другие уровни власти;| |выборов и местных |

| | |референдумов; |

|финансовая поддержка | |финансирование |

|субъектов Российской | |реализации иных решений |

|Федерации; | |органов местного |

|официальный | |самоуправления и прочие |

|статистический учет; | |расходы, отнесенные к |

|прочие расходы. | |вопросам местного |

| | |значения, определяемые |

| | |представительными |

| | |органами местного |

| | |самоуправления в |

| | |соответствии с бюджетной|

| | |классификацией |

| | |Российской Федерации. |

Следующие группы расходов финансируются совместно федеральным бюджетом,

бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами:

. государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной

энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства,

автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства,

метрополитенов;

. обеспечение правоохранительной деятельности;

. обеспечение противопожарной безопасности;

. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-

изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

. обеспечение социальной защиты населения;

. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства

природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

. развитие рыночной инфраструктуры;

. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской

Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

. обеспечение деятельности средств массовой информации;

. финансовая помощь другим бюджетам;

прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таблица 2. Федеральные, региональные и местные налоги.

|ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ |РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ |МЕСТНЫЕ НАЛОГИ |

|НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ |налог на имущество |земельный налог |

|СТОИМОСТЬ |организаций |налог на имущество |

|акцизы |налог на недвижимость |физических лиц |

|налог на прибыль |дорожный налог |налог на рекламу |

|предприятий и организаций|налог с продаж |налог на наследование или|

| |налог на игорный бизнес |дарение |

|налог на доходы от |налог на вмененный доход |местные целевые сборы (на|

|капитала |сбор на нужды |содержание милиции, на |

|подоходный налог с |образовательных |благоустройство |

|физических лиц |учреждений |территории и т.д.) |

|взносы в государственные |региональные лицензионные|налог на содержание |

|внебюджетные и бюджетные |сборы |жилищного фонда и |

|фонды | |объектов |

|государственная пошлина | |социально-культурной |

|таможенные пошлины и | |сферы |

|сборы | |местные лицензионные |

|налог на пользование | |сборы |

|недрами | | |

|налог на воспроизводство | | |

|минерально-сырьевой базы | | |

|налог на дополнительный | | |

|доход от добычи | | |

|углеводородов | | |

|сбор за право пользования| | |

|объектов животного мира и| | |

|водными биологическими | | |

|ресурсами | | |

|лесной налог | | |

|водный налог | | |

|экологический налог | | |

|федеральные лицензионные | | |

|сборы | | |

Источник: Налоговый Кодекс РФ, Закон "Об основах налоговой системы РФ"

Таблица 3. Распределение налоговых доходов между бюджетами различного

уровня

|НАЛОГ |ФЕДЕРАЛЬНЫЙ |БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ |

| |БЮДЖЕТ | |

|1. НАЛОГ НА |ПО СТАВКЕ 11% |ПО СТАВКЕ НЕ ВЫШЕ 19% |

|ПРИБЫЛЬ | | |

|ПРЕДПРИяТИЙ И | | |

|ОРГАНИЗАЦИЙ | | |

|2. НАЛОГ НА |85% * |15% * |

|ДОБАВЛЕННУЮ |100% ** |0% ** |

|СТОИМОСТЬ | | |

|3. Подоходный |16%* |84%* |

|налог с |1%** |99%** |

|физических лиц | | |

|4. Акцизы на |50% |50% |

|спирт питьевой,| | |

|водку и | | |

|ликеро-водочные| | |

|изделия | | |

|5. Акцизы на |100% |0% |

|импорт, | | |

|минеральное | | |

|сырье, топливо,| | |

|автомобили | | |

|6. Акцизы на |0% |100% |

|остальные виды | | |

|подакцизных | | |

|товаров | | |

|7. Налог на |60% |40% |

|покупку | | |

|иностранных | | |

|денежных знаков| | |

|8. Земельный |30% |20% – региональные бюджеты, 50% – |

|налог | |муниципальные бюджеты |

|9. Налог с |0% |40% – региональные бюджеты |

|продаж | |60% – муниципальные бюджеты |

|10а. Единый |25% – |50% |

|налог на |федеральный | |

|вмененный |бюджет | |

|доход, |25% – социальные| |

|уплачиваемый |внебюджетные | |

|организациями |фонды и дорожный| |

| |фонд | |

|10б. Единый |0% |75% – бюджеты субъектов Федерации |

|налог на | |25% – государственные внебюджетные фонды |

|вмененный | | |

|доход, | | |

|уплачиваемый | | |

|предпринимателя| | |

|ми | | |

* до 01.01.2001

** начиная с 01.01.2001

Источник: Налоговый Кодекс РФ, Закон "Об основах налоговой системы РФ"

2.6. Зависимость федерального бюджета РФ от внешнеэкономической

конъюнктуры.

