рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Договор финансовой аренды

оплатить сделку.

Также лизингодатель полностью свободен от выполнения гарантийных

обязательств, связанных с выявлением дефектов в объекте лизинговой сделки.

Данная обязанность возлагается на изготовителя (поставщика) имущества и

лизингополучатель непосредственно обращается к ним с требованием об

устранении недостатков.

Несмотря на то, что лизингодатель в течении всего срока договора

остается собственником имущества, лизингополучатель принимает на себя

обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели,

техническое обслуживание). Поскольку риск случайной гибели имущества

возлагается здесь на пользователя, он обязан полностью выполнить денежное

обязательства перед лизингодателем. Поэтому, если объект сделки будет

случайно, не по вине сторон, уничтожен, лизингополучатель, в отличии от

арендатора, обязан вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму,

предусмотренную договором.

Такое распределение рисков в лизинговой сделке в отличии от арендной

является вполне обоснованным, т.к. лизингодатель приобретает имущество по

просьбе и в интересах лизингополучателя.1

При аренде все риски остаются за арендодателем, поэтому, если

имущество окажется в негодном состоянии по причинам, не зависящим от

арендатора, последний может требовать досрочного расторжения договора.

Соответственно по прекращению обязательства отпадают обязательства платить

арендную плату.

При расторжении договора лизинга до истечения его срока по требованию

лизингодателя, если пользователь имущества нарушил условия договора, или

по желанию лизингодателя последний также обязан продолжать вносить

лизинговые платежи или погасить общую сумму, предусмотренную договором, а

в некоторых случаях погасить неустойку.

По своему содержанию договор лизинга близок к договору проката.

Отличие – в объекте, сроках, объема ответственности и т.д.

Приобретая объект лизинга в собственность, лизинговая компания

финансирует покупку имущества. Оплата имущества – самая главная функция

лизингодателя. Если и говорить об адекватности лизинговых и кредитных

отношений, то только в экономическом смысле, так как с юридической точки

зрения, пользователь имущества не заключает с лизингодателем денежный

договор займа.

Западными учеными отстаивается мысль о том, что наличие в договоре

лизинга опциона на покупку позволяет квалифицировать его как договор купли-

продажи особого типа. Но следует учесть, что при договоре купли-продажи в

рассрочку право собственности переходит от продавца к покупателю, как

правило, в момент заключения договора. При договоре лизинга право

собственности сохраняется за лицом, предоставившим оборудование во

временное пользование. В содержание договора лизинга не включается

обязанность пользователя по приобретению имущества в собственность: вопрос

покупки оборудования полностью передан на рассмотрение пользователя.

Следовательно, ни один из отдельно взятых традиционных институтов

гражданского права не в состоянии адекватно регулировать весь комплекс

лизинговых отношений. На этом, в принципе, основывается второй подход к

решению вопроса о юридической природе договора лизинга. Лизинговые

отношения соответствуют принципиально новому типу правоотношений, что и

получает подтверждение в признании самостоятельного значения лизингового

договора.

Вопросы юридической природы лизинга разрабатывались в основном в

континентальной Европе в отличии от стран « общего права ». В США, Англии

усилия направлены на то, чтобы выработать критерии для отграничения на

практике договора лизинга от различных смежных правоотношений. Содержание

этих критериев зависит от того, с каким договором сопоставляется договор

лизинга, в каких целях производится ограничение и какой орган выносит

решение по данному вопросу.

4. Законодательство о финансовой аренде.

Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений -гарантия и залог

успешного развития лизингового бизнеса. Правовая же неопределенность

отношений с партнерами, а в ряде случаев незащищенность как лизингодателей,

так и лизингополучателей резко увеличивают степень риска лизинговых сделок

и являются причиной, сдерживающей предпринимательскую инициативу.

В соответствии с законодательством большинства развитых стран передача

в аренду машин и оборудования на условиях лизинга до недавнего времени

регулировалась общими нормами, определяющими отношения сторон при передаче

имущества во временное пользование. При этом нормативных актах

отсутствовала терминологическая определенность и однозначность. В последнее

время в гражданском праве ряда зарубежных стран даны юридические

определения лизинга и отдельных его видов, а в некоторых приняты

соответствующие законодательные акты. По уровню правового обеспечения

лизинговых отношений можно выделить три основные группы стран:

- имеющие специальные законы, которые регулируют лизинговые сделки

(континентальные страны Западной Европы: Франция, Бельгия, Италия);

- имеющие специальные подзаконные акты (страны ”общего права” - Англия,

Австралия, Новая Зеландия);

- не имеющие специального законодательства ( США, Германия).1

Для законов, принятых в странах первой группы, характерно то, что в

них регламентируются взаимоотношения не только между основными партнерами

(лизингодателем и лизингополучателем), но и между лизинговой компанией и

поставщиком, т.е. весь комплекс трехсторонних имущественных отношений,

возникающих при лизинге.

