рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по экономической теории

процесса или явления, структура которого определяется как его объективными

свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с

одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным

воспроизведением, с другой — служит его преобразованию в соответствии со

сформулированными целями (см. рис. 1.9).

Реальный мир Модель

Рис. 1.9. Соотношение модели и реального мира

Простейшим видом экономико-математического моделирования является

моделирование в двухмерном пространстве — при помощи графиков.

Отрицательный наклон Положительный наклон

[pic][pic]

Рис. 1.10. Графическое изображение простейших

(линейных) зависимостей

Положительный наклон Y1

[pic]

Отрицательный наклон Y1

[pic]

Положительный наклон

Y

[pic]

Отрицательный наклон

Y

Отрицательный наклон

[pic]

Положительный наклон

Рис. 1.11. Определение наклона кривых

[pic]

Рис. 1.12. Виды моделей

Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Великая

депрессия 1929—1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей

системы.

Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному

для предшествовавшей экономической теории, рассмотрению функционирования

народного хозяйства как единого целого (макроэкономика).

Это достигается, во-первых, в анализе таких категорий, как

национальный доход, сбережения, инвестиции и моделирование взаимосвязей

между ними;

во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и

совершенствования экономико-математических методов их обработки (развитие

эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следственные связи вытесняются

функциональными и структурными, происходит четкое разграничение микро- и

макроэкономики.

Экономические эксперименты. Изучение естественного хода явлений и

процессов экономической жизни ставит на повестку дня проведение

экспериментов.

Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение

экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее

благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне,

как в условиях рыночной экономики, так и вне ее (см. рис. 1.13).

[pic]

Рис. 1.13. Виды экспериментов

11. Литература

1. Базовый учебник

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М,

1999. Гл. 1.

2. Основные учебники и учебные пособия

Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. – М.:

Прогресс,1965.

Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица и И. Н.

Никулиной. - М.: Высшая школа. 1994.

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика. -

СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. -СПб., 1992.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика.- М.:

Республика, 1992.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. -М.: Прогресс,

1976. Т.2.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: экономика, 1992.

Самуэльсон П. Экономика.- М.: Прогресс, 1964.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1993.

Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М.:

Финансы и статистика, 1992.

Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М. БЕК, 1997.

3. Сборники задач и тестов

Зейдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело,1993.

Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по

экономической теории. – М.: Владос, 1998.

Микро-, макроэкономика. Практикум. / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. СПб.:

«Литера плюс», 1994.

Морган М. Дж. Руководство к изучению учебника Фишера С., Дорнбуша Р.,

Шмалензи Р. «Экономика». – М.: Дело, 1997.

Сборник задач по экономике.: Учебное пособие / Отв. ред. Ю. Е.

Власьевич. – М.: БЕК, 1996.

Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и

макроэкономика. Киров, 1994.

Тесты и задачи по микроэкономике и макроэкономике / Под ред. А. В.

Сидоровича и Ю. В. Таранухи. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Специальная литература

Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории. М.:

Наука,1993.

Алле М. Современная экономическая наука и факты // THESIS. Т. 2. Вып. 4,

1994. С. 11—19.

Барр Р. Политическая экономия. М.: Международные отношения, 1994. Т. 1.

С. 8—55.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд., 1994.

Гл.17. С. 647—661.

Всемирная история экономической мысли в шести томах. Т. 1. М.: Мысль,

1987. С. 28—35, 158—166, 354—361; Т. 2, 1988. С. 20—24, 43—47, 320—324; Т.

3, 1989. С. 104—110, 407—416; Т. 4, 1990. С. 418— 430; Т. 5, 1994. С.

508—522; Т. 9, книга II, 1997. С. 168—191.

Кобринский Н. Е., Майминас Е. 3., Смирнов А. Д. Экономическая

кибернетика. М., 1982. Гл. 1, 2. С. 11—45.

Малахов В. П. Логика предпринимательства. М.: ТОО "Классика", 1993.

Маркс К. Капитал. Предисловие к 1-му и Послесловие ко 2-му изданию //

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 5—22.

Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 гг. Введение. Ч. 1., П. 3.

Метод политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч.

1. С. 36—45.

Маршалл А. Принципы экономической науки'. Т. 1. Кн. 1. Гл. 2. М.:

Прогресс, 1993. С. 69—84.

Нуреев Р. М. Предмет политической экономии и основные черты ее метода.

М.: МГУ, 1986.

Нуреев Р. М. Предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и

гносеология // Вопросы экономики. 1993. № 4. С. 121—144.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. Т. 1. Ч. 1. Гл. 1.

М.: Прогресс, 1976. С. 65—93.

Петти В., Кенэ Ф., Смит А. и Рикардо Д. о методе политической экономии

(выдержки из произведений) // Развитие метода политической экономии. М.:

Экономика, 1986. С. 36—40, 41—42, 57—54, 75—77.

Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 1. С.