Рассмотрим 2 графика:

График № 1 доходы федерального бюджета РФ млрд.

руб.(11)

График № 2 Экспорт из РФ

млрд. $

Для сравнения взяты графики доходной части федерального бюджета РФ за

ряд лет и экспорта из РФ, так как влияние внешнеэкономической конъюнктуры

проявляется в росте или снижении экспорта из РФ (основные товары нашего

экспорта – нефть, газ и метталлы, цены на них очень подвержены колебанию).

Из данных графиково видно, росту доходов федерального бюджета с 1994 по

1997 год соответствует рост экспортных поступлений. Снижение экспорта в

1998 году, связанное в первую очередь с резким падением мировых цен на

нефть, привело к снижению доходной части федерального бюджета, резкий рост

экспортных поступлений в 2000 году привёл к практически двукратному росту

доходов федерального бюджета в сравнении с предшествующим годом. Однако, в

2001 году, несмотря на некоторое снижение экспортных поступлений, доходная

часть федерального бюджета заметно выросла. Это может указывать на то, что

экономика, а вместе с ней бюджетная система РФ, уже не так сильно зависит

от внешнеэкономической конъюнктуры, если данная тенденция сохранится в

этом, а так же следующем 2003 году, можно будет сделать выводо о том, что

зависимость бюджета РФ от внешнеэкономической конъюнктуры стала ослабевать.

Выводы:

1. Бюджетная система РФ состоит из 3-ёх уровней и функционирует согласно

принципам, указанным в БК РФ.

2. До 2001 года в РФ имел место дефицит федерального бюджета. Причины этого

явления нужно искать ещё во временах СССР, когда бюджетные расходы

неизменно росли горазно быстрее бюджетных доходов, а в последние годы

существования СССР эти величины изменялись разнонаправленно (доходы

сокращались, а срахроды росли), Правительства времён Гайдара,

Черномырдина и Кириенко пытались, бороться с дефицитом путём сокращения

бюджетных расходов и выпуска ГКО и ОФЗ (Правительство Гайдара ГКО не

выпускало, видимо, просто не успели), подобная политика закончилась

финансовым кризисом 1998 года. Экономический рост, вызванный

девальвацией рубля, а позже ростом мировых цен на нефть привёл к

расширению налогооблагаемой базы и, как следствие, росту доходов

федерального бюджета. Как уже было написано выше, с 2001 года в РФ нет

бюджетного дефицита. Однако, больших поводов для оптимизма это не даёт,

так как расходы бюджета очень малы (зарплаты работников бюджетной сферы

и гос. служащих, затраты на науку, образование и здравоохранение

нуждаются в повышении).

3. Во времена президенства Б.Н. Ельцина бюджетной политики как таковой в РФ

не было. Сейчас в целом ряде официальных документов («Программа

Правителсьтва на долгосрочную перспективу», бюджетное послание

Президента РФ на 2002 год) сформулированы основные положения бюджетной

политики РФ. Нужно сказать, что сейчас наша страна находится только в

начале пути по разработке эффективной бюджетной политики, поэтому

неизбежны ошибки, а о правильности или нет тех или иных решений мы

сможем судить через некоторое время.

4. Межбюджетные отношения в РФ строятся по принципам бюджетного

федерализма. Корпоративная форма бюджетного федерализма наиболее

приемлема для нашей страны.

5. Федеральный бюджет РФ подвержен зависимости от внешнеэкономической

конъюнктуры, что является его негативной стороной. Однако в настоящее

время наметилась тенденция к сокращению такого влияния.

Глава 3.

Проблема оптимизации бюджетных расходов в РФ.

1. Проблема нецелевого использования бюджетных средств.

Очевидено, без борьбы с нецелевым использованием (а по сути

разворовыванием) средств государственного бюджета говорить ни о какой

оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование бюджетных

средств в России стало массовым явлением. Должного контроля за тем, как

Правительство, областные (республиканские) или муниципальные власти

расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что его порядок не

определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение

доходных и расходных статей федерального бюджета и федеральных внебюджетных

фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и

целесообразность расходов государственных средств и использования

федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов

федеральных законов, нормативных правовых актов, так или иначе

затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.

Парламент имеет право заслушать отчет правительства об исполнении

бюджета и не утвердить его, если было нарушение. Но только Президент РФ

может отстранить от должности конкретного чиновника, виновного в нарушении

закона «О федеральном бюджете». В итоге торжествует известный с советских

времен принцип: «не важно, что записано в законе, важно, как к моим

действиям относится начальник».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.