Во второй группе стран правовое регулирование лизинга осуществляется

в зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное

пользование, и от субъектов лизингового соглашения. Например, в

законодательной практике Англии при условии, что стоимость предмета лизинга

не превышает 2000 фунтов стерлингов, а пользователем является юридическое

лицо, применяются нормы закона об аренде-продаже 1965 года. Все остальные

случаи, не подпадающие под эти условия, регламентируются нормами «общего

права».

В странах третьей группы применительно к лизинговым сделкам широкое

использование находят также общие положения гражданского и торгового права.

Долгое время Российская Федерация относилась к числу стран, не имеющих

специального законодательства по урегулированию лизинговых отношений.

И лишь в 1994 году была предпринята первая попытка урегулировать

отношения лизинга на законодательном уровне. 17 сентября 1994 года был

принят Указ Президента РФ №1929 “О развитии финансового лизинга в

инвестиционной деятельности”. 1

В этом указе впервые дано законодательное определение лизинга и

признана его роль, как инструмента, открывающего доступ к инвестициям, в

различные сферы экономики. Помимо формирования основных понятий лизинговой

деятельности указ обязал правительство:

- подготовить рекомендации по вопросу о присоединении Российской Федерации

к Конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом Лизинге, Оттава, 1988 год;

- использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в

России;

- установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому

договору;

- разработать постановление правительства по вопросам финансового лизинга.

С тех пор органами исполнительной и законодательной власти принято

больше десяти нормативных актов, способствующих, в целом, развитию лизинга

в России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующих

лизинговую деятельность, следует отметить следующее:

- наличие основных определений и терминов лизинга;

- достаточная свобода договорных отношений;

- ускоренная амортизация лизингового оборудования;

- включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость

продукции;

- рекомендации по установлению таможенных льгот для лизинговых компаний;

- рекомендации по снижению некоторых налогов для лизинговых компаний;

- ратификация Конвенции о Международном Финансовом Лизинге УНИДРУА;

- принятие Федерального Закона “ О лизинге”.

В развитии в 1994 году Указа Президента 29 июля 1995 года было принято

Постановление Правительства РФ №633 “О развитии лизинга в инвестиционной

деятельности”. Этим Постановлением Министерству Экономики было поручено

разработать с Министерством Финансов уставные документы лизинговой

компании, проекты лизинговых договоров и определить механизм расчета

лизинговых платежей.

Указанные нормативные акты определили основу лизинговых отношений,

права, обязанности сторон, требования к отражению лизинговых операций в

бухгалтерском учете. Среди принципов, определенных этими постановлениями

можно отметить следующие:

- в лизинговой сделке участвуют продавец, лизингодатель и

лизингополучатель;

- лизингодатель сохраняет право собственности на сдаваемое в лизинг

имущество в течении всего срока действия лизингового договора;

- разрешается применение штрафных санкций (размер штрафа оговаривается в

договоре) в отношении лизингополучателя за просроченные платежи;

- лизингодатель имеет право потребовать возврата имущества у

лизингополучателя, если последний не выполняет условий договора;

- определяются основные положения лизингового договора.

Постановление содержало также рекомендации о:

- осуществлении специального изучения возможностей лизинга в привлечении

инвестиций при проведении конверсии оборонных предприятий, атомных

станций, инвестиций на развитие сельского хозяйства и строительства

дорог;

- создании специального фонда поддержки лизинга и организации международной

конференции по лизингу в Москве;

- установлении налоговых льгот, освобождающих лизинговые компании от налога

на прибыль, получаемые от реализации лизиноговых договоров на срок более

трех лет. Это освобождение от налога на прибыль распространялось на доход

по банковским кредитам, предоставленных лизинговым компаниям на срок

более трех лет;

- освобождении лизинговых компаний от НДС по некоторым видам оборудования;

- частичном освобождении от налоговых пошлин, налогов и акцизных сборов,

взимаемых при ввозе оборудования в режиме временного ввоза по лизинговому

договору;

- использовании Правительством опыта Европейской Ассоциации Лизинговых

Компаний, а также о рассмотрении вопроса о присоединении к Конвенции о

Международном Финансовом Лизинге, Оттава, 1988 г.