10—23.

Современная экономическая мысль / Под ред. С. Вайтпрауба. М.: Прогресс.

1981. Гл. 23. С. 661—682.

Суслов И. П. Методология экономического исследования. 2-е изд. М.:

Экономика, 1983.

Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. Т. 2.

Вып. 4. 1994. С. 20—52.

Хаусман Д. Экономическая методология в двух словах // МЭиМО, 1994. № 2.

С. 105—113; № 3. С. 105—113.

Шумпетер И. А. История экономического анализа. Ч. 1. Гл. 1. П. 2, 3; Гл.

2, 3; Гл. 4. П. 1 // В кн.: Истоки: вопросы истории народного хозяйства и

экономической мысли. Вып. 1. М.: Экономика, 19892, С. 248—284.

Краткое изложение истории развития предмета экономической теории можно

найти в статье Р. М. Нуреева, более развернутое — в книгах Р. Барра, А.

Пезенти, а также в монографии В. С. Автономова. Глубокий анализ схоластики

как первого опыта систематизации категорий дан в "Истории экономического

анализа" И. Шумпетера. Собственное представление о политической экономии

можно приобрести из хрестоматии "Метод политической экономии".

Классификация основных течений Экономикса дана в работе Б. Кларка. Хотя

задач на вводную тему почти нет, некоторые упражнения можно найти в

"Практикуме микро-, макроэкономики" и в "Сборнике задач по экономической

теории".

Общую панораму развития методологии экономической науки можно найти в

хрестоматии "Метод политической экономии", в работе М. Блауга (гл. 17), а

также в обзорной статье Д. Хаусмана. Взаимоотношения экономической теории с

другими общественными науками раскрываются И. Шумпетером. Развернутая

характеристика формальной логики представлена в монографии И. П. Суслова,

некоторые формально-логические ошибки упомянуты в учебнике К. Макконнелла и

С. Брю, более подробно типичные формально-логические ошибки, встречающиеся

в хозяйственной практике, разобраны в задачнике В. П. Малахова "Логика

предпринимательства". Метод материалистической диалектики охарактеризован

во Введении к "Экономическим рукописям 1857—1858 гг." К. Маркса.

Методологические проблемы современного Экономикса раскрыты в статьях М.

Алле и М. Фридмена.

Тема 2. Основы экономического анализа.

Учебные цели

1. Сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая

экономическая система, независимо от ее социальных характеристик и

политической ориентации.

2. Показать механизм решения этих проблем в различных экономических

системах.

3. Выяснить, что такое производственные ресурсы и каковы принципы их

классификации.

4. Уяснить, что такое представляет собой модель и кривая

производственных возможностей, каковы их основые функции в

экономическом анализе.

5. Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность

альтернативных издержек и закона убывающей производительности

факторов производства.

6. Выяснить основные ступени развития экономических систем.

7. Уяснить соддержание характеристики современных экономических

систем.

План

2.1. Потребности, ресурсы, выбор.

2.2. Экономический кругооборот.

2.3. Экономические системы: основные ступени развития.

2.4. Современные экономические системы.

2.1. Потребности, ресурсы, выбор

Экономическая наука прежде всего изучает экономические потребности и

способы их удовлетворения.

Экономические потребности. В зависимости от того, являетесь ли вы

пессимистом или оптимистом, можно выбрать одно из двух определений

экономических потребностей.

С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями (economic

needs) обычно понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания

жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

Оптимисты предпочитают определять экономические потребности как

внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Именно экономические потребности выступают как внутренний побудитель

активной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные,

удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.),

и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например,

потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не

могут быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление экономических

потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение

между ними с развитием общества изменяется.

С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается

доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров длительного

пользования.

Экономические блага. Средства, удовлетворяющие потребности, называются

благами (goods).

Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например,

воздух), другие — в ограниченном размере. Последние называются

экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие

многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы

и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления

(хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые

(субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся

не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и

услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино —

театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и

стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут

быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные

(производственные).

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага

определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда,

совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и

средней интенсивности труда.

Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их

редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ,

способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что

любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое

экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных

потребностей.

Если q1,q2...,qn — совокупность определенных количеств каждого из n

благ, а р1,р2...,рn — их цены, то стоимость совокупного набора благ может

быть записана как (рiqi , где i = 1,...n.

Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны

косвенные экономические блага — ресурсы.

Экономические ресурсы. Экономические ресурсы (или факторы

производства) (economic resources) — это элементы, используемые для

производства экономических благ.

К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд,

капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и

информация.

Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид

человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно

использовать все другие факторы производства.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных

возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности

человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и

даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С

проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в

целом.

Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как правило,

ограничены; во всяком случае, их меньше, чем необходимо для удовлетворения

наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно,

ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило,

она преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность

экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и

полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно.

Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их

использованию. В этой связи перед экономической наукой встает двойная

задача — объективная и субъективная, или, выражаясь другими словами,

позитивная и нормативная.

Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер.

Поскольку экономическая наука анализирует поведение участников

экономических процессов, постольку она носит позитивный, отражающий

объективную реальность характер. Эти участники, подчиняясь ограничениям,

которые накладывают природа и общество, обладают свободой действия.

Тем не менее конечный результат их деятельности объективен, не зависит

от воли и сознания отдельных индивидов. Более того, такой результат далеко

не всегда оптимален, что связано как со сложившимися в обществе

институтами, так и с иррациональностью отдельных действий хозяйствующих

субъектов. Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, то

есть стремится найти наилучшие формы организации производства, постольку

она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере

экономики.

Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере

взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции. В

наиболее общем виде она выглядит следующим образом: Q = f (F1,F2,...,Fn),

где Q — объем производства; F1,F2,...,Fn — используемые производственные

ресурсы.

Экономический выбор. Множественность экономических целей при

ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора (economic

choice) — выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования,

при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных

затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы,

что, как и для кого производить, т. е. как определить условия и направления

использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только

пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты

решения возникших проблем.

В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства

(economizing): все общество как бы участвует в игре со строго определенными

и заранее всем известными правилами подобно партии в бридж.

При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает

"homo economicus" — разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный,

имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой

практический опыт ("человек-компьютер"). Его целью является достижение

максимальных результатов при данных затратах ресурсов или минимизация

затрат при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно

нереальна, так как существующая статистика слишком неточна, методы анализа

довольно грубы, а информация о реальной деятельности хозяйствующих

субъектов весьма ограничена.

Тем не менее теория оптимизации служит своеобразным руководством к

рациональной деятельности. В экономической теории предполагается, что

каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель —

удовлетворения своих потребностей, фирма — прибыли, профсоюз — доходов его

членов, государство — уровня народного благосостояния или, согласно теории

общественного выбора, престижа политиков.

Альтернативные издержки. В реальной действительности люди всегда

сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта

означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только

будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных

возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось

пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными издержками

(opportunity costs), издержками неиспользованных возможностей или

вмененными издержками.

Рассмотрим условный пример. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву

занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в

аэропорт). Стоимость проезда поездом 100 рублей, самолетом — 250 рублей. В

путешествие отправляются трое: Андреев, Борисов и Васильев. Часовая ставка

оплаты труда Абрамова — 20 рублей в час, у Борисова — 30, у Васильева — 50.

Каким видом транспорта поедут эти люди? 100 рублей в данном случае —

неизбежные затраты: какой бы из имеющихся в наличии транспорт ни выбрать,

меньше затратить не удастся. Поэтому дополнительными (предельными)

затратами являются 250-100 = 150 рублей. Неизбежные потери времени

составляют 3 часа, дополнительные (предельные) потери равны 8-3 = 5 часам.

Предметом анализа является сопоставление этих 150 рублей и 5 часов времени.

Андреев за эти 5 часов заработает лишь 100, его альтернативные издержки

(100) меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабилетов (150).

Следовательно, для него рациональнее (выгоднее) поехать поездом. Часовая

ставка Борисова — 30. В результате полета самолетом он сэкономит 5 часов,

за которые может заработать 150 рублей. Следовательно, экономия времени

дает возможность вернуть затраченную на авиабилет сумму. Поэтому ему с

точки зрения рационального поведения все равно, ехать ли поездом и потерять

5 часов времени или лететь самолетом и "отработать" перерасход ресурсов.

Что же касается Васильева, то очевидно, что для него, как говорил Б.

Франклин, "время — деньги", так как за 5 часов он сможет заработать 250

рублей, что значительно больше дополнительных затрат на авиабилет. Итак, с

точки зрения рационального поведения: Андреев поедет поездом, Васильев

полетит самолетом, а Борисову все равно. Этот простейший случай дает

прекрасный пример принятия экономических решений. Они принимаются, когда

дополнительные (предельные) выгоды должны быть не меньше дополнительных

(предельных) издержек:

MB ( МС,

где MB (marginal benefit) — предельные выгоды,

МС (marginal cost) — предельные издержки.

Производственные возможности. Производственные возможности (production

capacity) — возможности общества по производству экономических благ при

полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном

уровне развития технологии.

Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных

возможностей. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе

производятся лишь два блага: зерно и ракеты. Если общество использует свои

ресурсы для производства только зерна, то оно производит его 5 млн. т; если

же только для производства ракет, то их производится 6 штук. При

одновременном производстве обоих благ возможны следующие сочетания (см.

рис. 2.1).

Таблица производственных возможностей

|Возможности |Зерно (млн. т) |Ракеты (шт.) |

|А |5,0 |0 |

|Б |4,8 |1 |

|В |4,5 |2 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.