Кроме того, в Постановлении содержалась рекомендация о включении в

полном объеме в себестоимость продукции лизинговых платежей и платежей по

процентам за кредиты банка и других кредитных учреждений, которые были

использованы на осуществление лизинговой деятельности. Проценты по обычным

банковским кредитам, использованным для приобретения основных средств,

прежде не разрешалось относить на себестоимость продукции. Такая мера

предоставила лизинговым компаниям относительное преимущество в привлечении

клиентов. Эта рекомендация в последствии была закреплена в Постановлении

Правительства №1133, о котором речь пойдет далее.

В Письме ЦБ РФ от 30 июня 1995 года №12-16-7/2422 лизинговые платежи

не рассматривались как текущие валютные операции, что означало то, что для

реализации договоров международного лизинга необходимо наличие лицензии ЦБ,

причем для каждого договора отдельно. Это требование снижает

привлекательность международного лизинга, так как на получение лицензии

требуется достаточно много времени и это требует дополнительные отчетности

перед Центральным Банком. 1

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 года №1133 “О

внесении дополнений в Положение о составе затрат к производству и

реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции

(работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых

при налогообложении прибыли “ предусматривает, что проценты, выплачиваемые

сторонами лизинговой сделки по заемным средствам, использованным для

реализации лизингового договора, могут быть включены в себестоимость

продукции лизинговой компании с учетом установленных ограничений. 2

Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 года №167 “Об

утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской

Федерации” определен порядок получения лицензии лизинговыми компаниями и

предоставления полномочий Министерству Экономики по выдаче лицензии. 3

Лицензия, выданная Министерством Экономики, действительна на всей

территории России на срок от одного до пяти лет. Что касается вновь

образованных компаний, с ограниченным объемом капитала, то они могут

получить лицензию на срок от одного до двух лет. Министерство Экономики

перед выдачей лицензии может потребовать проведения аудита компании

независимыми экспертами. Постановление содержит также требование, что 40%

дохода лизинговой компании должно приходиться на деятельность по реализации

лизинговых договоров. Обязательным условием действия лицензии является

также осуществление деятельности в качестве лизингодателя, наличие не менее

одного находящегося в стадии реализации договора финансового лизинга в

течении срока действия лицензии.

Для получения лицензии лизинговые компании должны представить в

Государственную Регистрационную палату при Министерстве Экономики России

следующие документы:

- заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-

правовой формы лизинговой компании, её юридического адреса, номера

расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия

лицензии (от одного до пяти лет);

- копию учредительных документов лизинговой компании;

- копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

- справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о

постановке лизинговой компании на учет;

- документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой

компании;

- баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период и отчет о

результатах её финансовой деятельности за указанный период;

- копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или её

проверки органом Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Вновь создаваемые лизинговые компании не предоставляют документы,

указанные в двух последних пунктах.

Выдача лицензий осуществляется на платной основе. За рассмотрение

заявления о выдаче лицензии взимаются платежи в размере трех установленных

на момент подачи заявления минимальных размеров оплаты труда, а за выдачу

лицензии - в размере 100.

Решение о выдаче или отказе выдаче лицензий принимается Комиссией в

течение 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявления с приложением

всех необходимых документов.

По усмотрению Комиссии в случаях, предусмотренных Постановлением

Правительства №167 от 26.02.96 г., может быть принято решение о проведении

дополнительной экспертизы представленных лизинговой компанией документов. В

этом случае решение выносится не позднее 60 дней с момента подачи заявления

с приложением необходимых документов.

Следующим важным этапом в законодательном обеспечении лизинговой

деятельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 года

Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая). В главе 34

“Аренда” предусмотрен специальный параграф “Договор финансовой аренды

(лизинга)”, который предназначен для регулирования договорных операций,

возникающих по поводу финансовой аренды (лизинга) имущества.

Под договором финансовой аренды (лизинга) в Гражданском кодексе

Российской Федерации понимается соглашение, в силу которого арендодатель

(лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором

(лизингополучателем) имущество у определенного им же продавца и

предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и

пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК).

Таким образом, Гражданским кодексом установлено, что лизинговая сделка

определяется отношениями трех сторон: продавца, лизингодателя и

лизингополучателя. Лизингодатель является собственником арендованного

оборудования.

Граждански кодекс предоставил свободу участникам лизинговой сделки в

определении условий лизингового договора. Теперь не требуется, чтобы сумма

арендных платежей за весь период аренды была равной или близкой к стоимости

арендованного имущества или, чтобы срок аренды приблизительно равнялся

среднему сроку службы имущества. Кроме того, в Гражданском кодексе не

предусмотрено, что лизингополучатель единственный, кто несет риск потери

оборудования. Такие положения могут быть урегулированы в договоре.

Вступление в действие Части II Гражданского кодекса в марте 1996 года

закрепило правовую базу лизинга и явилось серьезным шагом на пути

формирования целостной системы правового регулирования лизинговых

отношений. В то же время Гражданский кодекс создает отдельные трудности для

развития лизинга. Так, например, Гражданский кодекс не предоставляет

лизингодателю право получить все причитающиеся ему лизинговые платежи в

случае существенного нарушения лизингополучателем своих обязательств по

договору. Помимо этого, определяя лизинг как предпринимательскую

деятельность, Гражданский кодекс лишает возможности, к примеру лиц,

занимающихся профессиональной творческой деятельностью, брать оборудование

в лизинг, а также ограничивает возможность оказания лизинговых услуг

организациям, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (например,

благотворительные фонды).

Постановление Правительства РФ №752 “О мерах государственной

поддержки лизинговой деятельности” от 27 июня 1996 года помогло определить

разницу между правом собственности на имущество и правом пользования

имуществом. Данное постановление предусматривает:

- применение механизма ускоренной амортизации к переданному в лизинг

движимому имуществу, которое относится к активной части основных фондов с

коэффициентом не выше 3;

- право выбора стороны, на чьем балансе отражается сданное в лизинг

имущество (за исключением объектов лизинговой сделки, на покупку которых

были использованы средства из государственного бюджета);

- выделение средств из федерального бюджета на финансирование

инвестиционных проектов, реализуемых с использованием финансового

лизинга. 1

Постановление Правительства РФ от 27 июля 1997 г. №915 “О мероприятиях

по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 г.“ разделяет

концепцию, согласно которой лизинг является важным инструментом

инвестиционной деятельности и содержит рекомендации о:

- снижении таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования,

которое не имеет аналогов в России;

- проведении обучения по лизингу.

Однако, хотя в Постановлении говорится о необходимости принятия мер,

направленных на развитие финансового лизинга, в нем четко не определены,

какие министерства, имеющие отношение к лизингу, ответственны за реализацию

указанных в Постановлении мер по поддержке лизинга и не определено, каковы

должны быть результаты деятельности соответствующих министерств и ведомств

в этой области. 1

Еще одним важным этапом законодательного урегулирования отношений

лизинга стало принятие Государственной Думой решения о присоединении

Российской Федерации к конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом

лизинге, принятое 16 января 1998г. Принятое думой решение является

значительным и позитивным шагом, так как конвенция получила широкое

признание во всем мире и послужило в качестве серьезной базы для написания

национального закона о лизинге.

В преамбуле данной конвенции сформулирована ее основная цель -

устранение имеющихся юридических препятствий на пути международного

финансового лизинга, адаптации традиционных двусторонних договоров аренды к

трехсторонним и самое главное, установление единообразных норм,

регулирующих правовые взаимоотношения всех участников лизинговой сделки.

Важно отметить, что действие конвенции распространяется только на

лизинг оборудования и не касается недвижимого имущества.

Настоящая Конвенция регулирует отношения по финансовому лизингу, при

которых одна сторона (лизингодатель):

- заключает, по указанию другой стороны, (лизингополучателя) договор

(договор на поставку) с третей стороной (поставщиком), в соответствии с

которым закупает оборудование, имущество или инструментарий на условиях,

подтвержденных арендатором в том, что его касается;

- заключает договор (договор лизинга) с пользователем, предоставляя ему

право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.

В конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров – купли-

продажи и договора лизинга. При этом, пользователь должен одобрить условия

первого договора, а поставщик должен знать для каких целей приобретается

оборудование.

Таким образом, как определение, так и требования, по которым сделки

могут быть отнесены к международному финансовому лизингу, полностью

совпадают с российскими.

Конвенция ограничивает сделки, которые могут подходить под определение

международного финансового лизинга. Она исход из классического лизинга,

которому свойственен трехсторонний характер. 1 Поэтому из сферы действия

конвенции исключены сделки, имеющиеся двусторонний характер. Также действие

конвенции не распространяется на лизинг оборудования для личных целях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.